Химия вокруг нас или Пятый элемент
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Научно-позновательное занятие в старшей группе "Химия вокруг нас или 5 Элемент".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСП: Ребята, мне вчера поступил звонок из научной химической лаборатории от Почемучки. Связь была плохая, и еле было слышно. Только поняла, что в лаборатории, произошли какие-то неполадки и Почемучке нужна наша помощь. Я попросила ее, прийти к нам в детский сад, и все рассказать. С минуты на минуту, она должна к нам подойти.

(стук в дверь и заходит Почемучка)

ПОЧЕМУЧКА: Здравствуйте ребята, рада всех вас видеть. Я Почемучка, помощница профессора химии Менделеевой.

Все пропало, все пропало!!!

В сервере химической лаборатории “Пяти элементов” произошел сбой, четыре элемента на месте, а пятый вовсе затерялся. Нужно все восстановить и найти пятый элемент.

Вы готовы мне помочь? Мне очень нужна ваша помощь!

ВОСП: Ребята мы поможем Почемучке? Давайте поможем.

ПОЧЕМУЧКА: Спасибо вам ребята за помощь. Тогда я приглашаю вас в химическую лабораторию “Пяти элементов” и предлагаю заняться восстановлению важных элементов, да еще нам надо найти пятый - самый важный элемент.

ВОСП: Дети, прежде чем нам пойти с Почемучкой, ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, что такое лаборатория и что там делают?  (это помещение для опытов и экспериментов).

А что можно делать в лаборатории? А чего нельзя? (картинки на доске, “Можно-нельзя”)

ПОЧЕМУЧКА:  Ребята, я  предлагаю вам стать учеными, которые разгадывают разные тайны. Согласны?

И вам придется отгадать загадки о том, с чем мы будем проводить эксперимент.  

Первая загадка.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же.

Без него мы жить не можем.

ВОСП: Правильно ребята вы отгадали - это Воздух. Сейчас мы с вами, отправимся в лабораторию первого элемента Воздуха. И проведем с вами эксперимент.

Уважаемые мои маленькие ученые, перед вами предметы, я предлагаю вам, самим самостоятельно провести эксперимент и показать наличие воздуха.  

Эксперимент 1. Поиск воздуха.

Задача: Учить обнаружить воздух.

Оборудование: Платок, флажки, пакет, воздушный шар, соломинки, емкость с водой, таз с водой и бумажная лодочка

Результат: Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, взять платок за четыре конца и им взмахивать, поднимаем его вверх и опускаем концы вниз - получается купол, наполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно и воздух под куполом платка распирается и поддерживает его.

Если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки, это воздух, который поднимается вверх, потому что он легче воды.

Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; при надувании шарика в него попадает воздух, и заполняет все пространство шара.Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка. Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Ветер- это движение воздуха.

Вывод: мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действие. Воздух везде.

Эксперимент 2. Почему вода не выливается или бумажная крышка.

Задача: Ознакомить с понятием давления воздуха.

Оборудование: Стакан с водой, лист бумаги.

Накрываем стакан с водой куском бумаги подходящий по размеру, как крышкой, и поддерживая его придерживая рукой, переворачиваем (лучше это делать над миской).

Результат: Бумага не падает, и вода не выливается.

Вывод: На бумагу давит воздух, он прижимает ее к краю стакана и не дает воде выливаться. Причина, давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает, а вода не выливается.

Эксперимент 3. Выйти сухим из воды.

Задача: ознакомление с понятием давления воздуха. Как же можно опустить бумагу подводу так, чтобы она не промокла.

Оборудование:  Бумага, стакан, емкость с водой, фломастер.

Напишем что-нибудь фломастером на бумаге, сложим этот листок и положим внутрь стакана. Перевернем стакан и опустим в емкость с водой.

Результат: Вынимаем бумагу из стакана- она абсолютно сухая!

Вывод: Дело в том, что намочить бумагу нам помешал, конечно же, воздух. Именно он не пустил воду внутрь стакана.

ВОСП: Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем и дальше будем экспериментировать.

Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,

Отдохнули и теперь

Занимайся поскорей.

ВОПС: И так ребята проведя эти эксперименты опыты, мы с вами доказали, что?

Вопросы: Свойства воздуха.

1. Что такое воздух? (воздух — это смесь газов, азот, кислород и углекислый газ).

2. Где находится воздух? (воздух находится вокруг нас, он везде).

