Экспериментально-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Огород на окне»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Рыбина Наталья Владимировна

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalno.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально-познавательный

проект для детей младшего

дошкольного возраста

«Огород на окне»

Подготовила: Рыбина Н.В.

воспитатель второй младшей группы

МАДОУ №17

г. Екатеринбург

Паспорт

Актуальность проблемы:

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок - самостоятельно или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему? », «зачем? », «Как устроен мир? » Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Тип проекта: экспериментально-познавательный, исследовательский.

Вид проекта: среднесрочный.

Время реализации проекта: 16 апреля – 30 мая 2018г.

Участники проекта: дети второй младшей группы «Цыплята», родители, воспитатели.

Цель проекта:

Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука и чеснока, как огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; развивать интерес к созданию ситуации опыта.

Задачи:

  1.  Формировать представления о росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, земля, свет, тепло).
  2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
  3. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
  4. Показать развитие луковиц на различных этапах роста.
  5. Учить выявлять изменения, которые происходят во время роста.
  6. Развивать практические навыки посадки луковиц.
  7. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах лука и чеснока.
  8. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
  9.  Воспитывать трудолюбие.
  10. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
  11. Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.
  12. Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:  

  • определение  цели  и  задач  проекта;
  • сбор информационного  материала;
  • создание  условий  для  организации работы  в  «огороде  на  окне»;
  • составление  плана  мероприятий по организации детской деятельности;
  • подбор художественной литературы;
  • подбор дидактических игр;
  • подбор иллюстраций на овощную тематику.

Основной:

Опытно-эксперементальная деятельность:

Перед тем, как посадить растения мы провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

Посадка лука (18.04.2018)

Мы взяли пять баночек и пять луковиц.

В первую баночку мы насыпали земли, посадили луковицу, поставили на окно, но не поливали.

Во вторую баночку мы насыпали земли, посадили луковицу, поставили на окно, но регулярно поливали.

В третью баночку мы налили воды, поставили в нее луковицу и выставили на окно.

В четвертую баночку мы поставили луковицу без земли и без воды и тоже поставили на окно.

В пятую баночку мы насыпали земли, посадили луковицу и регулярно поливали, но поставили ее в темное место.

Наблюдение (25.04.2018)

У первой луковицы появились маленькие корешки, у второй и пятой появились корни. Третья и четвертая луковицы без изменений.

Наблюдение (26.04.2018)

У второй луковицы появилось перо, корни стали длиннее. У третьей луковицы появились корешки. У пятой луковицы корни стали длиннее. Первая и четвертая – без изменений.

Наблюдение (28.04.2018)

У первой луковицы корешки высохли. У второй луковицы перо выросло на 3 см. У третьей и пятой  появилось перо. Четвертая  без изменений.

Наблюдение (03.05.2018)

У второй луковицы перо выросло на 10 см. У третьей луковицы перо выросло на 5 см, корни небольшие. У пятой луковицы перо выросло на 10 см, но желтого цвета. Первая и четвертая без изменений.

Наблюдение (08.05.2018)

Мы пятую луковицу поставили на свет и перо стало зеленым.

Вывод:

Наблюдая за ростом луковиц, посаженных в одно время, но в разных условиях, мы сделали вывод:

  1. для роста растений нужна вода;
  2. растениям необходим свет и тепло;
  3. растения лучше растут в земле.

Теперь мы можем приступить к посадке наших растений для проекта «Огород на окне», где мы посадим не только лук, но и чеснок, бобы, тыкву и овес.

В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера.

Посадка овощных культур (04.05.2018)

Наблюдение (08.05.2018)

У лука и чеснока появилось перо. Пророс овес.

Наблюдение (09.05.2018)

Проросли бобы.

Наблюдение (10.05.2018)

Проросла тыква. Овес вырос на 3-4 см, перо лука и чеснока выросло на 2-10 см. У бобов появился второй лист.

Вели наблюдение за веточкой смородины:

(23.04.2018) – принесли веточку с набухшими почками и поставили ее в воду.

(25.04.2018) – почки проклюнулись.

(28.04.2018) – появились маленькие листочки.

(03.05.2018) – листочки большие и соцветия смородины.

(10.05.2018) – на веточках образовались корни.

Образовательная область «Познание»:

«Огород на окне» (ООД по познанию предметного и социального мира);

Беседа с детьми «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»;

Беседы с детьми «Первые всходы»;

ООД «Опыты с луком»;

Презентация «Разновидности лука».

Образовательная область «Развитие речи»:

«Что растет на огороде» (ООД по развитию речи);

Разучивание пословиц, загадок;

Чтение художественной литературы: сказка «Как белки огород сажали», белорусская сказка «Пых», К. И. Чуковский «Огород», А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,  р.н.с. «Репка», «Вершки и корешки», украинская сказка «Колосок», Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Рисование: «Оранжевое настроение».

Конструирование: «Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор, «Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Дидактические игры: «Вершки и корешки», лото «Друзья лука», «Найди пару», «Проведи опыт», «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек».

Образовательная область «Физическое развитие»:

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…», «Репка и мышка», хоровод  «В хоровод мы пойдем».

Малоподвижная игра «Вершки и корешки».

Физкультминутки: «Огород», «В огороде поутру…».

Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим, рубим…».

Взаимодействие с семьей:

Буклет для домашнего чтения «Лук от семи недуг»;

Папка- передвижка «Польза лука для детей»;

Сбор материала для оформления огорода на окне;

Оформление мини-огорода на окне.

   3 этап – заключительный:

  В процессе исследований мы вместе с детьми наблюдали и фиксировали  в дневнике наблюдения все фазы роста растений:

• прорастание;

• всходы

• рост растений

 В результате, проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что:

• Растения требуют регулярного, хорошего полива.

• Растения любят солнышко.

• Растения можно вырастить в домашних условиях.

Заключение:

В результате данного проекта мы узнали:

1.  Научились сажать растения и ухаживать за ними, познакомились с условиями роста.

2. Познакомились с художественной литературой: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

3. У нас развился познавательный интерес к объектам живой природы ближайшего окружения.

В процессе данного проекта мы приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Благодаря проделанной работе, мы с детьми можем ответить на вопрос: «А можно ли вырастить «Огород» в домашних условиях?». А когда на улице станет тепло, наша рассада подрастёт, мы её высадим на нашем участке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-познавательная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: «Серебристая снежинка» Исполнитель: воспитатель Вылигжанина С. А,

Экспериментально-познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Любознательность необходимо сделать процессом управляемым, так как она должна формир...

Групповой проект для детей раннего возраста «Огород на окне. У Луки и Лукерьи».

Проблема:- дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследова...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Огород на окне»

Консультация для педагогов  МАСТЕР-КЛАССЦель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельно...

Презентация Экспериментально-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Цель проекта:Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать б...

Проект для детей старшей группы "Огород на окне"

Тип проекта: информационно – творческий; групповой.По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный.По содержанию: обучающий.По числу участников проекта: групповой....

Проект для детей младшей группы "Огород на окне"

Дети младшего дошкольного возраста в неполной мере имеют представление о культурных растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно — исследовательс...

Исследовательский проект для детей младшего возраста «Огород на окне»

Исследовательский проект для детей младшего возраста«Огород на окне»...