Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Свойства песка и его применение».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Яковлева Алёна Владимировна

Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  3. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
  4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  5. Закрепить знания о применении песка.
  6. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка»

г. Козловка Чувашская Республика

Конспект НОД в старшей группе.

Тема: «Свойства песка и его применение».

Подготовила и провела:

Мишуткина А. В.

Воспитатель 1 к.к.

МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

2017 год

 

Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.

 

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  3. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
  4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  5. Закрепить знания о применении песка.
  6. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

 

Предварительная работа:

  1. Беседы :«Песочные часы, «Где можно найти песок.
  2. Рассматривание фотографий с видами построек из песка.
  3. Наблюдение и игры с песком на прогулке.
  4. Чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное

рядом».

 

Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, контейнеры с песком, лупы, лейки с водой, иллюстрации, трафареты следов животных

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент

 Воспитатель:Ребята у меня есть « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям  на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…

 

Отгадайте загадку

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже

 

- Ребята, что это? (песок).

Подумайте, где можно увидеть песок? (на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке). Верно (повесить иллюстрации)

- Что же такое песок? Об этом мы узнаем  в нашей лаборатории.

 

  1. Опыты.

Подойдите все к первому столу.

 

Опыт №1. Из чего состоит песок?

Восп.: - Ребята, как можно,  узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).

- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа)

-Давайте рассмотрим.  Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).

- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий).

Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).

 

Опыт №2. Песок сухой и мокрый.

- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)

- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)

Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды).

-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.

Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус(дети пробуют). Получается? (да)

-А теперь с сырым (дети пробуют) Получается? (нет)

- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).

Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.

-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)

Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.

 

Опыт № 3. Следы на песке.

- Переходим к следующему столу (на столе ёмкости  с сырым и сухим  песком, трафареты следов животных)

Попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили? (остались следы на мокром песке).

- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт ).

Вывод: На мокром песке остаются следы.

 

Давайте перейдём к следующему столу и рассмотрим фотографию  (на столе лежит фото «Песок в пустыне»)

-А кто же здесь оставил узоры на песке? (ветер)

 

Опыт №4. Движение песка.

-Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».

Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем.(дуем сначала на сухой песок, а заем на сырой).

-Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)

- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.

Вывод: Песок двигается.

 

3.Физкультминутка.

Все ребята дружно встали.    Выпрямиться.

И на месте зашагали.            Ходьба на месте.

На носочках потянулись,       Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.  Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели.      Присесть.

И тихонько разом сели.          Выпрямиться и сесть.

 

Восп:- У нас остался ещё один эксперимент.

 Эксперимент: Песочные часы.

- Ребята, на следующем столе есть один предмет. Посмотрите.

-Кто знает, как этот предмет называется? (песочные часы)

-Что вы знаете о песочных часах? (Состоят из двух сосудов, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхнего сосуда песок просыпается в нижний.Время зависит от того, сколько песка в этих часах.)

Давайте проследим, за тем, как будет  пересыпаться песок.

- А теперь попробуем сделать своими руками песочные часы. Наберите песок в ладошку, и тихонько начните сыпать его. Чем больше песка в ладошке, тем дольше по времени песок будет сыпаться.

-Молодцы! У всех всё получилось.

 

  1. Показ презентации про песок.

Песок – кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки  под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна  удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство  жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.

Вывод: песок создан природой.

 

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (в пустыне)

 Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни)

 Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне? (Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы)

Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными  ходами и выходами).

Итог: Что мы исследовали? О чем мы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность  Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства магнита»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группеТема: «Свойства магнита»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя младшей группы Тема: «Свойства песка»

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя младшей группы Тема: «Свойства песка» Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойства...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Песок, свойства песка"

Воспитывать интерес к окружающему миру, расширять знания детей о свойствах песка и его применении....

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка».

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при разработке своего методического материала или использования в своей работе уже готовой разработке в знакомстве детей со свойствами песка...

Конспект для детей старшей группы Тема: Свойства бумаги

Конспектдля детей старшей группы  Тема: Свойства бумаги Подготовила:воспитатель Н.М. Горбовая Цель: Уточнение и  расширение  представлений о свойствах бумаги.Программное содер...