НОД по экологическому воспитанию в контексте ФГОС "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по экологическому воспитанию в контексте ФГОС «Путешествие в зимний лес»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите и садитесь на свои стульчики. А я сейчас загадаю вам загадку:
Белым снегом все покрыто и деревья, и дома,
Что случилось, что случилось?
В гости к нам пришла …
Дети: Зима!
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: На улице холодно, много снега и льда, ночь длинная, день короткий, люди одеваются в теплую одежду.
Воспитатель: Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Молодцы! А вы любите гулять зимой?
Дети: Очень любим!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам потеплее одеться и отправиться на прогулку в зимний лес.
Дети: Ура!
Воспитатель: Но прежде, чем нам совершить эту удивительную прогулку, нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу.
Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно или нельзя». У вас под стульчиками лежат сигнальные карточки, я попрошу вас их достать. Сейчас, я буду вам задавать вопросы, а вы если считаете, что это можно делать, показываете мне зеленую карточку, если считаете, что нельзя то красную.
1. Можно ли ломать деревья и ветки? (красную)
2. Сажать деревья в лесу? (зеленая)
3. Топтать грибы и кусты? (красная)
4. Ходить по тропинкам? (зеленая)
5. Любоваться цветами? (зеленая)
6. Собирать грибы и ягоды? (зеленая)
7. Оставлять мусор в лесу? (красная)
8. Разжигать костер в лесу? (красная)
9. Разорять гнезда птиц? (красная)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо спрятались с заданием. И теперь я уверена, что вы знаете все правила и будете правильно себя вести в волшебном лесу. Однако, как же нам туда добраться?
Дети: На автобусе! На поезде!
Воспитатель: Нет, ребята. Волшебный лес далеко, да и транспорт нам нужен необычный. Посмотрите на экран, (слайд №1) здесь изображены предметы (воздушный шарик и плетёная корзина), сможем ли мы на них отправиться в путь?
Дети: Нет! Корзина нас не увезёт, так как у неё нет ни колёс, ни крыльев. Шарик очень маленький и поднять нас в воздух не сможет.
Воспитатель: А если объединить эти два предмета (слайд №2), то мы сможем получить транспорт для нашего путешествия. Что это?
Дети: Воздушный шар!
Воспитатель: Верно! Вот нам он и нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
В царство мы к друзьям летим, помощь оказать хотим (садимся на корточки, закрываем голову руками, закрываем глаза)
Воспитатель. Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, где это мы с вами приземлились? (слайд №3)
Дети: В лесу!
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Здесь много деревьев!
Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы названия деревьев? Например, вот этого дерева (слайд №3).
Дети: Берёза!
Воспитатель: А что есть у берёзы?
Дети: Ствол! Ветки! Листья!
Воспитатель: А где же листья, я их не вижу?
Дети: Они опали осенью и сейчас лежат под снегом.
Воспитатель: Правильно. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом (слайд №4)?
Дети: Ёлка!
Воспитатель: А что есть у ёлки?
Дети: Ствол, ветки, иголки.
Воспитатель: Верно. Только иголки называются хвоя и, в отличии от листьев, хвоя на зиму не опадает. Такой лес, где есть и лиственные, и хвойные деревья, называется смешанным. А вот и лесные обитатели! (слайд №5). Ой! Что-то тут не так…Ребята, скажите, кто здесь лишний?
Игра «Путаница»
Дети: Тигр! Черепаха! Жираф! Носорог!
Воспитатель: Совершенно верно! Вы правильно нашли все ошибки. А теперь отгадайте загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
Дети: Заяц!
Физминутка «Зайчики»
Воспитатель: Предлагаю на минуточку представить, что вы – зайчики (слайд №6).
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку
стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Воспитатель: Молодцы. Давайте поиграем в игру «Какой – чей». Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Чья это территория?
Дети: Заячья.
Воспитатель: А где прячется заяц?
Дети: Под кустом.
Воспитатель: Давайте назовём заячью семью: папа – заяц, мама, детки?
Дети: Зайчиха! Зайчата!
Воспитатель: Ребята, зайчик хочет услышать от вас, какой он.
- Если зайчик быстро мчится от лисы, то какой он? быстрый
- Если он трусливо сидит под кустом, то какой он? трусливый
- Если ловко перепрыгивает через ямки, то какой он? ловкий
- Если хитро путает следы от лисы, то какой он? хитрый
- Если зорко всматривается, то какой он? зоркий
Молодцы, рассказали про зайчика, какой он может быть.
