Непосредственная образовательная деятельность о культурных растениях
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Киреева Елена Михайловна

"Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_o_kulturnyh_rasteniyah.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие для детей старшей группы «Огород на окне»

Цель: Обобщение представления детей о культурных растениях и выращивания их в комнатных условиях.

Задачи: 

Познание:

     1. Формировать представления детей о бобовых культурах (фасоли, горохе)

  1. Формировать практические умения их посева, создания необходимых условий для их роста (почва, влага, свет, тепло);
  2.  Развивать познавательную активность, любознательность; мелкую моторику рук;

Задачи интегрируемых областей:

Исследовательская деятельность:

  1. Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
  2. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Художественно – эстетическое

  1. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Труд:

  1. Закреплять знания детей с особенностями выращивания культурных растений.
  2. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  3. Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь в процессе совместной деятельности, бережное отношение к объектам живой природы.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, видеозапись, лотки для семян, леечки, стилизация огорода на окне в деревенском стиле, фартуки, оборудование для посадки, дневник наблюдений.

Предварительная работа:  заучивание стихотворений, посадка и уход за растениями. Составление дневника наблюдений.

Ход занятия 

Воспитатель: Встали в круг.  Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный день –к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, посмотрим на них, улыбнемся гостям,  улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

 (Начало на ковре.)

Галчонок: Здравствуйте мои юные друзья! Я рад нашей встрече. Сегодня я хочу вам прочитать видеописьмо из деревни Простоквашино. Смотрите и внимательно слушайте.

«Уважаемые ребята! Пишут вам друзья из Простоквашино! Наступила весна, у нас в огороде будет много работы. Поэтому сейчас мы выращиваем рассаду. Дорогие ребята, не могли бы вы помочь нам у себя в огороде вырастить бобовые культуры. Будем вам очень благодарны за помощь!

С уважением дядя Фёдор!»

Галчонок:  Ребята, поможете героям из Простоквашино? (Да, поможем.)

Воспитатель:  У огорода на окне. А как вы думаете, что может вырасти на огороде? (Лук, огурцы, помидоры и т.д.) Правильно, все эти овощи могут вырасти на огороде.

У нас в уголке природы есть чудесный огород, мы посадили там овощи. Но герои из Простоквашино просили нас вырастить именно бобовые культуры. А какие бобовые культуры вы знаете? (Горох, фасоль.)

Отгадывание загадок. (У мольберта)

Цель: поддержка у детей эмоциональной заинтересованности; развитие умения отгадывать загадки.

Воспитатель: На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков… (горох).

Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением гороха.

В огороде хоть растёт,

Но культура та поёт.

Знает ноты «фа» и «соль»

И зовут её… (фасоль).

Воспитатель на мольберт выставляет картинку с изображением фасоли.

Воспитатель: Горошина, попав в землю, начинает набухать и прорастать. Затем на поверхности почвы появляется маленький росток. Чтобы он рос и развивался, необходимо ухаживать за ним. Ребята, как вы думаете, что необходимо растению для роста? (Земля, тепло, свет и вода.) Значит, мы должны рыхлить почву, поливать растение и любить его. После этого оно зацветёт, на нём появятся стручки, в которых созреет много горошин.

Сюрпризный момент «Посылка из Простоквашино».

Цель: активизация внимания детей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что из Простоквашино прислали посылку. Семена гороха и фасоли.

Воспитатель:  Герои Простоквашино прислали нам горох и фасоль для посева, но они перепутались. А ведь для того, чтобы их посадить, необходимо отделить семена друг от друга.

Исследовательская деятельность. (За столами).

Цель: обучение детей путём сравнения с помощью тактильных и зрительных анализаторов определению формы, цвета и размера семян; развитие мелкой моторики рук.

Разноцветные горошки

Раскатились по дорожке.                Пальчикам обеих рук выполняют легкое    постукивание по поверхности стола.

Птички весело клюют,

нам горошка не дают.       Пальцы обеих рук изображают «Щепоть» и клюют изображая горошину.

Дайте нам горошину,

я такой хорошенький.                       Гладят себя по голове.

Хотите научиться различать семена? Возьмите в одну руку семя фасоли, в другую семя  гороха.

 - Что это за семена? Какого растения? Внимательно рассмотрите, какого цвета семена?; Какого размера? Какой формы? Какие на ощупь? (Ответы детей)

Воспитатель: вместе с детьми перебирают семена, затем сравнивают горох и фасоль по форме, цвету и величине. Делают вывод о том, что горох зелёного цвета, круглой формы, меньше, чем фасоль. Фасоль красного цвета, овальной формы и больше, чем горох.

Вывод:  - Это семена гороха – он зеленый, круглой формы, маленький, твердый, шероховатый на ощупь.

 - Это фасоль – она красного цвета, овальной формы, твердая и гладкая.

Потрите семена и понюхайте. Семена не пахнут.

Рассматривание схемы последовательности посадки семян.

Цель: ознакомление детей с последовательностью посадки семян.

Воспитатель поочередно выставляет карточки посадки семян и комментирует.

Воспитатель: Кто мне подскажет, последовательность посадки семян?

Дети выходят к доске, выкладывают последовательно схемы.

 Воспитатель:  В начале,  взрыхлим землю, сделаем углубление в почве. А как вы думаете, с помощью чего его можно сделать? (Палочкой, пальцем и т.д.)  Молодцы. Всеми этими предметами можно сделать углубление, мы с вами его сделаем с помощью палочки. Обратите внимание, кончик палочки окрашен в красный цвет для того, чтобы подсказать вам на какую глубину необходимо опустить её в землю. Делаем  одно углубление,  кладем в него горошину. Засыпаем землей, поливаем водой.

Берем второй стаканчик, выполняем точно такие же действия и сажаем фасоль.

Огородники вам все понятно? Одеваем фартуки.

Молодцы, ребята! Мы познакомились с последовательностью посадки семян гороха и фасоли. (Дети сажают горох за столами)

Практическая деятельность детей по посадке семян.

Цель: формирование навыков правильной посадки семян гороха и фасоли.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает правила безопасности при посадке. Затем дети занимают места в соответствии с условными обозначениями и приступают к посадке культур. Детям предлагается поместить свои стаканчики с посаженными культурами в огород на окне в соответствии с табличкой фасоль, горох.

Фиксация в дневнике наблюдений.  Мы посадили,  семена фасоли и гороха и будем вести наблюдение в наших дневниках.

Мы в них отмечали посадку лука. Открываем там, где зеленая закладка. Там мы будем вести наблюдение за горохом. А там где закладка красного цвета – за фасолью.

Воспитатель:  Так как мы заботливые и внимательные, то будем отражать свои наблюдения за ростом наших растений в дневнике.

Дети отмечают первый день посадки   в дневник наблюдений.

Воспитатель: Ребята, справились мы с работой? Всё у нас получилось? (Ответы детей.) А теперь нам нужно передать сообщение в Простоквашино.

На экране появляется Галчонок.

Воспитатель:  «Галчонок! Отправь сообщение в деревню Простоквашино о том, что просьбу дяди Фёдора и его друзей мы выполнили. Когда соберём урожай гороха и фасоли, мы обязательно отправим посылку в Простоквашино.»

Галчонок: Спасибо, ребята, за помощь! Я обязательно передам ваше сообщение. До свидания, мои юные друзья!

Воспитатель: Сейчас мы с вами, выполним артикуляционные упражнения:

« Ох! Ох! Ох! – ворчит горох.

 Помидоры: Ах! Ах! Ах! Весим мы на кустах.

Лук: Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух»

Заключительная часть.

Показ театра для гостей «Морковкины сказки» . Рассказывают стихи, включаю музыку и дети танцуют хоровод «Огород»  с овощами.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.) Чем мы сегодня занимались? Что сажали? Что необходимо для роста растений? А какое у вас сейчас настроение? Если хорошее, то возьмите с подноса веселый горошек, если не очень хорошее — грустный. Давайте поделимся друг с другом нашим хорошим настроением и подарим свои улыбки гостям! Предлагаю  гостям взять горошинки. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности 2 младшая группа.Образовательная область физическое развитие.Формирование культурно гигиенических навыков. Тема:"Водичка водичка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности 2 младшая группа.Форимрование культурно гигиенических навыков "Водичка водичка"...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Овощи- культурные растения».

Программное содержание:1.Закрепить у детей представления об овощах, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности овощей для людей (пища, красо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Непосредственной образовательной деятельности. Тема: "ЛУГ. Растения и насекомые луга".

Методическая разработка технологической карты на тему : "Растения и насекомые луга".Включает в себя интеграцию образовательных областей:Познавательное,речевое,социально-коммуникативное,физич...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Полив комнатных растений»

Формировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Во  время образовательной деятельности дошкольники выясняют, почему одни растения погибают при нед...