Конспект квест - игры "Зимующие и перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горошилова Елена Панцофиевна

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Все это находит широкий отклик в грамотно выстроенной и проведенной квест-игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 « Солнечные лучики» г. Владивостока

Квест – игра

(конспект)

Тема: Перелётные и зимующие птицы

Старшая группа

Подготовили: Горошилова Елена Панцофиевна

Шлык Елена Викторовна

г. Владивосток        2017г.

Актуальность:

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Все это находит широкий отклик в грамотно выстроенной и проведенной квест-игре.

Цель:

  • Развитие социально-коммуникативного качества детей путем коллективного решения общих задач .
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Умение выполнять коллективно различные игровые задания.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие логического мышления, фантазии, воображения.
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Задачи: 

  • Формировать обобщенное представление детей о зимующих и перелетных птицах.
  • Учить  различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных .
  • Воспитывать  бережное отношение, желание помогать птицам.

Интеграция областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие        
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Предметно-пространственная среда:

Групповая комната с игровыми заданиями.

Материал:

  • Муляж яйца грача ,
  • чудесный мешочек с игрушками ( черепаха, змея, пингвин, крокодил, динозавр, птичка),
  • картинки с изображением перелетных и зимующих птиц,
  • картинки с изображением пищи птиц ,
  • для подвижной игры шапочка с изображением кукушки
  • картинки с изображением гнезд разных птиц
  • сундучок
  • игрушка сова
  •  приз - конфеты

Технологическая карта  квест – игры:

  1. Мотивация к деятельности
  2. Основная часть:

1.Задание: дидактическая игра «Волшебный мешочек».

2. Задание: группировка птиц  : перелётные и зимующие.

3.Задание: группировка картинок пищи перелетных и зимующих птиц.

4.Задание: подвижная игра «Кукушка и птицы»

5.Задание: найти по картинку с изображением  гнезда из которого выпало яйцо.

6.Задание:  Собрать  изображение птицы.

7.Задание: поиск сундучка с призом.

 

Ход:

Воспитатель: Дети посмотрите, что я нашла.

Воспитатель показывает  яичко, дает детям, чтобы они рассмотрели его. Дети передают его из рук в руки, рассматривают.

 Воспитатель: Вчера я была в лесу и на земле около дерева увидела это маленькое яичко. Я решила взять его и показать вам. Давайте подумаем: чьё это яичко, почему оно лежало на земле и что с ним делать?

Дети высказывают предположения: яйцо выпало из гнезда, кто-то взял и бросил, уронили.

Воспитатель:  Дети посмотрите, на столе  лежит мешочек, давайте посмотрим, что там. Может это поможет узнать хозяина яичка.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Ребенок достает из мешочка игрушку крокодила.

Воспитатель: Кто это?

Ребенок: Крокодил.

Воспитатель: Крокодил? Разве крокодил откладывает яйца?

Ребенок: Крокодил откладывает яйца.

Воспитатель: Значит это крокодилье яйцо?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Крокодилы у нас не в лесу не живут.

Воспитатель: Почему?

Дети: У нас холодно. Крокодилы живут там, где жарко.

Воспитатель: Кто у нас ещё спрятался в мешочке?

Ребенок и достает  змею.

Ребенок: Змея.

Воспитатель: Почему она здесь?

Ребенок: Змея откладывает яйца.

Воспитатель: Значит это змеиное яйцо?

Дети: Нет. Змея еще не проснулась от зимней спячки.

Ребенок достает пингвина.

Воспитатель: Кто это?

Ребенок: Пингвин. Он тоже откладывает яйца.

Воспитатель: Значит это его яичко?

Ребенок: Нет. Пингвин живет в Антарктиде.

Ребенок достает птичку.

Воспитатель: Кто это?

Ребенок: Птичка. Она откладывает яйца в гнездо.

Воспитатель: Почему же яичко оказалось на земле?

Дети: Оно могло выпасть из гнезда. Дерево срубили и гнездо упало. Кто-то взял его из гнезда.

Воспитатель: Давайте посмотрим , может ещё что-то в нашем мешочке лежит.

Ребенок достает из мешка вырезанный из картона хвост птицы.

Воспитатель:  Дети вы правильно выполнили первое задание. А это первая подсказка вам. Чтобы найти хозяйку нашей находки нужно собрать все подсказки ( пазлы) и из них собрать портрет нашей птицы.

Воспитатель: А каких птиц вы знаете?

Дети перечисляют: сорока, ворона, цапля, журавль, лебедь и т.д.

Воспитатель: Много птиц вы знаете. Но все эти птицы делятся на два класса. Так как каждый  год к нам зима приходит : холодная, снежная морозная. То первый класс птиц называется…как?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Почему птицы называются зимующие?

