Мастер-класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_pechat.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Романовская школа ДО-6
МАСТЕР – КЛАСС
«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Воспитатель Михайлова Л.В.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса, в процессе по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
1. Вводная часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать -
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все неживую природу.
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов.
Ведь экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество детей, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют детям возможность самим найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
И, конечно, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Сегодня мы с вами попробуем провести интересные опыты с различными материалами. Возможно, они вам пригодятся для работы с детьми.
2. Основная часть
Опыт № 1
Предлагаю вам провести эксперимент «Сухой из воды»
Будем определять, занимает ли воздух место?
Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.
Ход работы.
Я вам сейчас загадаю загадку:
«Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видим, но и все же,
Без него мы жить не можем».
Это «воздух»
Детям можно задать очень много вопросов:
- Может ли человек жить без воздуха? Почему?
- Почему мы не можем увидеть воздух?
- Как мы можем обнаружить, что воздух существует?
- Что означает «выйти сухим из воды»?
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?
-Возможно ли это? Давайте выясним:
Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.
- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.
- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).
- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Давайте попробуем.
- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).
Для того, чтобы детям было ещё интереснее познавать неживую природу, экспериментировать, можно придумать сказку с любимыми персонажами детей, которые тоже хотят узнавать что-то новое, интересное.
Сказка называется
Путешествие Лунтика и его друга Кузи».
Лунтик и Кузя были очень любознательными и решили посмотреть, что же интересного происходит вокруг.
Сначала друзья попали в сказочное царство. А там перед ними было таинственное молочное озеро…
Опыт №2
Взрыв цвета в молоке
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него пищевых красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства!
Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
А рядом с молочным озером было еще одно, где росли красивые цветы. Это были кувшинки.
С восходом солнца она распускалась. И наши друзья ими любовались.
Опыт № 3
«Цветы кувшинки».
Нам понадобятся вырезанные из бумаги цветы, с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Вдруг друзья увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт №4
«Рыбки»
Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина (изюм).
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.
Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Друзьям было всё очень интересно. И захотелось им посмотреть, что же там за озером. Вышли они на берег, а берег тот был сказочно красивый.
Опыт № 5
Сейчас мы сделаем «Красивый берег».
Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком на подносе.
Гуляя по красивому берегу, друзья решили сделать куличики из песка, но песок был очень сухим, и куличики рассыпались. Ничего у друзей не получилось.
Опыт № 6
«Живой песок»
Высыпаем песок в контейнер, добавляем в него крахмал. Постепенно добавляя воду, очень тщательно перемешиваем. Лучше мешать медленными движениями. Дадим песку немного подсохнуть, а затем хорошо раскрошим (если песок слишком сухой и из него трудно лепить, добавьте ещё воды.)
«Живой песок не рассыпается в руках и из него можно лепить.
Вывод: при добавлении крахмала в воду она перестаёт быть обычной жидкостью, а приобретает некоторые свойства твёрдого тела, поэтому смешанный с крахмалом песок ведёт себя не так, как обычный.
Пока друзья лепили куличики, на небе появились тучи, и пошёл дождь.
Опыт № 7
«Дождь» из пены для бритья»
Возьмите банку и налейте в него холодной воды больше половины
Встряхните пену для бритья и заполните ею остальной объём банки.
Затем очень осторожно капните небольшое количество пищевого красителя сверху на пену и наблюдайте за тем, что происходит в банке.
Окрашенные капли начинают просачиваться через слой пены и падать на дно банки.
Вывод: Капли начинают капать на дно банки, т.к. плотность красителя гораздо выше и он тяжелее, чем пена для бритья. То же самое происходит и с дождевыми тучами. Как только краситель разрывает поверхность пены, он тут же падает на дно банки. Так же ведут себя и капли дождя в туче.
Опыт № 8
«Мандарин»
Когда дождь закончился, друзья вышли опять гулять по разноцветному песку, и вдруг увидели мандарин. Им очень захотелось его попробовать. Но Лунтик вспомнил, как мама говорила, что надо мыть фрукты перед едой. Друзья решил помыть мандарин и опустили его в воду. И тут они обратили внимание на то, что мандарин не тонет. Как бы они не пытались, мандарин - не тонул.
Уважаемые коллеги! Как вы думаете, почему мандарин не тонет?
Вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.
А теперь я предлагаю мандарин очистить и посмотреть: будет ли очищенный мандарин плавать? Давайте попробуем. К сожалению, он тонет. Как вы думаете, почему?
Вывод: Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Друзьям очень понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у них еще осталось очень много вопрос, на которые теперь они будут искать ответы. А мы с вами, ребята, поможем им в этом.
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям!
Проведение опытов, организация экспериментирования- один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с детьми по познавательной деятельноси Тема"Детское экспериментироывание - как метод экологического воспитания."
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок нач...
Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."
Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....
МАСТЕР – КЛАСС Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Мастер-класс по детскому экспериментированию на примере игр-экспериментов с магнитом.
Мастер-класс будет интересен педагогам и родителям....
Дессеминация опыта работы «Использование экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников».
Дессеминация опыта работы...
Детское экспериментирование как метод экологического воспитания
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка является важнейшей задачей.Только здоровый ребёнок весел, активен и любознателен.В экспериментальной деятельности ребёнок учится безопасному поведению в окружа...
Презентация "Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников"
В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Детский сад является главным звеном системы непрерывного экологического образования. У детей до...