Конспект НОД Путешествие по Тундре
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД Путешествие по Тундре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_tundre.docx | 18.87 КБ |
prezentatsiya_tundra.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад №25 г. Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы
«Путешествие по Тундре»
Подготовила
Воспитатель Жамбеева Э.Р.
2017 г.
Задачи:
-Знакомить детей с тундрой (особенностями природных условий и явлений, животным миром).
-Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
-Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе.
Ход НОД.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам совершить интересное путешествие. Но вы должны сами догадаться, в какую природную зону мы отправимся. Посмотрите на экран. (слайды 2-4)
- Как вы думаете, что это? (тундра)
- Действительно, это тундра. Посмотрите на карту (слайд 5) и скажите, где же расположена эта природная зона? Каким цветом она выделена на карте, почему? Каким океаном она омывается?
- Тундра отличается очень суровым климатом, живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.
Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Снег не очень глубокий, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. (слайд 6-7).
Поверхность тундры оттаивает только на 10-30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. (слайд 8-9). Как вы думаете, почему же вода не просачивается в почву? Что же мешает почве поглощать воду?
- Давайте вместе выясним, почему так происходит.
Эксперимент: Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем замороженной земли находится стекло, закрывающее всю поверхность и два стакана с водой.
- Емкости одинаковые по размеру? Чем отличается земля в разных емкостях? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры (замороженная). Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (вода впиталась в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности). Почему она не впитывается? Вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? (лед)
- За длинную холодную зиму земля в тундре промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой».(слайд 10).
- Скажите, а лето в тундре бывает?
- Конечно, бывает, но только короткое и прохладное. Летом здесь из-за большого количества болотистых мест появляется множество насекомых (слайды 11-13). Так как насекомые – хорошая пища для птиц, то и птиц здесь много (слайды 14-23).
- На какие группы можно разделить птиц, которых вы сейчас видели? (водоплавающие и сухопутные)
- Чем они отличаются друг от друга? Что помогает водоплавающим птицам держаться на воде и плавать? (перышки птиц смазываются жиром, который отталкивает воду; а на лапках имеются перепонки, которые используются как ласты).
- Ребята, а еще в тундре происходит северное сияние. Это явление, при котором небо переливается разными цветами. Желтые, зеленые, розовые и другие краски переплетаются друг с другом, но не перемешиваются. Давайте попробуем провести эксперимент, сделаем свое «северное сияние».
Эксперимент: Возьмем широкую емкость с налитым в нее молоком, краски нескольких цветов и капельку моющего средства. Дети наливают краски в молоко, а затем добавляют капельку моющего средства. Краски начинаю перемещаться, как при северном сиянии.
- Дети, вы представили, что это за явление? Хотите посмотреть, как на самом деле происходит северное сияние? Посмотрим видео.
- Понравилось вам путешествие в тундру? С чем мы познакомились? Что понравилось больше всего? (слайд 24)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Географическое положение
Зима в тундре долгая (длится 8-9 месяцев) и очень суровая ( мороз до – 60).
За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см в глубину, а ниже ( почти 500 м) лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает.
Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная. Перегноя в почве мало, так как растительные остатки разлагаются при низкой температуре медленно.
Летом в тундре много комаров, мошек, северных шмелей. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). комар мошка
северный золотой шмель
Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов.
На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Они кормятся растениями и насекомыми тундры. Здесь они выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Животный мир
кулик
<> белоклювая гагара
Жаворонок рогатый
белохвостый орлан
чечётка
очковая гага гага гребенушка
белая куропатка
белая сова Полярные совы видят днём, иначе им не пере- жить многосуточный свет.
стерх, белый журавль
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»
Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию "Путешествие в тундру"
Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспит...
План-конспект занятия по теме: "Путешествие в тундру"
План заняти к пособию "Здравствуй, мир!", часть 3....
Конспект образовательной интегрированной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Тундру»
Конспект образовательной интегрированной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Тундру»...
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие в Тундру»
обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра...
Конспект ООД «Путешествие в Тундру»
Цель: Создание условий для ознакомления детей с природной зоной России - Тундрой....