ООД "Ранняя весна" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Николаевна Литвинова

закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна». Продолжать знакомить детей с предложением. Упражнять в чтении предложения после перестановки одного слова. Закреплять умение, называть слова в предложении последовательно и вразбивку, развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный  речевой выдох, регулирование силы голоса,  мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к  природе, умение замечать красоту природы.

Активизация словаря: Долгожданная,  приветливым, ноздристый, перезвон, задорное настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rannyaya_vesna.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна». Продолжать знакомить детей с предложением. Упражнять в чтении предложения после перестановки одного слова. Закреплять умение, называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

Развивающие: развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный  речевой выдох, регулирование силы голоса,  мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к  природе, умение замечать красоту природы.

Активизация словаря: Долгожданная,  приветливым, ноздристый, перезвон, задорное настроение.

Оборудование и материалы: Модели – картинки,(солнце, проталинка, подснежники , сосульки, ручеек, ледоход, одежда, лопата, грабли, дерево грач, медведь ,еж, барсук ,видеофильм «Весна»

Ход занятия

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если солнце ярче светит

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Просыпаются медведи

Значит к нам пришла… (весна).

Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Сейчас мы будем  составлять  рассказ о весне с помощью моделей. Вы называете признаки весны, и называете предложение.

Воспитатель: Придумываем предложение со слова весна.

Ребенок : Весной ярко светит солнце.

Воспитатель: (выставляет  модель солнца).

Ребенок : Тает снег, появляются лужи (лужа)

Ребенок: На крышах висят сосульки (сосульки)

Ребенок: Снег почернел, стал ноздристый, колкий.

Ребенок : Появились проталины (проталинки)

Ребенок: Бегут ручейки (ручеек)

Ребенок :На реке ледоход (лед на реке)

Ребенок: Весной на деревьях набухают почки ( дерево с почками).

Ребенок : Весной растет трава ( трава).

Ребенок :Весной  распускаются     первые   цветы ( цветы).

Ребенок : Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы( птицы).

Ребенок :Весной просыпаются животные (еж, медведь)

Ребенок : Весной люди сажают огороды  (грабля , лопата).

Воспитатель:  Молодцы ребята.

Как много признаков весны вы назвали

Воспитатель:

-Ребята, давайте составим рассказ о весне!

Составление рассказа «Расскажи о весне по моделям»

Ребенок составляет рассказ.

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днём поднимается всё выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Снег потемнел. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели весенние ручейки. На крышах домов выросли длинные и острые сосульки. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Просыпаются животные после зимней спячки. У медведицы появляются детеныши. Люди надевают весеннюю одежду.

Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).

На крышах вырастают белые морковки (сосульки).

И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).

Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).

Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки), которые бегут-звенят по всем (дорожкам), зовут в гости весну.

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).

И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).

Их называют… (подснежниками).

А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).

Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).

Назовите , пожалуйста,  весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).

Дети : Называют

Воспитатель:

 Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй!

Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое?”

Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо, весной какое? (Весеннее). (Облако, утро, погода, ручьи, капель, трава, проталинка, сосулька, дождь, день, сад, снег, перезвон.)

Физкультминутка «Вышел мишка из берлоги»

Воспитатель : Давайте вспомним , как мы играли в живые слова. Предлагает детям придумать предложение о весне. Например : Весной распускаются первые цветы.

Какое первое слово?  (Весной)

Какое второе слово? (Распускаются)

Какое третье слово? (первые)

Какое четвертое слово? (цветы).

А теперь наши слова перепутались (дети встали на другие места), воспитатель предлагает детям прочитать, что получилось .

Неправильное предложение.(Предлагает детям исправить ошибку)

Дети : правильно, по порядку расставляют слова

Воспитатель: Чтобы предложение стало понятным , слова надо произносить по порядку.  Слова надо проговаривать последовательно.

Воспитатель предлагает детям добавить к нашему предложению  новое живое слово ( зеленая  трава, подснежники).

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Проводится пальчиковая гимнастика « Весна»

Иди весна, иди, красна

Раз-весна,

Два-капель,

Три-сосульки тают,

Март пришёл

Пришла весна

Птицы прилетают.(дети выполняют)

Воспитатель :А теперь я,  предлагаю вам поиграть в игру – чистоговорку

«Добавь слово». Вы  должны произносить  чистоговорку  с разной силой         голоса. (громко, тихо, шепотом)

На – на – на          к нам опять пришла весна

Ло –ло –ло           всем от солнышка тепло

Чи – чи – чи          прилетели к нам грачи

До – до – до          вьют они гнездо

Ов –ов -  ов           выводят маленьких птенцов

Ка – ка –ка            разлилась наша река

Од –од –од           на речке ледоход

Ель –ель –ель      с  крыши падает капель

Да –да –да             кругом вода.

Ег –ег –ег                всюду тает снег

Еж –еж -еж            вот проснулся еж

Едь –едь –едь      выходит и медведь

Ук  -ук – ук          не спит уж и барсук

Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)

Воспитатель:

-А сейчас прочтём стихотворение солнышку «Весна»

Весна

К нам Весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами

Черные проталины

На снегу видны.

Видно, очень теплые

Ноги у Весны.

И. Токмакова

Воспитатель - Молодцы!

Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель:

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, о чём говорили. что запомнилось, что нового узнали?

Дети:

- Говорили о приметах весны. Отгадывали загадку.

-Составляли рассказ. Играли в игры «Живые слова», «Добавь слово».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по лепке "Закликаем весну", старшая группа

Непосредственно образовательная деятельность по лепке в старшей группе «Закликаем весну», И.А. Румянцева...

Гимнастика после сна (осень, весна) - старшая группа

Два комплекса гимнастики после сна на осень и весну в стихотворном варианте. Включают в себя пальчиковую гимнастику, элементы самомассажа, коррегирующие упражнения, аэробику....

Образовательная область "Коммуникация" на тему: "Весна" (старшая группа)

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Весна" с использованием игровых технологий. На протяжении всего занятия прослеживается одна тема, используются ра...

НОД Образовательная область «Познание»конспект комплексного занятия по ФЭМП«Весна»старшая группа

Занятие по математике в старшей группе:  Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи, математические способности. Воспитывать интерес к познанию; ...

Презентация "Весна"старшая группа

Картинки и стихи о весне...

"Навстречу весне" старш.группа

Весеннее развлечение для старших и подготовительных группы....

Тематическая неделя "Весна". Старшая группа.

Занятия с детьми в старшей группе на заданную тему....