МАСТЕР – КЛАСС Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
материал

Головастова Надежда Анатольевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterh-klass_utenok.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 1 года.

В нашей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. 

Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 4 до 7 детей).

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты и эксперименты с некоторыми материалами.

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие

. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

2 часть. Практическая.

Сказка «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок и он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг на тропинке он заметил красивые камушки. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

Опыт №1.

Поместим камушки в емкость. А теперь сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения педагогов).

Вывод: Если смотреть на предметы через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Продолжаем путешествие по сказке…

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу, он нашел консервную банку, поставил ее на воду, утенок быстро залез в банку оттолкнулся  от берега и кораблик...
- Как вы думаете, что случилось дальше? 
- Мы спорить не будем.

Опыт №2

Посмотрите, на столе стоят банки. Возьмите каждый по баночке, поместите туда игрушку и аккуратно пускайте в таз с водой. 
- Расскажите, что происходит с корабликом?
- Правильно, кораблик плавает и не тонет.

- Подумайте и ответьте, что находится внутри кораблика кроме игрушки? Да, правильно. Внутри кораблика много воздуха, поэтому наш кораблик и не тонет. А если вместо воздуха впустить воду? Что получится? 
- Попробуйте, налейте из лейки воду в ваш кораблик. 
- Что случилось? А почему? (Внутри в банке нет воздуха, она и утонула).
- Вот так же плавают большие железные корабли. В кораблях обязательно есть воздух.
- А если появится маленькая дырочка - пробоина? 
- Правильно, вода заполнит весь корабль, воздуха не будет и корабль утонет.
Вывод: Железо – тонет, но если внутри железного предмета есть воздух, то предмет не утонет, а будет плавать.

Сказка продолжается…

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на кораблике до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. Какие это были цветы? (Кувшинки). Почему они распускаются? (Предположения педагогов). Давайте проверим.

Опыт № 3.

На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются. Почему это происходит?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Утёнок, качаясь на лодочке, не заметил, как наступил вечер и на небе появились звезды и он захотел вам подарить звездочку на удачу, и на память о нашей сегодняшней встречи.

Опыт № 4.

Для этого опыта нам  понадобиться 5 зубочисток. Нужно надломить каждую зубочистку посередине, и согнуть под прямым углом, вот так… затем кладем все зубочистки на блюдце надлом в центр. Капаем несколько капель воды на сгибы зубочисток. Наблюдаем. Зубочистки расплавляются и образуют звезду.

Вывод.

Причина этого явления, которая называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она как бы ползет все дальше по капиллярам древесины. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «Толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Вот и закончилась наша сказка. Утенку понравилось познавать мир , он показался ему интересным и увлекательным. Он решил продолжить свое путешествие, но это будет уже другая история.

III часть. Рефлексия.

Что Вы сегодня приобрели нового?

IV часть. Заключение.

Уважаемые коллеги! Вот видите, Вы убедились сами, что познавательная деятельность ребенка понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, это творческое приобретение знаний через интересные опыты и эксперименты, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с Вами убедились.

Спасибо за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Предоставление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности....

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикумдля педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа  поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"

Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"...

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.    Зад...