Дети: Потому что они зимуют с нами. Птицы зимой не улетают на юг.

Воспитатель: Правильно. А второй класс птиц…как?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: Почему перелетные?

Дети: Осенью птицы улетают на юг, а весной прилетают обратно.

Проводится  дидактическая игра: Перелетные и зимующие птицы.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением птиц: зимующих и перелётных. Они договариваются о том, что картинки с изображением перелётных птиц отбирают девочки, а картинки с изображением зимующих птиц отбирают мальчики. Дети самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель: Посмотрите на картинку сороки, что у неё в клюве.

Воспитатель открепляет картонное изображение крыла.

Воспитатель: Вот и вторая подсказка.

Воспитатель:  Дети, а почему  птицы улетают на юг?

Дети: Потому что зимой они не могут найти себе пищу.

Воспитатель: А что они едят? Почему не могут найти себе пищу?

Дети: Птицы едят насекомых. Зимой насекомых нет.

Воспитатель: А что едят зимующие птицы?

Дети: Зимующие птицы находят пищу в лесу: орехи из шишек, ягоды, семена растений. Те, что живут рядом с человеком, находят пищу там, где живет человек. А также человек вешает на деревья кормушки для птиц  и подкармливает их.

Воспитатель:  Посмотрите на нашей доске  картинки . Внимательно рассмотрите их. Вы должны будете  разложить их на две группы. В первой группе должны быть картинки, с изображением того, что едят зимующие птицы. Во второй группе – картинки , с изображением того, что едят перелётные птицы.

Дети выполняют задание .

Воспитатель: Вот и третья подсказка.

Воспитатель:  Вы назвали так много птиц. Но чьё же это яйцо?  Где живет его мама ?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Почему?

Дети: Яйцо найдено в лесу.

Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем.

Проводится подвижная игра "Птицы и кукушка".

 Все играющие изображают птиц и имеют по отдельному гнезду (стул). Только у кукушки гнезда нет. Считалкой выбирают кукушку. По сигналу взрослого: "Птицы полетели!" – птицы вылетают из гнезд и летают врассыпную. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу  ведущего: "Домой!" все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда становится кукушкой. Подвижная игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Пока вы играли, посмотрите, что я нашла?

Воспитатель показывает четвёртую подсказку.

Воспитатель: Дети, посмотрите что это?

Воспитатель показывает на доску где прикреплены картинки , с изображением  птичьих гнезд .

Дети рассматривают иллюстрации, воспитатель помогает , объясняя  детям какой птицы гнездо.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и найдите гнездо с нашим яичком.

Дети берут найденное яйцо , сравнивают его с птичьими яичками в гнездах птиц и находят родное гнездо.

Воспитатель : Вы правы. Это яичко из  этого гнезда .

Воспитатель переворачивает картинку и находит там ещё одну подсказку.

Воспитатель: Давайте соберем изображение птицы, чьё яйцо я нашла в лесу.

Дети собирают изображение грача из частей.

Воспитатель: Вот мы с вами и нашли хозяйку  нашего яичка. Что это за птица?

Дети: Грач.

Воспитатель: Дети, но ведь еще холодно в лесу, а я уже нашла грачиное яичко. Почему?

Дети: Грач прилетает первым с юга. Грач первым откладывает яички в гнездо. У грача птенцы появляются первыми.

Воспитатель: Вы выполнили все задания правильно и заслужили приз. Чтоб его найти, вот вам подсказка.

Ах, ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела.

В детский сад прилетела.

Дети расходятся по групповой комнате,  находят  игрушку сову. Она сидит на сундучке.

Воспитатель:  Что спрятано в сундучке? Откроем?

Дети: Да!

Воспитатель открывает сундучок и показывает детям  желейные конфеты, похожие на червячков.

Воспитатель: Дети это ваш приз – конфетные червячки.

Дети едят конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии «Перелётные птицы» для детей средней группы.

Расширить представление детей о  птицах, их образе жизни и внешнем виде, продолжать дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы....

Конспект НОД по экологии "Перелётные птицы весной" в старшей группе

Занятие по экологии "Перелётные птицы весной" в  игровой форме обогащает  и систематизирует знания детей, рекомендую проводить весной....

Конспект НОД по рисованию: Перелётные птицы. Синичка.

Конспект НОД по рисованию «Синица»Старшая группа.Цель: Формировать умение передавать в рисунке образ птиц, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаг...

Конспект занятия "Зимующие и перелётные птицы"

Целью  данного конспекта занятия является формирование представлений о перелётных и зимующих птицах на примере  птиц Белгородской области....

Конспект занятия по коммуникации "Перелётные птицы"

Конспект занятия по коммуникации "Перелётные птицы"...

Конспект НОД на тему: «Перелётные птицы»

Тема: «Перелётные птицы»Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи...