Перспективное планирование дидактических игр по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему
Подборка дидактических игр по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы по программе "От рождения до школы" Васильевой , согласно комплексно- тематическому планированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_didakticheskih_igr.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование дидактических игр
по развитию речи в средней группе
составила воспитатель Тарасова Н.И.
неделя | Название и задачи игры | содержание игры | ||||
сентябрь | ||||||
1 | Назови одним словом Цель: формировать умение обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас. Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д. | Ход игры: сгруппируйте эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение | ||||
2 | Разговор по телефону Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО. | Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил? | ||||
3 | Отгадай предмет по названиям его частей Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. | Ход игры: - дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля) - голова, туловище, лапы, крылья (птица) | ||||
4 | Наоборот Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова | Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - … | ||||
октябрь | ||||||
1 | Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления | Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный | ||||
2 | Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления. | Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает… Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует… | ||||
3 | Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
| Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему: - тарелка, стакан, корова, чашка - чашка, стакан, тарелка, кружка | ||||
4 | Драматизация сказки «Человек и животные» Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи. | Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали: - Дай нам работу - А что вы умеете делать? Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом Курицы – нести яйца Петушок – рано утром всех будить. | ||||
ноябрь | ||||||
1 | Кто у кого? Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами | Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок» Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок» | ||||
2 | Узнай по описанию Цель: продолжать формировать умение составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде | Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его. Усложнение: дети объясняют свой выбор роль водящего выполняет ребенок | ||||
3 | Что из чего сделано? Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе | Ход игры: Стакан из стекла – стеклянный Нож из железа – железный Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Ложка из дерева - … Сковорода из чугуна - … | ||||
4 | Кто как кричит Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов. Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур. | Ход игры: Вспомните, как подает голос поросенок Хрю – хрю Что он делает? Хрюкает Как подает голос котенок? Мяукает? Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница» | ||||
декабрь | ||||||
1 | Ласковые слова Цель: активизация ласкательных существительных | Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые: Санки – саночки Гора – горочка Зима – зимушка Шуба – шубка Шапка – шапочка Снег – снежок И т.д. | ||||
2 | Где мишка искал свой мяч? Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов. | Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают Что делает мишка? (спит) Где спит мишка? (на кровати) Что сейчас делает мишка? (встал) Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит) Где он сидит? (на кровати) Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…) | ||||
3 | Что за предмет? Цель: формировать умение называть предмет и его описывать. | Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» | ||||
4 | Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. | Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4. | ||||
январь | ||||||
1 | Кто больше увидит и назовёт Цель: формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. | Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки. | ||||
2 | Олины помощники Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. Материал: кукла Оля. | Ход. - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. - Что это? (Это ноги) - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…) | ||||
3 | Скажи, какой? Цель: формировать умение детей выделять признаки предмета. | Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» | ||||
4 | «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь. | Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать. Метель — метет, вьюжит, пуржит. Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, … Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д. | ||||
февраль | ||||||
1 | «Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных. Материал. Элементы костюма животных | Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу). Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается. | ||||
2 | «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. | Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д. | ||||
3 | ||||||
4 | «Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино. | Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал. - Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. - Зевают, отдыхают, спят… - Пляшут, поют, кружатся… Был Буратино в детском саду, когда дети: - приходят, здороваются… (Когда это бывает?) - обедают, благодарят… - одеваются, прощаются… - лепят снежную бабу, катаются на санках | ||||
март | ||||||
1 | ||||||
2 | «Прятки» Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) Материал. Мелкие игрушки. | Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились не прошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом 1Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня» Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их пом | ||||
3 | "Подбери рифму" Цель: развивать фонематический слух | Восп-ль объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве ... (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. | ||||
4 | ||||||
апрель | ||||||
1 | Угадай, кто мой друг. Цель: упражнять в составлении описательного рассказа. Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д. | Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. | ||||
2 | Отвечай быстро! Цель: формировать умение подбирать предмет, которому подходят характерные свойства | Ход игры: Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка) | ||||
3 | "Кто кем был или что чем было" Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем | Кем или чем раньше был: цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.? | ||||
4 | Где мы были , мы не скажем.." Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием. | Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим. | ||||
май | ||||||
1 | "Закончи предложение"
Цель: употребление сложноподчинённых предложений | · Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) · Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) · Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) · Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) · Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) · Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) · Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) | ||||
2 | "Зоопарк" Цель: развитие связной речи | Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. | ||||
3 | Что из чего сделано? Цель: формировать умение детей определять материал из которого сделан предмет. Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д. | Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. | ||||
4 | «Доскажи слово» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша... Ро-ро-ро — у нас новое вед... Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.. Ре-ре-ре — стоит дом на го... Ри-ри-ри — на ветках снеги... Ар-ар-ар — кипит наш само.... Ры-ры-ры — детей много у го... | ||||
июнь | ||||||
1 | Наоборот Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова | Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - … | ||||
2 | Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления | Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный | ||||
3 | Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
| Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему: - тарелка, стакан, корова, чашка - чашка, стакан, тарелка, кружка | ||||
4 | ||||||
июль | ||||||
1 | Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления. | Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает… Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует… | ||||
2 | Кто как кричит Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов. Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур. | Ход игры: Вспомните, как подает голос поросенок Хрю – хрю Что он делает? Хрюкает Как подает голос котенок? Мяукает? Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница» | ||||
3 | Что за предмет? Цель: формировать умение называть предмет и его описывать. | Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» | ||||
4 | «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. | Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д. | ||||
август | ||||||
1 | Отвечай быстро! Цель: формировать умение подбирать предмет, которому подходят характерные свойства | Ход игры: Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка) | ||||
2 | Где мы были , мы не скажем.." Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием. | Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим. | ||||
3 | Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. | Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4. | ||||
4 | «Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино. | Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал. - Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. - Зевают, отдыхают, спят… - Пляшут, поют, кружатся… Был Буратино в детском саду, когда дети: - приходят, здороваются… (Когда это бывает?) - обедают, благодарят… - одеваются, прощаются… - лепят снежную бабу, катаются на санках |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы. Тема: «Космос».
Цель: расширение представлений детей о космосе.Задачи:1. Обогатить знания детей о том, что в космосе есть другие планеты, звезды, а мы живем на планете Земля.2. Совершенствовать навыки счета, называть...
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим с детьми старшей группы
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим...
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим...
"Перелётные и зимующие птицы" (Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы)
Окружающий мир...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес»
Активное вовлечение детей в игру-путешествие для закрепления знаний по экологии....
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Почему не все птицы улетают в теплые края?»
Процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры...
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы
Цель:формирование представлений о зимующих птицах, об их связи с окружающей средой, и роли человека в их жизни. Задачи:➢ познакомить детей с основными признаками живых ор...