Проект «Этот фантастический снег »
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом действия носят пробующий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_snega_proekt.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект опытно-экспериментальной деятельности
«Этот фантастический снег»
Старшая группа
Воспитатели: Блинникова О.И. 1к.к
Бондарева И .В.1к.к.
г.Борисоглебск
2018г.
Пояснительная записка
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом действия носят пробующий характер.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно - действенного к наглядно-образному и логическому.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Актуальность проекта
Зима-это замечательное время года для экспериментов и опытов, которые помогут ребенку узнать много нового о законах природы. Дошкольники-это прирожденные исследователи. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основа культурного познания окружающего мира.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Цель проекта: Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега.
Задачи проекта:
- Узнать, что такое снег и как он образуется.
- Узнать, почему снег белый.
- Рассмотреть формы снежинок.
- Изучить свойства снега.
- Определить чистоту снега.
- Воспитывать любовь к природе.
Возраст участников: 5 – 6 лет.
Тип проекта: среднесрочный (январь – февраль - март)
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный
- Определение целей и задач проекта;
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Разработка комплексно – тематического плана по теме «Опытно-экспериментальная деятельность»;
- Подготовка материала и оборудования;
- Предварительная работа по реализации проекта.
2этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по экспериментированию. Перспективный план.
3 этап – заключительный
Выводы по теме. Оформление результатов проекта в виде презентации.
Сроки проведения: с 1 января 2018года- по 30 марта 2018 года.
Ожидаемые результаты проекта:
Выводы из исследования. Дети активно проявляют интерес к окружающему миру, экспериментальной деятельности, устанавливают причинно - следственные связи, рассуждают, задают познавательные вопросы. В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя ученым, исследователем.
Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности
Период | Тема занятия | Материал | |
Январь | 2 неделя | Беседа с детьми: «Что такое снег?», « Что такое снежинка?», «Почему снег белый?». Задание: рисование снежинки. | Картинки с изображением снежинок (под микроскопом), инея. |
Эксперимент. Почему снег мягкий? В какой снег легче провалиться? Цель. Совершенствовать знание детей о снеге. Беседа: «Можно ли есть снег?» | Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага, земля. | ||
3 неделя | Эксперимент. Волшебные лучики. Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Наблюдения за снежинками. | Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки. | |
Февраль | 1 неделя | Эксперимент. Почему снег греет? Солнышко и снежок. Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания .Свойства снега. | Лопатки, две бутылки с тёплой водой. |
2 неделя | Эксперимент. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). Отгадывание загадок: о явлениях природы. | Подносы для снеговых фигурок. | |
3 неделя | Эксперимент. Ледяной дом. Снеговик и его друзья. Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Задание на дом: приметы о снеге. | Лопатки, свеча, вода, ведёрки. Манипуляции со снегом. | |
4 неделя | Эксперимент. Замерзание жидкостей. Соединяем снег и воду. Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла. | |
Март | 1 неделя | Эксперимент. Ледяной секретик. Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Опыт№8.Украсим снежные постройки цветными льдинками. | Заранее подготовленный «ледяной секретик», ледяные дорожки (дети шалят на льду и падают). |
2 неделя | Опыт . Откуда берётся иней? Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | Термос с горячей водой, тарелка. | |
3 неделя | Опыт. Исследование чистоты снега. Чьи следы? Цель. Дать детям понятие, что снег бывает не только чистым, но и грязным. Задание на дом: рассказать о пользе снега. | Два стакана. Снег, взятый у дороги и снег, взятый из леса. Поднос. | |
4 неделя | Беседа с детьми: вспомнить все опыты, которые проводили, подвести итог. Игровое упражнение «Снежинки и ветерок». Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5раз; после чего дети в командах меняются ролями. |
Приложение
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Беседа: Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»:
Светло - пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая, Легко проносится,
Какая чистая, Не в высь лазурную,-
Какая смелая! На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать
Опыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Беседа: Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависших в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:
Снег пушистый лёг на ветки,
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).
Опыт №5. Ледяной дом.
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.
Опыт №6. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №7. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из - под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Опыт №8. Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт №9. Исследование чистоты снега
Цель. Дать детям понятие, что снег бывает не только чистым, но и грязным.
Материал. Два стакана. Снег, взятый у дороги и снег, взятый из леса.
Ход. Занести в группу два стакана со снегом и сравнить, какой снег грязный, объяснить почему?
Вывод. Снег чище в лесу, а не у дороги.
Выводы из исследования: Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых.
Опытно - экспериментальная деятельность позволила объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развила наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исследовательская деятельность вызывала огромный интерес у детей, предоставила ребенку возможность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе экспериментирования дети получили возможность почувствовать себя ученым, исследователем. Дети научились ставить цель, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования у детей сформировались не только интеллектуальные впечатления, но и умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения. Исследования - огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Этот чудесный снег"
Проблема: Почему нельзя есть снег, ведь снег белый и чистый.Гипотеза: Снег играет важную роль в жизни природы и человека. Дошкольники , совместно с педагогом и родителями проводят исследование снега, ...
Проект "Этот фантастический космос"
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновре...
Проект "Этот загадочный снег"
Познавательно-творческий, исследовательский проект «Этот загадочный снег» в подг. лог. группе...
Проект "Этот загадочный снег"
Познавательно-творческий, исследовательский, проект "Этот загадочный снег" в подготовительной группе....
Исследовательский проект "Этот загадочный снег"
Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Почему наступает зима, одно из самых прекрасных и загадочных времён...
Презентация к проекту "Этот загадочный снег"
Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Лёд, холод, мороз, пурга, но самым главным явлением зимы является снег, потому что с него и начинается это время года. В круговороте влаги на ...
краткосрочный проект "Этот фантастический космос"
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх.Тема "Космоса" привлекает и инт...