Проект "Этот загадочный мир космоса"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лавриненко Галина Николаевна

Проект среднесрочный, расчитан на старший дошкольный возраст, предполагает участие как детей и педагогв, так и родителей. Учитывает  все образовательные  области. доступен для применения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_g.n.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Этот  загадочный космос…»

Разработчик проекта:

воспитатель Лавриненко Г.Н.

Вид проекта: информационно-исследовательский, фронтальный, среднесрочный

Срок реализации: 1 месяц (апрель)

Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители, учитель-логопед

 Актуальность проекта

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бэтмэн, черепашки Ниндзя, космические монстры и т.д. Это вызывает у детей агрессию по отношению к сверстникам. Дети плохо знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать ее героев. Дети должны знать историю российского праздника  Дня Космонавтики, дату первого полета человека в космос, о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине,  о героических покорителях космических просторов. В настоящее время в связи с направленностью на развитие современных технологий, исследований, появлением первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Проектный метод позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни, в организованной и совместной образовательной деятельности. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).Дошкольный возраст –важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. Актуальность данного проекта обусловлена тем,  что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность всесторонне развивать личность дошкольника.

Цель проекта: создать условия для  формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи:

Для детей:

систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;

развивать поисковую деятельность; интеллектуальную инициативу;

формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;

воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Для родителей:

привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;

стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей

установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;

возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений

привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики

Для педагогов

обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос»

Предполагаемый результат: У детей сформируются элементарные знания  по теме «Космос» ,  эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

Дети

Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»

Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта

Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Родители

Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей

Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты

Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности

Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

Продукт детской деятельности:  викторина «Звездный час»

Описание проекта.

Данный проект на тему « Путешествие в космические дали» разработан для детей подготовительной  группы , где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные, комплексные ), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.

Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-игр. Детям будет предложен наглядный материал:  карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д.

В процессе занятий дети будут учиться  моделировать, рассуждать, анализировать.

Работа будет проходить последовательно и в системе.

При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси.  Узнают имя первого космонавта Земли. Уточнят значение слов «космонавт», «скафандр», «спутник»,  «созвездие»,  «метеорит»,  «орбита», «телескоп».

Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений

При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.

Этапы реализации проекта

1 этап

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Информация родителей о предстоящей деятельности.

Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.

2 этап

Проведение цикла НОД по всем областям;

Работа с родителями по заданной теме

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап

Организация выставки детского рисунка.

Совместный с родителями познавательно-тематический праздник «Путешествие в космические дали»

Презентация модели Солнечной системы

Коллективное панно «Космический коллаж»

Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа:

Подбор наглядного материала и познавательной литературы.

Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики дома», «Что рассказать ребенку о космосе?

Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" , "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим.  Оформить самодельную книгу «Далекие загадочные планеты».

Продукты проекта:

Для детей:

книжки-самоделки «Далекие загадочные планеты», «Загадки о космосе»

конструирование ракеты  из бросового материала;

лепка из соленого теста «В далеком небе, или звездное небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса».

работа с бросовым материалом « Пришельцы из космоса»;

выставка книг о космосе;

разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».

Для педагогов:

Разработка конспектов НОД по теме;

подбор компьютерных презентаций;

выставка книг, энциклопедий о космосе;

подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;

подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;

изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме;

Для родителей:

папки-раскладки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные Дню космонавтики;

выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности

познавательно – тематический праздник «Загадочный космос».

Список используемой литературы и сайтов :

Летающие звезды" Александра Ткаченко

1. В. Барудина «Первый в космосе»

2. К. Булычев «Тайна третей планеты»

3. Н. Холин «Я тоже к звездам полечу».

4. Р. Василек «Маленький пилот».

5. Л. Леонов «Солнечный ветер», рассказ.

6. Я. Аким «Земля».

7. Н. Андреев «Взлетевшие к звездам».

8. А. Митяев «Первый полет».

9. В. Бороздин «Необыкновенная школа», «Тренировка», «Поехали».

10. Г. Шалаев. «Почемучка»

11. А. Дмитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова   «Почемучка»

12. Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах»

13. Энциклопедия «Мир вокруг нас»  «Космос»

14.Ю.Линдстрем «Вселенная для детей»

15.Ю.Нагибан «Рассказы о Гагарине»

16.Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом»

17.Е.П.Левитан «Камни, которые упали с неба»

18.Е.П.Левитан «Звездные картинки»

19. Е.П.Левитан «Длинноволосые звезды»

20. Е.П.Левитан «Маленькие планеты»

21. Е.П.Левитан «Твой звездный город – галактика»

22 Е.П.Левитан «Ау, инопланетяне»

План работы

Этап

Формы работы

Ответственный

Предполагаемый результат

подготовительный

1.Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

2.Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3. Поиск различных средств достижения цели.