3. Чем мы дышим и выдыхаем? (дышим мы кислородом и выдыхаемым углекислым газом).

4. Имеет ли воздух цвет? (воздух бесцветен, прозрачен)

5. Имеет ли воздух запах? (чистый воздух не имеет запаха. Частицы пахучих веществ смешиваются с воздухом и человек может ощущать разные запахи, духов, апельсина и тд.)

ВОСП: Ребята вы молодцы. Почемучка, вот держи первый элемент ВОЗДУХ.

А еще наши детки знают стихотворение про воздух.

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолет.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял.

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

ПОЧЕМУЧ: Спасибо детки, вы умнички, но нам надо продолжить дальше наш путь.

Следующая подсказка, будет таиться в второй загадке.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу

Мы говорим: она течет,

Мы говорим: она играет.

Она бежит всегда вперёд,

Но никогда не убегает

ВОСП: Правильно дети вы отгадали. Маленькие ученые, вы хотите узнать много нового о воде? Тогда приглашаю вас в лабораторию второго элемента и заняться исследованием. ВОДЫ. Вы согласны?

Перед проведением опытов вы помните о безопасности, во время работы в лаборатории? Приступим к экспериментам.

Какие свойства воды вы уже знаете?

А сегодня я предлагаю вам открыть еще одно свойство.

Эксперимент 1. Уровень воды.

ВОСП: Сможете ли вы увеличить количество воды в стакане, не наливая туда еще воду?

Задача: познакомить со свойством тяжелых предметов “увеличивать” количество воды.

Оборудование: стакан с водой, камни или кристаллические предметы.

На стакане отметить уровень воды, опустить несколько тяжелых предметов.

Результат: Уровень воды стал выше.

Вывод: Уровень воды повышается за счет веса предметов, вытесняющий воду.( Чем тяжелее предмет, тем больше поднимается уровень воды).

ВОСП: Ребята сколько бывает состояний у воды?

Эксперимент 2. Вода жидкая и текучая 1.

Задача: ознакомить со свойством воды-текучестью.

Оборудование: 2 стакана (один с водой, другой пустой).

Предложить детям перелить воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой? (Она льется, течет). Почему? (Вода жидкая). Все вещества, которые могут течь-жидкие.  Если бы вода была бы не жидкая, она бы не текла в реках, ручейках, из крана.

Результат: Вода переливается из одного стакана в другой, течет.

Вывод: Вода-жидкость. Все жидкости текучие.

Эксперимент 3. Лед - твердая вода 2.

Задача: доказать, что лед тоже вода.

Оборудование: тарелка, кусочек льда.

Предложить детям понаблюдать за таянием льда и превращением в воду.

Результат: В тепле лед тает и превращается в воду.

Вывод: Лед -тоже вода.

Эксперимент 4. Пар тоже вода 3.

Задача: показать детям еще одно агрегатное состояние воды.

Оборудование: термос, зеркало, тарелка.

Обратить детям обратить внимание на пар, который выходит из термоса, подержать над водой зеркало, тарелочку. Что появилось? Откуда взялось?

Результат: Через некоторое время на зеркале образуется капельки воды.

Вывод: Пар-тоже вода. Под действием тепла вода превращается в пар, а при остывании пар превращается в воду. Чем горячее вода, тем больше пара.

Эксперимент 5. Растворимые и нерастворимые вещества.

Задача: помочь детям определить свойства воды-она растворяет некоторые вещества.

Оборудование: 4 стакана с водой, сахар, черный горошек, песок, пакетик с чаем (открыть) и ложка.

Предложить детям положить песок в стакан с водой и перемешать. Растворился ли песок? Вывод: песок не растворяется.

Затем предложить положить в воду сахар и перемешать. Растворяется ли сахар?

Вывод: сахар растворяется.

Затем сыпем заварку чая (пакетик). Результат: Листья чая не растворились, но вода окрасилась.

Вывод: А вот в стакане с листочками чая, чайные листочки лежат на дне стакана, а вода в стакане изменила цвет. Так происходит потому, что в чайных листьях есть вещества, которые растворимы в воде, эти вещества растворились в воде и окрасили воду, а чайные листья не растворились. Они лежат на дне.

Вывод: те вещества которые в воде растворяются называются растворимыми, а те которые не растворяются называются нерастворимыми.

Эксперимент 8. Плавает тонет.

Задача: ознакомить со способностью воды удерживать некоторые предметы на поверхности.

Оборудование: сосуд с водой, камни, мандарин, каштан, фасоль.

Предложить детям поочередно опустить в воду различные предметы, определяя какие из них тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы, которые тяжелее воды, тонут, а которые легче, плавают.

ВОСП: Ребята, из проделанных опытов с водой, мы сделали вывод, что вода обладает такими свойствами, как…

Вопросы: Свойства воды.

1. Что такое вода? (жидкость)

2. Имеет ли вода цвет? (вода прозрачна)

3. Имеет ли вода вкус и запах? (вода не имеет вкуса и запаха)

4. Имеет ли вода форму? (вода принимает форму сосуда, в котором находится и обладает свойством текучести)

5. Может ли вода растворять вещества? (вода является растворителем, но вода не вещества растворяет).

6.Склеивающие свойства воды. У воды еще одно свойство есть-склеивающее. Если взять две бумаги и приложить друг к другу, то они не соединяться. А если их намочить, то они прилипнут друг к другу. Значит у воды есть склеивающее свойство.

ВОСП: Почемучка, держи второй элемент ВОДА.

И послушай, какое стихотворение о Воде, знают наши детки.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.   Н. Рыжова

ПОЧЕМУЧКА: Спасибо мои добрые друзья. У меня тоже есть для вас, небольшой музыкальный подарок. Я предлагаю вам встать и повторять движения вместе со мной.

(Музыкальная игра “Капелька кап-кап”).

ВОСП: Ребята, нам пора, продолжить наш путь. Слушаем третью загадку.

Ежегодно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл,
Значит, день пришёл. (Свет).

Чего в сундук не запрешь?
Ответ: Луч солнца

ВОСП: Ребята сейчас с вами направимся в лабораторию СВЕТА.

Здесь мы проведем опыты со светом. Проведем эксперименты?

Но для этого, мы должны знать.

- Что такое свет?

- Все ли предметы пропускают свет?

- Где в жизни используют свет?

- Можно ли играть со светом?

- Откуда берется свет?

Ученые не дали точного ответа на этот вопрос.

Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет? Какой вывод можно сделать?

Когда темно, мы не различаем окружающих предметов. Для того, чтоб увидеть их, нужен свет. Почти весь свет мы получаем от Солнца. Свет Солнца создаёт нам дни и ночи.  Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Та сторона, которая повернута к Солнцу – день, светит дневной свет, а на другой в это время темно, ночь.

Свет — это энергия, его нельзя пощупать и взять в руку. Но, как и все, что нас окружает, он состоит из мельчайших частиц. Эти частицы называются фотонами. Солнечный свет, сияние звезд, мерцание свечи — все это потоки фотонов. Фотоны очень маленькие и не имеют массы, они не стоят на месте, а несут свет со скоростью, которая является самой большой скоростью на свете. Это значит, что фотон может облететь нашу Землю за 1 секунду 8 раз. Вот какой он быстрый и непоседливый!


ВОСП:  Ребята, какие источники света вы знаете? Основной источник света – Солнце;

Луна не излучает никакого собственного света, мы видим её только потому, что она отражает свет Солнца; звезды, огонь, лампа, свеча, фонарь.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Свет бывает разный»

 Перед вами картинки с изображением света. Ваша задача, разделить их на две группы: природный и искусственный свет. Картинки в каждой группе, вы должны разложить в последовательности, что светит ярче. (Солнце, луна, костер; лампа, фонарь, свеча).

Предметы, сквозь которые может проникать свет, такие, как стекло, называются прозрачными. А предметы, сквозь которых не проникает свет- непрозрачными.

 Свет движется по прямой. Он не может огибать предметы. Поэтому позади предметов, которые встречаются на его пути, возникают тени. Многие из вас, наверное, побывали в теневом театре. Свет направляют на фигурки, свет не может пройти сквозь плотные предметы, а только отражает тень этого предмета. И мы видим теневое представление.

Итог: Мы с вами узнали много интересного. Давайте вспомним  какие выводы сделали.

(Ответы детей)

Солнечный луч имеет форму того предмета, через который он проникает.

Солнечный луч не может проникнуть через плотные предметы, а только отражает тень этого предмета.

ВОСП:  Почемучка, вот и третий элемент СВЕТ.

ПОЧЕМУЧКА: Ребята, какие вы молодцы. Осталось найти всего два элемента.

 Уважаемые ученые, сейчас прочитаю четвертую загадку.

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть.

