НОД "Жила-была Пуговка...".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «ЖИЛА – БЫЛА ПУГОВКА…».
Цель: формировать у детей представления о предметах окружающего мира. Расширять кругозор с помощью познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryanova_o.m._konspekt_nod_zhila-byla_pugovka.doc | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации муниципального образования
«Город Саратов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратов
410022, ул. Заречная, 2, тел./факс (845-2) 92-29-52 E-mail: dou196@yandex.
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
«ЖИЛА – БЫЛА ПУГОВКА…»
Подготовила:
воспитатель 4 логопедической группы «Теремок»;
высшей квалификационной категории
МБДОУ – д/с № 196 компенсирующего вида
Рьянова Ольга Михайловна
г. Саратова
2018 г.
Тема непосредственно–образовательной деятельности: «Жила-была Пуговка…».
Основная общеобразовательная программа: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Н.В. Нищевой.
Возрастная группа: подготовительная.
Тема (в рамках группового проекта): «Пуговичка».
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: формировать у детей представления о предметах окружающего мира. Расширять кругозор с помощью познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
«Познавательного развития»:
- Познакомить детей с историей происхождения пуговицы.
- Систематизировать и закреплять знания и представления детей о пуговицах: многообразии видов пуговиц, её внешних и качественных признаках, использовании в жизни человека.
- Развивать логическое мышление: умение подбирать пуговицы к разным видам ткани; умение действовать по заданной схеме.
- Развивать исследовательские способности: умение высказывать предположения; умение видеть проблемы; строить собственные доказательства.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
«Речевого развития»:
- Активизация и актуализация словаря детей.
- Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, практическое употребление простых и сложных предлогов, закрепление навыка словоизменения существительных и прилагательных.
- Совершенствование синтаксической стороны речи: употребление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
- Развивать диалогическую речь, закреплять умение составлять короткий описательный рассказ, используя схему.
«Социально–коммуникативного развития»:
- Развивать навыки общения, умение договариваться и выполнять задание в паре, действовать в коллективе согласованно.
- Формировать самостоятельность при решении поставленной задачи: умение высказывать предположения и делать выводы.
- Воспитывать умение понимать значимость результатов своей работы.
«Физического развития»:
- Развивать мелкую моторику в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами, как составляющей здоровьесберегающей технологии.
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности.
- Развивать физические качества: быстроту реакции, координацию, ловкость.
«Художественно-эстетического развития»:
- Формировать художественный вкус, творческие способности.
- Воспитывать интерес к творческой продуктивной деятельности.
Форма организации: подгруппа – 8 человек.
Предварительная работа:
Познавательная и речевая деятельность:
- НОД: «Бабушкин сундук», «Пуговицы-носители информации».
- Индивидуально-подгрупповые беседы: «Пуговицы бывают разные», «Бережное отношение к пуговицам», «Приметы о пуговицах».
- Чтение загадок, стихов, сказок о пуговицах.
- Рассматривание коллекции пуговиц, альбома «Пуговичные картины».
Экспериментальная деятельность:
- Рассматривание пуговиц под лупой.
- Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Пуговичная мозаика», «Фигурные пуговицы», «Пришей пуговицы к сумочке», «Распредели пуговицы на группы», «Крестики – нолики», «Собери пуговицу», «Запомни и повтори». «Выложи буквы и цифры».
- Словесные игры: «Из чего сделана пуговица?», «Какая по форме пуговица?».
- Подвижные игры: «Найди пару», «Пуговичная пирамидка», «Кто дальше».
Продуктивная деятельность:
- Рисование: «Пуговица будущего».
- Пластилинография: «Мы - дизайнеры».
- Конструирование: «Пуговичные фантазии».
- Ручной труд (пришивание пуговиц): «Игольница – бабочка», «Игольница – наливное яблочко для мамы».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, поисково-исследовательская, продуктивная, двигательная.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа:
Существительные: пуговица, пуговка, пуговичка, застёжка, петля, отверстие, ножка пуговицы, одежда.
Прилагательные: деревянный, каменный, стеклянный, кожаный, металлический, пластмассовый, фарфоровый, золотой, серебряный, джинсовый, меховой, драповый, шерстяной, атласный, трикотажный, ситцевый, шёлковый, ватный, тканевый, целлофановый, бумажный, плоский, гладкий, шершавый, плотный твёрдый, лёгкий, тяжёлый, прозрачный, клетчатый, однотонный, летний, зимний.
Глаголы: подбирать, пришивать, отрывать, составлять, играть, убирать, класть, насыпать, разбивать, украшать, собирать.
Наречия: осторожно, аккуратно, бережно, крепко, красиво, правильно, легко, трудно.
Оборудование и материалы: средства ТСО: интерактивная доска, ноутбук, магнитола, аудиозапись с музыкой; видеоролик «Жизнь в шкатулке», презентация «Большая история маленькой пуговички», видеослайды (картинный материал к игровым заданиям), колокольчик, мини-музей «Пуговичка» (материалы проектной деятельности), пуговицы разных видов, мешочек, маленькая и большая шкатулки, предметные картинки (одежда), пуговка-мяч, 2 деревянные большие пуговицы, 4 колпачка (ориентиры), фетровое панно с чайным сервизом, фетровое плоскостное платье, шнурки, стеклянная шарообразная ваза-Пуговица, мерные стаканы, поднос, бусины, медали-пуговицы.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
Воспитатель приглашает детей в группу. Воспитатель звенит колокольчиком. Колокольчик звенит, заливается. И ребята все в круг собираются! Крепко за руки возьмитесь И друг другу улыбнитесь! СЛАЙД 1. Картинка со шкатулкой. Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие мои друзья! Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живёт в этой шкатулке. Очень нужная вещица – Всем на свете пригодиться Для костюма и для юбки, Для пальто и полушубка. Ловко в петельку ныряет, Что открыто, закрывает. Что это? Воспитатель: - Правильно, молодцы! В этой шкатулке целый пуговичный город. Давайте туда заглянем. 2. ВИДЕОРОЛИК «ЖИЗНЬ В ШКАТУЛКЕ». СЛАЙД 3 – по щелчку. Шкатулка открыта, рядом с ней пуговица. Воспитатель: - Ой, одна пуговичка убежала из шкатулки. Но почему? СЛАЙД 4 - 6. Пуговичка прыгает по ступенькам вниз. Пуговичка: СЛАЙД 4. - У меня есть большая мечта – СЛАЙД 5. Узнать о себе всё. Да! Да! Да! Я обязательно вернусь, Когда узнаю что к чему. СЛАЙД 6. А куда сейчас я попала, Пока не пойму? Воспитатель: - Здравствуй, Пуговка! Ты попала в детский сад. Воспитатель: - Мы поможем осуществить твою мечту. И расскажем всё, что знаем о пуговицах. - Согласны ребята? СЛАЙД 7. Пуговица: - Спасибо друзья. | Дети заходят в группу. Дети берутся за руки, образуют круг. Дети встают полукругом, отгадывают загадку. Дети: - Пуговица. Дети смотрят видеоролик. Дети: - Согласны! Да. |
| |
Воспитатель: - Проходите на стулья около «волшебного экрана», располагайтесь поудобнее. Воспитатель: Колокольчик звенит, заливается Рассказ о тебе, Пуговка, начинается. Презентация «Большая история маленькой пуговицы». СЛАЙД 8. «Большая история маленькой пуговицы». СЛАЙД 9. В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. СЛАЙД 10. Для скрепления одежды стали использовать косточки животных, ракушки и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. СЛАЙД 11. Шли века. Люди научились делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и пуговицы. СЛАЙД 12. К одежде стали прикреплять каменные пуговицы-гирьки, просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали петли. СЛАЙД 13. Но наиболее распространенными были металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. СЛАЙД 14. Их делали из серебра, золота, драгоценных камней. СЛАЙД 15. Появились даже пуговицы-картины. Художники стали расписывать пуговицы изображениями людей, животных, насекомых. СЛАЙД 16. Многие из них стали произведением искусств и сейчас пуговичные коллекции хранятся в музеях. СЛАЙД 17. Не все люди могли себе позволить иметь такие пуговицы. Поэтому мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, стекло и металл. СЛАЙД 18. Вот такая история! Воспитатель: - Пуговиц так много и все они разные, не похожи друг на друга. Игра «Отгадай, какая пуговица?» Воспитатель: - В чудесном мешочке лежат пуговицы. Выберите одну пуговицу, не доставая её из мешочка, потрогайте её и расскажите, какая она: по величине, по форме. Догадайтесь, из какого она сделана материала, есть ли у неё ножка или отверстия. СЛАЙД 19. Мнемосхема. Воспитатель садится напротив детей вполоборота. Воспитатель: - Молодцы, вы правильно описали пуговицы. Встаньте около стульев. - Ребята, а ведь пуговицы делают и из других материалов. Пуговица из дерева – деревянная. Игра «Из чего сделана пуговица?» Воспитатель: - А пуговица из камня, какая? – Из стекла – Из кожи – Из металла – Из пластмассы – Из фарфора – Из золота – Из серебра – Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, из любого ли материала можно сделать пуговицу? Подойдите к первому столу. - Предлагаю накрыть стол к чаю. Пристегните чашки на скатерть, а я пристегну чайник. Воспитатель пристёгивает чайник на пуговицу из ватного диска. Воспитатель: - Мне было нелегко пристегнуть чайник, потому что из ваты пуговицы не делают. Значит это вовсе и не пуговица. - А тебе, Рома удалось пристегнуть чашку на скатерть? Воспитатель: - Какой можем сделать вывод? Воспитатель: - Я с вами согласна. Воспитатель: - А наша пуговка не простая, она очень озорная. Подойдите к экрану и встаньте за стульями. - Вам нужно сказать, где спряталась пуговка-шалунья? СЛАЙД 20 - 27. Игра «Пуговка-шалунья» На экране по щелчку меняется положение пуговицы. Воспитатель: - Где пуговка? - Откуда выглядывает? - Где пуговка? - А сейчас где? - Откуда выглядывает? - А сейчас где? Воспитатель: - Молодцы! Хорошо поиграли с пуговкой. СЛАЙД 28. Молодцы! Воспитатель: - Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему? Воспитатель: - У вас нет другой пуговицы. Воспитатель: - Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. - Ребята, вас ждёт интересное задание. СЛАЙД 29. Игра «Подбери пуговицу к одежде» Воспитатель: - Ребята, подойдите ко второму столу. Представьте, что вы мастера одежды. Вам необходимо подобрать пуговицы подходящие к одежде. Только работать вы будете в парах. Надо учитывать, из какой ткани сделана одежда: плотной или лёгкой. - Какие пуговицы вы выберете к меховой шубе, драповому пальто, шерстяному костюму, кожаной куртке? (если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы: маленькие или большие, тяжёлые или лёгкие?). - Какие пуговицы вы подберёте к шёлковой блузке, ситцевой рубашке, трикотажному платью, атласной юбке? - Не забудьте учитывать цвет одежды. - Справиться с заданием сможет самая дружная пара. Воспитатель тоже участвует в игре. Когда работа закончена, воспитатель объясняет свой выбор первой. Воспитатель: - У меня синяя юбка для девочки из плотной джинсовой ткани. Поэтому я подобрала к ней небольшие, металлические пуговицы на ножке. А вы…? Воспитатель предлагает детям рассказать о своем выборе. Воспитатель: - Молодцы, вы дружные мастера! Вы правильно подобрали пуговицы к одежде. Воспитатель: - Пуговица – важная вещица, всем нам в жизни пригодиться! - В её честь люди создавали памятники. Посмотрите на экран. СЛАЙД 30, 31. - Это самые большие пуговицы мира. Воспитатель: - Любит пуговица бегать и скакать. Она зовёт нас поиграть! СЛАЙД 32. Игра «Прокати, не урони» Воспитатель: - У нас тоже есть пуговицы-великаны. Поиграем с ними. - А для этого разделимся на две команды. Вам нужно прокатить пуговицу до колпачка, и также прокатывая пуговицу вернуться в команду. - 1-2-3-4-5 – начинаем мы катать! ЗВУЧИТ МУЗЫКА «В каждом маленьком ребёнке…». СЛАЙД 33. Молодцы! Воспитатель: - Молодцы, вы были ловкими и честными в соревнованиях. - Ребята, а что нужно сделать, чтобы не потерять пуговицу-непоседу? Воспитатель: - Сейчас мы этим и займёмся. Пришьём пуговицы на праздничное платье. Садитесь за третий стол. СЛАЙД 34. Игровое задание «Пришей пуговицу» Воспитатель: - Здорово получилось - и застёжки пришили и украсили платье. СЛАЙД 35. Молодцы! Воспитатель: - А как вы думаете, ребята, как ещё можно использовать пуговицы? СЛАЙД 36. Воспитатель: - А еще из пуговиц можно делать различные украшения: например, бусы. Давайте их сделаем. А поможет нам в этом «волшебный экран». Занимайте места на стульях. СЛАЙД 37. Игровое задание на интерактивной доске «Собери бусы» Воспитатель: - Посмотрите, бусы будем собирать из этих рассыпанных пуговиц, будьте внимательны, чередуя пуговицы. - В этом нам поможет схема: сначала определите, какой величины и формы будет пуговица. А затем, какого она будет цвета. Воспитатель: Первая пуговица большая, круглая, синего цвета. - Какая будет следующая, Ваня? Воспитатель: - Какие красивые бусы получились! СЛАЙД 38. Молодцы! СЛАЙД 39. Спасибо! Пуговица: - Спасибо, ребята! Как много интересного я узнала о пуговицах! | Дети проходят к экрану, садятся на стулья. Демонстрация слайдов презентации. Дети остаются на стульях. Дети поочерёдно, не доставая из мешочка пуговицу, описывают её по схеме (величина - форма – материал – количество отверстий). Участвуют все дети. После описания, дети убеждаются в правильности своего выбора. Дети складывают пуговицы в шкатулку. Дети стоят около стульев. Дети поочерёдно перебрасывают меховую пуговицу, отвечая на вопрос: пуговица какая? каменная. стеклянная. кожаная. металлическая. пластмассовая. фарфоровая. золотая. серебряная. Дети подходят к столу. Дети стоят вокруг стола, присоединяют детали панно с помощью пуговиц из бумаги, целлофана, ткани, меха, стекла, металла, пластмассы, дерева. Предполагаемые ответы детей: - Мне тоже было трудно, потому что у меня тоже не пуговица. Из ткани пуговиц не бывает. - А мне легко, потому что пластмассовая пуговица твёрдая, гладкая. - Свою чашку я не смог пристегнуть, потому что бумажная пуговица порвалась. - Мне было трудно, потому что пуговиц из целлофана не бывает. Целлофан мнется и не держит форму. - Мне было легко, потому что металлическая пуговица гладкая, прочная. По ходу деятельности дети приходят к выводу: Что не бывает пуговиц из ваты, целлофана, меха, ткани, бумаги. Пуговицы делают из прочных, твёрдых материалов: металла, пластмассы и дерева. Дети подходят к экрану, встают полукругом за стульями. Дети отвечают на вопросы. - На диване. - Из-под стола. - Около тумбочки. - Между шкафом и вазой. - Перед шкафом. - Из-за картины. - На полке или в шкафу. - В телевизоре. Дети высказывают своё мнение, предположения о том, как решить эту проблему. Дети: - Можно пришить другую пуговицу. Дети: - Закрепим на булавку, заколем брошкой или значком, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком. Дети подходят к столу, на котором лежат силуэты разной одежды: мужской, женской, детской, а также разнообразные пуговицы (разные по цвету, форме, материалу). Дети: - Прочные, тяжёлые, большие. - Маленькие, лёгкие. Дети выполняют задание самостоятельно. Предполагаемые ответы детей: - У нас джинсовая мужская куртка синего цвета. Мы подобрали к ней восемь металлических пуговиц на ножке, потому что джинсовая ткань очень плотная и для неё нужна прочная застёжка. - У нас зелёное драповое пальто. Мы подобрали к нему семь больших, плоских, зелёных пуговиц, потому что ткань для пальто плотная, петли большие и такие пуговицы подходят по цвету. - У нас летнее платье для девочки из лёгкой красной ткани в белый горошек. Поэтому мы подобрали к нему четыре маленькие, белые пуговицы. - У нас клетчатая рубашка с длинными рукавами для мальчика. Мы подобрали к ней маленькие, пластмассовые, квадратные, синие пуговки, потому что они подходят по цвету и по форме. Дети поворачиваются к экрану. Дети делятся на две команды. Поочерёдно прокатывают деревянную большую пуговицу до ориентира и обратно. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием (1 раз). Дети: - Нужно крепко пришить. Дети садятся за стол, «пришивают» пуговицы к деталям платья с помощью шнурков. Предполагаемые ответы детей: - Можно пришить в виде глаз мягким игрушкам. - Делать поделки и аппликации. - Украшать вещи. - Использовать как шашки и фишки в игре. - Пришитые к рукавичке или коврику пуговицы можно использовать для массажа. Дети садятся на стулья около экрана. Дети выполняют задание: на интерактивной доске поочерёдно подбирают фигуры по схеме. |
3. Заключительная часть (рефлексия). | |
Воспитатель: - Ребята, а вам было интересно? Воспитатель: - Я предлагаю вам наполнить эту прозрачную пуговицу цветными бусинами, но сначала сказать: - Что вам понравилось? - Что особенно запомнилось? - Что удивило? Воспитатель: - Ребята, а мне понравилось, что вы многое знаете о пуговицах, справились со всеми заданиями, были активными и дружными. Воспитатель накрывает вазу крышкой-шляпкой. Воспитатель: А этот красивый экспонат останется в нашем мини-музее «Волшебная пуговица». СЛАЙД 40. Пуговичные медали. Пуговица: - От меня вам медали на память, Они не простые, они заводные, С ними можно играть. СЛАЙД 41. Шкатулка открыта, в ней пуговица. Пуговица: - А мне пора в шкатулку бежать! СЛАЙД 42. Закрытая шкатулка. Воспитатель: - Ребята возьмите пуговичные медали. | Дети: - Да. Дети отвечают на вопросы, наполняют стеклянную шарообразную вазу бусинами. Дети благодарят Пуговицу, прощаются с ней. Берут медали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация МИНИ -МУЗЕЙ "ПУГОВКА"
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и в...
Конспект НОД «Чудо-пуговка»
конспект занятия в старшей группе...
Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»)
Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»), разработанная для участия в шестом окружном празднике коми культуры « Визула ю» («Быстротечная река»). Тема праздника «Традиционные ко...
"Проект Пуговка"
Проект разработан с целью развития у детей сенорной сферы, мелкой моторики руки....
Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира....
Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений....
ПРОЕКТ "Волшебная пуговка"
Исследовательский проект. Коллекционирование пуговиц....