Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жилкина Валентина Григорьевна

Рекомендации по проведению занятий по экологии со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

                                                                                    Составила:

Жилкина В. Г.

г. Троицк. Гимназия, отд. 7

2018 г.


        СЕНТЯБРЬ

Тема № 1. Наш уютный дом - Земля.

Цели и задачи:

  • провести беседу с детьми о разнообразии природных объектов и явлений, выявить их знания по данной теме;
  • рассказать о ценности природы на Земле, о ее значении в жизни человека и необходимости охраны;
  • провести проблемную игру "Что произойдет, если исчезнет вода, воздух, растения, животные и т.д.;
  • посмотреть с детьми фильм "Природа Земли";
  • воспитывать у детей любовь к природе и чувство ответственности за свои действия в природе.

Тема № 2. Собирай урожай.

Цели и задачи:

  • уточнить представления детей о труде крестьян, о том, как сложно вырастить урожай и о том, как природа щедро вознаграждает людей за их труд;
  • систематизировать знания детей об овощах и фруктах, в каких условиях они растут, как хранятся и как попадают к нам на стол;
  • рассказать о пользе овощей и фруктов, о витаминах, содержащихся в них;
  • воспитывать уважительное отношение к труду крестьян.

                                                                     

Тема № 3. До свидания, лето! (Наблюдения за изменениями в природе).

Цели и задачи:

  • предварительно ежедневно заполнять календарь погоды;
  • проанализировать изменения погоды за последнюю неделю и сделать выводы об изменении температуры, силы и направлении ветра, облачности, цвете неба, осадках, давлении;
  • обратить внимание детей на изменение протяженности дня и ночи;
  • в условиях природы провести наблюдения за растениями и животными (насекомыми) и сделать выводы о подготовке природы к зиме;
  • воспитывать доброжелательное отношение и сочувствие к животным и растениям.

        

Тема № 4. Лесное царство.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с лесом как экосистемой - сообществом растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу;
  • рассказать о многоэтажности леса;
  • рассмотреть все многообразие животного мира, включая жителей почвы;
  • воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

        ОКТЯБРЬ

Тема № 5. Живое - неживое.

Цели и задачи:

  • уточнить представления детей о признаках живого организма (растет, питается, дышит, размножается и т.д.);
  • развивать умение сравнивать живой и неживой объекты, находить различия между ними;
  • вместе с детьми произвести классификацию объектов природы на живые и неживые;
  • воспитывать чувство бережного отношения как к живой, так и неживой природе.

        

Тема № 6. Кто где живет.

Цели и задачи:

  • закрепить знания детей о местообитании разных видов животных и птиц (лесные, степные, а также земноводные животные, водоплавающие птицы и т.д.);
  • обобщить представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которое проявляется во внешнем виде и особенностях жизнедеятельности;
  • провести с детьми игру "Где чей дом";
  • воспитывать любовь к животным.

Тема № 7. Антошка на одной ножке (Изучаем грибы).

 Цели и задачи:

  • познакомить детей с лесными грибами, с их названиями, выделить группы съедобных и несъедобных грибов, учить различать съедобные грибы от их двойников - ложных грибов;
  • рассмотреть строение гриба;
  • дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов и отличаются от растений строением и способом размножения;
  • воспитывать бережное отношение к грибам - аккуратно срезать ножку при сборе съедобных грибов, не уничтожать несъедобные и ядовитые грибы, т.к. они могут быть лечебными для животных.

 

Тема № 8. Проводы птиц.

Цели и задачи:

  • закрепить знания детей о конкретных видах птиц, учить называть и узнавать их;
  • выяснить, чем питаются птицы и как приспособлены к сезонно-меняющимся условиям природы;
  • формировать представление о том, что зима - трудный период для птиц, поэтому некоторые птицы улетают в теплые края (перелетные), а остаются - зимующие;
  • на участке установить кормушку и ежедневно на прогулке подкармливать птиц;
  • воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их в зимнее время.

        НОЯБРЬ

Тема № 9. Как деревья засыпают. (Поздняя осень. Наблюдения за изменениями в природе).

Цели и задачи:

  • проанализировать календарь погоды за последний месяц и сделать выводы об изменениях температуры, направлении ветра, облачности, осадках и давлении;
  • на участке рассмотреть деревья и кустарники, отметить, что листья, семена и плоды (на некоторых деревьях) опали - деревья подготовились к зиме (уснули);
  • обратить внимание детей на то, что многие птицы улетели в теплые края, что животные меняют цвет шерсти, она становится густой, исчезли насекомые т.д.
  • учить детей видеть красоту природы в любое время года.

Тема № 10. Наши верные друзья - домашние животные. (Наблюдение за морской свинкой).

Цели и задачи:

  • уточнить знания детей о различии между домашними и дикими животными;
  • понаблюдать в живом уголке за морской свинкой (хомяком): описать внешний вид животного, где живет, что умеет делать, что ест и т.д.;
  • учить ухаживать за животным - кормить, чистить клетку и т.д.;
  • нарисовать морскую свинку и придумать ей имя;
  • воспитывать внимательное и заботливое отношение к домашним животным.

Тема № 11.  Царство диких зверей.

Цели и задачи:

  • углублять и расширять знания детей о разных видах животных;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания;
  • посмотреть с детьми фильм "Заповедники России";
  • воспитывать у детей интерес к жизни диких животных, понимание необходимости сохранения их.

Тема № 12. Кто я такой.

Цели и задачи:

  • рассмотреть с детьми особенности внешнего строения человека, выявить сходство и различие человека с животными и растениями;
  • отметить главные отличия человека от животных - разумность, гуманность, культура;
  • сделать выводы с детьми о том, что человек - это часть природы и он не может существовать вне ее;
  • воспитывать в детях чувство гордости и достоинства.

        ДЕКАБРЬ

Тема № 13. Здравствуй, зимушка - зима (Экологические наблюдения зимой).

Цели и задачи:

  • объяснить детям, по каким признакам определяют начало зимы (замерзание стоячих водоемов, понижение температуры воздуха, замерзание почвы и т.д.);
  • провести наблюдение за повадками зимующих птиц, за изменениями во внешнем виде и поведении животных (заканчивается линька у зайца, лисы, белки), рассмотреть отпечатки следов на снегу;
  • обследовать деревья на участке (листья, кору, плоды), сделать выводы о том, что растения находятся в состоянии покоя;
  • воспитывать в детях сочувствие к замерзающим и голодающим животным и птицам, желание заботиться о них.

Тема № 14. Красная книга.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с Красной книгой России, объяснить цель ее создания;
  • выяснить представления детей о ценности природы, о ее значении в жизни человека и о последствиях безответственного отношения к ней;
  • рассказать о некоторых растениях и животных, встречающихся в нашей местности и взятых под охрану государства;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Тема № 15. Мы такие разные.

Цели и задачи:

  • отметить вместе с детьми индивидуальные особенности каждого человека (цвет кожи, волос, глаз, рост, вес, пол и т.д.), уточнить представления детей о том, что все люди разные и не похожи друг на друга;
  • выяснить, что необходимо человеку, чтобы он был здоров, красив, доброжелателен, определить окружающие условия, необходимые для здоровья человека: чистота, тишина, свежий воздух и т.д.;
  • объяснить детям ценность человеческой жизни и воспитывать в них желание укреплять свое здоровье, следить за чистотой тела и помещения, в котором находишься, беречь здоровье окружающих людей.

Тема № 16. Елочка нарядная.

Цели и задачи:

  • создать праздничную атмосферу приближающегося Нового года;
  • рассказать об истории новогодней елочки, ее красоте и пользе;
  • помочь детям почувствовать красоту русской зимы, воспитывать бережное отношение к ели.

