«Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»
проект по окружающему миру на тему
Интеграция экологического образования с образовательными областями способствует усвоению детьми конкретных сведений о живой и неживой природе, позволяет прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 78.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17 «Малютка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Творческий
проект
«Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»
Автор проекта: Шевелева Марианна Виталиевна
Воспитатель
первой квалификационной категории.
Введение
Природа – приятный наставник
и даже не столько приятный,
сколько осторожный и верный.
Мишель де Монтень
Актуальность
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в дошкольном возрасте.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Поэтому целью моей работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, стало:
- целенаправленность и согласованная деятельность на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки в природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство.
Цель:
-воспитание начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания.
Задачи:
1. создать в групповой комнате благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию;
2. совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности;
3. пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье;
4. формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
5.активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.
Ожидаемые результаты:
- сформированное у детей уважительное отношение к природе родного края через интеграцию всех видов деятельности;
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Методологическое основание
Проблемами экологического воспитания дошкольников занимались Залкинд Е.И., Золотова Е.И., Игнаткина Л.С., Кондратьева Н.Н., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Хайдурова И.А. и др.
Рыжова Н.А. отметила необходимость различных видов деятельности ребенка и использование в практике работы педагогов интегрированного подхода. Это обусловлено тем, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка. Под экологизацией деятельности дошкольника Рыжова Н.А. понимает обогащение ее содержания за счет экологического компонента.
Также Рыжова Н.А. выделила ряд принципов, необходимых для учета при выборе методов и форм работы по экологическому образованию:
- принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей;
- принцип позитивизма - воспитание и обучение детей на положительных примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;
- принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
- принцип системности - во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями;
- принцип наглядности – учет наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала;
- принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание;
- принцип последовательности – в системе последовательного развертывания знаний от простого к более сложному;
- принцип безопасности;
- принцип интеграции – тесное сотрудничество всех педагогов;
- принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника.
Поставленные цель и задачи, которыми я стремлюсь руководствоваться в своей работе, мне бы хотелось прокомментировать словами профессора М.М. Камшилова: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.
Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.
Аналитическая часть
Формы работы экологического воспитания:
С воспитанниками | С родителями |
- организационно образовательная деятельность; -совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы -реализация проектов; | - консультации; -папки-передвижки; -анкетирование; |
Работа с детьми
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование экологической культуры.
Экологическую культуру дошкольников Рыжова Н.А. определяет как качество личности, компонентами которой являются:
-интерес к природе и проблемам ее охраны;
-знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
-нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
-экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
-мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Николаева С.Н. считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников – это становление осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного – правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе. Возможность усвоения таких знаний детьми 5-7 лет доказана педагогическими исследованиями многих ученых (Комарова И.А., Кондратьева Н.Н., Саморукова П.Г., Хайдуровой И.А.)
Практическая часть
Поскольку проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы, необходимо создать в ДОУ целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности.
Выбор темы, форм и способов интеграции экологии во всех образовательных областях принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.
Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной области «Физическое развитие»:
1.направление «физическая культура», основывается на сочетании двигательной активности воспитанников с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.
Во время организованной образовательной деятельности по физической культуре в нашем ДОУ используются разнообразные физические упражнения:
-упражнения дыхательной гимнастики (например, "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" и т.п.);
-общеразвивающие упражнения (например, "Листопад", "Поймай снежинку", "Подснежник", "Колокольчики" и др.);
-подвижные игры (например, "Перелет птиц", "Льдинки, ветер и мороз", "Скворечники", "Цветы и ветерки" и т.п.);
-эстафеты (например, "Сбор картофеля", "Бегущие ручейки", "Эстафета пчелок" и др.);
-сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используются катание на санках и ходьба на лыжах).
Подбор упражнений определяется темой и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.
2. направление «здоровье», происходит по средствам бесед, рассказов на темы: «Человек среди природы», «Чистота в природе – залог здоровья», «Экологическая безопасность», «Дары природы для здоровья», «Лекарственные растения» и т.д., направленные на развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями.
Основная цель - повышение готовности воспитанников к усвоению умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир», формирование навыков поведения в интересах развития здоровья, экологической безопасности окружающей среды.
Каждый из четырех сезонов в нашем МБДОУ завершают дни здоровья экологической направленности, в содержание которых входят задания, предполагающие от детей не только проявления физической активности, но и знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.
Интеграция экологического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется при помощи включения разнообразных видов игр экологической направленности в образовательный процесс. Именно в играх формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
-соревновательные (экологические конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес» и т.д.) - стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
-игры-путешествия применяются в практике детского сада, в которых дети с помощью ТСО (видеофильмы, презентации) попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в реализации по направлению «трудовое воспитание»: в труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.
Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же, побросав все дела, дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма.
У своих воспитанников, с самого раннего возраста, стараюсь поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями в группе, давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений). Ребята на клумбах ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показывала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытоптывания, и объясняла о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
И обязательно при общении хвалю ребенка, причем не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.
В процессе реализации по направлению «безопасность» решаем следующие задачи экологического воспитания:
-формирую представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщаю к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-продолжаю формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных;
-объясняю детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их – они могут оказаться ядовитыми;
-даю детям представления о том, что в природе все взаимосвязано ( одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.)
Определяющим в отношении дошкольников к природе, является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы, поэтому основными формами работы при реализации образовательной области «Познавательное развитие» стали экологические наблюдения, экологические эксперименты и экологические проекты.
Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка; дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Именно наблюдения обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – общество – природа».
Экспериментирование - это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения («Свойства воды», «Свойства воздуха», «Свойства магнита», «Круговорот воды в природе», «Почему опадают листья» и т.д.)
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально.
Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «Речевое развитие», в группе подобрана библиотека худoжественных прoизведений, сказок, энциклопедий, по экoлoгическому вoспитанию и образoванию дошкольников. Вместе с детьми читаем художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, провожу беседы, обсуждение прочитанного, составляют рассказы по картинам. При знакoмстве с поэзией детям легче и доступнее дается возможность почувствовать прелесть, неповторимость прирoды, уяснить ее значение в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических стрoках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребенок учится правильно выражать свое мнение, озвучивать чувство.
Осуществление экологического воспитания в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» происходит в процессе:
1. ознакомления дошкольников с творчеством русских (В.Васнецов, И.Левитан, И.Шишкин) и башкирских (А.Хисамутдинов, А.Кудрявцев) художников-пейзажистов, творчеством Е.И.Чарушина, создавшего в своих книгах разнообразную галерею живых портретов зверей и птиц, а также во время изобразительной деятельности. Создавая изображения при помощи карандашей и красок, объемные изображения из глины, пластилина, дети опираются на опыт, который получили через восприятие окружающего мира, у детей закрепляются представления об особенностях живой и неживой природы. Например, рисуя животных и птиц, дети стараются подчеркнуть индивидуальные особенности образа; в процессе лепки дошкольники полнее усваивают строение животных и птиц, воспроизводят их характерные признаки.
Воспитывая у детей действенную любовь к природному миру, приобщая всех своих воспитанников к рисованию и лепке – этому чудесному источнику творческой радости, мы учим выражать их свои впечатления, мысли и настроения, показывать красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.
2. слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.
Слушая «Жаворонка» М.И.Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского, исполняя песню воробышка, танец осенних листочков или мотыльков, ребенок воспринимает себя частью природы, творчески постигает ее красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.
В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода".
Дети очень любят игроритмику, в которой они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны.
Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы.
В последнее время используем такую форму работы как мюзикл, которая позволяет объединить музыкальную и театрализованную деятельность. В течение учебного года в детском саду были организованы мюзиклы «Осенняя сказка», «Как Пчелка лес спасла», «Жучки-паучки», «Весна в лесу».
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть, понимать красоту в любых естественных проявлениях живого организма, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства) и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.
В организационной образовательной деятельности происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.
Уже в раннем возрасте, у детей есть первые элементарные представления о мире природы. В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремлюсь сформировать у детей первоначальную научно - обоснованную систему представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком. Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, стараюсь разнообразить формы проведения занятий, отдавая предпочтение игровым приемам.
В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры.
