Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа)

Тарасова Мария Викторовна

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней  группы

( с середины декабря  до середины марта)

 

Содержание:

  1. Задачи по ознакомлению с зимним сезоном
  2. Организованная образовательная деятельность: вид, тема, образовательная область, задачи, интеграции образовательных областей.
  3. Наблюдения в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
  4. Беседы в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
  5. Дидактические игры: название, дидактическая задача.
  6. Экспериментальная деятельность: перечень опытов с указанием цели и условий проведения опыта.
  7. Трудовая деятельность: форма организации(трудовые поручения, коллективный труд, дежурство) с указанием цели.
  8. Художественное слово: автор и название произведения.
  9. Досуговая деятельность: название праздника, развлечения и его цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

 

  1. Расширять представления о ярких характерных признаках сезона: земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели, вьюги,  дуют холодные ветры, оттепель, гололедица.
  2. Упражняться в умении определять и называть точными словами состояние погоды: мороз, снегопад, оттепель, гололедица.
  3. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями природы: морозные узоры; на морозе снег рассыпчатый ( чтобы можно было лепить, он должен быть влажным);образование льда.
  4. Формировать представление о том, что жизнь зимой продолжается, закреплять знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
  5. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и диких животных с изменениями в неживой природе.
  6. Формировать трудовые умения и навыки: уборка участка от снега, посыпание песком дорожки,  окапывание снегом деревья, постройка снежных горок, подкормка птиц на участке (насыпать в кормушку зерна, повесить сало), самостоятельная поливка растений в уголке природы, посадка лука.
  7. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  8. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе, дружелюбное заботливое отношение к животным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организованная образовательная деятельность:

  1. Беседа «Сравнение воробья и вороны» (по картинкам)

Образовательная область- познавательное развитие

Задачи:

  1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
  2. Закреплять умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.

 

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие:

  1. Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылись пухом, зимовать, корм.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.

 

 

  1. Беседа «Прогулка в зимний лес» (использование моделей)

Образовательная область- познавательное развитие

Задачи:

  1. Закрепить представление о зимнем времени года.
  2. Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются.
  3. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

 

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие:

  1. Развивать речевую активность детей  умения отвечать на вопросы полными ответами, логического мышления – умения отгадывать загадки.
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных уменьшитель- ласкательными суффиксами)

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

 

 

  1. Труд  «Посадка лука»

Образовательная область- социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  1. Закрепить представления о последовательности  процесса посадки лука.
  2. Воспитывать интерес к труду в природе.
  3. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

 

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие:

  1. Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, макушка, посадить, полить.

Познавательное развитие:

  1. Формировать представления о земле: черного цвета, влажная, мягкая.
  2. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения (вода, земля, свет, тепло) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдения в повседневной жизни

 

  1. «За первым снегом» ( Цель: показать разнообразие воды в окружающей среде; формировать первые связные представления о зиме, познакомить с сезонным явлением – снегопадом. Воспитывать умение замечать изменения в природе, радоваться красоте окружающего мира.
  2.  «За снегопадом» (Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного)
  3. «За метелью» (Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду)
  4. «Следы птиц на снегу» (Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы  на снегу)
  5. «За снежинками» (Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность)
  6. «За снегом» (Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
  7.  «За синицей» (Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида)
  8. «За погодой» (Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении - гололедице; развивать наблюдательность)
  9. «За вороной» (Цели: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них)
  10. «За солнцем» (Цель: формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками) Рассказать детям, что солнце светит во все времена года, но зимой оно не греет
  11. «За рябиной» (Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов)
  12. «За изменениями на участке детского сада» (Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас, любоваться красотой снежных деревьев)
  13. «За елью» (Цель: развивать умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев)
  14. «За березой» (Цель: расширять представления детей о деревьях, формировать знания об особенностях внешнего вида березы, по которым её можно выделить среди других деревьев.)
  15. «За снегирем» (Цель: показать детям птицу, которая прилетает на участок детского сада только зимой; помочь запомнить отличительные особенности её внешнего вида; формировать желание помогать птицам зимой)
  16. «За работой дворника» (Цель: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых)
  17.  «За замерзанием воды» (Цель: продолжать знакомить со свойствами воды)
  18.  «Деревья в серебре» (Цель: учить наблюдать за деревьями в оттепель, объяснить понятие «Деревья в серебре» т.е деревья покрыты инеем)
  19. «За капелью с крышы» (Цель: Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха)
  20. «За таяньем снегом» (Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы в повседневной жизни

  1. «Пришла настоящая зима». (Цель: расширить представления детей о сезонных представлениях, и их влиянии на жизнь растений, животных; выявить свойства снега после снегопада, закреплять знания о свойствах льда.)