        ЯНВАРЬ

Тема № 17. Помоги Буратино (Береги деревянные предметы).

Цели и задачи:

  • вместе с Буратино совершить путешествие в мир дерева и познакомить детей с деревом как строительным материалом;
  • рассказать о свойствах дерева и его применении в бумажной, мебельной промышленности, для строительства домов, лодок, плотов, кораблей (в прошлом);
  • воспитывать бережное отношение к живым деревьям и предметам, изготовленным из дерева.

Тема № 18. Кто всегда живет в воде (Наблюдение и уход за рыбками).

Цели и задачи:

  • объяснить детям, что аквариум - это модель природного водоема и необходимо поддерживать в нем в нужном соотношении все компоненты для создания экологического равновесия (вода, освещение, растения, грунт);
  • исследовать с детьми, как среда обитания влияет на внешний вид и жизнедеятельность рыб (форма тела, чешуя, плавники, жабры, питание, движение и т.д.);
  • познакомить детей с разными видами рыб, названиями аквариумных рыб (золотая рыбка, гуппи, меченосец, сомик, барбус, неон и др.);
  • рассказать об основных приемах ухода за рыбками и аквариумом, кормлении рыб;
  • воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.

Тема № 19. Для чего нужна нам кожа.

Цели и задачи:

  • уточнить представления детей о коже (гладкая, эластичная, имеет рисунок);
  • выяснить с детьми основные функции кожи: чувствует тепло и холод, боль, защищает внутренние органы, потеет и т.д.
  • рассмотреть через лупу кожу на руках и лице, учиться обследовать, сравнивать и делать выводы при решении проблемно-познавательных задач;
  • вызвать у детей стремление бережно относиться к своему телу, содержать его в чистоте.

Тема № 20. Волшебная вода (Опыты с водой, снегом, льдом).

Цели и задачи:

  • провести опыты с водой, снегом, льдом, которые позволяют детям понять основные свойства воды: жидкая (может быть твердой и газообразной), не имеет цвета, запаха и вкуса;
  • уточнить представления детей о том, как вода используется, где и в каком виде она находится в природе;
  • сделать выводы об огромном значении воды в нашей жизни;
  • воспитывать бережное отношение к воде, природным водоемам.

        ФЕВРАЛЬ

Тема № 21. Полет в космос.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, Солнце, Луна, планеты), их влиянием на жизнь на Земле;
  • рассказать о других космических объектах (кометы, астероиды), об исследовании космоса, о космических кораблях и станциях, луноходе и марсоходе;
  • углубить и расширить представления детей о первом полете в космос, о Ю. Гагарине и других космонавтах;
  • воспитывать интерес к исследованию неизведанных просторов Вселенной.

Тема № 22. Комнатные растения.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с конкретными видами комнатных растений: фиалка, колеус, сансевиерия, хлорофитум, пеларгония, гибискус и др.;
  • рассказать о строении растения, о функции и важности каждого органа (корень, стебель, листья, цветки);
  • научить детей определять, как чувствует себя растение: не болеет ли, требует полива или ему не хватает света;
  • подвести детей к выводу, что растения - это живые организмы, которым необходимы определенные условия: свет, тепло, вода, питательная почва, воздух;
  • посадить с детьми ранее замоченные семена фасоли и наблюдать за их прорастанием;
  • воспитывать бережное отношение к растениям, чувство ответственности за их состояние.

Тема № 23. Микробы - невидимки.

Цели и задачи:

  • рассказать детям о вирусах и микробах, невидимых для человека, о пользе некоторых бактерий, о болезнях, которые они вызывают и как с ними бороться;
  • воспитывать потребность к здоровому образу жизни, соблюдению гигиены, бережному отношению к своему здоровью.

Тема № 24. Проводы русской зимы (Наблюдения за изменениями в природе).

