Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
рабочая программа (старшая группа) по теме
Рабочая программа дополнительного образования
Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса детей к неживой природе, воспитанию уважительного отношения к ней.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает новое решение проблем дополнительного образования путем разработок новых методик преподавания, т.к. работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями с родителями можно решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Целью программы «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям окружающим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
- Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с растениями, животными, явлениями неживой природы;
- изучение основных особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Развивающие:
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Воспитательные:
— формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Для реализации целей и задач программы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raksha_dop._obrazovaniya_ekologiya.docx | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
№ | Наименование разделов | стр |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель программы. Задачи программы | 3 |
2 | Содержательный раздел | 4 |
2.1 | Особенности программы | 4 |
2.2 | Формы деятельности с родителями по экологическому воспитанию: | 5 |
2.3 | Режим и форма занятий | 5 |
2.4 | Список детей | 6 |
2.5 | Прогнозируемые результаты | 7 |
2.6 | Учебно-тематическое планирование | 8-10 |
2.7 | Перспективный план работы с родителями по программе | 10-14 |
3 | Содержание программы | 15-20 |
4 | Перечень учебного оборудования | 21-22 |
5 | Мониторинг обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе | 23 |
Список используемой литературы | 24 | |
Приложение | 25 |
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса детей к неживой природе, воспитанию уважительного отношения к ней.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает новое решение проблем дополнительного образования путем разработок новых методик преподавания, т.к. работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями с родителями можно решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Целью программы «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям окружающим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
- Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с растениями, животными, явлениями неживой природы;
- изучение основных особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Развивающие:
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Воспитательные:
— формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Для реализации целей и задач программы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
- Содержательный раздел
2.1. Особенности программы
Основные направления и содержание деятельности заключается в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и непосредственно образовательной деятельности.
Отличительные особенности программы в том, что она написана на основе типовой программы экологического образования «Мы» Н.Н. Кондратьевой. Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
В ходе реализации программы используются такие методы развития, при котором большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, уголок “Зеленой аптеки” и т.д.
Образовательный процесс с детьми по реализации программы «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» строится на использовании современных личностно – ориентированных технологиях, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога, ребенка и родителя: проектная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, экологические акции, эколого – оздоровительные походы, экологические досуги, развлечения и т. д.
2.2. Формы деятельности с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
2.3 Режим и форма занятий
Комплектование группы: 28 человек;
Уровень реализации программы – дошкольный;
Возраст детей: 5-6 лет;
Режим работы: с 7.00 до 17:30;
Количество часов по программе: 33 ч.;
Наполняемость – 12 человек.
2.4 Список детей
№ | Ф. И. ребенка |
Афонина Таня | |
Бекенов Данил | |
Богомолов Артем | |
Бородкин Артем | |
Галимова Карина | |
Горелова Ксения | |
Дёмина Арина | |
Добрынин Никита | |
Иванов Артем | |
Илюмбаева Алина | |
Колбин Вадим | |
Королев Рома | |
Курганова Маша | |
Лебедев Егор | |
Мордасова Злата | |
Мусалимова Алена | |
Нажимов Рашид | |
Пак Саша | |
Ращектаева Виктория | |
Садчикова Даша | |
Семирякова Вероника | |
Серазетдинов Даниэль | |
Спиридонов Артем | |
Сунцова Таисия | |
Татаров Тигран | |
Турлугулов Анатолий | |
Удовенко Артем | |
Юлчераева Шахзода |
- Прогнозируемые результаты
К концу учебного года обучающиеся могут иметь следующие показатели развития:
- Дети могут самостоятельно описывать растения(стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать);
- Рассказать о море, как среде обитания животных и растений;- разнице между морскими и речными обитателями;
- Дети имеют представление о взаимосвязях, существующих в природе, составляют пищевые цепочки, обосновывать их;
- Имеют представление о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформированы навыки установления причинно – следственных связей;
Ожидаемые результаты в работе с родителями:
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
2.6 Учебно–тематическое планирование
Название темы | Кол-во часов (теория) | Кол-во часов (практика) | Общее кол-во часов | |
I год обучения: развивающие игры + продуктивная деятельность | ||||
1 | Что такое природа? | 1 | - | 1 |
2 | Что такое живая природа? | 1 | 1 | 1 |
3 | Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер). | 1 | - | 1 |
4 | Человек – частица природы. Природа – наш дом. | - | 1 | 1 |
5 | В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку? | - | 1 | 1 |
6 | Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?» | - | 1 | 1 |
7 | Собираем осенью урожай плодов. | - | 1 | 1 |
8 | Какие бывают птицы: знакомство с перелетными и зимующими птицами | 1 | - | 1 |
9 | Домашние животные. | - | 1 | 1 |
10 | Дикие животные. | 1 | - | 1 |
11 | Уход за комнатными растениями. | - | 1 | 1 |
12 | Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней? | - | 1 | 1 |
13 | Жизнь растений зимой. | 1 | - | 1 |
14 | Кто как зимует. Жизнь животных зимой. | 1 | - | 1 |
15 | Вода – источник жизни. | - | 1 | 1 |
16 | Жизнь воды. Основные свойства воды. | - | 1 | 1 |
17 | Что мы знаем о воде? | - | 1 | 1 |
18 | Круговорот воды в природе. | - | 1 | 1 |
19 | Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума). | - | 1 | 1 |
20 | Что в морской глубине на самом дне? | - | 1 | 1 |
21. | Викторина о воде. | - | 1 | 1 |
22. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | - | 1 | 1 |
23. | Мы – ветры. | - | 1 | 1 |
24. | Экскурсия на участок (весенние изменения в природе). | - | 1 | 1 |
25. | Что за чудо – кладовая есть у матушки – земли: знакомство с почвой. | - | 1 | 1 |
26. | Обитатели почвы: знакомство с кротом и дождевым червяком. | 1 | - | 1 |
27. | Лес – наше богатство. Этажи леса. | 1 | 2 | 3 |
28. | Взаимосвязи в природе. | - | 1 | 1 |
29. | К первоцветам в гости(экскурсия на участок). | - | 1 | 1 |
30. | КВН «Наш дом – природа». | - | 1 | 2 |
2.7 Перспективный план работы с родителями по программе
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».
5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.
Ноябрь
1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» и т.п.
3. «Клуб выходного дня» – провести родителям с детьми экологические экскурсии по городу.
4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
Декабрь
1. Разработать совместно с родителями статью для газеты «Регион» на тему «Как научить ребенка защищать природу».
2. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).
Январь
1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
3. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу».
4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).
Март
1. «Круглый стол» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
2. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»
Апрель
1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.
- Содержание программы
месяц | № п/п | ТЕМА | Содержание программы | Материалы и обороборудование |
Октябрь | 1 | Что такое природа? | Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу. Д.и. «Природа – не природа». | Комплект карточек «Природа –не природа»; игрушки; природный материал; мяч. |
2. | Что такое живая природа? | Закрепить понятия «природа» и «не природа».Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться. | Комплект карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика»; губка с водой. | |
3. | Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер). | Закрепить понятия «живая»- «неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ. Д.и. «Кто в домике живет?» | Игрушка ежик; лист ватмана; рисунки с изображением людей; животных и растений; краски; клей. | |
4. | Человек – частица природы. Природа – наш дом. | Раскрыть понятия: - человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается; - связь человека с природой, ее компонентами; - человек – частица природы; - природа – единственный дом человека. | Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками. | |
Ноябрь | 5. | В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку? | Солнце, как великий труженик: оно – источник тепла и света, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер (перемещение теплого и холодного воздуха). | Игрушка Карлсон; рисунок солнца. |
6. | Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?» | Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день). Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль. | Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски. | |
7. | Собираем осенью урожай плодов. | Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком). | Муляжи овощей и фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч. | |
Декабрь | 8. | Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы). | Рассказать о перелетных и зимующих птицах: - причины отлета птиц; - классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания; Как помочь птицам в зимних условиях. Д.и. «Кто что ест». | Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени. |
9. | Домашние животные. | Сформировать понятие «домашние животные»: - рассказать об их жизни и существенных признаках; - живут рядом с человеком, человек о них заботится. Д.и. «Найди детеныша». | Иллюстрации диких и домашних животных | |
10. | Дикие животные. | Сформировать понятие «дикие» животные: - рассказать об их жизни и признаках; - дикие и домашние животные – родственники; - классификация диких и домашних животных. Д.и. «Дикие и домашние животные», «Кто где живет». | Телеграмма; клубок; два обруча ;рисунки диких и домашних животных. | |
11. | Уход за комнатными растениями. | Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения (стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать). | Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами. | |
12. | Хвойное дерево – ель. Кто дружит с ней? | Рассказать: - о строении ели(ствол, ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположены по одной на ветке; корень; шишки продолговатые с семенами); - отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам); - роли ели в жизни животных ( для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа –дом; для клеста и дом, и столовая). | Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры( треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели. | |
Январь | 13. | Жизнь растений зимой. | Рассказать: - о состоянии растений поздней осенью и зимой; - способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя); - как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли). | Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев. |
14. | Кто как зимует. Жизнь животных зимой. | Рассказать о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформировать навыки установления причинно – следственных связей. Как помочь животным зимой. | Комплект карточек «Животные»; пособие«Зимний лес». | |
15. | Вода – источник жизни. | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой. | |
Февраль | 16. | Жизнь воды. Основные свойства воды. | Выявить: - свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы); - где встречается вода. | Прозрачные сосуды разной формы и величины; глоьус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками. |
17. | Что мы знаем о воде? | Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед. Д.и. « Какой бывает вода». | Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед. | |
18. | Круговорот воды в природе. | Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе. | Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями. | |
19. | Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума) | Рассказать: - о водоеме (аквариуме) как среде обитания животных и растений); - о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем, как естественном водоеме; - о создании необходимых условий для обитателей водоема. | Аквариум с обитателями. | |
Март | 20. | Что в морской глубине, на самом дне? | Рассказать: - о море, как среде обитания животных и растений; - разнице между морскими и речными обитателями. | Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки. |
21. | Викторина о воде. | Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы. | Медали; конверты с заданиями. | |
22. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | Раскрыть понятие «воздух»: - свойства воздуха; - роль воздуха в жизни человека. Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям. | Мяч; воздушный шар;емкость с водой; пустая бутылка. | |
23. | Мы – ветры. | Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. | Вентилятор; аудиозапись со звуками ветра. | |
Апрель | 24. | Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе. | Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать. | |
25. | Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой. | Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека. | Колба с почвой; вода; лупа; муляжи овощей и фруктов. | |
26. | Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком. | Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы. | Иллюстрации крота, червя, барсука. | |
27. | Лес – наше богатство. Этажи леса. | Дать понятие: лес – наше богатство. Познакомить с «этажами» леса. Закрепить знания о диких животных. Воспитывать любовь к природе. | Плакат «Лес» с указанными на нем «этажами». | |
Май | 28. | Взаимосвязи в природе. | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их. Д.и. «Кто чем питается». | Карточки «Цепи питания»; схемы к игре. |
29. 30. | К первоцветам в гости. (экскурсия). КВН «Природа – наш дом». | Дать детям понятие о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми. Создать у детей атмосферу праздника. Развивать мышление, память, фантазию детей. Воспитывать интерес к знаниям; обобщать и систематизировать материалы разных тем. | Картинки животных; плакат «Круговорот воды в природе»; картинки «Цепи питания»; картинки о природе; музыкальное сопровождение.. |
- Перечень учебного оборудования
- Комплект карточек «Природа –не природа»; игрушки; природный материал; мяч.
- Комплект карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика»; губка с водой.
- Игрушка ежик; лист ватмана; рисунки с изображением людей; животных и растений; краски; клей.
- Игрушка Карлсон; рисунок солнца.
- Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски.
- Муляжи овощей и фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч.
- Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени.
- Иллюстрации диких и домашних животных
- Телеграмма; клубок; два обруча ;рисунки диких и домашних животных.
- Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами.
- Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры( треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели.
- Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев.
- Комплект карточек «Животные»; пособие«Зимний лес».
- Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой.
- Прозрачные сосуды разной формы и величины; глоьус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками.
- Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед.
- Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями.
- Аквариум с обитателями.
- Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки.
- Медали; конверты с заданиями.
- Мяч; воздушный шар;емкость с водой; пустая бутылка.
- Вентилятор; аудиозапись со звуками ветра.
- Колба с почвой; вода; лупа; муляжи овощей и фруктов.
- Иллюстрации крота, червя, барсука.
- Плакат «Лес» с указанными на нем «этажами».
- - семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
- - фотостенд в группе «Природа нашего города»;
- - стенгазета, посвященная охране природы;
- Мониторинг обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе
К концу учебного года обучающиеся могут иметь следующие показатели развития:
- Дети могут самостоятельно описывать растения(стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать);
- Рассказать о море, как среде обитания животных и растений;- разнице между морскими и речными обитателями;
- Дети имеют представление о взаимосвязях, существующих в природе, составляют пищевые цепочки, обосновывать их;
- Имеют представление о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме.
- Сформированы навыки установления причинно – следственных связей.
Список использованной литературы
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2012.
Приложение
Приложение 1
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
1. Ф.И.О.
2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Приложение 2
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Подмосковья, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Приложение 3.
Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья — насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар — это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы — земной красы начало.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Приложение 4.
Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Руская природа».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
Приложение 5
Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)
Конкурс 2. « Урожай плодов».
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.
Музыкальная пауза.
Конкурс 3. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей «Известное об известном»
1. Самый крупный:
- из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
- из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
- из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину
3.Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.
5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.
6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.
Конкурс 4. «Угадай мелодию».
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс 5. «Домашнее задание».
Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.
Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица
Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.
Игра для болельщиков «Перевертыши».
Конкурс 8. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.
1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2. Деревья покрылись инеем – к теплу.
3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8. Много сока в березах – к дождливому лету.
9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14. Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....
Выступление на педагогическом совете: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. И очень остро встала задача экологического образования населения.Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, пед...
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...
Семинар – практикум. «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Семинар – практикум.«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из сост...
Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями"
Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями...
«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить...
«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить...