Конспект НОД «Клюква-северная ягода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Автор: Федькушова Надежда Вячеславовна
Тема: «Клюква-северная ягода»
Возрастная группа: старшая
Форма проведения: опытно-экспериментальная деятельность
Цель: Познакомить детей с северной ягодой клюквой и рассказать о её свойствах. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды.
Задачи:
- Закреплять знания о растениях болот.
- Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук.
- Учить делать выводы, анализировать.
- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Предварительная работа: рассказ детям «Что такое болото?», показ фильма «Животные и растения болот», дидактическая игра «Хорошо-плохо», упражнение «Растения болота» (разрезные картинки), просмотр мультфильма «Тихое болото», дидактическая игра «Четвёртый лишний», настольно – печатная игра «Ягоды» (лото).
Организационный момент (4 мин.)
Дети сидят на стульчиках, приходит Ёжик Вежа.
Ёжик: - Здравствуйте, ребята! Через болото к вам спешил, но лапки я не промочил.
Ребята, а как вы думаете, почему я лапки не промочил? (зимой болото замерзает, покрывается льдом). И не только болото, но и ….(ответы детей).
-А знаете ли вы, что такое болото? (Болото - избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями, вода в болоте стоячая). Какие вы «знайки», молодцы! А сейчас немного поиграем.
Игра «Хорошо-плохо»
(чем хорошо болото и чем плохо?)
Предполагаемые ответы детей:
Хорошо – болото, место обитания животных (насекомые, лягушки, ящерицы, ондатра, птичка кулик…) Молодцы! Многие животные приходят просто на водопой. Растут растения, (камыш, пушица, кукушкин лён, багульник), ягоды-клюква, морошка, водяника),
Ёжик: - Я загадаю вам одно из болотных растений, послушав внимательно мою загадку, постарайтесь её отгадать.
Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (Ответ: Клюква)
Молодцы, правильно – это клюква! А сейчас, я вам предлагаю послушать рассказ о северной ягоде клюкве. И вы узнаете, чем же полезна клюква?
Основная часть (16 мин.)
Показ презентации «Всё про клюкву»
1слайд
Клюква – волшебная ягода из северных лесов растёт на болотах. У нее характерный кисловатый вкус. «Царица болот», так называют клюкву.
2слайд
Клюква – вечнозеленый кустарник с овальными листочками. Кустики невысокие, усеянные красными бусинами ягод. По весне можно увидеть, как цветет клюква. А созревает она к началу сентября.
Клюква не боится снегов и заморозков. Потому собирать ягоды можно как в осенний сезон, так и в начале весны, когда сходит снег. Но вкус у подснежной клюквы будет немного отличаться. К характерной кислинке прибавится сладковатый вкус. Собирать можно лишь спелые ягоды.
3слайд
В пищу употреблять ягоду можно в следующих вариантах: в свежем виде; в качестве отвара, сока или морса; в виде клюквенного варения или джема; используется клюква для десертов, начинки для сладкой выпечки; добавляют клюкву в коктейли, а клюквенный сироп может стать прекрасным дополнением для мороженого или блинчиков.
4слайд
Врачи советуют употреблять клюкву в разном виде с целью избавления от простуды. Морсы сбивают повышенную температуру тела, укрепляют наш организм, борются с микробами и болезнями.
Употребление клюквы помогает сохранить здоровье глазам, также сохраняет здоровыми ногти, волосы.
Ёжик: Ребята, что вы скажете про клюкву? Чем она полезна? Что можно из неё приготовить? (ответы детей).
Молодцы! А вы бы сами хотели приготовить морс?
Скоро праздник Новый год, и вы могли бы помочь своим мамам приготовить праздничный стол. Готовить морс мы будем в нашей лаборатории. Перед тем как мы начнём готовить морс, мы клюкву исследуем.
А чтобы у нас всё удачно получилось, мы немножко разомнёмся
Физ. минутка «Клюква» (автор Федькушова Н.В)
На болото мы пойдём, (шагаем на месте)
В лукошко клюкву наберём, (наклоны, «кладём клюкву в лукошко»)
Круглую, (разводим руками, делаем круг в воздухе)
Красную, (надуваем щёки)
Кислую, (морщимся)
Вкусную. (выставляем кулачки, приподнимая большой палец).
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Молодцы, проходите в лабораторию и переодевайтесь в спец. одежду.
Опыт 1. (приложение 1)
Возьмите одну ягодку ложечкой и положите её в тарелку. Рассмотрим ягоду через лупу. Какая ягода? Затем возьмите зубочистку и легонько проткните ягоду. Что вы наблюдаете? Делаем вывод. Клюква круглая, красного цвета, внутри ягоды сок. Отодвиньте тарелочку с ягодой немного в сторону.
Опыт 2. Возьмите чашку, с помощью ложки положите в чашку несколько ягодок клюквы, затем возьмите «толкушку», и начинаем давить ягоды. Наблюдаем выделение сока и отделение мякоти. Вывод. Ягода мягкая.
Опыт 3. У вас у всех на чашках стоит условная красная мерка.
Теперь берём кипячёную воду. Какого цвета вода? И переливаем её в чашку до условной мерки. Размешайте с помощью ложки. Попробуйте чуть -чуть. Какой на вкус получился морс, на цвет? Вывод. Ягода меняет цвет и вкус воды.
Опыт 4. А что нужно сделать, чтобы морс получился вкусным? Правильно добавить сахар.
С помощью другой чайной ложки добавьте в морс одну чайную ложку сахарного песка и тщательно перемешайте. Попробуйте. Какой теперь морс? А цвет изменился? Молодцы, морс у вас получился.
Вывод. С добавлением сахарного песка в морс - цвет не меняется, а меняется вкус.
Ёжик: Попробуйте свой морсик! (приложение 4)
Итог (1 мин).
Ёжик: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? Мне тоже всё очень понравилось, и я приготовил для вас подарок-клюквенный пирог. Попьёте чай с пирогом за ужином у себя в группе. До новых встреч!
Технические средства: ноутбук, мультимедиа.
Другие материалы: игрушка «ёжик Вежа», презентация «Всё про клюкву», спец. одежда для работы в лаборатории (Фартук, бахилы, шапочка, маска на каждого ребёнка); лупа, шпажка, «толкушка», одноразовые стаканы, тарелочки, размешиватель, ложка, ягода клюква, сахарный песок, вода питьевая.
Методическая литература
1. Петров В.В. Мир лесных растений Москва, 2008.
2. Сотник В. Ф., Кладовая здоровья, Москва,2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyukva_2.pptx | 503.54 КБ |
klyukva_3.pptx | 2.95 МБ |
klyukva-severnaya_yagoda_1.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Автор: Федькушова Надежда Вячеславовна
Тема: «Клюква-северная ягода»
Возрастная группа: старшая
Форма проведения: опытно-экспериментальная деятельность
Цель: Познакомить детей с северной ягодой клюквой и рассказать о её свойствах. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды.
Задачи:
- Закреплять знания о растениях болот.
- Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук.
- Учить делать выводы, анализировать.
- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Предварительная работа: рассказ детям «Что такое болото?», показ фильма «Животные и растения болот», дидактическая игра «Хорошо-плохо», упражнение «Растения болота» (разрезные картинки), просмотр мультфильма «Тихое болото», дидактическая игра «Четвёртый лишний», настольно – печатная игра «Ягоды» (лото).
Организационный момент (4 мин.)
Дети сидят на стульчиках, приходит Ёжик Вежа.
Ёжик: - Здравствуйте, ребята! Через болото к вам спешил, но лапки я не промочил.
Ребята, а как вы думаете, почему я лапки не промочил? (зимой болото замерзает, покрывается льдом). И не только болото, но и ….(ответы детей).
-А знаете ли вы, что такое болото? (Болото - избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями, вода в болоте стоячая). Какие вы «знайки», молодцы! А сейчас немного поиграем.
Игра «Хорошо-плохо»
(чем хорошо болото и чем плохо?)
Предполагаемые ответы детей:
Хорошо – болото, место обитания животных (насекомые, лягушки, ящерицы, ондатра, птичка кулик…) Молодцы! Многие животные приходят просто на водопой. Растут растения, (камыш, пушица, кукушкин лён, багульник), ягоды-клюква, морошка, водяника),
Ёжик: - Я загадаю вам одно из болотных растений, послушав внимательно мою загадку, постарайтесь её отгадать.
Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (Ответ: Клюква)
Молодцы, правильно – это клюква! А сейчас, я вам предлагаю послушать рассказ о северной ягоде клюкве. И вы узнаете, чем же полезна клюква?
Основная часть (16 мин.)
Показ презентации «Всё про клюкву»
1слайд
Клюква – волшебная ягода из северных лесов растёт на болотах. У нее характерный кисловатый вкус. «Царица болот», так называют клюкву.
2слайд
Клюква – вечнозеленый кустарник с овальными листочками. Кустики невысокие, усеянные красными бусинами ягод. По весне можно увидеть, как цветет клюква. А созревает она к началу сентября.
Клюква не боится снегов и заморозков. Потому собирать ягоды можно как в осенний сезон, так и в начале весны, когда сходит снег. Но вкус у подснежной клюквы будет немного отличаться. К характерной кислинке прибавится сладковатый вкус. Собирать можно лишь спелые ягоды.
3слайд
В пищу употреблять ягоду можно в следующих вариантах: в свежем виде; в качестве отвара, сока или морса; в виде клюквенного варения или джема; используется клюква для десертов, начинки для сладкой выпечки; добавляют клюкву в коктейли, а клюквенный сироп может стать прекрасным дополнением для мороженого или блинчиков.
4слайд
Врачи советуют употреблять клюкву в разном виде с целью избавления от простуды. Морсы сбивают повышенную температуру тела, укрепляют наш организм, борются с микробами и болезнями.
Употребление клюквы помогает сохранить здоровье глазам, также сохраняет здоровыми ногти, волосы.
Ёжик: Ребята, что вы скажете про клюкву? Чем она полезна? Что можно из неё приготовить? (ответы детей).
Молодцы! А вы бы сами хотели приготовить морс?
Скоро праздник Новый год, и вы могли бы помочь своим мамам приготовить праздничный стол. Готовить морс мы будем в нашей лаборатории. Перед тем как мы начнём готовить морс, мы клюкву исследуем.
А чтобы у нас всё удачно получилось, мы немножко разомнёмся
Физ. минутка «Клюква» (автор Федькушова Н.В)
На болото мы пойдём, (шагаем на месте)
В лукошко клюкву наберём, (наклоны, «кладём клюкву в лукошко»)
Круглую, (разводим руками, делаем круг в воздухе)
Красную, (надуваем щёки)
Кислую, (морщимся)
Вкусную. (выставляем кулачки, приподнимая большой палец).
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Молодцы, проходите в лабораторию и переодевайтесь в спец. одежду.
Опыт 1. (приложение 1)
Возьмите одну ягодку ложечкой и положите её в тарелку. Рассмотрим ягоду через лупу. Какая ягода? Затем возьмите зубочистку и легонько проткните ягоду. Что вы наблюдаете? Делаем вывод. Клюква круглая, красного цвета, внутри ягоды сок. Отодвиньте тарелочку с ягодой немного в сторону.
Опыт 2. Возьмите чашку, с помощью ложки положите в чашку несколько ягодок клюквы, затем возьмите «толкушку», и начинаем давить ягоды. Наблюдаем выделение сока и отделение мякоти. Вывод. Ягода мягкая.
Опыт 3. У вас у всех на чашках стоит условная красная мерка.
Теперь берём кипячёную воду. Какого цвета вода? И переливаем её в чашку до условной мерки. Размешайте с помощью ложки. Попробуйте чуть -чуть. Какой на вкус получился морс, на цвет? Вывод. Ягода меняет цвет и вкус воды.
Опыт 4. А что нужно сделать, чтобы морс получился вкусным? Правильно добавить сахар.
С помощью другой чайной ложки добавьте в морс одну чайную ложку сахарного песка и тщательно перемешайте. Попробуйте. Какой теперь морс? А цвет изменился? Молодцы, морс у вас получился.
Вывод. С добавлением сахарного песка в морс - цвет не меняется, а меняется вкус.
Ёжик: Попробуйте свой морсик! (приложение 4)
Итог (1 мин).
Ёжик: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? Мне тоже всё очень понравилось, и я приготовил для вас подарок-клюквенный пирог. Попьёте чай с пирогом за ужином у себя в группе. До новых встреч!
Технические средства: ноутбук, мультимедиа.
Другие материалы: игрушка «ёжик Вежа», презентация «Всё про клюкву», спец. одежда для работы в лаборатории (Фартук, бахилы, шапочка, маска на каждого ребёнка); лупа, шпажка, «толкушка», одноразовые стаканы, тарелочки, размешиватель, ложка, ягода клюква, сахарный песок, вода питьевая.
Методическая литература
- Петров В.В. Мир лесных растений Москва, 2008.
- Сотник В. Ф., Кладовая здоровья, Москва,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по аппликации "Ягоды и яблочки на блюдечке"
Конспект по аппликации во второй младшей группе...
Конспект логопедической НОД. Лес. Ягоды.
Конспект подгрупповой непосредственной образовательной логопедической деятельности для детей с ОНР в старшей группе. На данном занятии закрепляются представления детей о лесе и растениях, произрастающ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...
конспект НОД на тему "ЯГОДЫ" средняя группа
задачи НОД: систематизировать знание детей о лесних и садовых ягодах, закрепить название ягод.закрепить навыки аккуратного наклеивания, развивать мелкую моторику воспитывать бережное отноше...
Конспект занятия по теме "Ягоды" во второй младшей группе, позновательное развитие.
Познакомить детей с ягодой - клюква...
Конспект занятия "Фрукты, овощи, ягоды"
Конспект логопедического занятия по теме "Фрукты, овощи, ягоды. Дифференциация"...
Конспект по изобразительной деятельности «Ягоды для мишки» в I мл. гр.
Закреплять навык рисования красками способом примакивания пальцев к листу бумаги....