Тематическая проверка «Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
///
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_organizatsii_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_detey.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая проверка «Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей» |
План – график тематического контроля
Содержание контроля | Форма | Сроки | Ответственный |
Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей | Анализ предметно-развивающей среды | Зав. МБДОУ, ст. воспитатель | |
Планирование экспериментальной деятельности | Анализ планов воспитательно-образовательной работы | Зав. МБДОУ, ст. воспитатель | |
Анализ занятий с элементами опытно-исследовательской деятельности | Посещение занятия | Зав. МБДОУ, ст. воспитатель | |
Организация работы с родителями (наглядно-тестовая информация) | Оценка наглядной информации для родителей по проблеме | Зав. МБДОУ, ст. воспитатель |
Критерии анализа | Возрастная группа | ||
Средняя | Старшая | Подготовит. | |
Качество оформления уголка экспериментирования: эстетика, поддержание порядка | |||
Оборудование и материалы для экспериментирования | |||
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | |||
Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды, педагогическая целесообразность | |||
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы |
«Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей»
Выводы: экспериментальные уголки с мини-лабораториями, организованные в каждой группе, имеют необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности: увеличительные стекла, магниты, песочные часы, разнообразные емкости, подносы, мерные ложки, природный материал, коллекции семян, камней, песка, ракушек, т.е. все материалы. С помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.
«Планирование экспериментальной деятельности»
Направление воспитательно-образовательной работы | Возрастная группа | ||
Средняя | Старшая | Подготовит. | |
Планирование опытов на ОД | |||
Планирование экспериментальной работы на прогулках | |||
Планирование самостоятельной опытно-экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности | |||
Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам | |||
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | |||
Дидактические игры | |||
Работа с материалами уголка экспериментирования | |||
Досуг, развлечения | |||
Работа с семьей |
Выводы: при проверке планов воспитательно-образовательной работы отмечено наличие в режиме дня времени, специально отведенного для познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги предусматривают в плане работу с родителями: индивидуальные и групповые консультации, беседы, информационные материалы. Прослеживается планирование работы с материалами уголка экспериментирования, самостоятельной опытно-экспериментальной работы на прогулках.
«Анализ ОД с элементами опытно-исследовательской деятельности»
Критерии анализа | Оценка |
Действия воспитателя | |
Предварительная подготовка | |
Определение цели опыта | |
Использование необходимого оборудования | |
Организация детей | |
Проведение и использование результатов опыта | |
Руководство опытом: | |
Формулировка вопросов | |
Обращается ли внимание на существенное | |
Учит ли педагог детей рассуждать | |
Учит ли сравнивать факты | |
Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи (что хотим узнать?) | |
Оценка деятельности детей на ОД | |
Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов | |
Критерии анализа | |
Общие требования к организации опытной деятельности: | |
Один и тот же опыт проводить дважды | |
Выбор двух объектов (опыт и контроль) для проведения длительных опытов | |
При проведении опытов не причинять вреда животным и растениям | |
Действия детей | |
Отношение к экспериментальной деятельности | |
Познавательное отношение устойчиво. Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач | |
Целеполагание | |
Самостоятельно видят проблему. Активно высказывают предположения. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами | |
Планирование | |
Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями | |
Реализация | |
Действуют планомерно. Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Доводят дело до конца | |
Рефлексия | |
Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делают выводы |
Выводы: педагог в достаточном объеме использует методы детского экспериментирования на ОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, широко использует ТСО: аудиозапись шума водопада, осветительные приборы для создания тени и т.д. Воспитатель правильно формулирует вопросы, старается обращать внимание детей на существенное. Один и тот же опыт проводился дважды. Воспитатель в достаточном объеме владеет специальными опосредованными методами активизации познавательных способностей дошкольников, реализует индивидуальный подход к каждому ребенку, решая при этом образовательные и методологические задачи. Педагог соблюдает принципы построения развивающей среды и выполнение правил техники безопасности.
Дети проявляли инициативу и творчество в решении проблемных задач. Организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, воспитатель развивает у детей мыслительные, речевые и творческие способности. Ребята с удовольствием проводили опыты с водой: выясняли, есть ли у нее форма, цвет, запах, вкус. Все опыты вызвали живой интерес у ребят, и они сразу же захотели их повторить. Педагог была готова к такой ситуации и заранее подобрала все необходимые материалы в соответствующем количестве. Таким образом, дошкольники получили элементарные знания об основных физических и химических свойствах воды.
