Возможности дидактической игры как средства ранней профориентации дошкольников
статья (старшая группа)
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является дидактическая игра. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_insportal.docx | 14.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Именно дидактические игры позволяют ребенку осознать общественную значимость труда взрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Как все мы знаем, дидактические игры делятся на три основных вида:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Чуть подробнее остановлюсь на каждом из этих видов.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых.
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
- подбор картинок по парам;
- подбор картинок по общему признаку;
- составление разрезных картинок на профессиональную тему;
- запоминание состава, количества расположения картинок;
- описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
Подбор картинок по общему признаку. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине».
Составление разрезных картинок на профессиональную тему. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
Словесные игры более трудны для восприятия детей. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, «Кто больше назовет действий», «Обозначь профессии», «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда». Например, в игре «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» детям предлагается назвать профессии людей, которые работают - с техникой: водитель, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель такси; с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, полицейский, артист; - с бумагами (чертежами, документами, книгами): экономист, инженер, бухгалтер, секретарь; - животными: ветеринар, дрессировщик, кинолог; - с растениями: флорист, ландшафтный дизайнер, биолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...
«Создания условий для сюжетно-ролевой игры как средства ранней профориентации дошкольника»
Сообщение из опыта работы на тему:...
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации дошкольников
Сюжетно-ролевая игра является одним из наиболее эффективных способов реализации работы по ранней профориентации дошкольников....
Памятка для родителей "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"
Главная цель ранней профориентациидетей – это развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности...
Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»
Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации дошкольников»
В своей работе по ранней профориентации детей я использую различные технологии, методы и приемы. Но самым эффективным средством, на мой взгляд, является организация сюжетно-ролевых игр с профессиональ...
Консультация для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольника"
Консультация для педагогов...