консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"
консультация по теме
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirov_podkhod_v_ekolog_vospitanii.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы
«Детский сад №80»
Консультация для педагогов
«Интегрированный подход
в экологическом воспитании дошкольников»
Подготовила и провела:
старший воспитатель Е.Г.Натыкан
2012 – 2013 учебный год
целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
1.Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения.
2. Создавать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.
3.Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
4. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Форма проведения:
Лекция
Материалы и оборудование:
- Выставка методических новинок по теме
- презентация папок – передвижек, буклетов (консультационный материал для родителей)
Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Человек — часть природы: он не может жить отдельно от нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство.
Экологическое воспитание детей в детском саду осуществляется при условиях: (схема)
-наличия базы и условий для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы);
-использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;
- взаимосвязи работы всех педагогов учреждения ( заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра, музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре);
-планомерной работы с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по–хозяйски распоряжаться её богатствами.
Экологическое воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.
Формы работы
с педагогами | -индивидуальные и групповые -консультации, - семинары, - семинары - практикумы, -педагогические советы, -открытые мероприятия -выпуск экологических буклетов. |
с детьми | - НОД; - практическая деятельность в природе; - природоохранные акции; - проведение экологических викторин, праздников; -выставки детских работ -организация конкурсов |
с родителями | - консультации - викторины -папки-передвижки - конкурсы - выставки совместных работ |
Вся работа по данному направлению строится по трём направлениям:
- Экологизация образовательного процесса
- Эколого-оздоровительная работа
- Эколого-развивающая среда ДОУ
Раскроем каждое направление: (на магнитной доске)
направление | задача | условия | реализация |
«Экологизация образовательного процесса» | реализация интегрированного подхода в экологическом образовании. | - координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, - создание системы работы по эколог. образованию, - тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода. | - экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды; - экологическое просвещение родителей; - подготовку и переподготовку кадров; - оценку окружающей среды; - координацию с другими учреждениями. |
«Эколого – оздоровительная работа » | формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни. | - создание системы эколого-оздоровительной работы | -различные виды гимнастик: - обучение детей элементарным приёмам самомассажа; -закаливание; -профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; -обучение правилам безопасного поведения в природе и др. |
«Эколого – развивающая среда ДОУ» | Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства. | - организация эколого-развивающей среды | - организация уголков природы в группах с подбором комнатных растений с учетом программных требований, -лабораторно - исследовательских уголков для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой, -мини-музеев природы родного края, -подбор видео - аудио материалов, фильмов о природе. -создание библиотечки, где представлена художественная детская литература о природе, - Огород, сад, цветник, - организация мини-огорода на окне для выращивания овощных растений. - создание экологической тропы |
Заключение:
Работа по данной технологии позволяет формировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников является системный и творческий подход к решению поставленных перед педагогами задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
...
Нетрадиционный подход в экологическом воспитании дошкольников
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 28.4px; font: 12.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {font: 11.5px \'Times New Roman\'} Одна из актуальных задач сегодняшнего дн...
Региональный подход к экологическому воспитанию дошкольника
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе и такого высокого чувства, как любовь к Родине. Трудно себе представит...
«Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»
Интеграция экологического образования с образовательными областями способствует усвоению детьми конкретных сведений о живой и неживой природе, позволяет прививать им экологические навыки и уважительно...
Консультация для педагогов «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»
Целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и эко...