 

  1. «Какие птицы зимуют с нами?» (Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами; расширять знания  детей о жизни птиц зимой; закреплять умение различать и называть птиц, прилетающих на участок)

 

  1. Откуда льдинки?» (Цель:  знакомить детей со свойствами воды; качествами снега и льда; сравнивать их)

 

  1. «Как надо заботиться о растениях зимой?» (Цель: уточнить представления о состоянии деревьев зимой (отдыхают, не растут), что ни живые и их надо охранять)

 

  1. «Какая погода бывает зимой?» (Цель: дать представление о погоде в феврале-метели, появление сосулек в конце месяца; закреплять последовательность времён года).

 

  1. «Кто живёт в лесу?» (Цель: учить различать диких животных, рассказывать об их жизни зимой.)

 

  1. «Как птицы кормятся на кормушке» (Цель: Рассказать детям как и чем нужно кормить птиц зимой)

 

  1. «Хвойные деревья» (Цель: Расширить представление детей о хвойных деревьях ( сосна, ель, познакомить с лиственницей)Закрепить названия частей растений (корень, ствол, ветви, иголки )

 

  1. «Сравним живую и игрушечную ель» (Цель: показать детям главные особенности живого дерева)

 

  1.  «Снежная шуба для всего живого» (Цель: обсудить с детьми защитные свойства снега)
  2. «Осторожно гололед» (Цель: закреплять правила поведения, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть)

 

  1. «Что ты видел по дороге в детский сад» (Цель: развить наблюдательность у детей)
  2.  «Жизнь подводного мира зимой» (Цель: Дать детям понятие о том, что зимой в водоёмах продолжается жизнь. Расширить представления о рыбах живущих в пресноводных водоёмах)

 

  1. «Зимние забавы» (Цель: систематизировать представление о зимних играх- забавах со снегом - строительство горки, лепка снеговика)

 

  1. «Какое врем года тебе больше все нравиться?» (Цель: уточнение знаний о временах года)

 

  1.  «Наши комнатные растения» (Цель: закрепить знания некоторых растений и правила полива)

 

  1. «Весна пришла» (Цель: расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, деятельность людей; учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца)

 

  1.  «Опасный лед» (Цель: рассказать детям, что опасно выходить на пруд весной)

 

  1. «Жизнь диких зверей весной» (Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных)

 

  1. «Как узнать растение» (дерево, куст, траву) (Цель: закрепить умение различать и называть части растений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры

 

  1. «Когда это бывает?» (Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
  2.  «Раздели  птиц на перелетных и зимующих» (Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных)
  3. «Кто где живет?» (Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (зверей, птиц, насекомых)

 

  1. «Времена года» что бывает зимой? (Цель: закреплять знания детей о признаках зимы- снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)  

 

  1. «Поможем растению»  (Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, земля), упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растений)

 

  1. «Какая сегодня погода?» (Цель: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная деятельность

  1. «Что будет с водой на морозе?»

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход опыта: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу.

Результат:  Во время прогулки дети  следят за процессом замерзания.

Вывод: Вода поменяла цвет, значит краска - растворяется. На морозе вода замерзает, так как из формочек можно вынуть льдинки и украсить участок.

 

 

  1. «Таяние снега»

 

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Материалы: снег, ведерко, руки.

Ход: Воспитатель задает вопрос, почему снег не тает на улице зимой, и почему тает на руке или в группе. Предлагает взять снег в руку и посмотреть, что с ним будет, потом набрать снег в ведерко и отнести в группу.

Результат: дети наблюдают за таянием снега на теплой руке, варежке, в группе.

Вывод: Снег тает от тепла, идущего от любой системы (руки или групповая комната).

 

  1. «На свету и в темноте»

 

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход опыта:  Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона.

Результат: Через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.  Через 7 – 10 дней вновь смотрят на результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось «питание» светом).

Вывод: Для роста растения необходим свет. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.

  1. «Какие свойства у воды, льда, снега»

 

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить.

Результат: Дети сравнивают и наблюдает, что произойдет если соединить: воду и лед, воду и снег, снег и лед.

