Конспект экскурсии в парк «Культуры и отдыха» ранней весной в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии
в парк «Культуры и отдыха» ранней весной в старшей группе
ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.
Задачи:
- Образовательные
- закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано;
- формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
- определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
- Развивающие
- развивать навыки наблюдения за изменениями в природе ,вызвать желание на самостоятельные исследования;
- развивать умения строить причинно - следственные связи;
- Воспитательные
- способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;
- формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;
- вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше;
Ход занятия:
(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в парк). Ребята, а вы бывали в парке? Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в городской парк. Назовите какие правила надо соблюдать на прогулке в парке.
-находясь в парке нельзя портить деревья и кустарники.
-ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.
-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в парке;
-нельзя бросать мусор .
Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том ,что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.
Вот мы и пришли в парк. Полюбуйтесь как здесь хорошо.
…сугроб уже ссутулился от солнечных лучей
и побежал по улице сверкающий ручей…
О каком времени года говорится в этом четверостишии?
Перечислите все весенние месяцы?
А какой самый первый месяц весны?
А после какого, зимнего месяца он наступает?
А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?
Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.
А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?
1.Снег потемнел и стал ноздреватым (днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к. снега было много и он был пушистым ,а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.
2.Изменилось солнце ,оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.
3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая испаряясь, образует облака.
Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.
Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать?(да, действительно ,он уже выглядит не таким аппетитным).Посмотрите уже начинают появляться первые проталины(это места где снег уже стаял и появилась земля).Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест? (у стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы, тёмного света. Стволы нагреваются быстрее чем сугробы ,поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее).В этом вы можете убедиться если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета.
Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю ,грея её ).
А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?
Да ,правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.
А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте на что они похожи.
А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют,
Откуда берутся эти ручейки?
Снег – это замёрзшая вода и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.
Куда они потом попадают?
Вода стекает через решётку в асфальте в особые приёмники, а оттуда попадает в городские реки.
Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!
Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)
А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?
Начнём свои наблюдения. Мальчики будут наблюдать за кустарниками, а девочки за деревьями. Только в начале, ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?
Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.
Что мы наблюдаем на месте разлома?
Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.
А почему почки набухают именно весной?
Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.
Напомните мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.
(солнечный свет, тепло, влага).
Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду.(берёзу, тополь, липу, клён).Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у липы круглые и большие. у клёна большие и более овальные…у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у липы гладкий, у тополя светлее, чем у клёна).
Д\И « Всё наоборот» (не называя пытаюсь перепутать название и описание деревьев)
Теперь пройдём по нашему парку и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в парке? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем парке деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей :побелка, подрезка, лечение ран на коре).
Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).
А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?
Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).
Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)
Какие птицы прилетают к нам первыми?
Конечно, же грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.
А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?
Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)
Пройдите по парку и посмотрите, может мы увидим Грачей.
Чем питаются грачи? (насекомыми).
Оглянитесь вокруг, проснулись ли насекомые? (нет).
Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм выкопать из земли личинки).
Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?
Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)
А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т. к любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами, в поисках мест для гнёзд и громко кричат)
Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы» ,я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать ,что это за птица?
Птицы, как и люди, ждут приход весны.
Обратите внимание, как стали одеваться люди?
Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в парк?
По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Молодцы, вы сегодня многое узнали и конечно устали. Нам пора возвращаться в наш д\сад.
Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Посмотрите, как работники парка держат всё в чистоте.
А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)
Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного парка и сделали для себя вывод - Чтобы наш парк, наш город был красивым и любимым нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.
литература
1.Г.Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
2.В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
3.М. Авдеева «Посадили деревце»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по теме "Ранняя весна" в старшей группе.
Раздел "Коммуникация"в старшей группе...
Конспект НОД Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.
Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.Цели: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, т...
Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.
Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...
НОД «Ранняя весна» в старшей группе
Конспект занятияпо развитию речи«Ранняя весна» в старшей группе...
ООД "Ранняя весна" в старшей группе
закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна». Продолжать знакомить детей с п...
Конспект НОД Монотипия «Ранняя весна» в старшей группе.
закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны ( день прибавляется, сильнее греет солнце, тает снег, бегут ручьи, капель; возвращаются перелетные птицы)...
Нетрадиционная техника рисования «Ранняя весна» в старшей группе.
открытое занятие...