Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экологии в старшей группе «Первоцветы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Полякова Светлана Петровна

Уточнить представление детей о первоцветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervotsvety.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экологии в старшей  группе «Первоцветы»

Длительность 25 минут

Участники: дети 5-6 лет

Цель: уточнить представление детей о первоцветах.

Программное содержание (задачи):

Познавательное развитие: совершенствовать знания детей о  первоцветах,  знание признаков весны, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес.

Социально-коммуникативное развитие: развивать навыки общения, повторить правила поведения в лесу; воспитывать бережное отношение к природе.

Речевое развитие: упражнять в употреблении существительных во множественном числе; развивать диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомство с музыкальными произведениями, воспитывать любовь к музыке, совершенствовать умение детей выполнять рисование нетрадиционными методами.

Физическое развитие: способствовать укреплению здоровья, развивать двигательные умения и навыки.

 —Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.

Оборудование и материалы: цветная бумага, гофрированная бумага, ножницы, клей, кисточки, ватман.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Цветы», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о цветах.

Словарная работа: Красная книга, угроза исчезновения, первоцветы (прострел, ландыш, мать-и мачеха).

Предварительная работа: наблюдения за цветами на клумбе детского сада, беседы на темы: «Растения и деревья нашего участка», «Приметы весны», «Зачем нужны растения и деревья»; рассматривание иллюстраций и репродукций картин на весеннюю тематику; чтение художественной литературы; загадывание загадок про времена года, растения; дидактические игры: «Части-целое», «Собери цветок». Рассматривание Красной книги.

Развивающая среда: иллюстрации пейзажей весны, изображения цветов.

Оборудование: карточки «Цветы»,

ХОД НОД:

Воспитатель предлагает прислушаться к звукам за окном и читает стихотворение.

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не Слониха.

И конечно, Бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду — тишина.

Это значит, это значит,

Тише всех пришла Весна.

 Под музыку (щебет птиц) входит « Весна»

«Весна» здоровается с детьми и спрашивает, знают ли дети признаки весны. Дети перечисляют признаки весны.

Весна предлагает  отправиться в путешествие, туда, где уже появились первые весенние цветы

Весна спрашивает детей , знают ли они,    как называются первые весенние цветы.

Дети отвечают.

Весна уточняет ответы детей и рассказывает о первоцветах. Первоцветы вырастают, когда дуют холодные ветра, когда земля ещё не прогрелась. У всех первоцветов короткий стебель, потому, что им не хватает тепла и света. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу,  потому, что они первые появляются после долгой зимы и людям не терпится их сорвать.

Воспитатель предлагает поехать на поезде в лес. Релаксация под стук колес.

 После релаксации дети выходят из поезда и оказываются на весенней полянке. Но прежде чем пойти дальше, Весна  предлагает  вспомнить правила поведения в лесу.

 Игра  «Разрешено, запрещено»

Весна предлагает  отгадать загадки  и узнать,  как называется цветы.

Загадки о первоцветах

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они.

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

Ответы детей

После каждого ответа следует рассказ Весны о том или ином первоцвете.  Это мать-и-мачеха, у неё большой лист с одной стороны ворсистый и тёплый, как любовь матери, а с другой гладкий и холодный, как характер мачехи в сказках Нижняя часть листа покрыта тёплыми мягкими ворсинками, которые согревают растение. (Мать-и-мачеха предсказывает погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Это лекарственное растение, настойкой из цветов и листьев лечат простуду). 

Этот цветок распускается в мае,

Белые бусинки он одевает.

Ответы детей

Его большие листья полностью закрывают цветок от холода.  Он спрятался, как будто в домике. Про этот цветок люди сложили много легенд.

Водяная царевна Волхова полюбила удалого молодца Садко. Узнав, что Садко любит простую девушку Любаву, заплакала с горя гордая царица. Горькие слезы покатились из глаз. Жемчужинами падали они на траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви, нежности. Люди назвали их ландышами. А печальная царевна навсегда ушла в свое подводное царство.

-Когда цветы отцветут, появятся красивые ягоды. Они ядовиты. Но препараты из листьев, цветов – лекарственные средства, которые лечат заболевания сердца.

Он и желтый, он и белый, он и синенький цветок,

У него порой высокий и пушистый стебелек,

Он весной проснулся ранней, вот и свеженький такой,

Но в народе называют тот цветочек – сон-травой (прострел)

Это прострел, он как- будто простреливает весенний снег, чтобы появится первым.

Весна обращает внимание детей на удивительтный мир  цветов, на то, что у каждого цветка свой характер, своя тайна, своя красота. Предлагает послушать музыку цветов.

 (Звучит музыка «Вальс цветов» П. Чайковского. Дети танцуют вальс)

Весна загадывает следующую загадку.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы беленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответы детей

Весна рассказывает о подснежнике.  Да, это подснежник – цветок весны, идущий к нам по снегу.

Легенда утверждает, что подснежники – это Снегурочкины слезы. Плакала Снегурочка, зиму провожая. Шла она по лесу печальная, и там, где Снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали подснежники.

Как в народе называют подснежники? (Прострел – он словно сквозь землю вдруг неожиданно простреливает. Сон-трава – на лесной полянке, пригретой солнышком, хочется разнежиться, зевнуть)

В старину верили, что если цветок сон-травы положить под голову, то он усыпит и подскажет, что ожидает человека. Верили, что если его носить с собой, то нечисть не подступится.

А в Белоруссии этот цветок называют пролеска, полянка. Пролеска – это голубой подснежник, а полянка – белый, он растет на юге.

Почему же эти цветы называют подснежниками? (Они появляются как будто из-под снега)

Да, характер у этих цветов одинаковый. Чуть сойдет снег, появляются они и удивляют нас, радуют.

Физкультминутка.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Весна предлагает загадку на  внимание.

 Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк

Ответы детей

Весна предлагает подумать, почему одуванчик носит разного цвета «шапку», откуда он получил свое название, беседует с детьми о том, что интересного они знают про этот цветок. ( Например, Одуванчик лечит многие болезни. Листья одуванчика богаты витаминами, из них делают салаты. Из цветов одуванчика варят варенье. А корни обжаривают и используют вместо кофе. Он предсказывает погоду. В народе говорят: На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил)

Весна рассказыает легенду про одуванчик

В маленьком селении в глубине леса жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.

Выросла Отдуваночка и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось Отдуваночке узнать, о чем поет её любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с небес и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свою любовь, счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток.

Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиками.

Рефлексия

Воспитатель подводит итоги. Нацеливает детей на то, что эти цветы надо беречь, но важно знать и про другие растения нашего края, которые нуждаются в защите.

Предлагает  вместе оформить первую страницу Красной книги о растениях нашего края.

 Переход к следующему виду совместной деятельности воспиателя и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы.Тема: "В мире животных".

Конспект  совместной деятельности воспитателя и детей. Деятельность состоит из трёх частей. Все три части, физкультурная минутка объединены одним сюжетом, помощь Степашке в проведении новой телеп...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей 1ой младшей группы. Тема: «КОЛОБОК».

Методическая разработка совместной  деятельности воспитателя и детей 1ой младшей группы по направлениям «Социально-личностное», «Познавательно-речевое», «Художественно-эстетическое»  и «Физи...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экспериментированию в младшей группе на тему: «Какая ты, водичка?»

Задачи образовательных областей. Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Развивать познавательную а...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей лепка из глины абашевских животных (конь, козёл, баран, олень)

Суть работы заключается в развитии творческих способностей детей через лепку из глины абашевских игрушек. Так же осуществляется деятельность по развитию мелкой моторики. Ход занятия состоит из несколь...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"

Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...

Конспект совместной деятельности воспитателя, родителей, детей Тема: \'\'Мы выбираем здоровый образ жизни\'\' 2 младшая группа Выполнила: воспитатель Терентьева Н. Г.

Цели:- привлечение семей воспитанников к участию в совместной деятельности;- развитие компетентности родителей в воспитании детей;- формировать у родителей и детей представление о здоровом образе жизн...