Вывод: при  соединении:

- воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает);

-воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет);

- снега и льда (не взаимодействуют).

 

 

  1. «Как согреть руки?»

 

Цель:  Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки- толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали? Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали?

Результат: Дети хлопают в ладоши (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко), трут щеку (щеке стало сначала тепло, потом горячо).

Вывод: Подводим  детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.

 

  1. «Нужен ли зимой растениям снег? »

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: две баночки с водой, совочек.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки.

Результат: Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему  на снегу вода замерзла, а под снегом вода не замерзла

Вывод: Подводим  детей к пониманию, что под снегом тепло.

 

Трудовая деятельность

  1. «Очистка участка от снега»  (Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.)
  2. «Расчистка от снега горки  и дорожки, ведущей к кормушке» (Цель: обучать правильно пользоваться метлой, доводить дело до конца)
  3. «Постройка кормушки для птиц» (цель: воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам)
  4. «Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормле­ние птиц хлебными крошками» (Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц)
  5. «Расчистка кормушек от снега, кормление птиц» (Цель: воспитывать положительное отношение к труду)
  6. «Постройка из снега столовой для птиц» (Цель: воспитывать заботу о пернатых,  дружно, приходить на помощь то­варищу)
  7. «Сбор снега для постройки» (Цель: изучить свойства снега учить, добиваясь выполнения задания общими усилиями)
  8.  «Посыпание скользких дорожек песком» (Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым)
  9. «Накидать снега около стволов деревьев и кустарников». (Цель: утепление корней деревьев и кустарников)
  10. «Уход за растениями в уголке природы»  (Цель: воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, радоваться их хорошему виду)
  11.  «Уход за посадками (за луком)» (Цель: воспитывать желание ухаживать за своими посадками,  радоваться ростом лука)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественное слово

Стихотворения и рассказы:

 

  1. А.Лицецкий «Снежок»
  2. Суриков «Зима»
  3. Я. Ким «Первый снег»
  4. Е. Трутнева «Первый снег»
  5. Г. Скребицки «Воробей», «Ворона»
  6. В.Зотов «Заяц-беляк»,  «Сорока»
  7. Э. Успенский «»Проказы старухи зимы»
  8. В.Калинина «Про снежный колобок»
  9. В.Чарушина «Что за зверь»
  10.  И. Суриков «Белый снег пушистый»
  11.  К. Бальмонт «Снежинка»
  12.  С.Маршак «Январь», «Февраль»
  13.  М.Садовский «Снегопад»
  14.  А. Клыков «Как зимует лиса», «Белка»
  15.  Покровский «Волк», «Медведица»
  16.  В. Брестов «Гололедица»
  17.  В.Контратьев «Метель»
  18.  В. Степанов  стихи «Большая пурга»
  19.  Г.Снегерев «Звери наших лесов»
  20.  Н. Павлов «Белые шубки»
  21.  Л. Толстой «Пришла весна»
  22.  Е. Благина «Скоро белые метели», «Стрижи», «Морозы»
  23.  Демьянов «Воробей»
  24.  А. Говоров «Снегири», «зимующие птицы»
  25.  Г. Ладонщиков «Здравствуй. Зимушка-зима»
  26.  З. Александрова «Новая столовая»
  27.  А. Яшин «Покормите птиц зимой»
  28.  И. Галиновская «Вышит снег красивой строчкой»
  29.  О. Жук «Снежный дом»
  30.  Приходько «Кормушка»
  31.  М. Радина «Снежинки»
  32.  И Василевский «Мороз», «Снегопад»
  33. Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
  34. В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»

 

 

Фольклор:

Загадки:

 

Рыжая плутовка хитрая, ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лиса)

 

По снегу бежит - петляет,

К лету шубу он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.(заяц)

 

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный!

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит, бродит он молчком

Уши серые торчком.

(Волк)

 

Кто в берлогу спать ложится –

Волк, медведь или лисица?

Кто пчелиный любит мед,

Лапу кто зимой сосет?(медведь)

 

 

 

 

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.(Зима)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.(Снег)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)

Он всегда
На что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит.
(Мороз)

Вырос лес,

Белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.

(Морозный узор на окне)


 

 

 

 

Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)

Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз!
(Снеговик)

Едва повеяло зимой,
Они всегда уже с тобой,
Лежат в твоих карманчиках,
Помогут согреть пальчики.
(Варежки)

Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель,
Завывает словно зверь?

(Метель)

Пушистый ковёр —

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при луне

Серебром блестит. (Снег)

 

 

 

Народные приметы зимы:

 

  1. Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
  2. Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.
  3. Лед сильно трещит — будет мороз.
  4. Зима морозная — лето жаркое.

 

Поговорки и пословицы:

  1. Береги нос в большой мороз.
  2. Будет зима, будет и лето
  3. В чужие края зиму не пошлешь.
  4. Все зимой сгожается, что летом урожается.
  5. Готовь зимой телегу, а летом — сани.
  6. Два друга — мороз да вьюга.
  7. Месяц январь — зимы государь.
  8. Декабрь год кончает, зиму начинает.
  9. Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
  10.  Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Досуговая деятельность

  1. Праздник «Здравствуй, зимушка зима!» (Цель: закрепить представление детей о явлении природу в зимнее время; учить наблюдать за объектами живой природы в зимний период; дать элементарное понятие о взаимосвязи человека и природы; воспитывать доброжелательное отношения к природе)

 

  1. Экологическая тропа «Комнатные растения»  (Цель: закрепление элементарных представлений о комнатных растениях, умение называть их части (корень, стебель, лист, цветок) использую модели; закреплять знания названий комнатных растений; умения отличать комнатные растения от садовых; закреплять представления у детей по уходу за комнатными растениями ( протереть и убрать засохшие листья, рыхлить землю, полив растения)

 

 

  1. Консультация: «Зимние травмы» (Цель: Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях)

 

  1. Консультация: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» (Цель: Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой; рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой)

 

 

  1. Рекомендации родителям по организации активного отдыха на прогулке с детьми в зимний период «Зимние забавы» (Цель: Акцентировать внимание родителей на важность прогулки в зимний период; учить родителей правильно организовать прогулку в зимний период времени)

 

  1. Конкурс «Самая красивая кормушка» (Цель: предложить родителям вместе с детьми сделать кормушку из бросового материала)

 

  1. Приобщение родителей к созданию альбома «Птицы» (Цель: расширять знания о жизни птиц, их внешнем виде, питании)

 

  1. Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей любви к природе!» (Цель: Познакомить родителей с правилами поведения в природе; повысить уровень сознательности родителей)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней  группы

( с середины декабря  до середины марта)

Содержание:

  1. Задачи по ознакомлению с зимним сезоном
  2. Организованная образовательная деятельность: вид, тема, образовательная область, задачи, интеграции образовательных областей.
  3. Наблюдения в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
  4. Беседы в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
  5. Дидактические игры: название, дидактическая задача.
  6. Экспериментальная деятельность: перечень опытов с указанием цели и условий проведения опыта.
  7. Трудовая деятельность: форма организации(трудовые поручения, коллективный труд, дежурство) с указанием цели.
  8. Художественное слово: автор и название произведения.
  9. Досуговая деятельность: название праздника, развлечения и его цель.

Задачи: 

  1. Расширять представления о ярких характерных признаках сезона: земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели, вьюги,  дуют холодные ветры, оттепель, гололедица.
  2. Упражняться в умении определять и называть точными словами состояние погоды: мороз, снегопад, оттепель, гололедица.
  3. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями природы: морозные узоры; на морозе снег рассыпчатый ( чтобы можно было лепить, он должен быть влажным);образование льда.
  4. Формировать представление о том, что жизнь зимой продолжается, закреплять знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
  5. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и диких животных с изменениями в неживой природе.
  6. Формировать трудовые умения и навыки: уборка участка от снега, посыпание песком дорожки,  окапывание снегом деревья, постройка снежных горок, подкормка птиц на участке (насыпать в кормушку зерна, повесить сало), самостоятельная поливка растений в уголке природы, посадка лука.
  7. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  8. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе, дружелюбное заботливое отношение к животным.

Организованная образовательная деятельность:

  1. Беседа «Сравнение воробья и вороны» (по картинкам)

Образовательная область- познавательное развитие

Задачи:

  1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
  2. Закреплять умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие:

  1. Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылись пухом, зимовать, корм.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.

  1. Беседа «Прогулка в зимний лес» (использование моделей)

Образовательная область- познавательное развитие

Задачи:

  1. Закрепить представление о зимнем времени года.
  2. Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются.
  3. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие:

  1. Развивать речевую активность детей  умения отвечать на вопросы полными ответами, логического мышления – умения отгадывать загадки.
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных уменьшитель- ласкательными суффиксами)

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

  1. Труд  «Посадка лука»

Образовательная область- социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  1. Закрепить представления о последовательности  процесса посадки лука.
  2. Воспитывать интерес к труду в природе.
  3. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие:

  1. Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, макушка, посадить, полить.

