НОД "Жила-была Пуговка...".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рьянова Ольга Михайловна

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «ЖИЛА – БЫЛА ПУГОВКА…».

 

Цель: формировать у детей представления о предметах окружающего мира. Расширять кругозор с помощью познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryanova_o.m._konspekt_nod_zhila-byla_pugovka.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратов

410022, ул. Заречная, 2, тел./факс (845-2) 92-29-52 E-mail: dou196@yandex.

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

 «ЖИЛА – БЫЛА ПУГОВКА…»

Подготовила:

воспитатель 4 логопедической группы «Теремок»;

высшей квалификационной категории

МБДОУ – д/с № 196 компенсирующего вида

Рьянова Ольга Михайловна

г. Саратова

2018 г.

Тема непосредственно–образовательной деятельности: «Жила-была Пуговка…».

Основная общеобразовательная программа: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет». Н.В. Нищевой.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема (в рамках группового проекта): «Пуговичка».

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: формировать у детей представления о предметах окружающего мира. Расширять кругозор с помощью познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

«Познавательного развития»:

  • Познакомить детей с историей происхождения пуговицы.
  • Систематизировать и закреплять знания и представления детей о пуговицах: многообразии видов пуговиц, её внешних и качественных признаках, использовании в жизни человека.
  • Развивать логическое мышление: умение подбирать пуговицы к разным видам ткани; умение действовать по заданной схеме.
  • Развивать  исследовательские способности: умение высказывать предположения; умение видеть проблемы; строить собственные доказательства.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

 «Речевого развития»:

  • Активизация и актуализация словаря детей.
  • Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, практическое употребление простых и сложных предлогов, закрепление навыка словоизменения существительных и прилагательных.
  • Совершенствование синтаксической стороны речи: употребление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
  • Развивать диалогическую речь, закреплять умение составлять короткий описательный рассказ, используя схему.

«Социально–коммуникативного развития»:

  • Развивать навыки общения, умение договариваться и выполнять задание в паре, действовать в коллективе согласованно.
  • Формировать  самостоятельность при решении поставленной задачи: умение высказывать предположения и делать выводы.
  • Воспитывать умение понимать значимость результатов своей работы.

 «Физического развития»:

  • Развивать мелкую моторику в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами, как составляющей здоровьесберегающей технологии.
  • Формировать  осознанную  потребность  в  двигательной  активности.
  • Развивать  физические  качества:  быстроту  реакции, координацию,    ловкость.

«Художественно-эстетического развития»:

  • Формировать художественный вкус, творческие способности.
  • Воспитывать интерес к творческой продуктивной деятельности.

Форма организации: подгруппа – 8 человек.

Предварительная работа: 

Познавательная и речевая деятельность:

  • НОД: «Бабушкин сундук», «Пуговицы-носители информации».
  • Индивидуально-подгрупповые беседы: «Пуговицы бывают разные», «Бережное отношение к пуговицам», «Приметы о пуговицах».
  • Чтение загадок, стихов, сказок о пуговицах.
  • Рассматривание коллекции пуговиц, альбома «Пуговичные картины».

Экспериментальная деятельность:

  • Рассматривание пуговиц под лупой.
  • Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры:  «Пуговичная мозаика», «Фигурные пуговицы», «Пришей пуговицы к сумочке», «Распредели пуговицы на группы», «Крестики – нолики», «Собери пуговицу»,  «Запомни и повтори». «Выложи буквы и цифры».
  • Словесные игры: «Из чего сделана пуговица?», «Какая по форме пуговица?».
  • Подвижные игры:  «Найди пару», «Пуговичная пирамидка», «Кто дальше».

Продуктивная деятельность:

  • Рисование:  «Пуговица будущего».
  • Пластилинография:  «Мы - дизайнеры».
  • Конструирование:  «Пуговичные фантазии».
  • Ручной труд (пришивание пуговиц): «Игольница – бабочка», «Игольница – наливное яблочко для мамы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, поисково-исследовательская, продуктивная, двигательная.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Словарная работа:

Существительные: пуговица, пуговка, пуговичка, застёжка, петля, отверстие, ножка пуговицы, одежда.

Прилагательные:  деревянный, каменный, стеклянный, кожаный, металлический, пластмассовый, фарфоровый, золотой, серебряный, джинсовый, меховой, драповый, шерстяной, атласный, трикотажный, ситцевый, шёлковый, ватный, тканевый, целлофановый, бумажный, плоский, гладкий, шершавый, плотный твёрдый, лёгкий, тяжёлый, прозрачный, клетчатый, однотонный, летний, зимний.

Глаголы: подбирать, пришивать, отрывать, составлять, играть, убирать, класть, насыпать, разбивать, украшать, собирать.

Наречия: осторожно, аккуратно, бережно, крепко, красиво, правильно, легко, трудно.

Оборудование и материалы: средства ТСО: интерактивная доска, ноутбук, магнитола, аудиозапись с музыкой; видеоролик «Жизнь в шкатулке», презентация «Большая история маленькой пуговички», видеослайды (картинный материал к игровым заданиям), колокольчик, мини-музей «Пуговичка» (материалы проектной деятельности), пуговицы разных видов, мешочек, маленькая и большая шкатулки, предметные картинки (одежда), пуговка-мяч, 2 деревянные большие пуговицы, 4 колпачка (ориентиры), фетровое панно с чайным сервизом, фетровое плоскостное платье, шнурки, стеклянная шарообразная ваза-Пуговица, мерные стаканы, поднос, бусины, медали-пуговицы.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационный момент. 

Воспитатель приглашает детей в группу.

Воспитатель звенит колокольчиком.

Колокольчик звенит, заливается.

И ребята все в круг собираются!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

СЛАЙД 1. Картинка со шкатулкой.

Воспитатель: 

- Здравствуйте, дорогие мои друзья! Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живёт в этой шкатулке.

Очень нужная вещица –

Всем на свете пригодиться

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка.

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто, закрывает.

Что это?

Воспитатель: 

- Правильно, молодцы! В этой шкатулке целый пуговичный город. Давайте туда заглянем.

2. ВИДЕОРОЛИК «ЖИЗНЬ В ШКАТУЛКЕ».

СЛАЙД 3 – по щелчку. Шкатулка открыта, рядом с ней пуговица.

Воспитатель: 

- Ой, одна пуговичка убежала из шкатулки. Но почему?

СЛАЙД 4 - 6. Пуговичка прыгает по ступенькам вниз.

Пуговичка:

СЛАЙД 4.

- У меня есть большая мечта –

СЛАЙД 5.

Узнать о себе всё. Да! Да! Да!

Я обязательно вернусь,

Когда узнаю что к чему.

СЛАЙД 6.

А куда сейчас я попала,

Пока не пойму?

Воспитатель: 

- Здравствуй, Пуговка! Ты попала в детский сад.

Воспитатель: 

- Мы поможем осуществить твою мечту.  И расскажем всё, что знаем о пуговицах.

- Согласны ребята?

СЛАЙД 7.

Пуговица: 

- Спасибо друзья.

Дети заходят в группу.

Дети берутся за руки, образуют круг.

Дети встают полукругом, отгадывают загадку.

Дети: 

- Пуговица.

Дети смотрят видеоролик.

Дети: 

- Согласны! Да.

  1. Основная часть.

Воспитатель: 

- Проходите на стулья около «волшебного экрана», располагайтесь поудобнее.

Воспитатель:

Колокольчик звенит, заливается

Рассказ о тебе, Пуговка, начинается.

Презентация «Большая история маленькой пуговицы».

СЛАЙД 8. «Большая история маленькой пуговицы».

СЛАЙД 9. В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась.

СЛАЙД 10. Для скрепления одежды стали использовать косточки животных, ракушки и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

СЛАЙД 11. Шли века. Люди научились делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и пуговицы.

СЛАЙД 12. К одежде стали прикреплять каменные пуговицы-гирьки, просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали петли.

СЛАЙД 13. Но наиболее распространенными были металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей.

СЛАЙД 14. Их делали из серебра, золота, драгоценных камней.

СЛАЙД 15. Появились даже пуговицы-картины. Художники стали расписывать пуговицы изображениями людей, животных, насекомых.

СЛАЙД 16. Многие из них стали произведением искусств и сейчас пуговичные коллекции хранятся в музеях.

СЛАЙД 17. Не все люди могли себе позволить иметь такие пуговицы. Поэтому мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, стекло и металл.

СЛАЙД 18. Вот такая история!

Воспитатель: 

- Пуговиц так много и все они разные, не похожи друг на друга.

Игра  «Отгадай, какая пуговица?»

Воспитатель: 

- В чудесном мешочке лежат пуговицы. Выберите одну пуговицу, не доставая её из мешочка, потрогайте её и расскажите, какая она: по величине, по форме. Догадайтесь, из какого она сделана материала, есть ли у неё ножка или отверстия.

СЛАЙД 19. Мнемосхема.

Воспитатель садится напротив детей вполоборота.

Воспитатель: 

- Молодцы, вы правильно описали пуговицы. Встаньте около стульев.

- Ребята, а ведь пуговицы делают и из других материалов. Пуговица из дерева – деревянная.

Игра «Из чего сделана пуговица?»

Воспитатель: 

- А пуговица из камня, какая? –

Из стекла – 

Из кожи – 

Из металла – 

Из пластмассы – 

Из фарфора – 

Из золота – 

Из серебра – 

Воспитатель:

- Ребята, давайте проверим, из любого ли материала можно сделать пуговицу? Подойдите к первому столу.

- Предлагаю накрыть стол к чаю. Пристегните чашки на скатерть, а я пристегну чайник.

Воспитатель пристёгивает чайник на пуговицу из ватного диска.

Воспитатель: 

- Мне было нелегко пристегнуть чайник, потому что из ваты пуговицы не делают. Значит это вовсе и не пуговица.

- А тебе, Рома удалось пристегнуть чашку на скатерть?

Воспитатель: 

- Какой можем сделать вывод?

Воспитатель: 

- Я с вами согласна.

Воспитатель:

- А наша пуговка не простая, она очень озорная. Подойдите к экрану и встаньте за стульями.

- Вам нужно сказать, где спряталась пуговка-шалунья?

СЛАЙД 20 - 27.

Игра «Пуговка-шалунья»

На экране по щелчку меняется положение пуговицы.

Воспитатель:

- Где пуговка?

- Откуда выглядывает?

- Где пуговка?

- А сейчас где?

- Откуда выглядывает?

- А сейчас где?

Воспитатель: 

- Молодцы! Хорошо поиграли с пуговкой.

СЛАЙД 28. Молодцы!

Воспитатель: 

- Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Воспитатель:

- У вас нет другой пуговицы.

Воспитатель: 

- Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная.

- Ребята, вас ждёт интересное задание.

СЛАЙД 29.

Игра «Подбери пуговицу к одежде»

Воспитатель: 

- Ребята, подойдите ко второму столу. Представьте, что вы мастера одежды. Вам необходимо подобрать пуговицы подходящие к одежде. Только работать вы будете в парах. Надо учитывать, из какой ткани сделана одежда: плотной или лёгкой.

- Какие пуговицы вы выберете к меховой шубе,  драповому пальто, шерстяному костюму, кожаной куртке? (если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы: маленькие или большие, тяжёлые или лёгкие?).

- Какие пуговицы вы подберёте к шёлковой блузке, ситцевой рубашке, трикотажному платью, атласной юбке?  

- Не забудьте учитывать цвет одежды.

- Справиться с заданием сможет самая дружная пара. 

Воспитатель тоже участвует в игре. Когда работа закончена, воспитатель объясняет свой выбор первой. 

Воспитатель: 

- У меня синяя юбка для девочки из плотной джинсовой ткани. Поэтому я подобрала к ней небольшие,   металлические пуговицы на ножке.

А вы…?

Воспитатель предлагает детям рассказать о своем выборе.

Воспитатель: 

- Молодцы, вы дружные мастера! Вы правильно подобрали пуговицы к одежде.

Воспитатель: 

- Пуговица – важная вещица, всем нам в жизни пригодиться!

- В её честь люди создавали памятники. Посмотрите на экран.

СЛАЙД 30, 31.

- Это самые большие пуговицы мира.

Воспитатель: 

- Любит пуговица бегать и скакать. Она зовёт нас поиграть!

СЛАЙД 32.

Игра «Прокати, не урони» 

Воспитатель: 

- У нас тоже есть пуговицы-великаны. Поиграем с ними.

- А для этого разделимся на две команды. Вам нужно прокатить пуговицу до колпачка, и также прокатывая пуговицу вернуться в команду.

- 1-2-3-4-5 – начинаем мы катать!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «В каждом маленьком ребёнке…».

СЛАЙД 33. Молодцы!

Воспитатель: 

- Молодцы, вы были ловкими и честными в соревнованиях.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы не потерять пуговицу-непоседу?

Воспитатель: 

- Сейчас мы этим и займёмся. Пришьём пуговицы на праздничное платье. Садитесь за третий стол.

СЛАЙД 34.

Игровое задание «Пришей пуговицу»

Воспитатель: 

- Здорово получилось - и застёжки пришили и украсили платье.

СЛАЙД 35. Молодцы!

Воспитатель: 

- А как вы думаете, ребята, как ещё можно использовать пуговицы?

СЛАЙД 36.

Воспитатель: 

- А еще из пуговиц можно делать различные украшения: например, бусы. Давайте их сделаем. А поможет нам в этом «волшебный экран». Занимайте места на стульях.

СЛАЙД 37.

Игровое задание на интерактивной доске «Собери бусы»

Воспитатель: 

- Посмотрите, бусы будем собирать из этих рассыпанных пуговиц,  будьте внимательны,  чередуя пуговицы. 

- В этом нам поможет схема: сначала определите, какой величины и формы будет пуговица. А затем, какого она будет цвета.

Воспитатель: Первая пуговица большая, круглая, синего цвета.

- Какая будет следующая, Ваня?

Воспитатель: 

- Какие красивые бусы получились!

СЛАЙД 38. Молодцы!

СЛАЙД 39. Спасибо!

Пуговица:

- Спасибо, ребята! Как много интересного я узнала о пуговицах!

Дети проходят к экрану, садятся на стулья.

Демонстрация слайдов презентации.

Дети остаются на стульях.

Дети поочерёдно, не доставая из мешочка пуговицу, описывают её по схеме (величина - форма – материал – количество отверстий). Участвуют все дети.

После описания, дети убеждаются в правильности своего выбора.

Дети складывают пуговицы в шкатулку.

Дети стоят около стульев.

Дети поочерёдно перебрасывают меховую пуговицу, отвечая на вопрос: пуговица какая?

каменная.

стеклянная.

кожаная.

металлическая.

пластмассовая.

фарфоровая.

золотая.

серебряная.

Дети подходят к столу.

Дети стоят вокруг стола, присоединяют детали панно с помощью пуговиц из бумаги, целлофана, ткани, меха, стекла, металла, пластмассы, дерева.

Предполагаемые ответы детей:

- Мне тоже было трудно, потому что у меня тоже не пуговица. Из ткани пуговиц не бывает.

- А мне легко, потому что пластмассовая пуговица твёрдая, гладкая.

- Свою чашку я не смог пристегнуть, потому что бумажная пуговица порвалась.

- Мне было трудно, потому что пуговиц из целлофана не бывает. Целлофан мнется и не держит форму.

- Мне было легко, потому что металлическая пуговица гладкая, прочная.

По ходу деятельности дети приходят к выводу: Что не бывает пуговиц из ваты, целлофана, меха, ткани, бумаги. Пуговицы делают из прочных, твёрдых материалов: металла, пластмассы и дерева.

Дети подходят к экрану, встают полукругом за стульями.

Дети отвечают на  вопросы.

- На диване.

- Из-под стола.

- Около тумбочки.

- Между шкафом и вазой.

- Перед шкафом.

- Из-за картины.

- На полке или в шкафу.

- В телевизоре.

Дети высказывают своё мнение, предположения о том, как решить эту проблему.

Дети: 

- Можно пришить другую пуговицу.

Дети: 

- Закрепим на булавку, заколем брошкой или значком, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Дети подходят к столу, на котором лежат силуэты разной одежды: мужской, женской, детской, а также разнообразные пуговицы (разные по цвету, форме, материалу).

Дети:

- Прочные, тяжёлые, большие.

- Маленькие, лёгкие.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Предполагаемые ответы детей:

- У нас джинсовая мужская куртка синего цвета. Мы подобрали к ней восемь металлических пуговиц на ножке, потому что джинсовая ткань очень плотная и для неё нужна прочная застёжка.

- У нас зелёное драповое пальто. Мы подобрали к нему семь больших, плоских, зелёных пуговиц, потому что ткань для пальто плотная, петли большие и такие пуговицы подходят по цвету.

- У нас летнее платье для девочки из лёгкой красной ткани в белый горошек. Поэтому мы подобрали к нему четыре маленькие, белые пуговицы.  

- У нас клетчатая рубашка с длинными  рукавами для мальчика. Мы подобрали к ней маленькие, пластмассовые, квадратные, синие пуговки, потому что они подходят по цвету и по форме.

Дети поворачиваются к экрану.

Дети делятся на две команды. Поочерёдно прокатывают деревянную большую пуговицу до ориентира и обратно. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием (1 раз).

Дети: 

- Нужно крепко пришить.

Дети садятся за стол, «пришивают» пуговицы к деталям платья с помощью шнурков.

Предполагаемые ответы детей:

- Можно пришить в виде глаз мягким игрушкам.

- Делать поделки и аппликации.

- Украшать вещи.

- Использовать как шашки и фишки в игре.

- Пришитые к рукавичке или коврику пуговицы можно использовать для массажа.

Дети садятся на стулья около экрана.

Дети выполняют задание: на интерактивной доске поочерёдно подбирают фигуры по схеме. 

3. Заключительная часть (рефлексия).

Воспитатель:

- Ребята, а вам было интересно?

Воспитатель: 

- Я предлагаю вам наполнить эту прозрачную пуговицу цветными бусинами, но сначала сказать:

- Что вам понравилось?

- Что особенно запомнилось?

- Что удивило?

Воспитатель: 

- Ребята, а мне понравилось, что вы многое знаете о пуговицах, справились со всеми заданиями, были активными и дружными.

Воспитатель накрывает вазу крышкой-шляпкой.

Воспитатель: А этот красивый экспонат останется в нашем мини-музее «Волшебная пуговица». 

СЛАЙД 40. Пуговичные медали.

Пуговица:

- От меня вам медали на память,

Они не простые, они заводные,

С ними можно играть.

СЛАЙД 41. Шкатулка открыта, в ней пуговица.

Пуговица:         

- А мне пора в шкатулку бежать!

СЛАЙД 42. Закрытая шкатулка.

Воспитатель:

- Ребята возьмите пуговичные медали.

Дети:

- Да.

Дети отвечают на вопросы, наполняют стеклянную шарообразную вазу бусинами.

Дети благодарят  Пуговицу, прощаются с ней. Берут медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация МИНИ -МУЗЕЙ "ПУГОВКА"

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и в...

Конспект НОД «Чудо-пуговка»

конспект занятия в старшей группе...

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»)

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»), разработанная для участия в шестом окружном празднике коми культуры « Визула ю» («Быстротечная река»). Тема праздника «Традиционные ко...

"Проект Пуговка"

Проект разработан с целью развития у детей сенорной сферы, мелкой моторики руки....

Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира....

Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений....

ПРОЕКТ "Волшебная пуговка"

Исследовательский проект. Коллекционирование пуговиц....