Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней группы
методическая разработка (средняя группа)
Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней группы
( с середины декабря до середины марта)
Содержание:
- Задачи по ознакомлению с зимним сезоном
- Организованная образовательная деятельность: вид, тема, образовательная область, задачи, интеграции образовательных областей.
- Наблюдения в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
- Беседы в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
- Дидактические игры: название, дидактическая задача.
- Экспериментальная деятельность: перечень опытов с указанием цели и условий проведения опыта.
- Трудовая деятельность: форма организации(трудовые поручения, коллективный труд, дежурство) с указанием цели.
- Художественное слово: автор и название произведения.
- Досуговая деятельность: название праздника, развлечения и его цель.
Задачи:
- Расширять представления о ярких характерных признаках сезона: земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели, вьюги, дуют холодные ветры, оттепель, гололедица.
- Упражняться в умении определять и называть точными словами состояние погоды: мороз, снегопад, оттепель, гололедица.
- Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями природы: морозные узоры; на морозе снег рассыпчатый ( чтобы можно было лепить, он должен быть влажным);образование льда.
- Формировать представление о том, что жизнь зимой продолжается, закреплять знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
- Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и диких животных с изменениями в неживой природе.
- Формировать трудовые умения и навыки: уборка участка от снега, посыпание песком дорожки, окапывание снегом деревья, постройка снежных горок, подкормка птиц на участке (насыпать в кормушку зерна, повесить сало), самостоятельная поливка растений в уголке природы, посадка лука.
- Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
- Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе, дружелюбное заботливое отношение к животным.
Организованная образовательная деятельность:
- Беседа «Сравнение воробья и вороны» (по картинкам)
Образовательная область- познавательное развитие
Задачи:
- Расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
- Закреплять умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылись пухом, зимовать, корм.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.
- Беседа «Прогулка в зимний лес» (использование моделей)
Образовательная область- познавательное развитие
Задачи:
- Закрепить представление о зимнем времени года.
- Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются.
- Воспитывать интерес к повадкам зверей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Развивать речевую активность детей умения отвечать на вопросы полными ответами, логического мышления – умения отгадывать загадки.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных уменьшитель- ласкательными суффиксами)
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
- Труд «Посадка лука»
Образовательная область- социально-коммуникативное развитие
Задачи:
- Закрепить представления о последовательности процесса посадки лука.
- Воспитывать интерес к труду в природе.
- Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, макушка, посадить, полить.
Познавательное развитие:
- Формировать представления о земле: черного цвета, влажная, мягкая.
- Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения (вода, земля, свет, тепло)
Наблюдения в повседневной жизни
- «За первым снегом» ( Цель: показать разнообразие воды в окружающей среде; формировать первые связные представления о зиме, познакомить с сезонным явлением – снегопадом. Воспитывать умение замечать изменения в природе, радоваться красоте окружающего мира.
- «За снегопадом» (Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного)
- «За метелью» (Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду)
- «Следы птиц на снегу» (Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу)
- «За снежинками» (Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность)
- «За снегом» (Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
- «За синицей» (Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида)
- «За погодой» (Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении - гололедице; развивать наблюдательность)
- «За вороной» (Цели: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них)
- «За солнцем» (Цель: формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками) Рассказать детям, что солнце светит во все времена года, но зимой оно не греет
- «За рябиной» (Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов)
- «За изменениями на участке детского сада» (Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас, любоваться красотой снежных деревьев)
- «За елью» (Цель: развивать умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев)
- «За березой» (Цель: расширять представления детей о деревьях, формировать знания об особенностях внешнего вида березы, по которым её можно выделить среди других деревьев.)
- «За снегирем» (Цель: показать детям птицу, которая прилетает на участок детского сада только зимой; помочь запомнить отличительные особенности её внешнего вида; формировать желание помогать птицам зимой)
- «За работой дворника» (Цель: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых)
- «За замерзанием воды» (Цель: продолжать знакомить со свойствами воды)
- «Деревья в серебре» (Цель: учить наблюдать за деревьями в оттепель, объяснить понятие «Деревья в серебре» т.е деревья покрыты инеем)
- «За капелью с крышы» (Цель: Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха)
- «За таяньем снегом» (Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы)
Беседы в повседневной жизни
- «Пришла настоящая зима». (Цель: расширить представления детей о сезонных представлениях, и их влиянии на жизнь растений, животных; выявить свойства снега после снегопада, закреплять знания о свойствах льда.)
- «Какие птицы зимуют с нами?» (Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами; расширять знания детей о жизни птиц зимой; закреплять умение различать и называть птиц, прилетающих на участок)
- Откуда льдинки?» (Цель: знакомить детей со свойствами воды; качествами снега и льда; сравнивать их)
- «Как надо заботиться о растениях зимой?» (Цель: уточнить представления о состоянии деревьев зимой (отдыхают, не растут), что ни живые и их надо охранять)
- «Какая погода бывает зимой?» (Цель: дать представление о погоде в феврале-метели, появление сосулек в конце месяца; закреплять последовательность времён года).
- «Кто живёт в лесу?» (Цель: учить различать диких животных, рассказывать об их жизни зимой.)
- «Как птицы кормятся на кормушке» (Цель: Рассказать детям как и чем нужно кормить птиц зимой)
- «Хвойные деревья» (Цель: Расширить представление детей о хвойных деревьях ( сосна, ель, познакомить с лиственницей)Закрепить названия частей растений (корень, ствол, ветви, иголки )
- «Сравним живую и игрушечную ель» (Цель: показать детям главные особенности живого дерева)
- «Снежная шуба для всего живого» (Цель: обсудить с детьми защитные свойства снега)
- «Осторожно гололед» (Цель: закреплять правила поведения, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть)
- «Что ты видел по дороге в детский сад» (Цель: развить наблюдательность у детей)
- «Жизнь подводного мира зимой» (Цель: Дать детям понятие о том, что зимой в водоёмах продолжается жизнь. Расширить представления о рыбах живущих в пресноводных водоёмах)
- «Зимние забавы» (Цель: систематизировать представление о зимних играх- забавах со снегом - строительство горки, лепка снеговика)
- «Какое врем года тебе больше все нравиться?» (Цель: уточнение знаний о временах года)
- «Наши комнатные растения» (Цель: закрепить знания некоторых растений и правила полива)
- «Весна пришла» (Цель: расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, деятельность людей; учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца)
- «Опасный лед» (Цель: рассказать детям, что опасно выходить на пруд весной)
- «Жизнь диких зверей весной» (Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных)
- «Как узнать растение» (дерево, куст, траву) (Цель: закрепить умение различать и называть части растений)
Дидактические игры
- «Когда это бывает?» (Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
- «Раздели птиц на перелетных и зимующих» (Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных)
- «Кто где живет?» (Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (зверей, птиц, насекомых)
- «Времена года» что бывает зимой? (Цель: закреплять знания детей о признаках зимы- снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)
- «Поможем растению» (Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, земля), упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растений)
- «Какая сегодня погода?» (Цель: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки)
Экспериментальная деятельность
- «Что будет с водой на морозе?»
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.
Ход опыта: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу.
Результат: Во время прогулки дети следят за процессом замерзания.
Вывод: Вода поменяла цвет, значит краска - растворяется. На морозе вода замерзает, так как из формочек можно вынуть льдинки и украсить участок.
- «Таяние снега»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Материалы: снег, ведерко, руки.
Ход: Воспитатель задает вопрос, почему снег не тает на улице зимой, и почему тает на руке или в группе. Предлагает взять снег в руку и посмотреть, что с ним будет, потом набрать снег в ведерко и отнести в группу.
Результат: дети наблюдают за таянием снега на теплой руке, варежке, в группе.
Вывод: Снег тает от тепла, идущего от любой системы (руки или групповая комната).
- «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход опыта: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона.
Результат: Через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь смотрят на результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось «питание» светом).
Вывод: Для роста растения необходим свет. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.
- «Какие свойства у воды, льда, снега»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить.
Результат: Дети сравнивают и наблюдает, что произойдет если соединить: воду и лед, воду и снег, снег и лед.
Вывод: при соединении:
- воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает);
-воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет);
- снега и льда (не взаимодействуют).
- «Как согреть руки?»
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки- толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали? Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали?
Результат: Дети хлопают в ладоши (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко), трут щеку (щеке стало сначала тепло, потом горячо).
Вывод: Подводим детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
- «Нужен ли зимой растениям снег? »
Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Материал: две баночки с водой, совочек.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки.
Результат: Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему на снегу вода замерзла, а под снегом вода не замерзла
Вывод: Подводим детей к пониманию, что под снегом тепло.
Трудовая деятельность
- «Очистка участка от снега» (Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.)
- «Расчистка от снега горки и дорожки, ведущей к кормушке» (Цель: обучать правильно пользоваться метлой, доводить дело до конца)
- «Постройка кормушки для птиц» (цель: воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам)
- «Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками» (Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц)
- «Расчистка кормушек от снега, кормление птиц» (Цель: воспитывать положительное отношение к труду)
- «Постройка из снега столовой для птиц» (Цель: воспитывать заботу о пернатых, дружно, приходить на помощь товарищу)
- «Сбор снега для постройки» (Цель: изучить свойства снега учить, добиваясь выполнения задания общими усилиями)
- «Посыпание скользких дорожек песком» (Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым)
- «Накидать снега около стволов деревьев и кустарников». (Цель: утепление корней деревьев и кустарников)
- «Уход за растениями в уголке природы» (Цель: воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, радоваться их хорошему виду)
- «Уход за посадками (за луком)» (Цель: воспитывать желание ухаживать за своими посадками, радоваться ростом лука)
Художественное слово
Стихотворения и рассказы:
- А.Лицецкий «Снежок»
- Суриков «Зима»
- Я. Ким «Первый снег»
- Е. Трутнева «Первый снег»
- Г. Скребицки «Воробей», «Ворона»
- В.Зотов «Заяц-беляк», «Сорока»
- Э. Успенский «»Проказы старухи зимы»
- В.Калинина «Про снежный колобок»
- В.Чарушина «Что за зверь»
- И. Суриков «Белый снег пушистый»
- К. Бальмонт «Снежинка»
- С.Маршак «Январь», «Февраль»
- М.Садовский «Снегопад»
- А. Клыков «Как зимует лиса», «Белка»
- Покровский «Волк», «Медведица»
- В. Брестов «Гололедица»
- В.Контратьев «Метель»
- В. Степанов стихи «Большая пурга»
- Г.Снегерев «Звери наших лесов»
- Н. Павлов «Белые шубки»
- Л. Толстой «Пришла весна»
- Е. Благина «Скоро белые метели», «Стрижи», «Морозы»
- Демьянов «Воробей»
- А. Говоров «Снегири», «зимующие птицы»
- Г. Ладонщиков «Здравствуй. Зимушка-зима»
- З. Александрова «Новая столовая»
- А. Яшин «Покормите птиц зимой»
- И. Галиновская «Вышит снег красивой строчкой»
- О. Жук «Снежный дом»
- Приходько «Кормушка»
- М. Радина «Снежинки»
- И Василевский «Мороз», «Снегопад»
- Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
- В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»
Фольклор:
Загадки:
Рыжая плутовка хитрая, ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лиса)
По снегу бежит - петляет,
К лету шубу он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.(заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный!
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком.
(Волк)
Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица?
Кто пчелиный любит мед,
Лапу кто зимой сосет?(медведь)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.(Зима)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.(Снег)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
Он всегда
На что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит.
(Мороз)
Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на окне)
Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)
Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз!
(Снеговик)
Едва повеяло зимой,
Они всегда уже с тобой,
Лежат в твоих карманчиках,
Помогут согреть пальчики.
(Варежки)
Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель,
Завывает словно зверь?
(Метель)
Пушистый ковёр —
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при луне
Серебром блестит. (Снег)
Народные приметы зимы:
- Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
- Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.
- Лед сильно трещит — будет мороз.
- Зима морозная — лето жаркое.
