Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Григорьева Ирина Петровна

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:



Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная же цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир, способность понимать и любить  природу.

 Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому  целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Работа кружка «Эколята» призвана решать следующие задачи экологического кружка:

  •  подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  •  воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  •  показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  • подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • воспитание правильного поведения в природе.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- проведение опытов

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка  обратили особое внимание на следующие основные направления.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

  1. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.



 Тематический план кружка

 СЕНТЯБРЬ: «Я и природа».

1 тема: «Планета –земля».
Содержание: Рассказ беседа с детьми. Знакомство с картой и глобусом. Изготовление самодельного глобуса.

 2 тема: «Человек и природа».
Содержание: Как человек охраняет природу.

 3 тема: «Значение природы в жизни человека».
Содержание: Значение природы в жизни человека.

 4 тема: «Взаимосвязи».
Содержание: Взаимодействие человека с природой.

ОКТЯБРЬ: «Лес».

 1 тема: «Живая и неживая природа».
Содержание: Взаимосвязь живой и неживой природы.

 2 тема: «Лесные растения».
Содержание: Деревья и кустарники нашего края

 3 тема: «Птицы нашего леса».
Содержание: Какие птицы живут в наших лесах.

 4 тема: «Лес и человек».
Содержание: Значение леса, как части природы.

 НОЯБРЬ: «Воздух».

1 тема: «Понятие воздуха».  
Содержание: Значение воздуха в нашей жизни.

 2 тема: «Свойства воздуха».
Содержание: Опыты с воздухом.

 3 тема: «Распространение семян».
Содержание: Влияние воздуха на распространение семян в природе.

 4 тема: «Растения и чистота воздуха».
Содержание: Роль растений в поддержании чистоты воздуха.

ДЕКАБРЬ: «Вода».

 1 тема: «Свойства воды, состояние воды».
Содержание: Занятие – экспериментирование. «Вода, снег, пар».

 2 тема: «Круговорот воды».
Содержание: Показать и рассказать детям о круговороте воды в природе.

 3 тема: «Вода в жизни растении и животных».
Содержание: Роль воды в жизни растении и животных.

 4 тема: «Использование воды человеком».
Содержание: Как человек использует воду.

ЯНВАРЬ: «Животные».

1 тема: «Разнообразие животных».
Содержание: животные нашего края, их разнообразие.

 2 тема: «Питание животных».
Содержание: Питание домашних животных и диких.

 3 тема: «Размножение».
Содержание: Как размножаются животные в природе.

4 тема: «Лесные обитатели».
Содержание: Обитатели наших лесов.

 ФЕВРАЛЬ: «Солнце».

1 тема: «День и ночь».
Содержание: Понятие сутки.

 2 тема: «Свет в жизни растении».
Содержание: Для чего нужен свет растениям.

 3 тема: «Свет в жизни животных».
Содержание: Как животные используют свет в своей жизни.

 4 тема: «Солнце в жизни человека».
Содержание: Для чего человеку солнце.

 

МАРТ: «Почва. Камни, песок, глина».

1 тема: «Обитатели почвы».
Содержание: Кто обитает в почве.

 2 тема: «Песок».
Содержание: Свойства песка.

 3тема: «Глина».
Содержание: Свойства глины.

 4 тема: «Камни».
Содержание: Разнообразие камней в природе.

 АПРЕЛЬ: «Растения».

 1 тема: «Виды растений».
Содержание: Разнообразие видов растений.

2 тема: «Части растения».
Содержание: Из каких частей состоит растение.

 3 тема: «Развитие растений».
Содержание: Как растение растет и развивается.

 «Как все живое растет?» Посадка фасоли

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, любовь, бережное отношение окружающих

 4 тема: «Связь растений с насекомыми».
Содержание: Взаимосвязь растений и насекомых

 МАЙ : «Правила поведения в природе».

 1 тема: «Древние люди и природа».
Содержание: Кто населял нашу природу в древности.

 2 тема: «Вымершие животные».
Содержание: Отчего и почему вымерли животные.

 3 тема: «Красные книги».
Содержание: Составляем красную книгу.

 4 тема: «Закрепление полученных знаний».
Содержание: Что мы узнали. Диагностика.

Литература:

  •  С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.
  •  С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.
  •  Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
  •  Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
  •  Н.А. Рыжова « Не просто сказки» — М. « Линка – пресс», 2002.
  •  С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возра...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Выполнила:  воспитатель  Попова Е.А.Воронеж  2021-2022г. Пояснительная записка      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с ч...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"

Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Окно в мир» (для детей старшей и подготовительной группы)

laquo;Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума»В. Сухомлинс...