Цели и задачи:

  • обратить внимание детей на наступление календарной весны, изменения в живой и неживой природе (увеличение продолжительности дня, таяние снега на солнце, ослабление морозов и т.п.);
  • рассказать о традиции русского народа провожать зиму и встречать весну, о Масленице; вспомнить заклички, зовущие солнце, прогоняющие холодную зиму;
  • воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа, любовь к малым фольклорным жанрам.

        МАРТ

Тема № 25. Все нужны на земле.

Цели и задачи:

  • способствовать развитию у детей понимания ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе;
  • опираясь на предварительные наблюдения детей за дождевыми червями, за лягушками, сделать вывод об огромной пользе внешне непривлекательных животных;
  • убедить детей в том, что все в природе взаимосвязано и не может существовать изолированно друг от друга;
  • воспитывать эмоционально-положительное, экологически правильное отношение ко всем растениям и животным, живущим на земле.

Тема № 26. Приключения капельки (Круговорот воды в природе).

Цели и задачи:

  • восстановить знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни людей, животных и растений;
  • рассказать, как путешествуют капельки воды с земли на небо и обратно (испаряются с поверхности водоемов, превращаются в облака, снова выпадают на землю в виде дождя, снега, града, проходят через слои почвы, песка, глины, очищаются, попадают в подземные воды, а оттуда возвращаются в реки, моря и океаны);
  • объяснить детям, как вода попадает в водопроводные трубы и почему нельзя пить грязную воду;
  • воспитывать бережное отношение к чистой воде и природным водоемам.

Тема № 27. Вслед за морскими пиратами.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с географической (физической) картой мира, рассказать о ее применении, о том, каким цветом изображены те или иные объекты и обратить внимание детей на то, что больше всего на карте синего цвета - это реки, моря и океаны;
  • закрепить знания детей об огромном значении рек, морей и океанов в жизни людей, животных и растений (это хранилища воды, пути сообщения между городами, странами и материками, это дом для множества морских и речных обитателей);
  • рассказать о географических открытиях средних веков, о путешественниках и пиратах (посмотреть фильм по теме);
  • воспитывать в детях интерес к исследованию просторов Земли и родного края, к познанию нового и неизведанного, стремление к новым знаниям.

Тема № 28. День птиц.

Цели и задачи:

  • создать у детей праздничное настроение ожидания прилета птиц, предварительно с родителями соорудить новые скворечники на территории детского сада;
  • познакомить с конкретными видами птиц, прилетающих с юга, наблюдать за их поведением и повадками, описать их внешний вид, отличительные признаки (размеры, окраска, пение), чем питаются и где поселяются;
  • сформировать убежденность в огромном значении птиц в природе и необходимости их защиты;
  • воспитывать познавательный интерес к миру птиц.

        АПРЕЛЬ

Тема № 29. В гостях у природы (Правила поведения в природе).

Цели и задачи:

  • путем создания проблемных ситуаций, искать с детьми пути решения проблем, возникающих в природе по вине людей (уничтожение полевых цветов, оставленный мусор и пожары от костров в лесу, разоренные гнезда птиц, нарушение тишины, что пугает обитателей леса и т.д.);
  • учить детей правильно одеваться, собираясь в поход или на прогулку в лес, правильно вести себя при встрече с обитателями леса, ходить только по существующим тропинкам, чтобы не топтать цветы и насекомых;
  • в игровой форме воспитывать в детях ответственность за свои поступки, бережное отношение к окружающей природе.

Тема № 30. За что мы любим весну (Наблюдения за изменениями в природе).

Цели и задачи:

  • провести с детьми практическое занятие на природе: обследовать участок и найти доказательства наступления климатической весны - зеленая травка у забора, набухшие почки на березе, тополе, иве, появились первые цветы; рассмотреть грачей на проталинке, попытаться найти их гнезда на высоких деревьях, наблюдать за птицами (грачами, скворцами и др.): как они летают, кричат; появились ли насекомые: мухи, божьи коровки, бабочки и т.д.;
  • обратить внимание детей на изменения в неживой природе: стало теплее, растаял весь снег, солнце прогревает землю и т. п.;
  • учить детей радоваться солнцу, весеннему пробуждению природы, почувствовать красоту окружающего мира.

Тема № 31. Как увидеть воздух.

Цели и задачи:

  • провести с детьми опыт, доказывающий наличие воздуха и его необходимость (закрыть нос и рот - задержать дыхание, открыть окно -дует ветер);
  • рассказать о составе воздуха (кислород, углекислый газ), об их свойствах, о чистом воздухе и загрязненном, об основных источниках загрязнения;
  • учить детей бережно относиться к своему здоровью: проветривать помещение, чаще гулять на свежем воздухе.

Тема № 32. Что полезно для ребят (Здоровое питание).

Цели и задачи:

  • рассказать детям о здоровом и правильном питании, чем оно отличается от нездоровой пищи и к каким последствиям приводит еда всухомятку, употребление в большом количестве сладостей, нерегулярное питание и т.д.;
  • приучать детей внимательно и бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, серьезно относиться к тому, что мы едим.

        МАЙ

Тема № 33. Труд в природе.

Цели и задачи:

  • рассказать детям о празднике Труда и настраивать их на положительное отношение к любому виду трудовой деятельности, его важном значении и необходимости в жизни;
  • организовать на участке свой праздник труда по уборке мусора и вскапыванию клумбы: каждому ребенку дать задание и орудие труда (лопата, грабли, веник) и учить правильно их применять, в конце праздника похвалить и поощрить каждого ребенка;
  • воспитывать в детях потребность в труде и убежденность в том, что природа нуждается в нашей помощи.

Тема № 34. Цветик - семицветик (садовые и полевые цветы).

Цели и задачи:

  • конкретизировать знания детей о садовых и полевых цветах;
  • познакомить с названиями наиболее часто встречающихся в нашей местности цветов и названиями цветов, растущих на клумбе в детском саду (провести игру "Угадай название цветка");
  • воспитывать в детях чувство прекрасного, умение любоваться цветами, а не рвать их, учить детей относиться к цветам как к живым существам, которым необходимы свет, тепло, вода, питание.

Тема № 35. Насекомые.

Цели и задачи:

  • закрепить знания детей о разных видах насекомых, об их огромном разнообразии;
  • найти на участке разных представителей отряда насекомых, описать их внешний вид, место их обитания, способ передвижения, чем питаются;
  • оценить с детьми пользу и вред, приносимые разными видами насекомых;
  • прививать любовь ко всему живому на земле.

Тема № 36. Экскурсия в лес (Поход по экологической тропе).

Цели и задачи:

  • дать детям элементарное представление об экосистемах и природных сообществах, в которых растения, животные и элементы неживой природы (камни, почва, вода), существуют взаимосвязанно и взаимозависимо;
  • исследовать с детьми разные природные сообщества, встречающиеся вдоль тропинки: траву и кусты под деревом, пенек с грибами или лишайником, насекомых под камнем, муравейник, птичье гнездо на дереве и т.п; определить виды животного и растительного мира, соседствующие с неживыми объектами природы и описать связи, существующие между ними;
  • наблюдать за поведением насекомых, птиц и животных (белка, лягушка), встречающихся на пути, рассмотреть деревья, цветы, полюбоваться живописными берегами и прозрачной водой речки, подышать свежим воздухом и этим привить детям убежденность в том, что человек - неотъемлемая часть природы и не может существовать отдельно от нее;
  • воспитывать ответственность за сохранность всего живого на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»

Цель:  определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  в рамках национально-регионального компонента....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"

laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...

Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист»

Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист» (для детей 5-6 лет) разработана на основе взаимодействия с Государственным природным запов...