Поговорки и пословицы:
- Береги нос в большой мороз.
- Будет зима, будет и лето
- В чужие края зиму не пошлешь.
- Все зимой сгожается, что летом урожается.
- Готовь зимой телегу, а летом — сани.
- Два друга — мороз да вьюга.
- Месяц январь — зимы государь.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
- Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
Досуговая деятельность
- Праздник «Здравствуй, зимушка зима!» (Цель: закрепить представление детей о явлении природу в зимнее время; учить наблюдать за объектами живой природы в зимний период; дать элементарное понятие о взаимосвязи человека и природы; воспитывать доброжелательное отношения к природе)
- Экологическая тропа «Комнатные растения» (Цель: закрепление элементарных представлений о комнатных растениях, умение называть их части (корень, стебель, лист, цветок) использую модели; закреплять знания названий комнатных растений; умения отличать комнатные растения от садовых; закреплять представления у детей по уходу за комнатными растениями ( протереть и убрать засохшие листья, рыхлить землю, полив растения)
- Консультация: «Зимние травмы» (Цель: Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях)
- Консультация: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» (Цель: Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой; рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой)
- Рекомендации родителям по организации активного отдыха на прогулке с детьми в зимний период «Зимние забавы» (Цель: Акцентировать внимание родителей на важность прогулки в зимний период; учить родителей правильно организовать прогулку в зимний период времени)
- Конкурс «Самая красивая кормушка» (Цель: предложить родителям вместе с детьми сделать кормушку из бросового материала)
- Приобщение родителей к созданию альбома «Птицы» (Цель: расширять знания о жизни птиц, их внешнем виде, питании)
- Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей любви к природе!» (Цель: Познакомить родителей с правилами поведения в природе; повысить уровень сознательности родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_oznakomleniyu_s_zimnim_sezonom_dlya_detey_sredney_gruppy.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей средней группы
( с середины декабря до середины марта)
Содержание:
- Задачи по ознакомлению с зимним сезоном
- Организованная образовательная деятельность: вид, тема, образовательная область, задачи, интеграции образовательных областей.
- Наблюдения в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
- Беседы в повседневной жизни: перечень тем с указанием краткой цели.
- Дидактические игры: название, дидактическая задача.
- Экспериментальная деятельность: перечень опытов с указанием цели и условий проведения опыта.
- Трудовая деятельность: форма организации(трудовые поручения, коллективный труд, дежурство) с указанием цели.
- Художественное слово: автор и название произведения.
- Досуговая деятельность: название праздника, развлечения и его цель.
Задачи:
- Расширять представления о ярких характерных признаках сезона: земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели, вьюги, дуют холодные ветры, оттепель, гололедица.
- Упражняться в умении определять и называть точными словами состояние погоды: мороз, снегопад, оттепель, гололедица.
- Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями природы: морозные узоры; на морозе снег рассыпчатый ( чтобы можно было лепить, он должен быть влажным);образование льда.
- Формировать представление о том, что жизнь зимой продолжается, закреплять знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
- Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и диких животных с изменениями в неживой природе.
- Формировать трудовые умения и навыки: уборка участка от снега, посыпание песком дорожки, окапывание снегом деревья, постройка снежных горок, подкормка птиц на участке (насыпать в кормушку зерна, повесить сало), самостоятельная поливка растений в уголке природы, посадка лука.
- Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
- Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе, дружелюбное заботливое отношение к животным.
Организованная образовательная деятельность:
- Беседа «Сравнение воробья и вороны» (по картинкам)
Образовательная область- познавательное развитие
Задачи:
- Расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.
- Закреплять умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылись пухом, зимовать, корм.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.
- Беседа «Прогулка в зимний лес» (использование моделей)
Образовательная область- познавательное развитие
Задачи:
- Закрепить представление о зимнем времени года.
- Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются.
- Воспитывать интерес к повадкам зверей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Развивать речевую активность детей умения отвечать на вопросы полными ответами, логического мышления – умения отгадывать загадки.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных уменьшитель- ласкательными суффиксами)
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
- Труд «Посадка лука»
Образовательная область- социально-коммуникативное развитие
Задачи:
- Закрепить представления о последовательности процесса посадки лука.
- Воспитывать интерес к труду в природе.
- Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, макушка, посадить, полить.
Познавательное развитие:
- Формировать представления о земле: черного цвета, влажная, мягкая.
- Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения (вода, земля, свет, тепло)
Наблюдения в повседневной жизни
- «За первым снегом» ( Цель: показать разнообразие воды в окружающей среде; формировать первые связные представления о зиме, познакомить с сезонным явлением – снегопадом. Воспитывать умение замечать изменения в природе, радоваться красоте окружающего мира.
- «За снегопадом» (Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного)
- «За метелью» (Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду)
- «Следы птиц на снегу» (Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу)
- «За снежинками» (Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность)
- «За снегом» (Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
- «За синицей» (Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида)
- «За погодой» (Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении - гололедице; развивать наблюдательность)
- «За вороной» (Цели: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них)
- «За солнцем» (Цель: формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками) Рассказать детям, что солнце светит во все времена года, но зимой оно не греет
- «За рябиной» (Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов)
- «За изменениями на участке детского сада» (Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас, любоваться красотой снежных деревьев)
- «За елью» (Цель: развивать умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев)
- «За березой» (Цель: расширять представления детей о деревьях, формировать знания об особенностях внешнего вида березы, по которым её можно выделить среди других деревьев.)
- «За снегирем» (Цель: показать детям птицу, которая прилетает на участок детского сада только зимой; помочь запомнить отличительные особенности её внешнего вида; формировать желание помогать птицам зимой)
- «За работой дворника» (Цель: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых)
- «За замерзанием воды» (Цель: продолжать знакомить со свойствами воды)
- «Деревья в серебре» (Цель: учить наблюдать за деревьями в оттепель, объяснить понятие «Деревья в серебре» т.е деревья покрыты инеем)
- «За капелью с крышы» (Цель: Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха)
- «За таяньем снегом» (Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы)
Беседы в повседневной жизни
- «Пришла настоящая зима». (Цель: расширить представления детей о сезонных представлениях, и их влиянии на жизнь растений, животных; выявить свойства снега после снегопада, закреплять знания о свойствах льда.)
- «Какие птицы зимуют с нами?» (Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами; расширять знания детей о жизни птиц зимой; закреплять умение различать и называть птиц, прилетающих на участок)
- Откуда льдинки?» (Цель: знакомить детей со свойствами воды; качествами снега и льда; сравнивать их)
- «Как надо заботиться о растениях зимой?» (Цель: уточнить представления о состоянии деревьев зимой (отдыхают, не растут), что ни живые и их надо охранять)
- «Какая погода бывает зимой?» (Цель: дать представление о погоде в феврале-метели, появление сосулек в конце месяца; закреплять последовательность времён года).
- «Кто живёт в лесу?» (Цель: учить различать диких животных, рассказывать об их жизни зимой.)
- «Как птицы кормятся на кормушке» (Цель: Рассказать детям как и чем нужно кормить птиц зимой)
- «Хвойные деревья» (Цель: Расширить представление детей о хвойных деревьях ( сосна, ель, познакомить с лиственницей)Закрепить названия частей растений (корень, ствол, ветви, иголки )
- «Сравним живую и игрушечную ель» (Цель: показать детям главные особенности живого дерева)
- «Снежная шуба для всего живого» (Цель: обсудить с детьми защитные свойства снега)
- «Осторожно гололед» (Цель: закреплять правила поведения, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть)
- «Что ты видел по дороге в детский сад» (Цель: развить наблюдательность у детей)
- «Жизнь подводного мира зимой» (Цель: Дать детям понятие о том, что зимой в водоёмах продолжается жизнь. Расширить представления о рыбах живущих в пресноводных водоёмах)
- «Зимние забавы» (Цель: систематизировать представление о зимних играх- забавах со снегом - строительство горки, лепка снеговика)
- «Какое врем года тебе больше все нравиться?» (Цель: уточнение знаний о временах года)
- «Наши комнатные растения» (Цель: закрепить знания некоторых растений и правила полива)
- «Весна пришла» (Цель: расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, деятельность людей; учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца)
- «Опасный лед» (Цель: рассказать детям, что опасно выходить на пруд весной)
- «Жизнь диких зверей весной» (Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных)
- «Как узнать растение» (дерево, куст, траву) (Цель: закрепить умение различать и называть части растений)
Дидактические игры
- «Когда это бывает?» (Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
- «Раздели птиц на перелетных и зимующих» (Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных)
- «Кто где живет?» (Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (зверей, птиц, насекомых)
- «Времена года» что бывает зимой? (Цель: закреплять знания детей о признаках зимы- снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)
- «Поможем растению» (Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, земля), упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растений)
- «Какая сегодня погода?» (Цель: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки)
Экспериментальная деятельность
- «Что будет с водой на морозе?»
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.
Ход опыта: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу.
Результат: Во время прогулки дети следят за процессом замерзания.
Вывод: Вода поменяла цвет, значит краска - растворяется. На морозе вода замерзает, так как из формочек можно вынуть льдинки и украсить участок.
- «Таяние снега»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Материалы: снег, ведерко, руки.
Ход: Воспитатель задает вопрос, почему снег не тает на улице зимой, и почему тает на руке или в группе. Предлагает взять снег в руку и посмотреть, что с ним будет, потом набрать снег в ведерко и отнести в группу.
Результат: дети наблюдают за таянием снега на теплой руке, варежке, в группе.
Вывод: Снег тает от тепла, идущего от любой системы (руки или групповая комната).
- «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход опыта: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона.
Результат: Через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь смотрят на результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось «питание» светом).
Вывод: Для роста растения необходим свет. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.
- «Какие свойства у воды, льда, снега»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить.
Результат: Дети сравнивают и наблюдает, что произойдет если соединить: воду и лед, воду и снег, снег и лед.
Вывод: при соединении:
- воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает);
-воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет);
- снега и льда (не взаимодействуют).
- «Как согреть руки?»
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки- толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали? Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали?
Результат: Дети хлопают в ладоши (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко), трут щеку (щеке стало сначала тепло, потом горячо).
Вывод: Подводим детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
- «Нужен ли зимой растениям снег? »
Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Материал: две баночки с водой, совочек.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки.
Результат: Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему на снегу вода замерзла, а под снегом вода не замерзла
Вывод: Подводим детей к пониманию, что под снегом тепло.
Трудовая деятельность
- «Очистка участка от снега» (Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.)
- «Расчистка от снега горки и дорожки, ведущей к кормушке» (Цель: обучать правильно пользоваться метлой, доводить дело до конца)
- «Постройка кормушки для птиц» (цель: воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам)
- «Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками» (Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц)
- «Расчистка кормушек от снега, кормление птиц» (Цель: воспитывать положительное отношение к труду)
- «Постройка из снега столовой для птиц» (Цель: воспитывать заботу о пернатых, дружно, приходить на помощь товарищу)
- «Сбор снега для постройки» (Цель: изучить свойства снега учить, добиваясь выполнения задания общими усилиями)
- «Посыпание скользких дорожек песком» (Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым)
- «Накидать снега около стволов деревьев и кустарников». (Цель: утепление корней деревьев и кустарников)
- «Уход за растениями в уголке природы» (Цель: воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, радоваться их хорошему виду)
- «Уход за посадками (за луком)» (Цель: воспитывать желание ухаживать за своими посадками, радоваться ростом лука)
Художественное слово
Стихотворения и рассказы:
- А.Лицецкий «Снежок»
- Суриков «Зима»
- Я. Ким «Первый снег»
- Е. Трутнева «Первый снег»
- Г. Скребицки «Воробей», «Ворона»
- В.Зотов «Заяц-беляк», «Сорока»
- Э. Успенский «»Проказы старухи зимы»
- В.Калинина «Про снежный колобок»
- В.Чарушина «Что за зверь»
- И. Суриков «Белый снег пушистый»
- К. Бальмонт «Снежинка»
- С.Маршак «Январь», «Февраль»
- М.Садовский «Снегопад»
- А. Клыков «Как зимует лиса», «Белка»
- Покровский «Волк», «Медведица»
- В. Брестов «Гололедица»
- В.Контратьев «Метель»
- В. Степанов стихи «Большая пурга»
- Г.Снегерев «Звери наших лесов»
- Н. Павлов «Белые шубки»
- Л. Толстой «Пришла весна»
- Е. Благина «Скоро белые метели», «Стрижи», «Морозы»
- Демьянов «Воробей»
- А. Говоров «Снегири», «зимующие птицы»
- Г. Ладонщиков «Здравствуй. Зимушка-зима»
- З. Александрова «Новая столовая»
- А. Яшин «Покормите птиц зимой»
- И. Галиновская «Вышит снег красивой строчкой»
- О. Жук «Снежный дом»
- Приходько «Кормушка»
- М. Радина «Снежинки»
- И Василевский «Мороз», «Снегопад»
- Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
- В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»
Фольклор:
Загадки:
Рыжая плутовка хитрая, ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лиса)
По снегу бежит - петляет,
К лету шубу он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.(заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный!
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком.
(Волк)
Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица?
Кто пчелиный любит мед,
Лапу кто зимой сосет?(медведь)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.(Зима)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.(Снег)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
Он всегда
На что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит.
(Мороз)
Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на окне)
Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)
Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз!
(Снеговик)
Едва повеяло зимой,
Они всегда уже с тобой,
Лежат в твоих карманчиках,
Помогут согреть пальчики.
(Варежки)
Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель,
Завывает словно зверь?
(Метель)
Пушистый ковёр —
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при луне
Серебром блестит. (Снег)
Народные приметы зимы:
- Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
- Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.
- Лед сильно трещит — будет мороз.
- Зима морозная — лето жаркое.
Поговорки и пословицы:
- Береги нос в большой мороз.
- Будет зима, будет и лето
- В чужие края зиму не пошлешь.
- Все зимой сгожается, что летом урожается.
- Готовь зимой телегу, а летом — сани.
- Два друга — мороз да вьюга.
- Месяц январь — зимы государь.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
- Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
Досуговая деятельность
- Праздник «Здравствуй, зимушка зима!» (Цель: закрепить представление детей о явлении природу в зимнее время; учить наблюдать за объектами живой природы в зимний период; дать элементарное понятие о взаимосвязи человека и природы; воспитывать доброжелательное отношения к природе)
- Экологическая тропа «Комнатные растения» (Цель: закрепление элементарных представлений о комнатных растениях, умение называть их части (корень, стебель, лист, цветок) использую модели; закреплять знания названий комнатных растений; умения отличать комнатные растения от садовых; закреплять представления у детей по уходу за комнатными растениями ( протереть и убрать засохшие листья, рыхлить землю, полив растения)
- Консультация: «Зимние травмы» (Цель: Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях)
- Консультация: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» (Цель: Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой; рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой)
- Рекомендации родителям по организации активного отдыха на прогулке с детьми в зимний период «Зимние забавы» (Цель: Акцентировать внимание родителей на важность прогулки в зимний период; учить родителей правильно организовать прогулку в зимний период времени)
- Конкурс «Самая красивая кормушка» (Цель: предложить родителям вместе с детьми сделать кормушку из бросового материала)
- Приобщение родителей к созданию альбома «Птицы» (Цель: расширять знания о жизни птиц, их внешнем виде, питании)
- Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей любви к природе!» (Цель: Познакомить родителей с правилами поведения в природе; повысить уровень сознательности родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.
Перспективный план был разработан для воспитателей логопедической группы с целью оказания помощи в планировании и проведении ...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.
Перспективный план разработан для воспитателей логопедической группы с целью оказания помощи в планировании и проведении...
Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном детей средней группы
В методической разработке содержится материал, который будет полезен воспитателям в работе по экологическому восптанию и обучению....
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы
Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира. Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР....
Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей (подготовительная группа).
Перспективный план по ознакомлению с зимним сезоном для детей (подготовительная группа)....