«Организация работы с родителями»
Критерии анализа | Возрастная группа | ||
Средняя | Старшая | Подготовит. | |
Содержание материала | |||
Конкретность информации | |||
Доступность предлагаемого материала | |||
Краткость изложения | |||
Эстетичность оформления | |||
Педагогическая целесообразность | |||
Форма подачи материала | |||
Стенды | |||
Ширмы | |||
Информационные письма, памятки | |||
Выставки продуктов детской деятельности | |||
Востребованность предлагаемого материала родителями |
Выводы: на данное число эстетично оформленная наглядно-стендовая информация для родителей имелась в наличии в приемных каждой возрастной группы. Работа воспитателей с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатели оказывают им необходимую помощь советами, рекомендациями, периодически проводят консультации: «Юный исследователь», «Организация среды для экспериментирования», «Дела домашние или обучение в естественных условиях», «Опишем ощущения», «Наблюдения в природе и их отражение в детских рисунках» и т.д., которые имеют конкретную информацию и востребованы родителями.
Большую поддержку популяризации детского экспериментирования группы оказали родители воспитанников. Многие из них участвовали в обогащении уголка экспериментирования, оснащении его необходимым оборудованием.
Справка
по итогам тематической проверки по вопросу «Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей». Проверка проведена комиссией в составе председателя комиссии: заведующей МБДОУ; члена комиссии: старшего воспитателя в соответствии с приказом по МБДОУ «О проведении тематической проверки» по вопросу «Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей».
В ходе проверки были проанализированы по плану-графику следующие разделы:
- анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
- планирование экспериментальной деятельности;
- анализ занятий с элементами опытно-исследовательской деятельности;
- организация работы с родителями (наглядно-тестовая информация)
Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Эффективность работы в этом направлении зависит также от своевременного контроля деятельности воспитателей по созданию соответствующей предметно-развивающей среды в ДОУ.
Исследование – один из видов познавательной деятельности. Основная его функция – познание, изучение объекта исследования.
Экспериментальные уголки с мини-лабораториями, организованные в каждой группе, имеют необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности: увеличительные стекла, магниты, песочные часы, разнообразные емкости, подносы, мерные ложки, природный материал, коллекции семян, камней, песка, ракушек, т.е. все материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.
При проверке планов воспитательно-образовательной работы отмечено наличие в режиме дня времени, специально отведенного для познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги предусматривают в плане работу с родителями: индивидуальные и групповые консультации, беседы, информационные материалы. Прослеживается планирование работы с материалами уголка экспериментирования, самостоятельной опытно-экспериментальной работы на прогулках.
Планирование поисковых и исследовательских методов на ОД не обнаружено. В подготовительных группах не имеется в наличие дидактических игр.
На число проверки эстетично оформленная наглядно-стендовая информация для родителей имелась в наличии в приемных каждой возрастной группы. Работа воспитателей с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатели оказывают им необходимую помощь советами, рекомендациями, периодически проводят консультации: «Юный исследователь», «Организация среды для экспериментирования», «Дела домашние или обучение в естественных условиях», «Опишем ощущения», «Наблюдения в природе и их отражение в детских рисунках» и т.д., которые имеют конкретную информацию и востребованы родителями.
Большую поддержку популяризации детского экспериментирования группы оказали родители воспитанников. Многие из них участвовали в обогащении уголка экспериментирования, оснащении его необходимым оборудованием.
Педагоги в достаточном объеме используют методы детского экспериментирования на ОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, развитию речи. Воспитатели правильно формулируют вопросы, стараются обращать внимание детей на существенное. Один и тот же опыт проводился дважды. Дети проявляли инициативу и творчество в решении проблемных задач. Организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагоги развивают у детей мыслительные, речевые и творческие способности.
Педагоги в достаточном объеме владеют специальными опосредованными методами активизации познавательных способностей дошкольников, реализовывают индивидуальный подход к каждому ребенку, решая при этом образовательные и методологические задачи. Педагоги соблюдают принципы построения развивающей среды и выполнение правил техники безопасности.
Дети с удовольствием проводили опыты с веерами, водой, песком, камушками, листом бумаги. Выясняли, есть ли у воды форма, цвет, запах, вкус; изучали воздух: учились надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуя его свойства. Все опыты вызвали живой интерес у ребят, и они сразу же захотели их повторить. Таким образом, дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических свойствах явлениях.
Исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации и детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по результатам тематической проверки "Организация художественно- эстетического развития детей" в МАДОУ "Солнышко"
Данная справка поможет старшим воспитателм в проведении и оформлении документации по тематической проверке "О...
Примерное тематическое планирование отдельных видов нерегламентированной деятельности детей средней группы
Примерное тематическое планирование отдельных видов нерегламентированной деятельности детей средней группыИгровая деятельность.Сюжетно - ролевая игра.№ЦельСюжеты игр1Учить называть роль, выполнять име...
План тематической проверки «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»
План тематической проверки «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»...
Справка по результатам тематической проверки по теме: "Театральная деятельность в ДОУ"
В справке представлен предстален анализ работы дошкольного учреждения по теме: Театральная деятельность в ДОУ"...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»
Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...
Создание тематической папки лэпбук- вид совмеcтной деятельности детей и взрослых.
выступление на родительском собрании...
ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Группа раннего возраста. КТП на сентябрь....