Педагоги ДОУ

Определены тема, цели, задачи, содержание проекта.

Выявлены возможности и содержание деятельности всех участников проекта.

Определен круг различных средств для достижения цели.

основной

1.Разработка буклетов  по теме проекта

Педагоги ДОУ

Даны рекомендации по ознакомлению дошкольников с космосом.

2. Разработка и оформление картотеки «Планеты»

Старший

воспитатель

Картотека используется при ознакомлении детей с небесными телами.

3.Цикл НОД по ознакомлению с миром космоса:

-«Космос. Вселенная. Звезды»;

- «Созвездия»;

- «Солнце – источник тепла и света»;

- «Планеты солнечной системы»;

- «Планета Земля – наш общий дом»;

- «Луна – спутник Земли»;

- «Освоение космоса»;

- Первые космонавты, полетевшие в космос»;

- «На чем летают в космос»;

- «Викторина звездный час»

Воспитатели,

учитель-логопед

Дети  получили начальные знания о космосе, Вселенной, космических кораблях, людях, работающих  в космической промышленности.

4.Цикл НОД по художественно-эстетическому воспитанию:

- «Звездное небо»  (пластилинография»;

- «Удивительное рядом»  (рисование);

- «Космический полет»  (аппликация)

- «Построим мы ракету и в космос полетим»  (конструирование);

- «Земля – наш дом во вселенной» (коллективная работа, смешанная техника);

Воспитатели

Полученные знания дети используют при создании работ как индивидуальных, так и коллективных.

4.Выставка книг познавательной и художественной литературы для детей

Воспитатели

Дети знакомятся в доступной форме с миром космоса, развит познавательный интерес.

5. Беседа с представителями библиотеки им. З.Космодемьянской

Воспитатели

Узнают подробности полета первого космонавта Ю.Гагарина

6. Посещение выставки «Космическая быль» на базе ДДТ пос. Октябрьского

Воспитатели

Знакомятся с различными видами летательных аппаратов

7.Выставка  познавательной литературы для родителей

Воспитатели

Родители узнают интересные факты из жизни космоса, рассказывают детям

8. Изготовление стенгазет

Педагоги ДОУ, дети

Развивается эстетический вкус, желание показать свои знания

9. Комплекс утренней гимнастики для младшего возраста «Маленькие космонавты»

10. Комплекс утренней гимнастики для старшего возраста  «Тренировка будущих космонавтов»

Инструктор по физической культуре

Укрепляется здоровье, дети подражают космонавтам, стараются быть похожими на них.

11.Спортивное  развлечение «Космические приключения 2018» (старшие)

Инструктор по физической культуре

Создается эмоциональный настрой, формируется правильная самооценка.

12.Спортивное  развлечение «Космическое путешествие» (младшая)

Инструктор по физической культуре

В доступной игровой форме закрепляются знания о космосе.

13.Сборник фильмов о космосе

Учитель-логопед

Фильмы помогают заинтересовать детей, побуждают к решению познавательных задач.

заключительный

14.Выставка рисунков «Космос нашими глазами»

Воспитатели

Весь спектр полученных знаний отображен различными способами в работах.

15.Участие во всесоюзном конкурсе

Воспитатели

Развито стремление к самосовершенствованию

16.Участие в городском  конкурсе «Удивительный мир космоса»

Воспитатели, родители, педагоги

Развитие творческой самостоятельности

17. Выставка поделок, сделанных совместно с родителями

Воспитатели

Развитие творческой самостоятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадочный мир космоса"

Путешествие по планетам, звездам....

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Комплексно- тематическое планирование Тема проекта: « Загадочный мир космоса». Возраст 5-6 лет ( старшая группа).

Проект "Загадочный мир космоса" расчитан на детей старшей группы, срок реализации - неделя....

«Загадочный мир космоса. Космический коллаж» Комплексное занятие с использованием компьютерных технологий в подготовительной группе

Ознакомление детей с космосом, звёздами, планетами солнечной системы, космической техникой.Ознакомление со способом изготовления коллажа: создавать коллективную композицию с использованием различ...

Беседа «Этот загадочный мир космос»

Цель: расширять и углублять знания дошкольников о космосе. Задачи: - Формировать знания детей о летчиках космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии; - Развить во...