Познавательное развитие:

  1. Формировать представления о земле: черного цвета, влажная, мягкая.
  2. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения (вода, земля, свет, тепло)  

Наблюдения в повседневной жизни

  1. «За первым снегом» ( Цель: показать разнообразие воды в окружающей среде; формировать первые связные представления о зиме, познакомить с сезонным явлением – снегопадом. Воспитывать умение замечать изменения в природе, радоваться красоте окружающего мира.
  2.  «За снегопадом» (Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного)
  3. «За метелью» (Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду)
  4. «Следы птиц на снегу» (Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы  на снегу)
  5. «За снежинками» (Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность)
  6. «За снегом» (Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
  7.  «За синицей» (Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида)
  8. «За погодой» (Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении - гололедице; развивать наблюдательность)
  9. «За вороной» (Цели: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них)
  10. «За солнцем» (Цель: формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками) Рассказать детям, что солнце светит во все времена года, но зимой оно не греет
  11. «За рябиной» (Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов)
  12. «За изменениями на участке детского сада» (Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас, любоваться красотой снежных деревьев)
  13. «За елью» (Цель: развивать умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев)
  14. «За березой» (Цель: расширять представления детей о деревьях, формировать знания об особенностях внешнего вида березы, по которым её можно выделить среди других деревьев.)
  15. «За снегирем» (Цель: показать детям птицу, которая прилетает на участок детского сада только зимой; помочь запомнить отличительные особенности её внешнего вида; формировать желание помогать птицам зимой)
  16. «За работой дворника» (Цель: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых)
  17.  «За замерзанием воды» (Цель: продолжать знакомить со свойствами воды)
  18.  «Деревья в серебре» (Цель: учить наблюдать за деревьями в оттепель, объяснить понятие «Деревья в серебре» т.е деревья покрыты инеем)
  19. «За капелью с крышы» (Цель: Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха)
  20. «За таяньем снегом» (Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы)

Беседы в повседневной жизни

  1. «Пришла настоящая зима». (Цель: расширить представления детей о сезонных представлениях, и их влиянии на жизнь растений, животных; выявить свойства снега после снегопада, закреплять знания о свойствах льда.)

  1. «Какие птицы зимуют с нами?» (Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами; расширять знания  детей о жизни птиц зимой; закреплять умение различать и называть птиц, прилетающих на участок)

  1. Откуда льдинки?» (Цель:  знакомить детей со свойствами воды; качествами снега и льда; сравнивать их)

  1. «Как надо заботиться о растениях зимой?» (Цель: уточнить представления о состоянии деревьев зимой (отдыхают, не растут), что ни живые и их надо охранять)

  1. «Какая погода бывает зимой?» (Цель: дать представление о погоде в феврале-метели, появление сосулек в конце месяца; закреплять последовательность времён года).

  1. «Кто живёт в лесу?» (Цель: учить различать диких животных, рассказывать об их жизни зимой.)

  1. «Как птицы кормятся на кормушке» (Цель: Рассказать детям как и чем нужно кормить птиц зимой)

  1. «Хвойные деревья» (Цель: Расширить представление детей о хвойных деревьях ( сосна, ель, познакомить с лиственницей)Закрепить названия частей растений (корень, ствол, ветви, иголки )

  1. «Сравним живую и игрушечную ель» (Цель: показать детям главные особенности живого дерева)

  1.  «Снежная шуба для всего живого» (Цель: обсудить с детьми защитные свойства снега)
  2. «Осторожно гололед» (Цель: закреплять правила поведения, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть)

  1. «Что ты видел по дороге в детский сад» (Цель: развить наблюдательность у детей)
  2.  «Жизнь подводного мира зимой» (Цель: Дать детям понятие о том, что зимой в водоёмах продолжается жизнь. Расширить представления о рыбах живущих в пресноводных водоёмах)

  1. «Зимние забавы» (Цель: систематизировать представление о зимних играх- забавах со снегом - строительство горки, лепка снеговика)

  1. «Какое врем года тебе больше все нравиться?» (Цель: уточнение знаний о временах года)

  1.  «Наши комнатные растения» (Цель: закрепить знания некоторых растений и правила полива)

  1. «Весна пришла» (Цель: расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, деятельность людей; учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца)

  1.  «Опасный лед» (Цель: рассказать детям, что опасно выходить на пруд весной)

 

  1. «Жизнь диких зверей весной» (Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных)

  1. «Как узнать растение» (дерево, куст, траву) (Цель: закрепить умение различать и называть части растений)

Дидактические игры

  1. «Когда это бывает?» (Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
  2.  «Раздели  птиц на перелетных и зимующих» (Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных)
  3. «Кто где живет?» (Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (зверей, птиц, насекомых)

  1. «Времена года» что бывает зимой? (Цель: закреплять знания детей о признаках зимы- снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)  

  1. «Поможем растению»  (Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, земля), упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растений)

  1. «Какая сегодня погода?» (Цель: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки)

 

Экспериментальная деятельность

  1. «Что будет с водой на морозе?»

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход опыта: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу.

Результат:  Во время прогулки дети  следят за процессом замерзания.

Вывод: Вода поменяла цвет, значит краска - растворяется. На морозе вода замерзает, так как из формочек можно вынуть льдинки и украсить участок.

  1. «Таяние снега»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Материалы: снег, ведерко, руки.

Ход: Воспитатель задает вопрос, почему снег не тает на улице зимой, и почему тает на руке или в группе. Предлагает взять снег в руку и посмотреть, что с ним будет, потом набрать снег в ведерко и отнести в группу.

Результат: дети наблюдают за таянием снега на теплой руке, варежке, в группе.

Вывод: Снег тает от тепла, идущего от любой системы (руки или групповая комната).

  1. «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход опыта:  Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона.

Результат: Через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.  Через 7 – 10 дней вновь смотрят на результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось «питание» светом).

Вывод: Для роста растения необходим свет. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.

  1. «Какие свойства у воды, льда, снега»

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить.

Результат: Дети сравнивают и наблюдает, что произойдет если соединить: воду и лед, воду и снег, снег и лед.

Вывод: при  соединении:

- воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает);

-воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет);

- снега и льда (не взаимодействуют).

  1. «Как согреть руки?»

Цель:  Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки- толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали? Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали?

Результат: Дети хлопают в ладоши (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко), трут щеку (щеке стало сначала тепло, потом горячо).

Вывод: Подводим  детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.

  1. «Нужен ли зимой растениям снег? »

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: две баночки с водой, совочек.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки.

Результат: Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему  на снегу вода замерзла, а под снегом вода не замерзла

Вывод: Подводим  детей к пониманию, что под снегом тепло.

Трудовая деятельность

  1. «Очистка участка от снега»  (Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.)
  2. «Расчистка от снега горки  и дорожки, ведущей к кормушке» (Цель: обучать правильно пользоваться метлой, доводить дело до конца)
  3. «Постройка кормушки для птиц» (цель: воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам)
  4. «Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками» (Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц)
  5. «Расчистка кормушек от снега, кормление птиц» (Цель: воспитывать положительное отношение к труду)
  6. «Постройка из снега столовой для птиц» (Цель: воспитывать заботу о пернатых,  дружно, приходить на помощь товарищу)
  7. «Сбор снега для постройки» (Цель: изучить свойства снега учить, добиваясь выполнения задания общими усилиями)
  8.  «Посыпание скользких дорожек песком» (Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым)
  9. «Накидать снега около стволов деревьев и кустарников». (Цель: утепление корней деревьев и кустарников)
  10. «Уход за растениями в уголке природы»  (Цель: воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, радоваться их хорошему виду)
  11.  «Уход за посадками (за луком)» (Цель: воспитывать желание ухаживать за своими посадками,  радоваться ростом лука)

Художественное слово

Стихотворения и рассказы:

