Волшебница - вода.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Представляю Вашему вниманию методическую разработку по теме: "Волшебница - вода".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_volshebnitsa-voda_3.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
для воспитателей дошкольных учреждений
на тему:
«Волшебница - вода»
с детьми старшего дошкольного возраста
Составил:
Герасимова Юлия Владимировна – воспитатель высш.кв. категории
Санкт-Петербург
2018
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о воде.
Задачи: 1.Закреплять знания о воде, значении её в природе и жизни человека.
2.Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.
3.Подвести детей к выводу, что вода бывает и «хорошей» и «плохой» одновременно и почему?
4.Развивать навыки проведения лабораторных опытов, развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей.
5. Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
6. Совершенствовать внимание, память, логику.
7. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
8. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать.
9. Воспитывать бережное отношение к воде как к основному ресурсу.
Материалы и оборудование:
Воздушные шары голубого или синего цвета по количеству детей; мультимедийная установка для показа картинок детям и видеороликов к песням; магнитофон; картинки к игре «Вода–хорошо. Вода-плохо»; зонтики для танца; спецодежда для проведения опытов (передники и шапочки); подносы на каждого ребёнка, стаканчики с водой, молоком, апельсиновым соком, сахаром, солью, акварельные краски или гуашь, трубочки,, флакончики для масла, салфетки, стеклянные предметы - стакан с делениями, чашка Петри, колба круглодонная, колба коническая, цилиндр на пластиковом основании, цветы, вырезанные из бумаги, мыльные пузыри на каждого ребёнка в качестве подарка и маленькая шоколадка).
Предварительная работа:
Наблюдения в природе, беседа о значении воды, просмотр фото и видео материала, рассматривание иллюстраций с изображением воды (море, пруд, океан, ручей, водопад и т.д.), слушание звуков воды, чтение стихотворений, загадывание загадок, проведение опытов с водой, д/и «Где живёт вода?», «Какой бывает вода?».
Взаимодействие с родителями:
Наглядная информация: «Детское экспериментирование», «Безопасность на воде», «Вода и её свойства», «Роль воды в природе и жизни человека».
Изготовление коллажей, поделок и т.д. на тему «Волшебница – вода», «Что я знаю о воде», Вода в природе».
Консультации для родителей: «Поговорим о воде», «Проведите опыты дома с водой», «Питьевая вода и здоровье ребёнка»
Памятки: «Музейный комплекс «Вселенная воды»», «Рекомендации правил безопасного поведения на воде».
Ход НОД
Дети входят под песню «Капельки» («Как весело спуститься по радуге с небес….») с шариками голубого или синего цвета, похожими на капельку воды, выполняют несложные движения.
Воспитатель: Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Нам нужно «Здравствуйте!» сказать.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Дети жмут друг другу руки и улыбаются.
Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом! Пусть наше тепло и хорошее настроение передастся и вам, наши дорогие гости!
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами будем говорить, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам – без……..
Дети: Воды.
Воспитатель: Итак, поговорим сегодня мы о воде, одной из главной составляющих природы. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать и играть, устроим праздник волшебницы воды. Почему волшебницы? Да, потому что вода, как и волшебница, умеет превращаться и бывает разной.
Давайте, мы ваши шарики поставим в корзинку. Они будут капельками воды. А в корзине, ребята для вас, наши капельки приготовили загадки. Нужно внимательно послушать звуки, которые прозвучат и ответить, что вы услышали. Если отгадка окажется правильной, то на экране появится картинка-отгадка.
Звучат звуки: шум моря, дождя, ручья, водопада, капающего крана. Дети отгадывают, на экране появляются картинки-отгадки (слайды №2,3, 4,5,6).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру. Представим, что я – мама Тучка, а вы, мои детки-капельки. И вы буде делать то, что я вам скажу (Звучит красивая музыка).
- Капельки, вам пора отправляться в путь.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе, и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети бегут за руки или в колонну по 2). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (дети соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море или океан (дети перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в море (океане), а потом вспомнили, что Мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело.
Игра-имитация «Солнышко»
-Солнышко, солнышко в небе свети,
Яркие лучики к нам протяни.
- Руки мы вложим в ладошки твои
Нас покружи, оторви от земли.
- Солнышко греет, как жарко всем нам
В пар превратились, летим к небесам.
Стали капельки лёгкими, превратились в пар и вернулись к тучке.
Воспитатель: Какое явление в природе, связанное с водой, мы сейчас с вами изобразили, кто знает?
Если дети не знают, воспитатель говорит о круговороте воды в природе.
Вода находится в беспрерывном движении. Она постоянно переходит из одного состояния в другое, перемещается в пространстве. Эти перемещения и называются круговоротом воды в природе.
Посмотрите на экран, где как раз показано это явление (на экране монитора появляется картинка круговорота воды в природе слайд №7).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где нам встречаются капельки воды? Где мы её можем увидеть?
Дети: В море, океане, реке, озере, луже, ручейке, водопроводном кране, чае, соке, сосульке, граде, снеге, дожде, льде и т.д. (слайды №8,9).
Воспитатель: А мы с вами как раз знаем стихотворение про это.
Ребёнок: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить!
Н.Рыжова
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, всегда ли, когда бывает вода, это хорошо?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Давайте поиграем сейчас в игру, которая так и называется «Вода хорошо – почему? Вода плохо - почему».
Дети делятся на две команды. Из предложенных картинок выбирают нужные, вывешивают на стенд, объясняя, почему именно эта картинка является правильной.
«Вода – хорошо» – мы пьём, умываемся, стираем бельё, готовим еду, моем посуду, купаемся в речке, море, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым, в воде можно пускать бумажные кораблики.
Вывод: Без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на земле.
«Вода – плохо» - можно утонуть, напьёшься холодной воды – заболит горло, можно поскользнуться на мокром полу и получить травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, если часто идут дожди – нет урожая, очень горячей водой можно обжечься, во время наводнения вода разрушает всё на своём пути.
Вывод: в некоторых случаях вода, когда её особенно много, является разрушителем, как природы, так и человека., т.е. может быть и «хорошей» и «плохой» одновременно.
Воспитатель: Весной часто идут дожди, но в отличие от осенних, они тёплые. Вы знаете, что они бывают разные? Сколько вы их знаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: А давайте мы их посчитаем.
Дети встают в круг, проводится пальчиковая игра.
Пальчиковая гимнастика: «Сколько знаю я дождей?»
(слайд №10)
Сколько знаю я дождей? - Дети прикасаются пальчиками по очереди
Сосчитайте поскорей: к большому, начиная с указательного.
Дождик с ветром, - Дети поочереди загибают пальцы.
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Ребёнок (читает стихотворение):
Озорной дождик
Топ-топ-топ по мостовой,
По зонтам, по крышам.
Скачет дождик озорной
То сильней, то тише.
В лужах радуги блестят,
Шины мокрые шуршат.
Город пахнет чистотой -
Лесом, листьями, травой.
Город улыбается, город умывается.
Воспитатель: Многие дети, думаю, и вы тоже, любите ходить по лужам после дождя.
Дети танцуют танец под песню «Дождик» (За окошком снова непогодица…(слайд №11)).
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы нам лучше узнать какая же бывает вода, её свойства, мы с вами, как настоящие учёные будем проводить опыты с водой. Давайте пройдём в нашу мини-лабораторию и наденем спецодежду (ребята надевают передники и шапочки). Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории? (слайд №12)
Дети: Работать аккуратно, не разливать воду, не шуметь, быть внимательными и спокойными, отвечать на вопросы.
- Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.
Воспитатель: В оба стакана положите чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?
Дети: Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет (воспитатель выставляет на стенд схему опыта).
Воспитатель: А теперь смешаем краски с водой. Изменим цвет воды.
Дети смешивают. Что произошло?
Дети: вода стала голубой (жёлтой, красной, зелёной и т.д, смотря какую краску выбрали).
ВЫВОД: Вода может изменить цвет, если в неё добавить цветные вещества, которые в ней растворяются (воспитатель выставляет на стенд схему опыта).
- ОПЫТ РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. Вы можете сами попробовать.
- Что делает вода?
Дети: Льется, течет, переливается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
ВЫВОД: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью (воспитатель выставляет на стенд схему опыта).
- ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)
ВЫВОД: у воды нет запаха (воспитатель выставляет на стенд схему опыта).
- ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА»
Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус?
Дети: Нет.
Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?
Дети: Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.
Воспитатель: Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
ВЫВОД: у воды нет вкуса (воспитатель выставляет на стенд схему опыта).
- ОПЫТ «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»
Воспитатель наливает воду в различные сосуды.
Воспитатель: Обратите внимание: в стакане какую форму имеет вода?
Дети: Вода имеет форму стакана.
Воспитатель: Молодцы! А в блюдце? Других сосудах, таких как колбы, цилиндр?
Дети: В блюдце форму блюдца, в других сосудах, форму того сосуда, в которую наливаете, форму колбы, цилиндра.
ВЫВОД: вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита (воспитатель выставляет на стенд схему опыта).
- Опыт «ВОДА РАСТВОРЯЕТ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА»
Воспитатель: В стаканчики с водой добавим соль и сахар. Размешаем ложечкой. Что произойдёт?
Дети: соль и сахар растворились. В одном стакане вода стала солёной, в другом – сладкой.
Воспитатель: А теперь попробуйте капнуть капельку масла. Что произойдёт? Оно растворилось?
Дети: Нет. Оно плавает на поверхности.
ВЫВОД: вода растворила соль и сахар - она растворитель (воспитатель выставляет на стенд схему опыта), но не всех вещества в ней растворяются (масло - нет).
- ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА»
Воспитатель: Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?
Дети: Лёд холодный. Он образовался из воды.
Воспитатель: А если взять лед в руку, то, что с ним произойдет?
Дети: Он начнет таять.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что рука теплая, а лед холодный.
ВЫВОД: лед – тоже вода, только в твёрдом состоянии (воспитатель выставляет на стенд схему опыта).
Воспитатель: Давайте, ребята, перечислим, что мы сегодня узнали нового о воде?
Дети: О круговороте воды в природе, о том, что вода всё время движется и перемещается, вода может быть и «хорошей « и «плохой» одновременно.
Воспитатель: И перечислим все свойства воды, о которых мы сегодня говорили.
Дети: вода - это жидкость, она не имеет цвета, запаха и вкуса, может растворять и не растворять некоторые вещества, вода может быть твёрдой в виде льда.
Воспитатель: К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно. Расскажите ребята, как? (слайд №13)
Дети: Экономить, не оставлять без надобности открытым кран, как следует закрывать кран с водой, когда вымыл руки, когда находимся на природе не бросать мусор в воду, не засорять водоёмы (слайд №14).
Ребёнок: Давайте же воду беречь,
От трат неразумных стеречь,
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете исчезнет тогда!
Ребёнок: Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Г.Чибизов
(слайд №15)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вода – одно и самых удивительных веществ на планете, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги, и на глазах у детей (звучит музыка Е.Доги «Вальс цветов»), распускаются бумажные цветы (слайд №16).
Воспитатель говорит о том, что в нашем городе, Санкт-Петербурге, на ул.Шпалерной, д.56 существует музей «Вселенная воды», который находится в водонапорной башне. Воспитатель раздаёт детям памятки с целью посещения этого музея вместе с родителями (слайд №17).
Воспитатель: За ваше участие в празднике волшебницы воды, наши капельки воды вам приготовили маленькие подарочки (воспитатель отдаёт детям шарики вместе с мыльными пузырями и маленькой шоколадкой).
Дети благодарят капельки воды, прощаются с гостями и уходят (слайд №18).
Литература:
1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию «Детские экологические проекты», Детство – Пресс, СПб, 2014.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет», Детство – Пресс, СПб, 2014.
3.Дыбина О.В., Рахмашина Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Творческий Центр, М., 2001.
4.Бондаренко Т.М.«Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Изд.»Учитель», Воронеж, 2002.
4. Скоролупова О.«Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»», изд. Скрипторий, М.,2003.
5.Волчкова В.И., Степанова Н.В. «Конспекты, занятия в старшей группе детского сада» Познавательное развитие, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.
6.Горькова Л.Г., Кочеркина А.В., Обухова Л.А.,«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», ВАКО, М., 2005.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», «Детство- Пресс», СПб, 2007.
8. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». ТЦ «Сфера», М., 2008.
9. Шорыгина Т.А, «Зелёные сказки» Экология для малышей», Прометей, Книголюб, М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...