Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
консультация на тему
Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_podhod_v_gendernom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 154»
Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
Воспитатель: Молева М.А.
г. Нижний Новгород
В современных условиях в ДОУ работает много разных специалистов и чем их больше, тем острее встает необходимость координации, т.е. согласования их деятельности. Иначе может получиться как в басне Крылова, каждый тянет в свою сторону, а общего результата нет. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, фея, принцесса и т.д.). В игре происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно – бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движения. В группах нашего детского сада созданы условия для игр в «пожарных», «спасателей», и др. Для девочек – «Салон красоты», уголок «Домашний уют»(модель домашнего очага: куклы, со всеми необходимыми аксессуарами, коляска, кроватка, игрушечная мебель).
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой. Именно поэтому в группах выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками.
Работа по гендерному воспитанию осуществляется как на совместных, так и на специально организованных занятиях (девочки занимаются вышиванием, мальчики конструированием). На таких занятиях прослеживается каких качеств не хватает для того, что бы мальчики и девочки смогли выполнить выбранную ими работу и почувствовать себя уверенно. Так, в ходе этических бесед воспитатели уточняют гендерные представления детей, формируют представления о взаимодействиями с представителями своего и противоположного пола; о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре; нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек: «Мальчики и девочки, кто они?», «Мальчики – юные мастера» «Девочки – маленькие хозяюшки».
Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов.
Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
Работа воспитателей запланирована по разделам и подобранна соответствующая художественная литература.
- «Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины». Сказки: «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь».
- «Маленькие умельцы и умелицы». Сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка».
- «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины». Сказки: «Никита Кожемяка», «Русалочка». «Добрыня и змей».
- «Мужской и женский этикет». Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица».
- «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик - с - пальчик».
В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы. Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков , так и для девочек являетсяизобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т.д.).
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.
При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.),мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.
В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек.
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. Ведь театрализация – это синтез художественного слова и музыки.
При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.
Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты:
- Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал.
- Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
- Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это дает педагогам возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....
Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников
Цель: развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.Задачи, ведущие к реализации цели: развитие музыкально- художественной деятельности; приобщение к музыкальн...
План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко.
План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко....
«Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников»
Интеграция экологического образования с образовательными областями способствует усвоению детьми конкретных сведений о живой и неживой природе, позволяет прививать им экологические навыки и уважительно...
Аспекты интегрированного подхода в нравственном воспитании дошкольников посредством использования мультфильмов в соответствии с ФГОС ДО
Сказочные истории являются средством нравственного развития ребёнка. Поэтому важно, чтобы родители научились грамотно и осознанно выбирать мультфильмы, задавались вопросами «Что полезного или вр...
Консультация для педагогов «Интегрированный подход в музыкальном воспитании дошкольников»
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, л...