План-конспект занятия по теме: "Путешествие в тундру"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

План заняти к пособию "Здравствуй, мир!", часть 3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

по предмету «Ознакомление с окружающим миром».

Тема: «Путешествие в Тундру».

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

Материалы к занятию: картинки с изображением животных Северного полюса, иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры; презентация,  оборудование для опыта; видеоролик о тундре,  пособие  (стр. 21).

Ход занятия.

1.Оргмомент.

 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, где мы побывали на прошлом занятии?

- Покажите на карте, где находится  Северный полюс.

- А давайте с вами вспомним, какими цветами на карте обозначаются моря, горы и равнины. Для этого на своих листочках нарисуйте круг, поделите его на три части: одна часть – моря, вторая – горы и третья – равнины. Раскрасьте части круга в соответствии с картой, т.е. моря - синим цветом, горы - коричневым и равнины – зелёным.

- Молодцы!

- А теперь поговорим о животных Северного полюса.

- Как они приспособились к условиям Северного полюса?

- Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно?

 

3. Изучение нового материала.

Игра» Кто в теремочке живёт?»

- Все вы помните сказку «Теремок». Сегодня мы попытаемся рассказать её по-новому, ведь жалко развалившийся домик.  Представьте, что в поле стоял такой теремок (теремок с изображением Арктики). Как вы думаете, для кого он построен? (слайд № 1.).

- Правильно.  Теперь давайте будем рассказывать сказку. Я раздам вам карточки с изображением животных,  а вы должны правильно найти для них теремок. Попробуйте придумать прозвище для своего животного, как в сказке, - Лягушка-квакушка, Комар-пискун и т. д.  (раздаю карточки так, чтобы северный олень достался последнему ребёнку. Дети инсценируют сказку).

Действующие лица:

Медведь – тёплая шуба

Пингвин – короткие лапки

Тюлень – грустные глаза

Морж - белый клык

Олень – красивые рога.

Затруднение возникает с Северным оленем.

Решение о том, где должен жить северный олень, принимается в процессе рассказа учителя  (слайд № 2).

- Сегодня мы отправимся дальше на том самолёте, который забирает почту с Северного полюса  (слайд № 3).

- В нашем путешествии мы узнаем, где же живёт северный олень. Лететь совсем недолго. Приземлимся мы вот здесь (показываю на карте тундровую зону). Здесь снова зима, снег (слайд № 4).

- Что мы видим вдалеке? (показываю картинку, на которой изображено стадо оленей) (слайд № 5).

- А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что появилась растительность  (слайд № 6).

-А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода).

- Выходит, что в этом месте всё это есть.

 Оно называется тундра (слайд № 7).

4. Физкультминутка.

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, 
мы не слышали пока»
(плечи поднять)

- Но почему растительность такая скудная – только мхи, лишайники да иногда низкорослые берёзки, прижавшиеся к земле? (слайд № 8).

- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами?

 Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведём эксперимент.

 

Опыт.

Берутся два одинаковых прозрачных горшка с землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность.

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

- Теперь в каждый горшок нальём одинаковое количество воды.

В горшке, где нет стекла вода вся впиталась в землю.

- А почему, как вы думаете, вода осталась на поверхности второго горшка?

Вероятно, ей что- то мешало просочиться внутрь. Что же. Так и есть – там стекло.

 - В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота.

 ( слайд № 9).

 - За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же как и в случае с горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота (слайд № 10).

- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре?  Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.

- Какими же тогда вырастают сами растения? (Карликовыми).

Беседа о карликах.

Карлик – это человек невысокого роста, который прекратил расти в результате какого-либо заболевания, в организме которых отмечается дефицит гормона роста. Такие люди, как правило, всегда пропорционально сложены, неплохо выглядят и умственно развиты.  Встречаются карлики и с непропорциональным телосложением. Ни в коем случае нельзя смеяться над такими людьми, ведь они не виноваты, что такими родились.

 - Так и растения в тундре имеют небольшой рост, но от этого они не теряют своей красоты  (слайд № 11).

- Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как же они называются (травоядные) (слайд № 12).

- Кто же это? (северный олень, заяц). На них охотятся волки, песцы, полярные совы. Как назвать этих животных? (хищники)  (слайд № 13).

- Летом в тундре очень много различных насекомых (слайд № 14).

 Что из этого следует? – Огромное количество птиц прилетает сюда в это время  (слайд № 15).

- Несмотря на то, что лето в тундре короткое, цветы успевают отцвести и дать семена.

- Красиво летом в тундре! А сколько ягод! И клюква, и морошка!

 ( слайды № 16-17).

Работа с пособием.

 Задание:  « Какие деревья растут в тундре? Объясните, почему в тундре не растут высокие деревья?»

Задание  « Покажите стрелками, чем питаются эти животные».

- Какие животные живут в тундре?

- Покажите стрелками, чем питаются эти животные. Обведите всех хищников.

5. Подведение итога занятия.

- Ребята, где мы сегодня с вами  побывали?

- Какие животные живут в тундре?

6. Видеоролик о тундре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». (средняя группа)

В процессе игровой обучающей ситуации дети стараются  помочь мультперсонажу Даше попасть в страну «Геометрических фигур». Для этого надо выполнить ряд заданий обозначенных на карте. За каждое вып...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметов, отличающиеся по какому-либо признаку.Формировать умение сравнив...

План-конспект открытого занятия на тему: Путешествие в страну знаний

Занятие - соревнование по лексике, фонетике, грамматике для возраста 8-10 лет...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Путешествие в деревню Сказкино»

Аннотация  содержания тематического занятия, с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в деревню Сказкино"  в старшей группе.Тематическое занятие, с элементами театрализованной...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...