Познавательная игра для дошкольников по экологии по теме: «Цепочки питания»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательная игра для дошкольников по экологии по теме: «Цепочки питания»
Цель: Знакомство с понятием «цепь питания»
Задачи:
1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки;
2. Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий;
3. Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации.
Материал: конверт с «фотографиями» от лесных жителей,проектор, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются, полоски бумаги разной длины, фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки.
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас сегодня! Сегодня утром я получила конверт с фотографиями из леса от лесных жителей. Давайте посмотрим эти фотографии на экране телевизора.
Ребята, что за беда случилась в лесу? Ответы детей: гибнут деревья, у них поедена кора. Обратите внимание на табличку с объявлением: охота на волков разрешена! Давайте попробуем разобраться , что за несчастье произошло в лесу?
А сейчас заглянем в лес. Кто живет в лесу ?( растения, животные ). Каких животных называют хищниками, каких травоядными и почему? Хищники - это те, у которых острые зубы, хорошее чутье, острое зрение, чуткий слух. Все эти признаки помогают им охотиться на других животных. Травоядные - это животные, которые питаются растительной пищей.
Проводится игра: Кто быстрее? Детям раздаются картинки с изображением хищных и травоядных животных. Дети делят их на две группы. Проводится результат игры. После того, как разделили животных на две группы, проводится игра: Кто, чем питается? Нужно соединить картинки с изображением животного и его пищи.
Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе все между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники - волки».В процессе на доске выкладывается пищевая цепочка: кора – зайцы – волки. Сначала кладется самая длинная полоска – кора, далее более короткая полоска – зайцы, наконец, самая короткая - волки.
Обсуждение после рассказа
- Кто любит есть кору?( зайцы.)
- Много или мало съедает коры каждый заяц?( Много.)
- Чего должно быть больше?( Коры должно быть больше, чем зайцев.)
- А чем питается волк?( Ловит зайцев.)
- Чтобы быть сильным, волку надо съесть одного или много зайцев?( Много.
- Значит кого должно быть меньше, волков или зайцев ? (Конечно , волков, чтобы им хватало зайчиков на обед.)
Подводим итог: чтобы всем хватило еды, коры должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.
Физминутка под музыку
Зайцы скачут прыг - скок
Да на зелененький лужок
Приседают , слушают –
Не идет ли волк?
Игра « Живая цепочка»
Дети самостоятельно строят « живую цепочку». ( На столе полоски разной длины и картинки с изображением листочка березы, гусеницы и птички. ) Обсуждение с детьми построенной цепочки.
А сейчас ребята вернемся к фотографии из леса.
- Что случилось, когда в лесу не стало волков?( Зайцев развелось видимо – невидимо. Они обглодали всю кору с деревьев. Лес стал погибать.)
- Как вы думаете надо убрать объявление и запретить охоту на волков?( Да, чтобы уменьшить количество зайцев.)
- Что изменится с уменьшением зайцев? (Лес возродится)
- Почему волки нужны в природе?( У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны.)
Подводим итог:
Все в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.
: Дети, какие вы – молодцы! Как легко и быстро вы нашли ответ на все вопросы и разобрались с возникшей проблемой! Любое дело получается успешным, когда оно делается с желанием и в дружном коллективе.
Педагог создает эмоциональный настрой на следующую деятельность .
.А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать необычное животное, которое никто не видел; дать ему имя, описать повадки Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки.
Литература
Горькова Л. Г., Кочергина А. В.. Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2007.
Корзун А. В , Кишко С. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ- педагогики. – Мозырь, 2003.
Планета – наш дом. Мир вокруг нас: Учебник- хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников / Под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.
Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. – Минск,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников в рамках изучения темы «Лес и его обитатели».
формировать осознанно-правильные экологические представления о природе у детей дошкольного возраста и способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческ...
План-конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками старшего возраста на тему: "Родной город"
План-конспектнепосредственно- образовательной деятельностипо познавательному развитиюс дошкольниками старшего возраста на тему: "Родной город"...
Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников). Возрастная группа – средняя Тема: «Путешествие».
Цель:-Расширить представления детей об окружающем мире, закрепить математические и речевые навыки, формировать положительное отношение к себе,...
Познавательные игры для дошкольников
Познавательные игры для дошкольников...
25.03.2021 г Конспект ОД для дошкольников подготовительной группы на тему: «Правильное питание – залог здоровья»
Одним из главных условий здоровья является правильное питание т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Древним людям принадлежа...
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в старшей группе Тема: «Экология и мы»
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям....
Педсовет на тему «Познавательно –речевое развитие дошкольников средствами экологии»
Цель: Развивать речь и познание дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи: -Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-Осуществление систематической работы с детьм...