Дессеминация опыта работы «Использование экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников».
занимательные факты
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников». Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Я считаю, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Дошкольники могут опровергнуть или подтвердить свои предположения. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, т.к. постоянно идет работа по сравнению, классификации, обобщению, анализу, конечно под руководством педагога. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а это соответствует их возрастным особенностям. С сентября 2014года мною начата работа по направлению «Использование экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников» с детьми младшей группы». Мною было замечено, что большинство современных детей редко общаются с природой. А ведь экологическое экспериментирование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Я считаю, что огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская, экспериментальная деятельность в природных условиях. Для решения данной проблемы, мною была поставлена цель: сформировать у дошкольников системные представления о природе в процессе детского экспериментирования в поисково-исследовательской деятельности. Для реализации этой цели мною были поставлены следующие задачи: 1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. В ДОУ созданы все условия для использования опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками. В младшей группе мною был оборудован «Центр детского экспериментирования». При создании «Центра экспериментальной деятельности» соблюдались все требования по технике безопасности и возрастным особенностям дошкольников. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью в 2015 году мною создана лаборатория «Хочу всё знать», оборудованная всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру. Основная задача работы лаборатории - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. На участке ДОУ имеется огород, где у каждой группы есть своя грядка. Вместе с детьми мы выращиваем овощи на огороде: редис, свеклу, морковь, укроп, лук, петрушку и т.д. Дети любят, наблюдают за ростом овощей, ухаживают за ними. Совместно с родителей разбиты цветники. Здесь растут анютины глазки, васильки, бархотки, ромашки, астры и др. декоративные растения. Дети с огромным желанием наблюдают за посадкой овощей, цветов и вместе с воспитателем осуществляют уход и полив растений. В своей работе активно использую одно из направлений детской экспериментальной деятельности, это - опыты. Они проводятся как на ООД, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опытно - экспериментальную деятельность распределила по трём направлениям: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.
В течение года с дошкольниками проводилась дополнительная услуга экологический кружок «От чего и почему». Цель работы образовательной услуги: «Развитие познавательного интереса к миру природы, воспитания бережного, эмоционально - положительного отношения к природе». Проводились такие ООД: «Удивительные камни», «Круговорот воды в природе», «Что мы знаем о воздухе?», «Тайны воды», «Следы на песке», «Семена проснулись». Так же в своей работе использую такой действенный метод, как показ слайдов, презентаций, фильмов о природе, которые обогащают чувственный опыт ребенка-дошкольника. Все занятия проходят с использованием ИКТ, под музыкальное сопровождение (Звуки природы, пение птиц, шум ветра и т.д.) В своей работе, я тесно сотрудничаю с родителями дошкольников, использую такие формы работы, как:
|
|
В феврале 2015 г. была проведена диагностика по методике «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова). С целью выявления предпочитаемого детьми вида деятельности в средней группе. Диагностирование организуется в два этапа: до появления специального уголка экспериментирования и после (через 1 месяц). На день диагностирования в группе присутствует 19 детей (из них 11 девочек и 9 мальчиков), средний возраст испытуемых 4-5 лет. Результаты представлена на слайде. Вывод: на основе наблюдений за деятельностью детей, бесед, диагностики выясняется, что в начале исследования дети отдавали большее предпочтение игровой деятельности – 8 человек (42%); с организацией уголка экспериментирования и проведением ряда мероприятий значительное предпочтение дети отдают экспериментированию- 9 человек (47%). Также провела итоговую диагностику по методике «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохоровой). Методика проводилась с целью выявления уровня овладения детьми среднего дошкольного возраста навыками экспериментирования. Осуществляется по окончании каждого этапа обучения (февраль, март, сентябрь). В диагностировании участвуют 16 детей (11 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 4-5 лет. Вывод: в результате проведенного исследования выясняется: - по окончании 1- го этапа обучения уже 13 детей (81 %) владеют навыком самостоятельной реализации эксперимента, 4 ребенка (25 %) освоили методы планирования деятельности; - по окончании 2- го этапа обучения навыком самостоятельной реализации эксперимента владеют все дети (100 %), планированием- 12 детей (75 %), 3 ребенка (19 %) умеют ставить цель своей деятельности; - по окончании 3- го этапа обучения все дети могут планировать свою деятельность и реализовывать ее в действиях, 75 % детей четко умеют ставить цель предстоящей деятельности, 43 % детей овладели навыками рефлексии. Данные результаты подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей среднего дошкольного возраста экспериментальной деятельности.
Диссеминация опыта моей работы была представлена в 2014г. на педагогическом совете № 3 ДОУ по теме: « Экспериментальная деятельность в ДОУ» В 2015году я являлась участницей конкурса молодых педагогов «Путь в профессию 2015», мною было проведено открытое занятие по опыт но – экспериментальная деятельность по теме: «В гости к Мойдодыру». Цель: развитие познавательного интереса ребенка в процессе детского экспериментирования. |
Активно участвую в жизни ДОУ. |
Вывод: Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Организованная образовательная деятельность в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающее проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»
Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...
Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...
Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).
Особенности экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает деятельностный подход к...
Презентация "Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников"
В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Детский сад является главным звеном системы непрерывного экологического образования. У детей до...
презентация из опыта работы Опытно экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
презентация...
Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"
Задачи:v Сохранять и укреплять здоровье детей посредством внедрения в работу МДОБУ здоровьесберегающих технологий; v Обеспечить равные стартовые...