Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экологии в старшей группе «Первоцветы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экологии в старшей группе «Первоцветы»
Длительность 25 минут
Участники: дети 5-6 лет
Цель: уточнить представление детей о первоцветах.
Программное содержание (задачи):
Познавательное развитие: совершенствовать знания детей о первоцветах, знание признаков весны, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес.
Социально-коммуникативное развитие: развивать навыки общения, повторить правила поведения в лесу; воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие: упражнять в употреблении существительных во множественном числе; развивать диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомство с музыкальными произведениями, воспитывать любовь к музыке, совершенствовать умение детей выполнять рисование нетрадиционными методами.
Физическое развитие: способствовать укреплению здоровья, развивать двигательные умения и навыки.
—Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.
Оборудование и материалы: цветная бумага, гофрированная бумага, ножницы, клей, кисточки, ватман.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Цветы», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о цветах.
Словарная работа: Красная книга, угроза исчезновения, первоцветы (прострел, ландыш, мать-и мачеха).
Предварительная работа: наблюдения за цветами на клумбе детского сада, беседы на темы: «Растения и деревья нашего участка», «Приметы весны», «Зачем нужны растения и деревья»; рассматривание иллюстраций и репродукций картин на весеннюю тематику; чтение художественной литературы; загадывание загадок про времена года, растения; дидактические игры: «Части-целое», «Собери цветок». Рассматривание Красной книги.
Развивающая среда: иллюстрации пейзажей весны, изображения цветов.
Оборудование: карточки «Цветы»,
ХОД НОД:
Воспитатель предлагает прислушаться к звукам за окном и читает стихотворение.
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не Слониха.
И конечно, Бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду — тишина.
Это значит, это значит,
Тише всех пришла Весна.
Под музыку (щебет птиц) входит « Весна»
«Весна» здоровается с детьми и спрашивает, знают ли дети признаки весны. Дети перечисляют признаки весны.
Весна предлагает отправиться в путешествие, туда, где уже появились первые весенние цветы
Весна спрашивает детей , знают ли они, как называются первые весенние цветы.
Дети отвечают.
Весна уточняет ответы детей и рассказывает о первоцветах. Первоцветы вырастают, когда дуют холодные ветра, когда земля ещё не прогрелась. У всех первоцветов короткий стебель, потому, что им не хватает тепла и света. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу, потому, что они первые появляются после долгой зимы и людям не терпится их сорвать.
Воспитатель предлагает поехать на поезде в лес. Релаксация под стук колес.
После релаксации дети выходят из поезда и оказываются на весенней полянке. Но прежде чем пойти дальше, Весна предлагает вспомнить правила поведения в лесу.
Игра «Разрешено, запрещено»
Весна предлагает отгадать загадки и узнать, как называется цветы.
Загадки о первоцветах
Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?
Ответы детей
После каждого ответа следует рассказ Весны о том или ином первоцвете. Это мать-и-мачеха, у неё большой лист с одной стороны ворсистый и тёплый, как любовь матери, а с другой гладкий и холодный, как характер мачехи в сказках Нижняя часть листа покрыта тёплыми мягкими ворсинками, которые согревают растение. (Мать-и-мачеха предсказывает погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Это лекарственное растение, настойкой из цветов и листьев лечат простуду).
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает.
Ответы детей
Его большие листья полностью закрывают цветок от холода. Он спрятался, как будто в домике. Про этот цветок люди сложили много легенд.
Водяная царевна Волхова полюбила удалого молодца Садко. Узнав, что Садко любит простую девушку Любаву, заплакала с горя гордая царица. Горькие слезы покатились из глаз. Жемчужинами падали они на траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви, нежности. Люди назвали их ландышами. А печальная царевна навсегда ушла в свое подводное царство.
-Когда цветы отцветут, появятся красивые ягоды. Они ядовиты. Но препараты из листьев, цветов – лекарственные средства, которые лечат заболевания сердца.
Он и желтый, он и белый, он и синенький цветок,
У него порой высокий и пушистый стебелек,
Он весной проснулся ранней, вот и свеженький такой,
Но в народе называют тот цветочек – сон-травой (прострел)
Это прострел, он как- будто простреливает весенний снег, чтобы появится первым.
Весна обращает внимание детей на удивительтный мир цветов, на то, что у каждого цветка свой характер, своя тайна, своя красота. Предлагает послушать музыку цветов.
(Звучит музыка «Вальс цветов» П. Чайковского. Дети танцуют вальс)
Весна загадывает следующую загадку.
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы беленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответы детей
Весна рассказывает о подснежнике. Да, это подснежник – цветок весны, идущий к нам по снегу.
Легенда утверждает, что подснежники – это Снегурочкины слезы. Плакала Снегурочка, зиму провожая. Шла она по лесу печальная, и там, где Снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали подснежники.
Как в народе называют подснежники? (Прострел – он словно сквозь землю вдруг неожиданно простреливает. Сон-трава – на лесной полянке, пригретой солнышком, хочется разнежиться, зевнуть)
В старину верили, что если цветок сон-травы положить под голову, то он усыпит и подскажет, что ожидает человека. Верили, что если его носить с собой, то нечисть не подступится.
А в Белоруссии этот цветок называют пролеска, полянка. Пролеска – это голубой подснежник, а полянка – белый, он растет на юге.
Почему же эти цветы называют подснежниками? (Они появляются как будто из-под снега)
Да, характер у этих цветов одинаковый. Чуть сойдет снег, появляются они и удивляют нас, радуют.
Физкультминутка.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Весна предлагает загадку на внимание.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк
Ответы детей
Весна предлагает подумать, почему одуванчик носит разного цвета «шапку», откуда он получил свое название, беседует с детьми о том, что интересного они знают про этот цветок. ( Например, Одуванчик лечит многие болезни. Листья одуванчика богаты витаминами, из них делают салаты. Из цветов одуванчика варят варенье. А корни обжаривают и используют вместо кофе. Он предсказывает погоду. В народе говорят: На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил)
Весна рассказыает легенду про одуванчик
В маленьком селении в глубине леса жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.
Выросла Отдуваночка и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось Отдуваночке узнать, о чем поет её любимый.
Уговорила она Жаворонка опуститься с небес и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свою любовь, счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток.
Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиками.
Рефлексия
Воспитатель подводит итоги. Нацеливает детей на то, что эти цветы надо беречь, но важно знать и про другие растения нашего края, которые нуждаются в защите.
Предлагает вместе оформить первую страницу Красной книги о растениях нашего края.
Переход к следующему виду совместной деятельности воспиателя и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы.Тема: "В мире животных".
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей. Деятельность состоит из трёх частей. Все три части, физкультурная минутка объединены одним сюжетом, помощь Степашке в проведении новой телеп...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»
Занятие на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей 1ой младшей группы. Тема: «КОЛОБОК».
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1ой младшей группы по направлениям «Социально-личностное», «Познавательно-речевое», «Художественно-эстетическое» и «Физи...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экспериментированию в младшей группе на тему: «Какая ты, водичка?»
Задачи образовательных областей. Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Развивать познавательную а...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей лепка из глины абашевских животных (конь, козёл, баран, олень)
Суть работы заключается в развитии творческих способностей детей через лепку из глины абашевских игрушек. Так же осуществляется деятельность по развитию мелкой моторики. Ход занятия состоит из несколь...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"
Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...
Конспект совместной деятельности воспитателя, родителей, детей Тема: \'\'Мы выбираем здоровый образ жизни\'\' 2 младшая группа Выполнила: воспитатель Терентьева Н. Г.
Цели:- привлечение семей воспитанников к участию в совместной деятельности;- развитие компетентности родителей в воспитании детей;- формировать у родителей и детей представление о здоровом образе жизн...