ВОСП: Ребята, правильно это песок. И как вы уже догадались, мы сейчас с вами отправимся в лабораторию ПЕСКА.

1.Что такое песок? Это горная порода, природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок).

2. А откуда берутся эти песчинки? Откуда они возникают?

Песок — это распавшиеся на мелкие частички горные породы. Со временем, постепенно, вода, ветер и чередование нагрева и охлаждения воздуха, от скал откалывались крупные куски, потом эти крупные куски раскалывались на еще более мелкие, те - на еще более мелкие и так далее. Пока кусочки горных пород не превращались в песчинки.

Так на Земле появился песок.

3. Какой бывает песок? Карьерный (горный) песок.

Карьер – это громадная вырытая в земле скважина. И из земли вынимают огромными кусками горную породу.

 Речной песок и Морской песок его добывают со дна рек и морей.

4. Какого цвета песок? Цвет у него бывает различным – черным, зеленоватым, красноватым, хотя желтый и белый песок встречаются чаще всего.

5. Где используют песок? Для чего нужен песок? Песок нужен для многого. Для строительства домов и дорог.

Например, из песка можно сделать стекло. Как же изготавливается стекло? Для того, чтобы из сыпучего песка образовалось прозрачное стекло, его нагревают до высокой температуры. Благодаря этому отдельные песчинки (кварц) сплавляются между собой и получается жидкое стекло. Стеклодувы выдувают из жидкого стекла посуду, игрушки и другие изделия. Жидкое стекло заливают в формы, где оно остывает и становится твердым. Потом из него изготавливают различные изделия.

Эксперимент 1. Сыпучий песок. Песок может двигаться.

Задача: ознакомить со свойством песка- сыпучесть, что позволяет ему двигаться.

Оборудование: лоток, песок, лупа.

Насыпать песок в лоток. Рассмотреть через лупу форму песчинок. Взять песок в руку, пропустить через пальцы. Песок сыпучий.

Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно образуется конус, который растет в высоту и увеличивается у основания.

Результат: если долго сыпать песок в одно место, то возникают сплавы. Движение песка похожи на течение.

Результат: Песок состоит из отдельных песчинок, которые между собой не прилипают, поэтому можно сыпать. Песок под воздействием своего веса и сыпучести двигается.

Эксперимент 2. Свойство мокрого песка.

Задача: ознакомить со свойством мокрого песка.

Оборудование: емкость, мокрый песок.

Предложить детям поместит мокрый песок в емкость и попробовать высыпать его. Затем сжать песок в ладонях, обратить внимание принятую им форму.

Результат: Из песка можно сделать постройки.

Вывод: Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани песчинок исчезает, мокрые грани слипаются, песок держит форму.

Эксперимент 3. Песок пропускает воду.

Задача: ознакомить со свойством песка.

Оборудование: воронка, пустая пластиковая бутылка, вата и песок.

Вставить воронку в бутылку, положить в нее вату и насыпать песок.

Результат: песок пропускает воду.

Вывод: Песок - сыпучее вещество, хорошо пропускает и впитывает воду.

Эксперимен 4. Песочные часы или как сконструировать песочные часы.

Задача: ознакомить с назначением песочных часов.

Оборудование: песочные часы., 2 пластиковые пустые бутылки, 2 крышки от бутылок, воронка, клей или скотч.

Сделать отверстия в крышках. и крышки плоскими сторонами склеили скотчем или клеем моментом. В бутылку через воронку насыпать песка и соединить бутылки крышками.

Далее засекли время, выяснили, что песочные часы песком пересыпаются за 1 мин.

Вывод: Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах.

ВОСП:  И так, мои юные  ученые, что мы узнали о свойствах песка?

1.Песок — это горная порода, природный материал. Песок состоит из песчинок, они бывают разной величины. Песчинки ничем не скреплены между собой.

2. Песок бывает разных цветов, розового, серого и даже черного, белого, но чаще всего бывает желтого цвета.

3. Он рыхлый, непрозрачный, сыпучий, плохо сохраняет форму, не имеет запаха, пропускает воду, не растворяетсяв воде и тяжелее воды.

4. Его используют в строительстве зданий и дорог. Песок используют при производстве стекла.

ВОСП: Умнички ребята. Вы настоящие ученые.

Почемучка, вот возьми четвертый элемент- ПЕСОК.

ПОЧЕМУЧКА: Ребята, спасибо! Осталось отгадать последнюю загадку. Она нам поможет найти пятый элемент.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный...

Друг без друга мы скучаем

Вместе с радостью играем

И нам ссорится не нужно

Ведь всего сильнее

ВОСП: Правильно ребята -это ДРУЖБА. Мы все вместе, дружно нашли все элементы и помогли Почемучке восстановить свою лабораторию. Нам дружба помогла!

Почемучка держи последний пятый элемент.

ПОЧЕМУЧКА: Ребята, огромное вам спасибо, за помощь, Вы настоящие друзья. И самым главным элементом в нашей лаборатории был пятый элемент- и это (все отвечают хором) “ДРУЖБА”.

 Для вас мои юные друзья есть сюрприз. Я вас приглашаю в химическую лабораторию «Пяти элементов», к самому главному ученому Менделеевой! 

Но прежде чем пойти туда, я хочу у вас спросить. Вы помните правила поведения и работы в лаборатории?

Правила работы в детской лаборатории. Там надо вести себя тихо и не шуметь. Ведь там проводят настоящие химические эксперименты. Никогда не нюхай незнакомое вещество, не пробуй на вкус. Никогда не смешивай незнакомые вещества-это опасно. И самое главное, абсолютно все эксперименты, проводят только в присутствии взрослых! Об этом надо помнить!



Предварительный просмотр:

МИНДИЛЕЕВА: Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Хочу вас похвалить и поблагодарить, за вашу помощь Почемучке. Вы большие умнички и настоящие юные ученные. Я вам немного расскажу о науке химии, и продемонстрирую химические опыты.

 Химия — это наука, которая изучает, из чего состоят предметы и как их можно изменить. То есть химия наука о веществах и их превращениях. Вещества-это то, из чего состоит все на свете, камни, деревья, и все что нас окружает.

Современная химия выросла из учения, которое называли алхимией. В средние века алхимики искали «философский камень», который мог бы превращать другие металлы в золото. В стремлении к этому они провели очень много различных экспериментов.

Люди, которые занимаются этой наукой- называют химиками.

Сейчас ребята, мы с вами проведем химические опыты.

1.Надуваем шарик газом. А знаете ли вы, как можно легко и просто можно надувать воздушный шарик (углекислым газом)? Без насоса надувать воздушный шарик. Сейчас расскажу.

Нам понадобиться:

- бутылка;

-  воздушный шар;

- пищевая сода;

-  уксус

Насыпаем немного соды в шарик (не более 3-4 ч.л). Для удобства можно использовать воронку. В бутылку заливаем небольшое количество уксуса и осторожно надуваем шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнимите шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пенится, не стоит этого боятся, это выделяется углекислый газ, который в итоге и надувает шарик. Несколько секунд и шарик надут, только придерживайте его, а то улетит! Оказывается, вот так просто можно надуть шарик содой и уксусом!

Произошла настоящая химическая реакция. После смешивания двух совершенно разных веществ (уксуса и соды) выделилось что-то совершенно новое: выделился углекислый газ. Именно он и надул шарик.

2. Вулкан.

- пищевая сода 2 ст л;

- жидкое мыло, фери;

- пищевой краситель;

- столовый уксус

1. В жезл вулкана добавляем соды.

2.Наливаем жидкость для посуды .

3. Далее добавляем уксус.

Я плююсь огнем и лавой, я опасный великан

Славен я недоброй славой. Как зовут меня? (велкан).

Ребята сейчас мы с вами сделаем вулкан.

3. Разноцветная лава.

- 3 пластиковые бутылки

- пищевые красители разных цветов

- перекись водорода

- пищевые дрожжи 3 ч.л

- вода 3 ч.л

Для этого нам понадобилось: пищевой краситель, перекись водорода, дрожжи и вода. В глубокую емкость (бутылка, высокий стакан) высыпаем краситель, добавляем туда перекись водорода, хорошо перемешиваем. В отдельном стакане перемешиваем разводим дрожжи в воде и добавляем в емкость с красителем и перекисью. Происходит реакция и в бутылке начинает подниматься пена. Получается настоящее извержение вулкана.

4. Лавовая лампа.

- масло подсолнечное 2/3

 – вода 1/3

– любой краситель

 – шипучие таблетки (панадол, асперин и др)

Масло легче воды, поэтому вода опускается вниз вместе с красителем. Шипучие таблетки создают цветные пузырьки воды, которые поднимают вверх, а потом опускаются вниз. 

5. Сухой лед.

- сухой лед

- теплая вода

- шерстяные перчатки

- средство для мытья посуды

- соломинки (для пузырьков)

В емкость насыпать сухой лед и налить теплой воды. А если туда добавить средство для посуды, то появится пена наполненный углекислым газом.

Менделева: Ребята, вам понравились наши химические эксперименты? Теперь вы знаете больше, о науке химии и о том, что она изучает.

Ребята, химия — это мир чудесных превращений, почти волшебство.

Побыть чуть-чуть ученым

Ребенок каждый рад

Пусть химия волшебная

Придет к нам в детский сад.



Предварительный просмотр:

Волшебница: Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Сейчас мы с вами, будем творить волшебство.

1. Эксперимент с конфетами скитл.

- Скитлс

- горячая вода

- одноразовые тарелки

 Разложить по кругу разными цветами конфеты по тарелке и стакан горячей воды. Наливаем в тарелочку немного воды. И получается радугу из цветов.

2. Распускаем бумажные цветы.

- вырезать из бумаги цветы лотоса

- миска с водой

Сгибаем лепестки и опускаем в миску с водой. Цветы распустились.

Бумага намокает в местах сгибов, что и приводит к раскрытию цветов.

3. Красивые узоры на ткани.

Сегодня мы сделаем красивые узоры на тканях.

- большой стакан

- белая ткань или футболка

- перманентные маркеры разных цветов (это те, которые не растворяются водой)

- спирт

- пипетка

- резинка для волос

Натянем ткань на стакан и закрепим ее при помощи резинки. Теперь маркерами ставим точки разных цветов. Начинаем капать в центре нашего круга спиртом. Возникают красивые узоры.

Почему так происходит?

Хотя перманентные маркеры не растворяет вода, это прекрасно делает спирт: именно он разносит краску по ткани, создавая прекрасные узоры.

4. Гидрофобный песок.

- емкость с водой

- лопаточка или одноразовые ложки

Ребята, вы знаете много о песке и о ее свойстве. Я, вас познакомлю еще с одним видом песка. Это гидрофобный песок. Это не просто песок, а волшебный. Простой песок сыпучий, а при намокании его свойство меняется, он не сыпучий и из него можно лепить любую фигурку. Давайте вместе посмотрим о волшебном свойстве гидрофобного песка.

5. Искусственный снег.

- вода

- одноразовые стаканчики

- поднос

- снег искусственный

В емкость добавим воды с порошком и получим много снега. Можно добавить в стаканы с порошком разноцветную жидкость и получим разноцветный снег.



Предварительный просмотр:

Цель: 

  • познакомить детей с наукой химией.
  • развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);
  • развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
  • развивать представления об основных свойствах воздуха, воды, света и песка.
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении химических экспериментов
  • поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
  •  Экспериментаторской деятельностью помочь дошколятам найти ответы на интересующие их вопросы.
  •  Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.
  • Признания за ребенком права на существование собственного мнения.

Задачи.

Обучающие задачи:

  • расширять знания детей о взаимодействии различных веществ. Систематизировать и уточнять представления детей о химических реакциях. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение. Выявлять агрегатное состояние веществ.
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);

Развивающие задачи:

  • пробудить интерес, активизировать мыслительную деятельность. Продолжать учить вступать в диалог с взрослым. Отвечать на вопросы развернутыми предложениями, аргументировать свои ответы. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
  •  развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
  •  развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Вызывать у детей положительные эмоции, закреплять интерес к теме. Обогащать словарь детей.
  • Формировать понимание важности воды, воздуха, света, песка и самого главного дружбы для всех объектов на планете.

Ожидаемый результат:

  • Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие « Космическое путешествие вокруг Земли» Аппликация с элементами оригами в подготовительной группе.

Аппликация из салфеток с элементами оригами для детей старшего дошкольно возраста....

Методическая разработка « Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно – исследовательской работе с элементами химии»

Тема по самообразованию  Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения п...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы « В поисках пяти элементов»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы« В поисках пяти элементов»Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе детской игры с эксперимен...

Квест-игра "Пятый элемент"

Квест игра по эксперементированию...

Летний квест для детей старшего дошкольного возраста «Пятый элемент»

Сценарий летнего квеста для детей старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности...

Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста

Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-логопедической деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Мир вокруг нас» с использованием элементов ТРИЗ-технологий.

Конспект коррекционно-логопедической деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Мир вокруг нас» с использованием элементов ТРИЗ-технологий.Цель: систематизировать представлен...