Экспериментально-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Огород на окне»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalno.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментально-познавательный
проект для детей младшего
дошкольного возраста
«Огород на окне»
Подготовила: Рыбина Н.В.
воспитатель второй младшей группы
МАДОУ №17
г. Екатеринбург
Паспорт
Актуальность проблемы:
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок - самостоятельно или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему? », «зачем? », «Как устроен мир? » Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Тип проекта: экспериментально-познавательный, исследовательский.
Вид проекта: среднесрочный.
Время реализации проекта: 16 апреля – 30 мая 2018г.
Участники проекта: дети второй младшей группы «Цыплята», родители, воспитатели.
Цель проекта:
Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука и чеснока, как огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; развивать интерес к созданию ситуации опыта.
Задачи:
- Формировать представления о росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, земля, свет, тепло).
- Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
- Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
- Показать развитие луковиц на различных этапах роста.
- Учить выявлять изменения, которые происходят во время роста.
- Развивать практические навыки посадки луковиц.
- Расширить знания и представления детей о полезных свойствах лука и чеснока.
- Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
- Воспитывать трудолюбие.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.
- Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- определение цели и задач проекта;
- сбор информационного материала;
- создание условий для организации работы в «огороде на окне»;
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности;
- подбор художественной литературы;
- подбор дидактических игр;
- подбор иллюстраций на овощную тематику.
Основной:
Опытно-эксперементальная деятельность:
Перед тем, как посадить растения мы провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
Посадка лука (18.04.2018)
Мы взяли пять баночек и пять луковиц.
В первую баночку мы насыпали земли, посадили луковицу, поставили на окно, но не поливали.
Во вторую баночку мы насыпали земли, посадили луковицу, поставили на окно, но регулярно поливали.
В третью баночку мы налили воды, поставили в нее луковицу и выставили на окно.
В четвертую баночку мы поставили луковицу без земли и без воды и тоже поставили на окно.
В пятую баночку мы насыпали земли, посадили луковицу и регулярно поливали, но поставили ее в темное место.
Наблюдение (25.04.2018)
У первой луковицы появились маленькие корешки, у второй и пятой появились корни. Третья и четвертая луковицы без изменений.
Наблюдение (26.04.2018)
У второй луковицы появилось перо, корни стали длиннее. У третьей луковицы появились корешки. У пятой луковицы корни стали длиннее. Первая и четвертая – без изменений.
Наблюдение (28.04.2018)
У первой луковицы корешки высохли. У второй луковицы перо выросло на 3 см. У третьей и пятой появилось перо. Четвертая без изменений.
Наблюдение (03.05.2018)
У второй луковицы перо выросло на 10 см. У третьей луковицы перо выросло на 5 см, корни небольшие. У пятой луковицы перо выросло на 10 см, но желтого цвета. Первая и четвертая без изменений.
Наблюдение (08.05.2018)
Мы пятую луковицу поставили на свет и перо стало зеленым.
Вывод:
Наблюдая за ростом луковиц, посаженных в одно время, но в разных условиях, мы сделали вывод:
- для роста растений нужна вода;
- растениям необходим свет и тепло;
- растения лучше растут в земле.
Теперь мы можем приступить к посадке наших растений для проекта «Огород на окне», где мы посадим не только лук, но и чеснок, бобы, тыкву и овес.
В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера.
Посадка овощных культур (04.05.2018)
Наблюдение (08.05.2018)
У лука и чеснока появилось перо. Пророс овес.
Наблюдение (09.05.2018)
Проросли бобы.
Наблюдение (10.05.2018)
Проросла тыква. Овес вырос на 3-4 см, перо лука и чеснока выросло на 2-10 см. У бобов появился второй лист.
Вели наблюдение за веточкой смородины:
(23.04.2018) – принесли веточку с набухшими почками и поставили ее в воду.
(25.04.2018) – почки проклюнулись.
(28.04.2018) – появились маленькие листочки.
(03.05.2018) – листочки большие и соцветия смородины.
(10.05.2018) – на веточках образовались корни.
Образовательная область «Познание»:
«Огород на окне» (ООД по познанию предметного и социального мира);
Беседа с детьми «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»;
Беседы с детьми «Первые всходы»;
ООД «Опыты с луком»;
Презентация «Разновидности лука».
Образовательная область «Развитие речи»:
«Что растет на огороде» (ООД по развитию речи);
Разучивание пословиц, загадок;
Чтение художественной литературы: сказка «Как белки огород сажали», белорусская сказка «Пых», К. И. Чуковский «Огород», А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», р.н.с. «Репка», «Вершки и корешки», украинская сказка «Колосок», Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Рисование: «Оранжевое настроение».
Конструирование: «Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор, «Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Дидактические игры: «Вершки и корешки», лото «Друзья лука», «Найди пару», «Проведи опыт», «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек».
Образовательная область «Физическое развитие»:
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…», «Репка и мышка», хоровод «В хоровод мы пойдем».
Малоподвижная игра «Вершки и корешки».
Физкультминутки: «Огород», «В огороде поутру…».
Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим, рубим…».
Взаимодействие с семьей:
Буклет для домашнего чтения «Лук от семи недуг»;
Папка- передвижка «Польза лука для детей»;
Сбор материала для оформления огорода на окне;
Оформление мини-огорода на окне.
3 этап – заключительный:
В процессе исследований мы вместе с детьми наблюдали и фиксировали в дневнике наблюдения все фазы роста растений:
• прорастание;
• всходы
• рост растений
В результате, проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что:
• Растения требуют регулярного, хорошего полива.
• Растения любят солнышко.
• Растения можно вырастить в домашних условиях.
Заключение:
В результате данного проекта мы узнали:
1. Научились сажать растения и ухаживать за ними, познакомились с условиями роста.
2. Познакомились с художественной литературой: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
3. У нас развился познавательный интерес к объектам живой природы ближайшего окружения.
В процессе данного проекта мы приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Благодаря проделанной работе, мы с детьми можем ответить на вопрос: «А можно ли вырастить «Огород» в домашних условиях?». А когда на улице станет тепло, наша рассада подрастёт, мы её высадим на нашем участке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-познавательная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: «Серебристая снежинка» Исполнитель: воспитатель Вылигжанина С. А,
Экспериментально-познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Любознательность необходимо сделать процессом управляемым, так как она должна формир...
Групповой проект для детей раннего возраста «Огород на окне. У Луки и Лукерьи».
Проблема:- дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследова...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Огород на окне»
Консультация для педагогов МАСТЕР-КЛАССЦель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельно...
Презентация Экспериментально-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Огород на окне»
Цель проекта:Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать б...
Проект для детей старшей группы "Огород на окне"
Тип проекта: информационно – творческий; групповой.По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный.По содержанию: обучающий.По числу участников проекта: групповой....
Проект для детей младшей группы "Огород на окне"
Дети младшего дошкольного возраста в неполной мере имеют представление о культурных растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно — исследовательс...
Исследовательский проект для детей младшего возраста «Огород на окне»
Исследовательский проект для детей младшего возраста«Огород на окне»...