Но надо заметить, что интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям, и их познавательные возможности достаточно велики, и одних только специально организуемых экологических занятий не достаточно для реализации стоящих задач.
Данная работа осуществляется мной через организованную образовательную деятельность - Природное окружение – темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Плоды фруктовых деревьев»; «Где ночует солнце?» и т.д., режимные моменты – наблюдение во время прогулки за цветником, птицами, насекомыми, животными, изменение природы – по временам года; индивидуальную работу – все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды.
Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.
В зимнее время на нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту: дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, приносят семечки из дома.
Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.
Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.
Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород»: совместно с детьми выращивали из семян укроп, петрушку, выращиваем на подоконнике зеленый лук.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Создавая тропу, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой ели – гнездо.
На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыкально-художественной, изобразительной, театрализованной, игровой деятельности.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий.
С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.
С 2012-2015 г.г мною был реализованы проект «Юные защитники природы г. Октябрьского».
Цель проекта было формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Задачи проекта:
- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
- реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе нашего края.
Проект рассчитан был на 4 года. В большом проекте «Юные защитники природы г. Октябрьского», находятся мини – проекты:
Акция - проект «Кормушка», с которым мы приняли участие в городском конкурсе, где были награждены грамотой и дипломом об участии.
Который показал, на мой взгляд хорошие результаты.
Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях, формировать желание заботится о птицах в зимнее время. На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: рисовали и лепили птиц, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. Затем вместе с детьми мы занимались оформлением мини выставки «Птицы». К концу проекта у детей сформировались представления о зимующих птицах нашего города, обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать в подкормке зимующих птиц.
Акция «Посади дерево», где мы с детьми сажали саженцы яблонь, в нашем яблоневом саду.
Акция «Чистота – залог здоровья», целью было формирование у воспитанников и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманному отношению к окружающей среде.
Экологический проект – акция «Ёлочка-краса».
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
Где мы с детьми в продуктивной деятельности лепили и рисовали ель, изготовили альбом «Спасём ёлочку», на прогулках наблюдали за елями растущими на территории детского сада. Вместе с родителями изготовили таблички - знаки «Не рубите ели». Совместно с родителями, оформили выставку «Елочка-краса», из подручных материалов.
Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе.
Экологический проект «Капелька воды».
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
Экологический проект «Цветочный калейдоскоп».
Цель проекта: расширить представление детей об окружающем мире цветов, развивать умение воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы, заложить основы эстетического вкуса.
Результаты диагностики
Для определения знания детей по экологическому воспитанию, были проведены три промежуточные диагностики и была проведена итоговая диагностика по той же методике после, показывающая эффективность проделанной работы по экологическому воспитанию.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает:
- уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился;
-значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты. Изменилось отношение детей группы к природным объектам.
В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных интересующих их вопросов. Знания, полученные в оод дети "проверяли" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Вывод
Итак, проводимая мною работа по экологическому образованию принесла положительные результаты и позволила сделать вывод о том, что интеграция экологического образования с образовательными областями способствует усвоению детьми конкретных сведений о живой и неживой природе, позволяет прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
Список использованной литературы
1.Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
8. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
9.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
Приложение
Работа по распространению педагогического опыта
№ | мероприятие | форма | дата | уровень |
1. | республиканской научно - практической конференции « Экологическое образование школьников в свете требований ФГОС» | выступление с докладом: «Реализация интеграционного подхода в экологическом образовании дошкольников» | 2013г. | РБ |
2. | Консультация | «Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников» | 2013г. | ДОУ |
3. | Консультация | «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» | 2014г. | ДОУ |
4. | Открытый показ | Игровая деятельность Д.и.: «Я знаю» | 2014г. | ДОУ |
5. | Открытый показ | ООД «Появление родника» | 2015г. | ДОУ |
Работа с родителями
Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляю папки-передвижки на экологические темы.
Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок.
В формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
В которых родителям, необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....
Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систем...
Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников
Цель: развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.Задачи, ведущие к реализации цели: развитие музыкально- художественной деятельности; приобщение к музыкальн...
План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко.
План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко....
Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников...
Консультация для педагогов «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»
Целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и эко...