Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей (подготовительная группа).
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Григорьева Алина Алексеевна

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_ekologiya.odt27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей

(подготовительная группа)

Составила: воспитатель ГБДОУ № 92 Красносельского района

Григорьева Алина Алексеевна

Содержание:

1. Задачи по ознакомлению с зимним сезоном.

- Формирование общего представления детей о зиме: дни стали короткие, ночи длиннее, состояние погоды, характерные осадки, состояние растений.  

- Формирование общего представления детей о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

- Познакомить с особенностями диких животных, впадающих в спячку, и кто ведет активный образ жизни.

- Формировать интерес к неживой природе, расширить представления детей о свойствах воды, снега, льда.

- Дать представление о  труде взрослых в зимнее время, формировать у детей трудовые умения и навыки.

- Закреплять представления детей о зимних развлечениях на улице с помощью формирования интереса к здоровому образу жизни.

  1. Организованная образовательная деятельность: вид, тема, образовательная область, задачи, интеграция образовательных областей.

Конспект ООД подготовительной группы

Беседа на тему « Зима»

Образовательная область – познавательное развитие

Задачи:

- Закреплять представления детей о зиме и характерных ее признаках, состоянии погоды, явлениях.

- Обогащать активный словарь детей (снегопад, метель, вьюга, пурга, мороз).

- Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями, развивать коллективное творчество.

- Знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Конспект ООД подготовительной группы

Беседа на тему «Зимующие птицы» 

Образовательная областьпознавательное развитие

 Задачи:

- Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия, учить различать птиц по «голосу»;

- Активизировать и пополнять словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.

- Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.        

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, музыкальное развитие.

Конспект ООД подготовительной группы

Беседа на тему «Дикие животные» 

Образовательная областьпознавательное развитие

 Задачи:

- Формировать представления о диких животных, их образе жизни, питании, жилищах, о том, какие следы оставляют дикие животные на снегу в лесу.

- Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотехники

- Закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

3. Наблюдения в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.

  1. Наблюдение за снегом.

Цель: закрепить представления детей о свойствах снега, познакомить с сезонным явлением – снегопад.

  1. Наблюдение за погодой

Цель: закрепить представления детей о характерном состоянии зимней погоды, учить устанавливать связь между температурой, силой ветра и характером снега.

  1. Наблюдение за одеждой людей.

Цель: закрепить представления детей о сезонной одежде.

  1. Наблюдение за льдом

Цель: закрепить представления детей о свойствах льда: лед скользкий, твердый, холодный.

  1. Наблюдение за птицами

Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о них.

  1. Наблюдение за рябиной

Цель: сформировать представление детей, что птицы зимой могут питаться ягодами рябины.

  1. Наблюдение за следами на снегу

Цель: учить детей различать следы птиц, зверей, людей.

  1. Наблюдение за работой дворника

Цель: воспитывать уважение к труду взрослых.

  1. Наблюдение за солнцем.

Цель: сформировать представление детей о том, что зимой дни становятся еще короче, солнце не поднимается высоко на небосводе, в конце января, увеличение продолжительности дня.

4. Беседы в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.

  1. Осень прошла, настала зима. Цель: Уточнить характерные особенности осени и закрепить представления о первых признаках зимы.
  2. Растения зимой. Цель: Сформировать представления детей о зимнем периоде жизни растений.
  3. Снег идет.

Цель: Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом. Сформировать представление о его происхождении.

  1. Кто прилетает на кормушку?

Цель: Закрепить представление о зимующих птицах.

  1. Беседа о жизни зверей зимой

Цель: Закреплять представления детей о диких животных, о том, как они живут в лесу зимой, чем питаются.

  1. Зимние развлечения на улице

 Цель: Закреплять представления детей о зимних развлечениях на улице с помощью формирования интереса к здоровому образу жизни. Формировать представление детей о зимних видах спорта (лыжи, катание на коньках).

  1. Труд людей в природе

Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.

  1. Зимние праздники

Цель: Обогатить представления детей о зимних праздниках: Новый год, рождество, масленица, 23 февраля.

5. Дидактические игры: название, дидактическая задача.

1. Дидактическая игра «Где чей дом»

Задача: Закрепить представления детей о том, где зимуют дикие животные.

2. Дидактическая игра «Угадай птицу».

Задача: Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах, узнавать знакомых птиц по описанию. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

3. Дидактическая игра "Зимние забавы"

 

Задача: Обогащать представления детей о зимних видах спорта, спортивном инвентаре, зимних забавах.

4. Дидактическая игра "Приметы зимы"

Задача: Закрепить общее представление детей о зиме, о ее признаках, явлениях.

6.Экспериментальная деятельность: перечень опытов с указанием цели и условий проведения опыта.

Опыт № 1 «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход:    1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?   2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Опыт №2. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Опыт №3. Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

№4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.

Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и  внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько  минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба  защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз  не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

7.Трудовая деятельность: форма организации (трудовые поручения, коллективный труд, дежурство) с указанием цели.

Трудовое поручение

1.Работа в книжном уголке (реставрация книг).

Цель: Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

2. Посыпание скользких дорожек песком

Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым

3. Кормление птичек у кормушки

Цель:  воспитывать желание заботиться о птицах;

4. Подгрести снег к корням деревьев

Цель: развивать двигательную активность; воспитывать желание участвовать в уходе за растениями, прививать бережное отношение к природе.

Дежурство

1. Дежурство в уголке природы

Цель: совершенствование умения самостоятельно ухаживать за комнатными растениями.

2. Дежурство по столовой.

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

3. Дежурство в учебной зоне

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Коллективный труд

1. Расчистка дорожек от снега;

Цель: воспитывать положительное отношение к труду

2. Сгребание снега в определенное место для построек.

Цель: учить выполнять задание хорошо; воспитывать положительное отношение к труду.

3. Постройка фигур из снега на участке.

Цели:  учить строить из снега фигуры; воспитывать дружеские отношения.

4. Аппликация "Снегири на ветках"

Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции.

8.Художественное слово: авторы и названия произведений.

М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».

Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».

Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».

Стихи, загадки, пословицы о зиме.

9. Работа с родителями: перечислить формы взаимодействия с родителями с конкретными темами и задачами.

1. Консультация: «Зимние травмы».

Задача : Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях.

2. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка».

Задача: Развитие творческого взаимодействия родителей и детей

3. Акция «Птичья столовая»

Задача:  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, в частности к птицам, желание помочь им в зимний период.

4. Папка - передвижка "Семь родительских заблуждений о морозной погоде"

Задача: Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой. Рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.

Перспективный  план разработан  для  воспитателей  логопедической  группы  с  целью  оказания  помощи  в  планировании  и  проведении...

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном детей средней группы

В методической разработке содержится материал, который будет полезен воспитателям в работе по экологическому восптанию и обучению....

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы

Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.   Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР....

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней группы

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней  группы( с середины декабря  до середины марта) Содержание:Задачи по ознакомлению с зимним сезономОрганизованная об...