Консультация для педагогов "Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми"
консультация на тему

Инесса Халанская

Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьмиВ игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителейИспользование внешних реальных заместителей переходит в применение заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психологические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении (логических задач).

Способность к наглядному моделированию обусловлена тем, что сама деятельность носит моделирующий характер и ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для умственного развития ребенка имеет игровое моделирование действительности, т. е. детям дошкольникам нужно не просто объяснить, а еще и наглядно-образно показать.

Для развития творческого воображения преподаватели ТРИЗ предложили первое описание принципиально новой игры – «Маленькие человечки» (моделирование маленькими человечками). Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, даёт возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними.

На практике малыши уже познакомились со свойствами твердых и жидких веществ, но понять физическую сущность многих явлений и процессов (почему камень твердый) им еще трудно.

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие.

                                                                         

 Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду).

       

 Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

             

С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

Игра «Маленькие человечки» проводится поэтапно: На первом этапе предложить ребенку научиться моделировать вещество и описывать его. Например, несколько маленьких человечков (6-8 карточек, плотно лежащих друг к другу, они крепко держатся друг за друга руками. В реальной жизни это может быть камень, лед, железо, доска и т. д. Таким же образом обыгрывается жидкое и газообразное вещества. Здесь можно использовать загадки, когда одни из играющих строят какую-либо модель, а остальные пытаются угадать, модель чего построена. Этот этап можно применять с детьми 5 лет.

Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, цветка в вазе, супа в кастрюле т. е таких объектов, которые строят из двух, трёх и более веществ.

Не принципиально, как строить модель: Можно просто перечислить все, что есть в аквариуме, и ставить соответствующих маленьких человечков, а можно выложить стены (маленькие человечки твердого тела, внутри вода (маленькие человечки жидкости, камни, растения, ракушки, воздушные пузырьки и т. д. Все будет зависеть от подготовки и желания детей.

Естественно, что выстраивая модель, того же аквариума, дети могут использовать всё имеющееся количество символов, и на первых порах этого вполне достаточно. Но задача состоит в том, как построить модель системы минимальными средствами, выделить в модели самое главное, подвести детей к пониманию того, что всё, что их окружает в принципе состоит только из твердого, жидкого и газообразного. И для построения модели, например человека и листка, который он только что сорвал с веточки, достаточно всего трех символов, и что модели-то одинаковые, и они… оба живые!

Прежде, чем переходить к следующему этапу игры, задайте детям вопросы, как ведут себя маленькие человечки, например холодной и горячей жидкости. Сделайте игру динамичной – пусть дети движениями покажут и опишут словами, например может ли твердый человек быть веселым, а газообразный скучным? Когда это бывает? Почему?

На втором этапе строятся процессы, происходящие с веществом, и процессы взаимодействия между веществами. Например, если на модели заменить одного человечка твердого тела на человечка жидкости, то это может быть процесс таяния льда или плавления железа. А если сверху модели поставить человечка, символизирующего газ, то мы получим модель вещества с запахом. Этот этап игры доступен детям 6 лет.

На третьем этапе моделируются процессы взаимодействия двух веществ. Для этого необходимо ввести символы, обозначающие характер взаимодействия) – бездействие, (+) – притяжение, (-) – отталкивание. Построим модель кубика, лежащего на столе. Между кубиком и столом положительное взаимодействие, а в нескольких сантиметрах от первого кубика положить еще один, то в данном случае будет бездействие. Символы знакового взаимодействия можно сменить на любые другие символы, понятные детям, например на тех же человечков, только другого цвета. Например, модель взаимодействия твердого вещества и жидкости. Между человечками, символизирующими вещество, находятся человечки поля, выполненные из человечков газообразного вещества темного цвета. В данном случае поле отталкивания. Остальные человечки могут символизировать кусочек льда в воде, кусок железа в ртути, и другое. Этот этап игры доступен детям 7-8 лет.

Таким образом, игра «Маленькие Человечки» предназначена для детей в возрасте от 5 лет и может быть использована как средство обучения школьников. Игра помогает формированию диалектического представления о различны объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. Также игра приносит радость познания, дарит возможность видеть непосредственно результаты своей творческой деятельности. С помощью этой игры ребенок совершает первые открытия, проводит научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомится с закономерностями в развитии природы, переживает минуты вдохновения; в игре развивается воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми

В игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителейИспользование внешних реальных заместителей переходит в применение заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психологические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении (логических задач).

Способность к наглядному моделированию обусловлена тем, что сама деятельность носит моделирующий характер и ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для умственного развития ребенка имеет игровое моделирование действительности, т. е. детям дошкольникам нужно не просто объяснить, а еще и наглядно-образно показать.

Для развития творческого воображения преподаватели ТРИЗ предложили первое описание принципиально новой игры – «Маленькие человечки» (моделирование маленькими человечками). Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, даёт возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними.

На практике малыши уже познакомились со свойствами твердых и жидких веществ, но понять физическую сущность многих явлений и процессов (почему камень твердый) им еще трудно.

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие. 

        

 Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду).

        

 Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

        

С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

Игра «Маленькие человечки» проводится поэтапно: На первом этапе предложить ребенку научиться моделировать вещество и описывать его. Например, несколько маленьких человечков (6-8 карточек, плотно лежащих друг к другу, они крепко держатся друг за друга руками. В реальной жизни это может быть камень, лед, железо, доска и т. д. Таким же образом обыгрывается жидкое и газообразное вещества. Здесь можно использовать загадки, когда одни из играющих строят какую-либо модель, а остальные пытаются угадать, модель чего построена. Этот этап можно применять с детьми 5 лет.

Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, цветка в вазе, супа в кастрюле т. е таких объектов, которые строят из двух, трёх и более веществ.

Не принципиально, как строить модель: Можно просто перечислить все, что есть в аквариуме, и ставить соответствующих маленьких человечков, а можно выложить стены (маленькие человечки твердого тела, внутри вода (маленькие человечки жидкости, камни, растения, ракушки, воздушные пузырьки и т. д. Все будет зависеть от подготовки и желания детей.

Естественно, что выстраивая модель, того же аквариума, дети могут использовать всё имеющееся количество символов, и на первых порах этого вполне достаточно. Но задача состоит в том, как построить модель системы минимальными средствами, выделить в модели самое главное, подвести детей к пониманию того, что всё, что их окружает в принципе состоит только из твердого, жидкого и газообразного. И для построения модели, например человека и листка, который он только что сорвал с веточки, достаточно всего трех символов, и что модели-то одинаковые, и они… оба живые!

Прежде, чем переходить к следующему этапу игры, задайте детям вопросы, как ведут себя маленькие человечки, например холодной и горячей жидкости. Сделайте игру динамичной – пусть дети движениями покажут и опишут словами, например может ли твердый человек быть веселым, а газообразный скучным? Когда это бывает? Почему?

На втором этапе строятся процессы, происходящие с веществом, и процессы взаимодействия между веществами. Например, если на модели заменить одного человечка твердого тела на человечка жидкости, то это может быть процесс таяния льда или плавления железа. А если сверху модели поставить человечка, символизирующего газ, то мы получим модель вещества с запахом. Этот этап игры доступен детям 6 лет.

На третьем этапе моделируются процессы взаимодействия двух веществ. Для этого необходимо ввести символы, обозначающие характер взаимодействия) – бездействие, (+) – притяжение, (-) – отталкивание. Построим модель кубика, лежащего на столе. Между кубиком и столом положительное взаимодействие, а в нескольких сантиметрах от первого кубика положить еще один, то в данном случае будет бездействие. Символы знакового взаимодействия можно сменить на любые другие символы, понятные детям, например на тех же человечков, только другого цвета. Например, модель взаимодействия твердого вещества и жидкости. Между человечками, символизирующими вещество, находятся человечки поля, выполненные из человечков газообразного вещества темного цвета. В данном случае поле отталкивания. Остальные человечки могут символизировать кусочек льда в воде, кусок железа в ртути, и другое. Этот этап игры доступен детям 7-8 лет.

Таким образом, игра «Маленькие Человечки» предназначена для детей в возрасте от 5 лет и может быть использована как средство обучения школьников. Игра помогает формированию диалектического представления о различны объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. Также игра приносит радость познания, дарит возможность видеть непосредственно результаты своей творческой деятельности. С помощью этой игры ребенок совершает первые открытия, проводит научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомится с закономерностями в развитии природы, переживает минуты вдохновения; в игре развивается воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию Куркиной Ольги Михайловны Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».

Перспективный  план работы по самообразованиюКуркиной Ольги МихайловныТема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы»....

Семинар-практикум для родителей Что это - «Метод «маленьких человечков».

Тема: Что это - «Метод «маленьких человечков».Цель:Повысить педагогический уровень  родителей по вопросу «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».Выст...

Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков

мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который  помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....