Воспитатель: Посмотрим на другую полянку. Следующая загадка: Про него могу сказать – он в берлоге любит спать.
Дети: Медведь!
Воспитатель: Дело в том, что этому огромному животному необходимо большое количество пищи. Но зимой медведь просто не сможет прокормиться. Поэтому он уходит в спячку (слайд №7). Значит, чья это территория?
Дети: Медвежья!
Воспитатель: А как называется дом медведя?
Дети: Берлога!
Воспитатель: Давайте назовём семью медведя: папа – медведь, мама (медведица). Детёныш, детёныши (медвежонок, медвежата). Молодцы! Переходим на следующую полянку и слушаем загадку:
Рыжая, но не белка,
Длиннохвостая, но не корова,
Пушистая, но не кошка,
Хитрая, но не баба-Яга.
Дети: Лиса! (слайд №8)
Воспитатель: А как называется жилище лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Значит, чья это территория?
Дети: Лисья!
Воспитатель: Давайте назовём семью лисы: мама – лиса, папа – лис. Детёныш, детёныши (Лисенок, лисята). Лиса хочет послушать про себя, что вы знаете про неё, какая она?
- А если у лисы тонкие лапы, то какая она? тонколапая
- А если короткие усы, то какая она? короткоусая
- Если длинный нос, то какая она? длинноносая
- Если рыжий хвост, то какая она? рыжехвостая
- Если острые зубы, то какая она? острозубая
Воспитатель: Молодцы. Слушайте следующую загадку:
Кто зимой холодной ходит злой голодный?
Дети: Волк (слайд №9).
Воспитатель: А как называется жилище волка?
Дети: Логово.
Воспитатель: Значит, чья это территория?
Дети: Волчья.
Воспитатель: Давайте назовём семью волка: папа – волк, мама - волчица. Детёныш, детёныши (Волчонок, волчата).
Воспитатель: Молодцы! А какие ещё животные живут в нашем лесу? (слайд №10)
Дети: Кабаны, олени, белки, барсуки, лоси.
Воспитатель: А как охарактеризовать этих животных одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Верно. А кто это там, на веточках (слайд №11)?
Дети: Птички!
Воспитатель: Да, ребята в лесу живут не только дикие животные, но и птицы. Только вот не все птички сейчас с нами. Кто знает, как называются птицы, которые не улетают от нас на зимовку в тёплые края?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Давайте назовём их.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Известная персона.
Кто она?
Дети: Ворона (слайд №12).
Воспитатель:
Спиной зеленовата,
Брюшком желтовата,
Маленькая птичка.
Кто она?
Дети: Синичка (слайд №13).
Воспитатель:
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Дети: Сова (слайд №14).
Воспитатель:
Грудка ярче, чем заря.
У кого?
Дети: У снегиря (слайд №15).
Воспитатель:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел (слайд №16).
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. А как мы можем помочь птичкам пережить холодную зиму?
Дети: Ставить кормушки и подкармливать их.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но уже холодновато. Нам пора отправляться обратно в детский сад.
Воспитатель: Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Детский сад нас ждёт назад, забирай скорей ребят (садимся на корточки, закрываем голову руками, закрываем глаза)
Воспитатель: Открываем глаза! Как мы рады очутиться в детском саду (слайд №13). Здесь очень тепло, светло, уютно. Садитесь на стульчики. Давайте вспомним, куда мы с вами сегодня путешествовали?
Дети: В зимний лес!
Воспитатель: А кого мы там встретили?
Дети: Лису, волка, зайца, медведя, птичек.
Воспитатель: Верно. А пока нас не было, лесные зверушки по почте прислали нам посылку с угощениями. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пройдём к столу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Зимние забавы»
Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...
Конспект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Зимние беседы»
Цель: - Создавать условия для закрепления знания о временах года, о характерных признаках зимы. Знакомить со свойствами снега. Ввести понятие «снегопад».- Создавать условия для формирования...
Открытое занятие по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Зимняя прогулка»
-Знакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, пушистый, в комнате превращается в воду).-Продолжить знакомить с зимними явлениями в природе (идетснег, он покрывает землю и ...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Зимнее путешествие»
Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей.Задачи:- Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней.- Формировать навыки элем...
"Экологическое воспитание в контексте ФГОС ДО"
Презентация/методический материал...
Открытое занятие по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Зимняя прогулка».
Открытое занятие по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Зимняя прогулка»....
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в зимнее время года
Экологическое и физическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования, осознанного – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственн...