Ознакомление детей с окружающим миром царство растений и травы.
видеоурок по окружающему миру (старшая группа) на тему

Татьяна Владимировна Толстикова

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. «Весенние чудеса».

Цель: Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений: травы;

2. Расширить и уточнить знания о функциях частей растений (корень, стебель, лист, используя модели и исследовательскую деятельность;

4. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы.

Методы и приемы:

• наглядные:

• словесные:

• практические.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация».

Оборудование и материалы: кроссворд, аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковский, картинки с изображением трав, модель строения травы.

Предварительная работа: наблюдения, чтение, отгадывание загадок о растениях

Словарная работа: стебель, пырей ползучий, корень, лист.

Структурные компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

I. Организационный момент

-Ребята, сегодня я предлагаю вам быть исследователями. Согласны?

- А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

1. В белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой, Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)

5. Зеленую подружку на Новый год зимой Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем. Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

 

7. Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый. (Василек)

8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью — красными ягодами? (Рябина)

II. Основная часть -Мы уже беседовали с вами о растениях.

-Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства.

-Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств.

Ель, береза, ива, сосна — как сказать одним словом? Правильно, это деревья.

 Сирень, смородина, акация — что это такое? Назовите общее слово.

-А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений, и мы будем исследователями государства трав.

Травы — первые растения, которые просыпаются весной.

-Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав также много, как и деревьев, кустарников.

-Давайте рассмотрим травы, которые растут у нас на участке.

-Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день.

-Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название?

-Его корни словно расползаются под землей, благодаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории.

-Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений, то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних животных.

-А вот всем вам хорошо известный клевер.

-Эта трава - ценный корм для домашних животных. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы.

-Он обладает интересным свойством, благодаря которому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Скоро вовсю зацветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.

 

А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов.

-Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

-Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое, - подорожник.

-Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник распространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.

 

Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха», а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикосновении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.

 

Это поистине уникальная трава - крапива, в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В настоящее время крапива применяется в медицине и кулинарии из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд.

 

-А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратится в красивые, волшебные цветы.

Физминутка «Цветы»

Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх

Ветерок пролетал, стебельки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

 

-Мы рассмотрели различные травянистые растения, а сейчас я вам предлагаю сравнить строение разных видов трав.

-Из чего состоит травянистое растении? (рассматривание модели строения травы).

-Травянистое растение имеет корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами

-Для чего нужен стебель?

-Для чего нужны листья?

-Для чего нужен цветок?

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Можем ли сказать что все эти части растения важны ему?

Растения - это живая или неживая природа?

-Докажите, что это живая природа

- Что нужно растению для жизни?

- Что дает растениям Солнце?

- Зачем нужна растениям Вода?

- Откуда растения берут воду?

-А как вы думаете, для чего растениям ветер?

- Чтобы растения выросли им необходимо Солнце, вода, почва, ветер

- Деревья

-Кустарники

-держит листья и цветок

-листьями растение дышит)

-В нём образуются семена и плоды

-Да

- живая

-дышат, растут, размножаются, питаются, умирают

-свет, тепло, вода, почва, ветер -свет и тепло

-питание

-Из почвы

- размножение

III. Заключительная часть III. Подведение итогов

На этом наше исследование трав подошло к концу.

-Понравилось вам исследовать травы?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travy_1.pptx1.28 МБ
Файл travy_2.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ГРИБЫ

Конспект занятия по окружающему миру : знакомство детей с разнообразием грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных грибов....

Проек по ознакомлению детей с окружающим миром "Страны мира и континенты"

Перед поступлением в школу каждый ребенок должен овладеть элементарными знаниями об окружающем мире, иметь представление о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии ...

Проект по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире растений"

Проект по ознакомлению детей с окружающим миром: "В мире растений" (средняя группа)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»

Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Царство растений"

Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – мир растений;  ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношению с чел...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Царство растений».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – мир растений;  ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношению с чел...