Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
статья на тему
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integrirovannyy_podkhod.doc | 42.5 КБ |
ekologiya_seminar.pptx | 1003.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация интегрированного подхода
в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Сегодня все знают о существовании экологических проблем.
В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается.
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним»[1].
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.
Так в чём же сущность понятия интеграция?
Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна Федина (руководитель группы разработчиков ФГТ) отмечают:
«Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса
В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. . При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
Это дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знание для их дальнейшей интеграции.
Количество видов деятельности определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?
Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Метод проектной деятельности мы используем в работе с дошкольниками с младшего возраста.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
Одной из форм взаимодействия с семьёй является организация детско-родительских встреч интегрированного характера. Цель таких встреч: формирование способов взаимодействия детей и родителей. Совместные детско-родительские встречи натолкнули на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности, и выразилось это в форме реализации проектов, в организации и проведении которых будут участвовать воспитатели, дети, родители.
Организация интегрированного образовательного пространства требует от педагогов формирование новой профессиональной позиции, готовности осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, а так же предполагает перестройку педагогического мышления.
Выстраивая работу педагогов в инновационном режиме, встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование и повышение педагогической компетентности у специалистов и воспитателей нашего детского сада.
На наш взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей и создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе, с соблюдением требований - являются интерактивные формы работы с педагогами.
Такие как обмен положительным опытом, совместный анализ проблемных педагогических ситуаций, создание пар взаимодействия и проведение семинаров – практикумов, а так же педагогические ринги.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников через интегрированный подход в рамках реализации Федеральных государственных требований (ФГОС).
Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога К. Д. Ушинский
от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303) Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: ФГТ действуют п о 31.12.2013 года
С 1. 01. 2014 ФГОС ДОО вступает в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Образовательные области: ….. «Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта )….»
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "ИНТЕГРАЦИЯ" интеграции, ж. ( латин . integratio ) (книжн.). Объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития ( науч .). Понятие «Интегрированное обучение » в общей педагогике Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление ) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости .
Здоровье Физическая культура Безопасность Социализация Коммуникация Познание Художественная литература Труд Художественное творчество Музыка Экологическое воспитание дошкольников
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Использование новых и забытых приемов и технологий, экспериментирования, постановка проблемных ситуаций, игровая, проектная деятельность в обучении детей экологии....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Современный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Без сомнения, и раньше с помощью обычных иллюстрированных картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмот...
Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста"
Главная цель проекта: способствовать благоприятному протекаю процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях ДО....
Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».
Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...
Мастер-класс Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста,
Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ
В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологи...