Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Рекомендации по проведению занятий по экологии со старшими дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Составила:
Жилкина В. Г.
г. Троицк. Гимназия, отд. 7
2018 г.
СЕНТЯБРЬ
Тема № 1. Наш уютный дом - Земля.
Цели и задачи:
- провести беседу с детьми о разнообразии природных объектов и явлений, выявить их знания по данной теме;
- рассказать о ценности природы на Земле, о ее значении в жизни человека и необходимости охраны;
- провести проблемную игру "Что произойдет, если исчезнет вода, воздух, растения, животные и т.д.;
- посмотреть с детьми фильм "Природа Земли";
- воспитывать у детей любовь к природе и чувство ответственности за свои действия в природе.
Тема № 2. Собирай урожай.
Цели и задачи:
- уточнить представления детей о труде крестьян, о том, как сложно вырастить урожай и о том, как природа щедро вознаграждает людей за их труд;
- систематизировать знания детей об овощах и фруктах, в каких условиях они растут, как хранятся и как попадают к нам на стол;
- рассказать о пользе овощей и фруктов, о витаминах, содержащихся в них;
- воспитывать уважительное отношение к труду крестьян.
Тема № 3. До свидания, лето! (Наблюдения за изменениями в природе).
Цели и задачи:
- предварительно ежедневно заполнять календарь погоды;
- проанализировать изменения погоды за последнюю неделю и сделать выводы об изменении температуры, силы и направлении ветра, облачности, цвете неба, осадках, давлении;
- обратить внимание детей на изменение протяженности дня и ночи;
- в условиях природы провести наблюдения за растениями и животными (насекомыми) и сделать выводы о подготовке природы к зиме;
- воспитывать доброжелательное отношение и сочувствие к животным и растениям.
Тема № 4. Лесное царство.
Цели и задачи:
- познакомить детей с лесом как экосистемой - сообществом растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу;
- рассказать о многоэтажности леса;
- рассмотреть все многообразие животного мира, включая жителей почвы;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
ОКТЯБРЬ
Тема № 5. Живое - неживое.
Цели и задачи:
- уточнить представления детей о признаках живого организма (растет, питается, дышит, размножается и т.д.);
- развивать умение сравнивать живой и неживой объекты, находить различия между ними;
- вместе с детьми произвести классификацию объектов природы на живые и неживые;
- воспитывать чувство бережного отношения как к живой, так и неживой природе.
Тема № 6. Кто где живет.
Цели и задачи:
- закрепить знания детей о местообитании разных видов животных и птиц (лесные, степные, а также земноводные животные, водоплавающие птицы и т.д.);
- обобщить представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которое проявляется во внешнем виде и особенностях жизнедеятельности;
- провести с детьми игру "Где чей дом";
- воспитывать любовь к животным.
Тема № 7. Антошка на одной ножке (Изучаем грибы).
Цели и задачи:
- познакомить детей с лесными грибами, с их названиями, выделить группы съедобных и несъедобных грибов, учить различать съедобные грибы от их двойников - ложных грибов;
- рассмотреть строение гриба;
- дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов и отличаются от растений строением и способом размножения;
- воспитывать бережное отношение к грибам - аккуратно срезать ножку при сборе съедобных грибов, не уничтожать несъедобные и ядовитые грибы, т.к. они могут быть лечебными для животных.
Тема № 8. Проводы птиц.
Цели и задачи:
- закрепить знания детей о конкретных видах птиц, учить называть и узнавать их;
- выяснить, чем питаются птицы и как приспособлены к сезонно-меняющимся условиям природы;
- формировать представление о том, что зима - трудный период для птиц, поэтому некоторые птицы улетают в теплые края (перелетные), а остаются - зимующие;
- на участке установить кормушку и ежедневно на прогулке подкармливать птиц;
- воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их в зимнее время.
НОЯБРЬ
Тема № 9. Как деревья засыпают. (Поздняя осень. Наблюдения за изменениями в природе).
Цели и задачи:
- проанализировать календарь погоды за последний месяц и сделать выводы об изменениях температуры, направлении ветра, облачности, осадках и давлении;
- на участке рассмотреть деревья и кустарники, отметить, что листья, семена и плоды (на некоторых деревьях) опали - деревья подготовились к зиме (уснули);
- обратить внимание детей на то, что многие птицы улетели в теплые края, что животные меняют цвет шерсти, она становится густой, исчезли насекомые т.д.
- учить детей видеть красоту природы в любое время года.
Тема № 10. Наши верные друзья - домашние животные. (Наблюдение за морской свинкой).
Цели и задачи:
- уточнить знания детей о различии между домашними и дикими животными;
- понаблюдать в живом уголке за морской свинкой (хомяком): описать внешний вид животного, где живет, что умеет делать, что ест и т.д.;
- учить ухаживать за животным - кормить, чистить клетку и т.д.;
- нарисовать морскую свинку и придумать ей имя;
- воспитывать внимательное и заботливое отношение к домашним животным.
Тема № 11. Царство диких зверей.
Цели и задачи:
- углублять и расширять знания детей о разных видах животных;
- учить устанавливать причинно-следственные связи зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания;
- посмотреть с детьми фильм "Заповедники России";
- воспитывать у детей интерес к жизни диких животных, понимание необходимости сохранения их.
Тема № 12. Кто я такой.
Цели и задачи:
- рассмотреть с детьми особенности внешнего строения человека, выявить сходство и различие человека с животными и растениями;
- отметить главные отличия человека от животных - разумность, гуманность, культура;
- сделать выводы с детьми о том, что человек - это часть природы и он не может существовать вне ее;
- воспитывать в детях чувство гордости и достоинства.
ДЕКАБРЬ
Тема № 13. Здравствуй, зимушка - зима (Экологические наблюдения зимой).
Цели и задачи:
- объяснить детям, по каким признакам определяют начало зимы (замерзание стоячих водоемов, понижение температуры воздуха, замерзание почвы и т.д.);
- провести наблюдение за повадками зимующих птиц, за изменениями во внешнем виде и поведении животных (заканчивается линька у зайца, лисы, белки), рассмотреть отпечатки следов на снегу;
- обследовать деревья на участке (листья, кору, плоды), сделать выводы о том, что растения находятся в состоянии покоя;
- воспитывать в детях сочувствие к замерзающим и голодающим животным и птицам, желание заботиться о них.
Тема № 14. Красная книга.
Цели и задачи:
- познакомить детей с Красной книгой России, объяснить цель ее создания;
- выяснить представления детей о ценности природы, о ее значении в жизни человека и о последствиях безответственного отношения к ней;
- рассказать о некоторых растениях и животных, встречающихся в нашей местности и взятых под охрану государства;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Тема № 15. Мы такие разные.
Цели и задачи:
- отметить вместе с детьми индивидуальные особенности каждого человека (цвет кожи, волос, глаз, рост, вес, пол и т.д.), уточнить представления детей о том, что все люди разные и не похожи друг на друга;
- выяснить, что необходимо человеку, чтобы он был здоров, красив, доброжелателен, определить окружающие условия, необходимые для здоровья человека: чистота, тишина, свежий воздух и т.д.;
- объяснить детям ценность человеческой жизни и воспитывать в них желание укреплять свое здоровье, следить за чистотой тела и помещения, в котором находишься, беречь здоровье окружающих людей.
Тема № 16. Елочка нарядная.
Цели и задачи:
- создать праздничную атмосферу приближающегося Нового года;
- рассказать об истории новогодней елочки, ее красоте и пользе;
- помочь детям почувствовать красоту русской зимы, воспитывать бережное отношение к ели.
ЯНВАРЬ
Тема № 17. Помоги Буратино (Береги деревянные предметы).
Цели и задачи:
- вместе с Буратино совершить путешествие в мир дерева и познакомить детей с деревом как строительным материалом;
- рассказать о свойствах дерева и его применении в бумажной, мебельной промышленности, для строительства домов, лодок, плотов, кораблей (в прошлом);
- воспитывать бережное отношение к живым деревьям и предметам, изготовленным из дерева.
Тема № 18. Кто всегда живет в воде (Наблюдение и уход за рыбками).
Цели и задачи:
- объяснить детям, что аквариум - это модель природного водоема и необходимо поддерживать в нем в нужном соотношении все компоненты для создания экологического равновесия (вода, освещение, растения, грунт);
- исследовать с детьми, как среда обитания влияет на внешний вид и жизнедеятельность рыб (форма тела, чешуя, плавники, жабры, питание, движение и т.д.);
- познакомить детей с разными видами рыб, названиями аквариумных рыб (золотая рыбка, гуппи, меченосец, сомик, барбус, неон и др.);
- рассказать об основных приемах ухода за рыбками и аквариумом, кормлении рыб;
- воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.
Тема № 19. Для чего нужна нам кожа.
Цели и задачи:
- уточнить представления детей о коже (гладкая, эластичная, имеет рисунок);
- выяснить с детьми основные функции кожи: чувствует тепло и холод, боль, защищает внутренние органы, потеет и т.д.
- рассмотреть через лупу кожу на руках и лице, учиться обследовать, сравнивать и делать выводы при решении проблемно-познавательных задач;
- вызвать у детей стремление бережно относиться к своему телу, содержать его в чистоте.
Тема № 20. Волшебная вода (Опыты с водой, снегом, льдом).
Цели и задачи:
- провести опыты с водой, снегом, льдом, которые позволяют детям понять основные свойства воды: жидкая (может быть твердой и газообразной), не имеет цвета, запаха и вкуса;
- уточнить представления детей о том, как вода используется, где и в каком виде она находится в природе;
- сделать выводы об огромном значении воды в нашей жизни;
- воспитывать бережное отношение к воде, природным водоемам.
ФЕВРАЛЬ
Тема № 21. Полет в космос.
Цели и задачи:
- познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, Солнце, Луна, планеты), их влиянием на жизнь на Земле;
- рассказать о других космических объектах (кометы, астероиды), об исследовании космоса, о космических кораблях и станциях, луноходе и марсоходе;
- углубить и расширить представления детей о первом полете в космос, о Ю. Гагарине и других космонавтах;
- воспитывать интерес к исследованию неизведанных просторов Вселенной.
Тема № 22. Комнатные растения.
Цели и задачи:
- познакомить детей с конкретными видами комнатных растений: фиалка, колеус, сансевиерия, хлорофитум, пеларгония, гибискус и др.;
- рассказать о строении растения, о функции и важности каждого органа (корень, стебель, листья, цветки);
- научить детей определять, как чувствует себя растение: не болеет ли, требует полива или ему не хватает света;
- подвести детей к выводу, что растения - это живые организмы, которым необходимы определенные условия: свет, тепло, вода, питательная почва, воздух;
- посадить с детьми ранее замоченные семена фасоли и наблюдать за их прорастанием;
- воспитывать бережное отношение к растениям, чувство ответственности за их состояние.
Тема № 23. Микробы - невидимки.
Цели и задачи:
- рассказать детям о вирусах и микробах, невидимых для человека, о пользе некоторых бактерий, о болезнях, которые они вызывают и как с ними бороться;
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни, соблюдению гигиены, бережному отношению к своему здоровью.
Тема № 24. Проводы русской зимы (Наблюдения за изменениями в природе).
Цели и задачи:
- обратить внимание детей на наступление календарной весны, изменения в живой и неживой природе (увеличение продолжительности дня, таяние снега на солнце, ослабление морозов и т.п.);
- рассказать о традиции русского народа провожать зиму и встречать весну, о Масленице; вспомнить заклички, зовущие солнце, прогоняющие холодную зиму;
- воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа, любовь к малым фольклорным жанрам.
МАРТ
Тема № 25. Все нужны на земле.
Цели и задачи:
- способствовать развитию у детей понимания ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе;
- опираясь на предварительные наблюдения детей за дождевыми червями, за лягушками, сделать вывод об огромной пользе внешне непривлекательных животных;
- убедить детей в том, что все в природе взаимосвязано и не может существовать изолированно друг от друга;
- воспитывать эмоционально-положительное, экологически правильное отношение ко всем растениям и животным, живущим на земле.
Тема № 26. Приключения капельки (Круговорот воды в природе).
Цели и задачи:
- восстановить знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни людей, животных и растений;
- рассказать, как путешествуют капельки воды с земли на небо и обратно (испаряются с поверхности водоемов, превращаются в облака, снова выпадают на землю в виде дождя, снега, града, проходят через слои почвы, песка, глины, очищаются, попадают в подземные воды, а оттуда возвращаются в реки, моря и океаны);
- объяснить детям, как вода попадает в водопроводные трубы и почему нельзя пить грязную воду;
- воспитывать бережное отношение к чистой воде и природным водоемам.
Тема № 27. Вслед за морскими пиратами.
Цели и задачи:
- познакомить детей с географической (физической) картой мира, рассказать о ее применении, о том, каким цветом изображены те или иные объекты и обратить внимание детей на то, что больше всего на карте синего цвета - это реки, моря и океаны;
- закрепить знания детей об огромном значении рек, морей и океанов в жизни людей, животных и растений (это хранилища воды, пути сообщения между городами, странами и материками, это дом для множества морских и речных обитателей);
- рассказать о географических открытиях средних веков, о путешественниках и пиратах (посмотреть фильм по теме);
- воспитывать в детях интерес к исследованию просторов Земли и родного края, к познанию нового и неизведанного, стремление к новым знаниям.
Тема № 28. День птиц.
Цели и задачи:
- создать у детей праздничное настроение ожидания прилета птиц, предварительно с родителями соорудить новые скворечники на территории детского сада;
- познакомить с конкретными видами птиц, прилетающих с юга, наблюдать за их поведением и повадками, описать их внешний вид, отличительные признаки (размеры, окраска, пение), чем питаются и где поселяются;
- сформировать убежденность в огромном значении птиц в природе и необходимости их защиты;
- воспитывать познавательный интерес к миру птиц.
АПРЕЛЬ
Тема № 29. В гостях у природы (Правила поведения в природе).
Цели и задачи:
- путем создания проблемных ситуаций, искать с детьми пути решения проблем, возникающих в природе по вине людей (уничтожение полевых цветов, оставленный мусор и пожары от костров в лесу, разоренные гнезда птиц, нарушение тишины, что пугает обитателей леса и т.д.);
- учить детей правильно одеваться, собираясь в поход или на прогулку в лес, правильно вести себя при встрече с обитателями леса, ходить только по существующим тропинкам, чтобы не топтать цветы и насекомых;
- в игровой форме воспитывать в детях ответственность за свои поступки, бережное отношение к окружающей природе.
Тема № 30. За что мы любим весну (Наблюдения за изменениями в природе).
Цели и задачи:
- провести с детьми практическое занятие на природе: обследовать участок и найти доказательства наступления климатической весны - зеленая травка у забора, набухшие почки на березе, тополе, иве, появились первые цветы; рассмотреть грачей на проталинке, попытаться найти их гнезда на высоких деревьях, наблюдать за птицами (грачами, скворцами и др.): как они летают, кричат; появились ли насекомые: мухи, божьи коровки, бабочки и т.д.;
- обратить внимание детей на изменения в неживой природе: стало теплее, растаял весь снег, солнце прогревает землю и т. п.;
- учить детей радоваться солнцу, весеннему пробуждению природы, почувствовать красоту окружающего мира.
Тема № 31. Как увидеть воздух.
Цели и задачи:
- провести с детьми опыт, доказывающий наличие воздуха и его необходимость (закрыть нос и рот - задержать дыхание, открыть окно -дует ветер);
- рассказать о составе воздуха (кислород, углекислый газ), об их свойствах, о чистом воздухе и загрязненном, об основных источниках загрязнения;
- учить детей бережно относиться к своему здоровью: проветривать помещение, чаще гулять на свежем воздухе.
Тема № 32. Что полезно для ребят (Здоровое питание).
Цели и задачи:
- рассказать детям о здоровом и правильном питании, чем оно отличается от нездоровой пищи и к каким последствиям приводит еда всухомятку, употребление в большом количестве сладостей, нерегулярное питание и т.д.;
- приучать детей внимательно и бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, серьезно относиться к тому, что мы едим.
МАЙ
Тема № 33. Труд в природе.
Цели и задачи:
- рассказать детям о празднике Труда и настраивать их на положительное отношение к любому виду трудовой деятельности, его важном значении и необходимости в жизни;
- организовать на участке свой праздник труда по уборке мусора и вскапыванию клумбы: каждому ребенку дать задание и орудие труда (лопата, грабли, веник) и учить правильно их применять, в конце праздника похвалить и поощрить каждого ребенка;
- воспитывать в детях потребность в труде и убежденность в том, что природа нуждается в нашей помощи.
Тема № 34. Цветик - семицветик (садовые и полевые цветы).
Цели и задачи:
- конкретизировать знания детей о садовых и полевых цветах;
- познакомить с названиями наиболее часто встречающихся в нашей местности цветов и названиями цветов, растущих на клумбе в детском саду (провести игру "Угадай название цветка");
- воспитывать в детях чувство прекрасного, умение любоваться цветами, а не рвать их, учить детей относиться к цветам как к живым существам, которым необходимы свет, тепло, вода, питание.
Тема № 35. Насекомые.
Цели и задачи:
- закрепить знания детей о разных видах насекомых, об их огромном разнообразии;
- найти на участке разных представителей отряда насекомых, описать их внешний вид, место их обитания, способ передвижения, чем питаются;
- оценить с детьми пользу и вред, приносимые разными видами насекомых;
- прививать любовь ко всему живому на земле.
Тема № 36. Экскурсия в лес (Поход по экологической тропе).
Цели и задачи:
- дать детям элементарное представление об экосистемах и природных сообществах, в которых растения, животные и элементы неживой природы (камни, почва, вода), существуют взаимосвязанно и взаимозависимо;
- исследовать с детьми разные природные сообщества, встречающиеся вдоль тропинки: траву и кусты под деревом, пенек с грибами или лишайником, насекомых под камнем, муравейник, птичье гнездо на дереве и т.п; определить виды животного и растительного мира, соседствующие с неживыми объектами природы и описать связи, существующие между ними;
- наблюдать за поведением насекомых, птиц и животных (белка, лягушка), встречающихся на пути, рассмотреть деревья, цветы, полюбоваться живописными берегами и прозрачной водой речки, подышать свежим воздухом и этим привить детям убежденность в том, что человек - неотъемлемая часть природы и не может существовать отдельно от нее;
- воспитывать ответственность за сохранность всего живого на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках национально-регионального компонента....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...
Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"
laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...
Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист»
Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников «Юный натуралист» (для детей 5-6 лет) разработана на основе взаимодействия с Государственным природным запов...