  1. А.Лицецкий «Снежок»
  2. Суриков «Зима»
  3. Я. Ким «Первый снег»
  4. Е. Трутнева «Первый снег»
  5. Г. Скребицки «Воробей», «Ворона»
  6. В.Зотов «Заяц-беляк»,  «Сорока»
  7. Э. Успенский «»Проказы старухи зимы»
  8. В.Калинина «Про снежный колобок»
  9. В.Чарушина «Что за зверь»
  10.  И. Суриков «Белый снег пушистый»
  11.  К. Бальмонт «Снежинка»
  12.  С.Маршак «Январь», «Февраль»
  13.  М.Садовский «Снегопад»
  14.  А. Клыков «Как зимует лиса», «Белка»
  15.  Покровский «Волк», «Медведица»
  16.  В. Брестов «Гололедица»
  17.  В.Контратьев «Метель»
  18.  В. Степанов  стихи «Большая пурга»
  19.  Г.Снегерев «Звери наших лесов»
  20.  Н. Павлов «Белые шубки»
  21.  Л. Толстой «Пришла весна»
  22.  Е. Благина «Скоро белые метели», «Стрижи», «Морозы»
  23.  Демьянов «Воробей»
  24.  А. Говоров «Снегири», «зимующие птицы»
  25.  Г. Ладонщиков «Здравствуй. Зимушка-зима»
  26.  З. Александрова «Новая столовая»
  27.  А. Яшин «Покормите птиц зимой»
  28.  И. Галиновская «Вышит снег красивой строчкой»
  29.  О. Жук «Снежный дом»
  30.  Приходько «Кормушка»
  31.  М. Радина «Снежинки»
  32.  И Василевский «Мороз», «Снегопад»
  33. Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
  34. В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»

Фольклор:

Загадки:

Рыжая плутовка хитрая, ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лиса)

По снегу бежит - петляет,

К лету шубу он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.(заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный!

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит, бродит он молчком

Уши серые торчком.

(Волк)

Кто в берлогу спать ложится –

Волк, медведь или лисица?

Кто пчелиный любит мед,

Лапу кто зимой сосет?(медведь)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.(Зима)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.(Снег)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)

Он всегда
На что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит.
(Мороз)

Вырос лес,

Белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.

(Морозный узор на окне)


Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)

Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз!
(Снеговик)

Едва повеяло зимой,
Они всегда уже с тобой,
Лежат в твоих карманчиках,
Помогут согреть пальчики.
(Варежки)

Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель,
Завывает словно зверь?

(Метель)

Пушистый ковёр —

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при луне

Серебром блестит. (Снег)

Народные приметы зимы:

 

  1. Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
  2. Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.
  3. Лед сильно трещит — будет мороз.
  4. Зима морозная — лето жаркое.

Поговорки и пословицы:

  1. Береги нос в большой мороз.
  2. Будет зима, будет и лето
  3. В чужие края зиму не пошлешь.
  4. Все зимой сгожается, что летом урожается.
  5. Готовь зимой телегу, а летом — сани.
  6. Два друга — мороз да вьюга.
  7. Месяц январь — зимы государь.
  8. Декабрь год кончает, зиму начинает.
  9. Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
  10.  Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.

Досуговая деятельность

  1. Праздник «Здравствуй, зимушка зима!» (Цель: закрепить представление детей о явлении природу в зимнее время; учить наблюдать за объектами живой природы в зимний период; дать элементарное понятие о взаимосвязи человека и природы; воспитывать доброжелательное отношения к природе)

  1. Экологическая тропа «Комнатные растения»  (Цель: закрепление элементарных представлений о комнатных растениях, умение называть их части (корень, стебель, лист, цветок) использую модели; закреплять знания названий комнатных растений; умения отличать комнатные растения от садовых; закреплять представления у детей по уходу за комнатными растениями ( протереть и убрать засохшие листья, рыхлить землю, полив растения)

  1. Консультация: «Зимние травмы» (Цель: Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях)

  1. Консультация: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» (Цель: Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой; рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой)

  1. Рекомендации родителям по организации активного отдыха на прогулке с детьми в зимний период «Зимние забавы» (Цель: Акцентировать внимание родителей на важность прогулки в зимний период; учить родителей правильно организовать прогулку в зимний период времени)

  1. Конкурс «Самая красивая кормушка» (Цель: предложить родителям вместе с детьми сделать кормушку из бросового материала)

  1. Приобщение родителей к созданию альбома «Птицы» (Цель: расширять знания о жизни птиц, их внешнем виде, питании)

  1. Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей любви к природе!» (Цель: Познакомить родителей с правилами поведения в природе; повысить уровень сознательности родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу  в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.

Перспективный  план разработан  для  воспитателей  логопедической  группы  с  целью  оказания  помощи  в  планировании  и  проведении...

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном детей средней группы

В методической разработке содержится материал, который будет полезен воспитателям в работе по экологическому восптанию и обучению....

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы

Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.   Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР....

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей (подготовительная группа).

Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей (подготовительная группа)....