Конспект занятия по познавательному развитию "Растение – живое существо"
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Клейменова Галина Анатольевна

растение - живое существо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию  

"Растение – живое существо"

(подготовительная к школе подгруппа)

                                                                                     Подготовила и провела

                                                                                     Воспитатель МКДОУ

                                                                                     «Детский сад №7

                                                                                      п. Первоавгустовский»

                                                                                      Клейменова Г.А.

Тема: Растение – живое существо.

Цели:

    Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам;

 для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.

      Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.

      Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.

      Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, береза, рябина).

      Развивать у детей умения в проращивании семени.

      Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Материал:

карточки для игры «Живое – неживое»,

разрезные картинки для составления дерева (сосны, березы) для каждого ребенка,

карточки для игры «Что сначала, что потом»,

карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,

семена овощных культур,

баночки для замачивания семян,

ватные диски,

вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

- Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

 «Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке».     (Сосна)

- Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

- А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о  лесе.

- Что вы услышали?

 -Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

 Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

- Скажите, а это елочка живая?

- нет

- Почему?   (ответы детей)

- А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

   

-Молодцы, деревья вы знаете хорошо, а теперь я вас попрошу выполнить задание.

Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у Сони, а это же дерево у кого получилось?

- У тебя Рома, какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

- Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть:

  • корни, чтобы дышать, держаться, питаться;
  • ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам;
  • листочки чтобы дышать, доставлять питательные вещества от листочков к другим органам.

  

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

На елках птичьи голоса
(стоя, пальцами имитировать игру на дудочке)

А на елочке – роса.
(встряхнуть кисти рук)

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

- Назовите, что вы считаете живым на карточке.

(ответы детей)

7. Игра: «Что сначала, что потом»

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

-  Разделимся на группы по два человека, возьмите красный конверт и выложите  картинки в правильной последовательности, проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

8. Практическая работа детей.

Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

- Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

- Семена разных растений

- Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

- Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

- Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

- Еще холодно.

- Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

- Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог занятия.

-Итак, ребята,  подскажите мне, куда нужно поставить наши баночки с семенами?

-На окно.

-А почему на окно?

-Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 п. Первоавгустовский»

Проект

«Где родился огурец?»

Экологическое воспитание дошкольников

                                 Автор  проекта: Клейменова Галина Анатольевна.

                                   МКДОУ «Детский сад №7 п. Первоавгустовский»

П. Первоавгустовский

2017 г.

Актуальность проблемы:

 Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому. 

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования  «Где родился огурец?»

Проблема проекта: необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений (огурцов).

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Участники проекта: дети старшей подгруппы, воспитатель, родители воспитанников. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Продолжительность проекта:  долгосрочный ( март- май).

Цель проекта: формирование экологических представлений  детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян.

Задачи проекта:

  1.  Познакомить с историей огурца.

 2.  Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах): строение, польза, уход за ними.

 3. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

 4.  Формировать  представление о выращивании растений из семян.

 5.  Учить наблюдать изменения в развитии  и роста растений.

 6. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

  7.  Воспитывать интерес по уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим  растениям.

Краткое описание проекта:

 Проект рассчитан  для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий,  серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности  детей.

Ожидаемые результаты:

1)  Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской   деятельности выращивание растений из семян.

2)   Развитие познавательных и творческих способностей.

Этапы  реализации  проекта

1-й этап: подготовительный

  • сбор информации, материалов  по теме;
  •  организация  предметно- развивающей среды
  • составление перспективного тематического плана;
  • разработка цикла наблюдений, занятий;

  • беседы;

2-й этап: реализационный:  

  • реализация мероприятий перспективного тематического планирования   (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
  1. этап: итоговый:
  • выставка детских работ;
  • презентация проекта.
  • создание альбома

Перспективное планирование:

Мероприятия

Цели

Ответственные

1 этап – подготовительный.

Беседа с родителями «Огород на окне»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель,

родители.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатель,

родители

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Воспитатель,

родители

Занятие «Посев огурца»

Закрепить и обогатить знания детей о посадке растений, подготовки семян

Воспитатель

Наблюдение за прорастанием семени огурца

Учить детей замечать изменения, которые происходят  у прорастающих семян.

Воспитатель

Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатель

Занятие «Изумрудная семейка» (рисование)

Научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы)

Воспитатель    

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Упражнять детей  в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей.

Воспитатель

Занятие «Весенний ковер» (карвинг)

Знакомить детей с искусством художественной   резки овощей (карвинг)

Воспитатель

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

Воспитатель

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатель

Занятие «Огуречный рай» (лепка)

Продолжать учить детей передавать  в поделке отражение реального предмета.

Воспитатель

Наблюдение за формированием цветка и плода

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатель

Итоговая беседа

Высадка в открытый грунт

(Огород на окне переносится на участок детского сада)

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца

Воспитатель

3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Создание презентации опыта работы

Воспитатель

Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце

Создание альбома

«Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление  полученных знаний  

Воспитатель, дети, родители

Презентация проекта

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала       для огорода на окне.

3.Подбор стихов про огурец для оформления альбома.

Вывод:

В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах).

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное  удобрение.  Выбирать правильное  время посева семян и хорошо за ними ухаживать.  Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Итог проекта  

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

Список используемой литературы:

  1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

  2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

  3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

  4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

  5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

  6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

   7. Ресурсы Интернета

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Рекордсмены живой природы»

Цель: узнать о том, каких животных, птиц, насекомых можно назвать рекордсменами....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"

Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....

Конспект кружковой деятельности на тему: «Растение – живое существо» с детьми 6 года жизни

Конспект кружковой деятельности на тему: «Растение – живое существо» с детьми 6 года жизни...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение - живое существо".

Цель: систематизировать знания детей о расениях, как живых существах, у которых есть корни, чтобы всасывать питательные вещества, держаться в почве; у которых есть корни, чтобы всасывать питательны ве...

Конспект занятия по познавательному развитию. ТЕМА «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе...