Программа "Знакомим старших дошкольников с архитектурой"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Эльвира  Степановна  Зухович

В программе обозначена цель, задачи по ознакомлению дошкольников 5-7 с архитектурой. Представлен перспективный план деятельности по разделам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc700 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Знакомим  старших  дошкольников  с  архитектурой»

        Автор-составитель:

старший  воспитатель  МАДОУ «Детский  сад № 8

комбинированного  вида» г. Емвы

Зухович Э.С.

г.Емва,2017 г.

Введение

Программа  адресована  педагогам  дополнительного  образования, воспитателям  дошкольных  учреждений  и  учитывает  специфику  воспитания  и  обучения  детей  5-7 лет. В  ней  раскрыты   задачи  и  содержание  работы  по  ознакомлению  дошкольников  с  одним  из  видов  искусства – архитектурой.

Актуальность  создания  подобной  программы  обусловлена  необходимостью  совершенствования  методов  и  средств  ознакомления  детей с искусством, их  духовного  развития, воспитания  национальной  культуры  детей.

Цель  программы – с  помощью  системы  занятий  формировать  у  детей  дошкольного  возраста  знания  об  архитектуре, приобщать  их  к  своей  национальной  культуре, и,  развивая    интерес  к  искусству  архитектуры, воспитывать гордость  за  художественный талант  своих  соотечественников.

                                                              Задачи  программы:

  • приобщение  детей  к  миру  искусства;
  • развитие  интеллекта, детского  творчества;
  • развитие  интереса  к  изучению памятников  архитектуры  России, РК;
  • ознакомление  с  особенностями  архитектуры  народного  жилища   коми;
  • воспитание  эстетического  восприятия  детей;
  • воспитание  любви  к  своей  Родине.

Отличительной  особенностью  данной  программы  является  то, что  знакомство  с  архитектурой  происходит  в  процессе  разнообразных  видов  деятельности  детей  и опирается   на  региональные  особенности  республики  Коми, т.к. задачи  по  ознакомлению  с  искусством  не  могут  решаться  вне  содержания  той  национальной  культуры,  национальных  традиций, которые  веками  создавались  народом, чей  менталитет  на  данной  территории  является  приоритетным. В  основе  программы  естественное  и  непринуждённое  приобщение  детей  к  миру  искусства, развитию  активного  интереса к  древнему  зодчеству, архитектуре  Коми  края. В  процессе  ознакомления  с архитектурой  дети  получают  знания  о  том, какие  дома  бывают  в  разных  странах, из  чего  их  можно  строить, знакомятся  с  историей  жилищ, профессией  архитектора, «Путешествуют»  по  городам «Золотого  кольца», знакомятся  с  историей  народного  жилища  коми, способами  его  украшения, учатся  создавать  чертежи  и  сооружать  по  ним  постройки.

Новизна  и  оригинальность  программы  заключается  в  том, что  в ней  представлена  система  и  содержание  работы  по  ознакомлению  детей  дошкольного  возраста  с  архитектурой.

Ожидаемые  результаты:

1. Расширение  представления детей  о  видах  архитектуры;

2. Создание  интереса  к   памятникам  архитектуры, их  истории;

3. Умение  делать  обобщения  об  архитектурных  сооружениях;

4. Владение  знаниями  об  архитектуре  жилых  и  хозяйственных  построек  коми;

5. Умение  создавать  проекты,  используя  шаблоны, строить  по  ним;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Основная часть

Методический  аппарат, заложенный  в  программу, поможет  педагогам  более  свободно  ориентироваться  в  её  содержании. При  составлении  программы  учитывались  те  возможности, которыми будет  располагать  педагог, готовясь  к  работе  с  детьми. Это  хрестоматии  по  истории, искусству, репродукции  картин, иллюстрации,  фотографии  и т.д. В  программе  имеется  большая  подборка  литературы  в  помощь  педагогам, предусматривается  приложение  с  перспективным  планированием  работы  в  старшей  и  подготовительной  к  школе  группе.

Программа  нацеливает  ребёнка  на  воспитание  осознанного  отношения  к  искусству, побуждает  к  детским  открытиям, к  усвоению  социального  опыта.

Методика  работы  строится  таким  образом, чтобы  полученные  знания  об  искусстве  архитектуры,  дети  могли  бы  и  хотели  применять  в  своей  художественной  деятельности, чтобы  у  ребят  формировались  такие  качества, как  творческая  активность, инициативность, самостоятельность  и  возникал  бы  интерес  к  истории  культуре  народа  коми.

Возраст  детей, участвующих  в  реализации  данной  дополнительной  образовательной  программы – 5-7  лет. Это  наиболее  целесообразный  период  для  эстетического  и  художественного  развития, так  как  именно  в  этом  возрасте  дети  обладают  большим  потенциалом  фантазии, поэтому  программа  предусматривает  расширение  этого  потенциала.

Программа  отражает  эффективные  подходы  к  комплексному  решению  ознакомления  детей  с  архитектурой, определяет  основные  направления, задачи, а  также  план  действий  и  реализацию  их  в  течение двух  лет.

Этапы  реализации  программы:

1-й – знакомство  детей   с  понятием «архитектура», профессией  «архитектор»; путешествие  в  историю  жилищ («Древнее  зодчество», «Из  чего  построен дом», коми  керка, «Мой  родной  город»); цикл  занятий «юный  архитектор» (художественно-творческая  деятельность).

2-й – Виды  архитектуры; дома  в  разных  странах; народное  жилище  коми; памятники  архитектуры (Кремль, «Путешествие  по  «Золотому  кольцу»); «юный  архитектор» (художественно-творческая  деятельность).

Программа  предполагает  различные  формы  работы  с  детьми. Занятия  проводятся  с  сентября  по  май  один  раз  в  неделю, могут  быть  фронтальными, подгрупповыми  и  индивидуальными. Педагогу  необходимо  тщательно  готовится  к  ним, так  как  ознакомление  детей  с  архитектурой  требует  специальных  знаний, подбора  иллюстративного  материала. Занятия (познавательные, художественно-творческие)  могут  проводиться  как  в  первую, так  и  во  вторую  половину  дня. Чёткой  структуры  они  не  имеют. Длительность -20-25  минут. Материалы  для  занятий  включают  в  себя  как  авторские  разработки, так  и  различные  справочные  материалы, а  также  опыт  работы  с  детьми, накопленный  отечественными  педагогами-практиками  на  современном  этапе. В  программе  запланировано  проведение  бесед  с  детьми, во  время  которых  педагог формирует  положительно-эмоциональное  отношение  к  тому, о  чём  беседует, закрепляет  полученные  ранее  знания, просит  рассказать  об  увиденном, поделиться  своими  впечатлениями.   Бесед    обязательно  сопровождаются  показом  иллюстраций, репродукций, слайдов  и  т.п. Решение  поставленных  программных  задач  решается также  в  ходе  проведения  дидактических игр, в экспериментальной деятельности,  во  время целевых  прогулок.  Данная  программа  предусматривает  принцип  интеграции  в  тематическом  планировании  работы  с  детьми  по  ознакомлению  с  архитектурой.  Особое  внимание  уделяется  комплексным  занятиям, в  процессе  которых  дети  осваивают  несколько  видов  деятельности.  Все  формы  организации  деятельности  детей  предполагают   активное  использование  современных  аудиовизуальных  средств  обучения  и  новых  информационных  технологий.

        Представленные  вопросы  позволяют  проследить  развитие  у  детей  художественного восприятия  архитектурных  сооружений, уровень  знаний   об  архитектуре, проанализировать  эффективность  реализации  программы.

  • Вопросы, выявляющие  уровень  представлений  об  архитектуре, её  видах:

      1. Педагог  демонстрирует  иллюстрации с  изображением цирковых  артистов,   танцоров, театрального  представления, предметов  народного  творчества, репродукций  картин, дома, церкви, крепости  и  даёт  задание  отобрать  те   изображения, которые  можно  отнести  к  архитектуре. (Дом, крепость, церковь)

            2. Педагог  предлагает  детям  рассмотреть  фотографии  жилых  домов,       общественных  зданий, промышленных  сооружений, мостов  и  предлагает  разложить  их  по  группам (4  группы).

  • Вопросы, выявляющие  знание  памятников  архитектуры: 
  1. назовите  несколько  городов, входящих  в  «Золотое  кольцо»
  2. Назовите  один  из  памятников    архитектуры  «Золотого  кольца» (можно  предложить  репродукцию  картин  или  фотографии), опишите  его.
  3. Какие  памятники  архитектуры    республики Коми  вы  знаете? Чем  они  знамениты?
  • Вопросы, выявляющие  знание  храмовой  архитектуры:
  1. педагог  показывает  иллюстрацию  храма, изображённого  крупным  планом  и  

            просит  показать, назвать: купол, арки, аркатурный  поясок, барабан  и  т.д.

  • Вопросы, выявляющие  знание истории  архитектуры  жилых  построек  коми:
  1. Как  в  прошлом  крестьяне  коми  выбирали  место  для  строительства  дома?
  2. Куда  обращены  были  фасады  домов? ( К  реке)
  3. Из  каких  изб мог состоять  дом  коми? (Зимняя  и  летняя  изба) Что  располагалось  между  избами? ( Сени)
  4. Каким   орнаментом  коми  украшали  наличники  дома? (Солярный  орнамент, лосиные  рога, конь, птица)
  5. Как  коми  украшали  постройку, предназначенную  для  укрепления  крыши? (Охлупень  в  виде  конской  головы, птиц)
  • Вопросы, позволяющие  определить  знание  зависимости  видов  постройки  от различных  условий:

1. Игра «Построй  дом». Детям  предлагается  карта  мира с условными  обозначениями: жаркая  пустыня, луг, ледяная  пустыня, вечнозелёный  лес, лиственный  лес, тропический  лес, горы; картинки  с    изображением  домов (на  сваях, на  воде, переносные, на  деревьях, ледяные, кожаные  и т.д.) Дети  раскладывают изображения  домов на карте, объясняют  свой  выбор. ( Климат – материал, конструкция).

  • Задания, позволяющие  определить  умение  детей  создавать  проекты, делать чертежи, используя  шаблоны, строить  по  шаблонам:
  1. Детям  раздают  нарисованный  шаблон, а  ребёнок  подбирает  подходящие  детали, называет  их (куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед, полуцилиндр, усечённый  конус.)
  2. Детям  предлагается  готовый  шаблон, по  которому они  должны  построить

изображённое ( спроектированное)  здание.

                 3. Самостоятельно  спроектировать, начертить  и  построить замок (дворец, дом)

         Формы  подведения  итогов  реализации  дополнительной  образовательной  программы  могут быть  различными: презентация, где дети  выступают  в  качестве  руководителей  проектов. Например, проект «Мой  город», «Я – архитектор», «Дома  в  разных  странах»  и т.п., выставки продуктов  художественного  творчества  детей, педагогов, родителей, открытое  занятие  в  форме КВНа, викторины, показ  видеофильма  о  процессе работы  с  детьми  по  темам  программы, занятия-путешествия, в  которых  дети  выполняют  роль  экскурсоводов ( «Путешествие  по  Древней  Москве», «Памятники  архитектуры «Золотого  кольца», «У  бабушки  в  коми  деревне»  и т.д.), занятия, где  дети  выступают в   роли  архитектора, строителя («Строим  древний  город», «Замки  для  королей», «Город  будущего»  и т.п.)

         Программа  обозначает  лишь  общее  содержание  и  направление  в  работе, поэтому  педагог  может  проявить  инициативу  в  выборе  поурочного  планирования  материала, в  выборе, чередовании  тем  занятий.

Учебно-тематический  план:

Старшая  группа   ( 5-6 лет)

Раздел

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Прак-

тика

Строительное  искусство

  • Что  такое  архитектура
  • Строительные профессии
  • Здания  различного  назначения
  • Мосты.
  • Из  чего  построен  дом.
  • Моя  улица.
  • Мой  город.

2

4

4

1,5

3,5

2

6

1

2

2

1

2

1

3,5

1

2

2

0,5

1,5

1

2,5

История  жилищ

  • Жилище  древнего  человека.
  • Русское  деревянное  зодчество.
  • Архитектура  построек  народа  коми.

2

6

5

1

3

3

1

3

2

Итого:

36

19,5

16,5

Подготовительная  к  школе  группа  (6-7 лет)

Древняя  и  современная  архитектура

  • Древнее  зодчество.
  • Дома  в  разных  странах.
  • Народное  жилище  коми.
  • Храмовая  архитектура.
  • Мой  город.
  • Современная  архитектура.

   9

   2

   7

   5

   4

   2

  3,5

  1

  5

  4

  2

  1

 5,5

 1

 2

 1

 2

  1

Памятники  архитектуры

  • Памятники  «Золотого  кольца»
  • Кремль, собор  Василия  Блаженного
  • Архитектурные памятники  Республики   Коми.

   7

   3

   3

  6

  3

  2

 1

 

 1

Итого:

  42

27,5

14,5

Содержание  дополнительной образовательной  программы:

старшая  группа

Дать  понятие «архитектура», познакомить  с  профессией   архитектор; дать  знания  о  жилище  древнего  человека (пещеры, деревья, шалаши, дома  из  костей  мамонта). Рассказать  о  том, когда  и  как  начали  строить  дома (избы, хоромы,  терема) на  Руси. Знакомить  с  архитектурой  жилища  коми (типы  домов). Знакомить  с  характерными  особенностями  жилых  домов, общественных  зданий, промышленных  сооружений, мостов; учить  делать  обобщения (у  зданий  есть  фундамент, стены, окна, крыши, у  мостов – устои, перекрытия, спуски.), что  все  здания  отличаются  по  строению, оформлению. Уточнить  знания  о  том, для  чего  нужны  дома.  Расширять  знания  о  строительных  материалах:  дерево, кирпич, лед, солома, бамбук, кожа, камень, ветви, листья.  Рассказать  о строительстве  родного  города, его  достопримечательностях.

подготовительная  к  школе  группа

Продолжать  знакомство  с  архитектурой,   с  русским  деревянным  зодчеством, познакомить  с  историей  жилищ  коми  народа. Рассказать  о  домах  в  разных  странах (дома  на  сваях, на  воде, переносных  домах, дом – минка, дом – иглу бамбуковые  дома и др.). Познакомить  детей  с  храмовой  архитектурой. Рассказать  об  архитектуре  древней  Москвы, Кремля, Соборе Василия  Блаженного, памятниках  «Золотого  кольца», родного  края (Турьинская  Воскресенская  церковь, Онежская  церковь Рождества  Богородицы, дом  Сухановых в  Сыктывкаре) Развивать  умение  детей  видеть  красоту  старинных  сооружений, современной  архитектуры. Учить   детей  делать  чертежи  по  шаблону, закрепить  знание  объёмных  геометрических тел, создавать проекты  зданий, сооружать  постройки  из  «конструктора».

Перспективный  план  работы  по  ознакомлению  с  архитектурой  детей  5-6  лет

Раздел «Строительное искусство»

      Форма  работы

                       Цель

        Оборудование

Занятие «Что  такое  архитектура»

1ч. Беседа  «Архитектура – вид  искусства»

2ч. Рисование «Дом, в  котором  я  живу»

Дать  детям  знания  о  том, что такое  архитектура, архитектурные  сооружения, совершенствовать  навыки  изображения  домов, вызвать  интерес  к  различным  строениям.

Слайды с  изображением  различных  зданий, фо- тографии  домов  города, восковые мелки, пастель.

Конструирование «Мы – архитекторы»»

1ч. Беседа  о  том, в  разных  странах  строятся  одинаковые  по  назначению  здания, но  различные  по  внешнему  виду.

2ч.Коллктивная  работа «высотные  здания»

Показать детям красоту, разнообразие, необычность  зданий   в  разных  странах  мира, побуждать  делиться  своими  впечатлениями  от  встречи  с  искусством, формировать  суждение. Учить  делать  разметку  на  выкройке, работать  с  трафаретной  линейкой

Фотографии  с  изображением  красивых  зданий, церквей; выкройка для оклеивания  бумаги, клей, ножницы.

Экскурсия  по  близлежащим  улицам  города.

Закрепить  знание о  названиях  улиц, знакомить  с  достопримечательностями  города, рассмотреть  разнообразные  по  конструкции  здания, знакомить с  характерными  особенностями  жилых  домов.

Фотоаппарат (фотогра-фии  использовать  для  оформления  альбома «Мой  город».)

Занятие «Для  чего  нужны  дома»

1ч.Беседа о материалах, из  которых  строят  дома, строительных  профессиях.

2ч. Рассматривание иллюстраций  домов из  сказки «Три  поросёнка»

Пополнить  знания  детей  о  конструкции  домов; продолжать  знакомить  с  различным  строительным  материалом; воспитывать  уважение  к  человеку  труда.

Картинки  с  изображением  юрты, многоэтажных  домов, иллюстрации к  сказке «Три  поросёнка».

Занятие

«Профессия  архитектор»

1ч. Рассказ  о  профессии  архитектора.

2ч. Конструирование  из  бумаги «Домик, гараж, сарай».

Дать  знания  о  творческой  профессии  архитектора, вызвать  интерес учить  делать  конструкции  из  бумаги, развитие  творческих  способностей  детей.

Фотографии  макетов улиц, зданий, готовые  выкройки, ножницы, клей, цветная  бумага  для  украшений.

Занятие «Кто  построил  этот дом?»

1ч. Рассказывание  о  профессии каменщика, плотника, столяра, маляра, плиточника.

2ч. Дидактическая  игра «Подбери  инструмент»

Продолжать  знакомить  со  строительными  профессиями  и  профессиональными  действиями: архитектора, каменщика, плотника, маляра, плиточника.

Закреплять умение  подбирать  инструмент  для  работы  строителей. Воспитывать  интерес  к  строительным  профессиям.

Демонстрационные  картины «Кто  работает  на  стройке», набор  картинок со строи-  тельными  инструмента-

ми. 

Экскурсия  в  здание  магазина.

Уточнить  знания  о  назначении  здания.

-

Целевая  прогулка  к  зданию  школы.

Уточнить  знания  о  назначении  здания  школы, обратить  внимание  на  её  архитектуру,

 учить  детей  выделять  сходство и различия   зданий.

Занятие «Здания  различного  назначения» 

Дать  знания  о  том, что существуют  здания  разного  назначения, подвести  к  пониманию  зависимости  конструкции  здания  от  его  назначения, развивать  внимание  детей  к  архитектурным  сооружениям.

Картины, изображающие  различные  здания (детский  сад, кинотеатр, почту, магазин, завод, храм, жилой  дом).

Аппликация «Постройка  из  строительного  материала», беседа  «Как  возводятся  дома»

Учить  изображать  возведённую  постройку, передавать  формы  и  относительную  величину  её  элементов.

Конструкторы.  Выбранная  постройка. Наборы  цветной  бумаги прямоугольной  формы. Бумага  светлого  тона  для  наклеивания.

Дидактическая  игра  «Покажи  картинку»(«Назови  здание»)

Выявить и закрепить  знание  назначения  зданий  города, называть  их  правильно.

Картинки  с  изображением  школы, детского  сада, кинотеатра, больницы, завода, жилых  домов.

Занятие «История  родного  города»

. Рассказ  воспитателя о происхождении  названия  города, основных  достопримечательностях.

2ч .Просмотр  фильма «Наш  город».

Закрепить  знания  детей  о  родном  городе, познакомить  с  историей  его  названия,  достопримечательностями, воспитывать  интерес  к  его  истории.

Фотографии  старого  и  нового  города, видеоматериалы.

Экскурсия  в  краеведческий  музей.

Продолжать  знакомить  детей  с   родным  городом, вызвать  интерес к  истории  его  строительства.

Экспонаты музея.

Беседа  на  тему  «Из  чего  построен  дом»

Рассказать  детям  о  различных  материалах, из  которых  люди  строят  дома, дать  знания  о  том, что  архитектор  выбирает  материалы  для  будущего  дома  в  соответствии  со  строительной  модой  и  последними  достижениями  науки. Дать  знания  о  том, что каждой  местности  присущи  свои  строительные  традиции.

Иллюстрации  различных  домов: из дерева  и  камня, древесины, бамбука  и  соломы, веток  и  листьев, кирпичей, льда.

Дидактическая  игра «Выбери  дом»

Выявить  и  уточнить  знания  детей  о  различных  строительных  материалах, умение  определить  зависимость  использования  материала    от  климата.

Кукла-эскимос, африканец, монгольский  пастух, картинка  с  изображением  юрты, чума, дома  из  соломы  и  веток.

Занятие «Дома  в  нашем городе»

1ч. Дидактическая  игра «Из  чего  построен  дом?»

2ч. Упражнение « Какой  дом?»

3ч. Составление  описатель-

ного  рассказа «Дом, в  котором  я  живу»

Развивать умение согласовывать  существительные  с прилагательными  и  числительными , образовывать  сложные  слова  путём  слияния  двух  основ, закрепить  знания о разнообразии строительных  материалов, составлять  описательные  рассказы  по  схеме.

Фотоиллюстрации  с  изображением  различных  домов, строений, архитектурных  сооружений, схемы  для  составления  описательных  рассказов.

Моделирование «Макет  центральной улицы  города»

1ч. Сделать чертёж  плана-схемы улицы.

2ч. Изготовление  макетов зданий.

Учить  делать  план  улицы, закрепить  умение  делать  конструкции  домов  по  выкройкам, уточнить  представление  детей  о  разнообразии  зданий, учить  делать  обощения (у  всех  зданий  есть  фундамент, стены, окна, крыши)

Готовые  выкройки,  коробочки, клей, мелкие  игрушки для  обыгрывания  макета.

Рисовани е «Дома  в  городе» 

Учить  выделять  признаки  новых  домов, отличия  одних  домов  от  других (жилые  дома, детские  сады, кинотеатр)  и  передавать  это  в  рисунке. Развивать  чувство  композиции.

Цветные  мелки, карандаш  графитный.

Целевая  прогулка  к  железнодорожному  мосту.

Рассмотреть  строение  моста, дать  знание  о  частях  мостов (опоры, спуски, перекрытия),

-

Конструирование на  тему «Мосты».

1ч. Рассматривание  иллюстраций, фотографий  мостов  различной  конструкции.

2ч. Конструкция  мостов  по  условиям

Учить  устанавливать  зависимость  скорости  спуска машинки  от  его  крутизны, закреплять  знание  частей  моста, строить  мосты по  соответствующим  условиям (мост низкий, высокий, с  пологими, покатыми  спусками)

Строительный  материал, машинки, фотографии  мостов.

Викторина  «Знатоки  родного  города»

Выявить   знания  детей  об истории   родного  города, о  его  достопримечательностях. Воспитывать  чувство  гордости  за  свой  город, стремление  сделать  его  ещё  красивее.

Детские  работы, посвящённые  родному  городу, жетоны, план  расположения  улиц  вблизи  детского сада, фотографии, города, сувениры.

Сюжетно-ролевая игра «Строители» 

Закреплять  знание  строительных  профессий, их профессиональных  действий.

Строительные  инструменты, крупный, мелкий  конструктор.

                                                  Раздел «История  жилищ»

Беседа «Почему  первый  человек  поселился  в  пещере?»

Рассказать  о  жилище  первобытного  человека: на  деревьях, в пещерах, об  образе  жизни  в  пещерах

Иллюстрации  жилищ  первобытного  человека.

Изготовление  панно «Жилище  древнего  человека»

Закреплять  знание  детей  о  жилище  др. человека, умение  вырезать   по  трафаретам, воспитывать  интерес  к  истории  жилищ  человека.

Трафареты, изображающие  древнего человека, цветная  бумага, восковые  мелки, клей.

Занятие «Когда  начали  строить  первые  дома?»

Дать  знания  о  строительстве  домов  в    древности, об  использовании  строительного  материала  в  зависимости  от  климата.

Макеты  домов, изготовленные  из  древесины, веток  и  глины, травы  и  соломы.

Беседа «Как  делаются  кирпичи»

1ч. Рассказ  о  строительном  материале, эксперимент с  мягкой и  высохшей  глиной

2ч. Просмотр  видеоролика  о  строительстве  дома  из  кирпича.

Рассказать  о  самом  древнем  строительном  материале, о  технологии  его  изготовления.

Образцы  глины, кирпича, видеоролик.

Занятие «Что  такое  изба?»

Дать  знания  детям  об  избе – традиционном  жилище  русского  человека, что  основой  избы  является  сруб, рассказать  об  устройстве  избы, воспитывать  интерес  к жизни  своих  предков.

Иллюстрации  русских  изб, изображения  плотников, строящих  избу.

Аппликация (лоскутная  техника) «Домик  в  деревне»

Закреплять  представление  о  деревенских  домах, воспитывать  интерес  к  жизни  в  деревне, воспитывать  уважение  к  её  обитателям.

Клей, кусочки  ткани, иллюстрации  с  изображением  деревенских  дворов.

Конструирование  из  бумаги «Сказочный  домик»

Закреплять  умение  делать  кубическую  коробочку, учить  делать крышу (по  принципу  трёхгранного  фонарика), развивать  творчество  детей.

Чертёж, клей, ножницы, полоски  цветной  бумаги, фольга.

Рассматривание  иллюстрации  с  изображением  церкви  в  Кижах.

Дать  знания  о  русском  деревянном  зодчестве, воспитывать  уважение  к  умельцам-плотникам.

Фотографии  с  изображением  церквей  в  Кижах.

Рисование  «Терем-теремок»

 

Дать знания  детям  об  устройстве  терема, учить  изображать  знакомое, но  вносить  свои  элементы  в  рисунок.

Иллюстрации  с  изображением  теремков, карандаши, цветные  мелки.

Беседа «Дома  наших  предков – коми  керка»

Дать  детям  представление  об архитектуре  жилых  построек  коми, что  дома  зажиточного  коми  отличались  от остальных, развивать  интерес  к  истории  родного  края.

Фотографии  традиционных  домов  коми.

Путешествие  по  улицам  коми  села.

Дать знания   о том, что сёла  располагались  по  берегам  рек, дома строились  большие, стояли  в  несколько  рядов, фасады  домов  обращались к  реке, бани  и амбары  строились  на  высоких  ножках, в  центре  строили  церковь. Воспитывать любовь  к  предкам.

Картины, иллюстрации  с  изображением  коми  сёл, домов, хозяйственных  построек.

Рисование «Улица  в  коми  деревне».

Учить  рисовать  различные  дома  коми (одно-двухэтажные, состоящие  из  двух  половин, с  балконами,

Восковые  мелки, краски, кисточки, бумага  тонированная (зелёная, белая), образцы  с  изображением  домов  коми разного  типа.

Экскурсия в  краеведческий     музей.

Продолжать знакомить  детей  с  историей  традиционного жилища  коми, устройством  коми-керки, развивать  интерес  к  истории  народа  коми.

-

Совместная  работа  педагога и детей «Макет  улицы  коми  села».

Вывить  уровень   знаний  и  пробуждать  интерес  детей к  архитектуре   коми, закреплять  знание  особенностей  постройки домов, закреплять  творческий  опыт  детей  в  коллективной  деятельности.

Диорама  села, коробочки  разного  размера, фломастеры, цв.бумага, клей, готовые  крыши (одно  и  двухскатные), картон, ножницы, пластилин.

       Перспективный  план  работы по  ознакомлению  с  архитектурой  детей  6-7 лет

                                     Раздел  «Древняя  и  современная  архитектура»

Занятие «Путешествие  в  поселение  древних  славян»

Дать  знания  о  том, где  располагались  поселения, о  строительстве  домов, их  внутреннем  устройстве (строили  из  брёвен, покрывали  соломой, окна  прорубали  у  самой  земли), вызвать  интерес  к  истории  своей страны.

Иллюстрации  древних  поселений  славян.

Занятие «Ознакомление  с  русским  деревянным  зодчеством»

1ч. Беседа (как и из  чего строилась изба, сруб, что  такое  хоромы, терема)

2ч.Аппликация  «Изба, хоромы, терем»

Расширять  представления  детей  о строительстве русской  избы, учить  выделять  составные  части  построек  из  дерева (стены  с  дверными  и  оконными  проёмами, перекрытия, крыша  и  её  составные  части- скаты), познакомить  с  понятием «венец», «сруб»,  «рубленая  изба». «фронтон», «скаты», «конёк». Закреплять  умение  выполнять  аппликацию обрыванием, вырезыванием.

Иллюстрации  сосны, фотографии  срубов, иллюстрации Ю.Васнецова  с  изображением  изб,  теремов, хоромов; куски  обоев, клей, ножницы, гофрированный  картон, цветная  бумага, фломастеры.

Занятие «В  гости  к  тетушке  Алёне»

Продолжать  знакомство  с  жилищем  русского  человека – избой; первоначальное название – «истобка». Означало  отапливаемое  помещение, вызвать  интерес  к  русским  традициям: помощь, уважение  к  старшему, гостеприимство.

Макет «Изба», разрезные  картинки «Изба» для  игры.

Конструирование из  полых  бумажных  трубочек «Древний  город».

Учить  создавать  постройки  древности  из  бумажных  трубочек (брёвен), закреплять  знания  детей  о  строительстве  хоромов, теремов, изб. Воспитывать  уважение  к  традициям  славянской  культуры. Развивать  творческие  способности  детей.

Бумажные  полые  трубочки, клей, ножницы, цветная  бумага, диорама  с  изображением  леса.

Развлечение «В  русской  горнице»

Продолжать  знакомить  детей  с  жилищем  русского  человека, разъяснить  понятие «горница», рассказать  о  её  устройстве, воспитывать  интерес  к  особенностям  русских  традиций.

Убранство  зала, соответствующее  устройству  горницы, русский  костюм, деревянная  посуда, сундук, чугун, люлька.

Беседа «Когда  в  домах  появились  окна»

Рассказать, что  окна появились позже  дверей. Первоначально окна  играли  роль  печной  трубы, закрывались  изнутри  деревянными  задвижками. Вместо  стекла  использовали  бычий  пузырь, в  морозные зимы-куски  речного  льда.

Иллюстрации  древних домов.

Рисование «Древний  город» 

Упражнять   детей  в  изображении  изб, теремов, храмов  и  прочих  постройках  русского  деревянного  зодчества, украшая  их  декоративными  элементами. Совершенствовать художественно-творческие  способности.

Тонированная  бумага, краски, восковые  мелки, кисточки, карандаши  цветные.

Занятие «Москва  Златоглавая»

Продолжить  знакомить  детей  с  историей  возникновения  Москвы; помочь  детям понять, что  только  умные  и  добрые  люди  могли  построить  такой  город, как  наша  столица, воспитывать  любовь  к  своей  Родине.

Иллюстрации «Москва  деревянная», «Москва  белокаменная», «Москва  из  красного  кирпича», запись  песни  О.Газманова  «Москва  Златоглавая».

Викторина  «Путешествие  в  древний  город».

Примерные  вопросы:

  1. Что  такое  изба?
  2. От  какого  слова  образовалось  слово «изба»?
  3. Из  какого  материала  строили избы? Какого  дерева  и  почему?
  4. В  какое  время  года  рубили  деревья  для  построек? Почему?
  5. Какая  часть  дерева  использовалась?
  6. какие  строительные  материалы  можно  изготовить  из  дерева?
  7. Как  брёвна  и  брусья  соединялись?
  8. Что  такое  сруб?
  9. Как  назывались  большие, богато  украшенные  избы?
  10. Чем  простая  изба  отличалась  от  терема?
  11. Из  каких  построек  состоял  древний  город?
  12. Почему  поселения  располагались  по  берега  рек?
  13. Основной  инструмент  древних  строителей?

Закрепить знания  детей  о строительстве  домов  в  древности, их  характерных  особенностей, соотнося  их  с  функциональным  назначением, выделять  составные  части  построек  из  дерева. Воспитывать  уважение, интерес  к  традициям  славянской  культуры.

Макет  избы, иллюстрации  древнего  города, фломастеры, ватман, иллюстрации  разных  пород  деревьев,

Беседа  на  тему «Дома  в  разных  странах»

Дать знания  о  том, что  вид  дома  определяется  условиями  жизни  хозяев; дома  построенные  в  холодном  климате, отличаются  от  домов  обитателей  жарких  стран. Воспитывать  интерес  к  архитектуре  домов  мира.

Иллюстрации  дома  на  сваях, на  воде, на  деревьях, юрты.

Рассматривание  иллюстраций  памятников  архитектуры.

Показать  и  рассказать  о  памятниках  архитектуры  разных  стран, вызвать  интерес  к  различным  архитектурным  сооружениям, рассказать  о  их  различном  назначении, строительном  материале ( деревянные  дворцы  Запретного  города  в  Китае, пирамиды  Египта,  Пантеон, замок  Конви  и  др.)  

Иллюстрации, фотографии, картины  с  изображением  различных  памятников  архитектуры.

Конструирование «Мы  строим  дом»

Учить  детей  понимать  схемы, закрепить  знание  геометрических  тел, строить  дома  из  разных  деталей  так, как  это  обозначено  на  чертежах, развивать  внимание.

Чертежи ( один на двоих  детей), деревянный  конструктор.

Рисование «Занимательная  геометрия».

Учить  создавать  проект  города используя  геометрические  фигуры, срисовывать узоры, выложенные  кубиками  Никитина.

Таблицы  с  изображением  геометрических  фигур, фотографии  зданий, архитектурных  ансамблей, кубики  Никитина.

Конструирование  замка  феи, избушки  Бабы-яги.

Учить  детей  делать  чертежи с  помощью  шаблонов, сооружать  постройки  по  чертежам; закреплять умение  работать  с  шаблонами, знание  геометрических  фигур, тел; развивать  интерес  к  архитектуре.

Шаблоны, фломастеры, наборы деревянных конструкторов.

Художественный  труд «Домики  для  Домовёнка  Кузи»»

Приобщать  детей  к  дизайн- деятельности  по  благоустройству  и  декоративному  оформлению  интерьера  домика  сказочных  персонажей. Побуждать  в  индивидуальной  работе  интегрировать  виды  изобразительной  деятельности  и  мотивировать  самостоятельный  выбор  материалов.

Различный  бросовый  материал, клей, ножницы, цв. Бумага, картон, фольга, фломастеры.

Занятие «Архитектура  родного  города».

Закрепить  знание  детей  о  достопримечательностях  родного  города. Закрепить  знание, что  такое  архитектура; воспитывать  любовь  к  родному  городу.

Фотографии  с  изображением  зданий  города, его достопримечательностей.

Аппликация «Новый  район  города»

Учить  детей  создавать  в  аппликации  несложную  композицию, закреплять  умение  по-разному  располагать  в  пространстве  листа  изображения  зданий.

Цветная  бумага, ножницы, клей, кисточка.

Оформление  стенда «Мой  любимый  город»

Привлечь  родителей  к  совместной  работе  с  детьми – сбор  информации  об  истории  города, фотографий «прошлого» и  «нового»  родного города.

Статьи  из  газет, книги  по  истории  Коми  края, фотобумага.

Конструирование «Здания»

(Л.В.Куцакова. Занятия  по  конструированию  из  строительного  материала  в  подг. к  школе  группе  детского  сада.М.:Мозаика-Синтез,2007.С.5.

Упражнять  детей  в  строительстве  различных  зданий  по  предлагаемым  условиям, в  предварительной  зарисовке  сооружений.  В  анализе  схем  и  конструкций;  развивать  умение  воспринимать  предметы  и  явления  в  их  взаимосвязях.  Устанавливать  их.  Аргументировать  свои  решения;  развивать  конструкторские  навыки.

Ножницы,  карандаши, ластики, фломастеры, конверт, коробочка, строительный  материал, конструктор.

Создание  видеофильма  о  родном  городе.

Выявить  знания  об  архитектуре родного  города Учить  детей  рассказывать  об истории города, его архитектурных сооружениях, выступать  в  роли  журналистов; воспитывать  интерес  к  истории  родного  города.

Видеокамера, стихи  о  городе.

Конструирование  «Проекты  городов»

(Л.В.Куцакова. Занятия  по  конструированию  из  строительного  материала  в  подг. к  школе  группе  детского  сада.М.:Мозаика- Синтез, 2007. С. 28.

Упражнять  детей  в  составлении  планов  строительства; совершенствовать  конструкторские  способности; формировать  совместную  поисковую  деятельность;  развивать  умение  делать  самостоятельные  исследования  и  выводы.

Бумага,  карандаши,  ластики.

Создание  макета  «Город  будущего».

Учить  из  объёмного  материала  составлять  композицию  городских  построек  будущего, развивать  творчество, фантазию  детей.

Упаковочные  коробки  разного  размера, картон, цветная  бумага, ножницы, фольга, фломастеры, бросовый  материал.

Рассматривание  слайдов  с  изображением  образцов  современной  архитектуры.

Дать  знания  о  современной  архитектуре, учить  замечать  в  ней  оригинальность, ритмичность  форм.

Слайды  с  изображением  зданий  современной  архитектуры.

Беседа-рассказ «Куда  селились  наши  предки»

Дать  знания  детям  о  том, в  каких  местах  строили  жилища  жители  Коми, о  внешнем  виде  сёл  и  деревень (отсутствие  озеленения, разбросанный, рядовой   тип  застройки, на  высоком  месте –церковь, Мома  большие, высокие; воспитывать  интерес  к  истории  коми  края.

Фотографии   коми сёл, улиц, показывающий  типы  застройки,

Занятие «Как  строили  дома  на  Коми  земле»

Дать  знания  детям  об  этапах  возведения  керки (дома) – тщательный выбор  дерева, пробный  зарон, рубка  сруба, выбор  места  для  строительства керки с  помощью  гадания, постройка  дома  и переход  в  новый  дом.

Иллюстрации  постройки  дома, фотографии  домов.

Рассказ  о легендах, традициях, связанных  с  возведением   новых  домов  коми. 

Познакомить  детей  с  приметами, традициями, которые  соблюдались  при застройках (гадание  с  помощью  муравьёв, угощение  строителей  рыбником, на время  возведения  сруба устанавливали  в  центре  рябиновую  ветку), при  переходе в  новый  дом – ночью заносили  тесто, соль, скатерть, чашки, ложки.

Коробочки  из  бересты, макет   коми-керки, рыбник, чай.

Занятие «Украшении  коми –керки»

1ч.Рассматривание  иллюстраций,фотографий.

2ч. Лепка  охлупней.

Дать  детям сведения о  назначении  охлупней, уключин, флюгере в  архитектуре  жилых  построек, закреплять  умение лепить  утку, голубя, голову  лошади.

Фотографии  с  изображением  охлупней, уключин, флюгеров;

вырезанные  из  картона  крыши.

Беседа «Окошечко косящатое»

Рисование  наличников окон     коми –керки.

Дать  знания  об  устройстве  окна  в  древние  времена, назначении  наличников, декоративных  элементах, используемых  для  украшения  резьбой  карнизов  и  наличников  окон, научить  изображать  разные  виды  декора  окон  жилых  помещений  коми  народа, воспитывать  уважение к творчеству  мастеров.

Образцы  декоративных  элементов резьбы,   фотографии  окон  с  наличниками, карандаши, краски, кисточки, нарисованные  дома  с  окнами  без  наличников.

Путешествие  в  прошлое  коми  крестьянской  избы.

Познакомить  с  понятием «красный  угол», «полати», рассказать  об  интерьере  коми-зырянской  избы; развивать  интерес к  быту  коми  народа.

Занятие  проводится  в  мини-музее  детского  сада  или с  использованием  макета  коми  избы.

Итоговое  занятие – конкурс  знатоков «Архитектура  жилых  построек  народа  коми »

(2  команды) Примерные  вопросы:

1.Почему  наши  предки  селились  по  берегам  рек?  Почему  это  было  опасно?

2. Расставить  модели  домов,  хозяйственных  построек  так, как  застраивались  коми  сёла. Чем  поселения  коми  отличались  от  сёл  и  деревень  соседних  народов?

3.Пользовалось  ли местное население  ветряными  мельницами?

4. Как  выбиралось  место  для  постройки  дома?

5.Из  каких  пород  деревьев  строили  дома?( Ель, сосна)

6. Как  вы  думаете, какое  из  нарисованных  брёвен  коми  выбрали  бы  для  постройки?

7. Что  такое «Зарон»? (Когда  вырубали  три  дерева  и  определяли  можно  ли  приступать  к  постройке)

8. В  какое  время  года  заготавливали  лес  для  постройки  дома? Почему?

9.Что  такое  сруб? Когда  приступали  к  рубке  сруба?

10. Выберите  иллюстрации  с  изображением  домов  коми.

11.Почему  коми  изба  состояла  из  нескольких  изб? (летняя  и  зимняя)

12.Дополните  крыльцо, окна, крышу  дома, характерными  украшениями. (Цвет, резьба)

13.  Чем  отличался  фасад  домов? (Шесть  окон, крыльцо)

14.Что  изображали  охлупни?

15.Какое  значение  имели  балкончики?

16. Для  чего  использовались  амбары?

17.Почему  их  строили  на  столбах?

Рассматривание   иллюстраций с  изображением  храмов.

Выявить  уровень  усвоенных  знаний  о  строительстве  домов  в  коми (этапы  постройки, архитектура  дома, декоративные  украшения  жилища), традиций, связанных  с  постройкой  дома 

Знакомить  детей  со  спецификой  храмовой  архитектуры: купол, арки, аркатурный  поясок, барабан;  развивать  интерес  к  храмовой  архитектуре, умение  видеть  красоту  старинных сооружений, их  парадность.

Иллюстрации высокого  берега  реки, леса; брёвен (на  коре  выпуклость, с  двумя  вершинами, ровное), деревьев; иллюстрации  домов, вырезанные  из  картона  различные  варианты  наличников, резьбы.

Иллюстрации, фотографии, репродукции  картин  с  изображением  храмов, церквей.

Рисование «Золотые  купола»

Учить  изображать  здание  церквей, храмов, закрепить  знание  особенностей  их  архитектуры.

Гелевые  ручки, восковые  мелки.

Беседа «Откуда  берётся  колокольный  звон?»

Дать  детям  знания  о  том, что  голос  колокола  зависит  от  разной  формы  чаши  колокола, толщины  стенок  и  веса.

Аудиокассеты  с  записью  колокольного звона, изображение  различных  колоколов.

Рассказ  педагога, «Какими  бывают  колокола»

Рисование « Куранты»

Дать  знания  о  происхождении  курантов (колоколов-часов), развивать  творческую фантазию  детей.

Диапозитивы  по  теме, краски, карандаши.

Занятие  «Почему  Москву  называли  белокаменной?»

Дать  знания  об  архитектуре  древней  Москвы, кремля; развивать  интерес  к  истории  столицы  России, воспитывать  любовь  к своей  Родине.

Книги  с  иллюстрациями  древней  Москвы, кремля.

Рассказ  «Почему  Красная  площадь  называется  красной?» 

Рассказать  об  истории Красной  площади,  её  красоте,  познакомить  со строениями  площади.

Иллюстрации, слайды  с  изображением  Красной  площади.

Перспективный  план  работы по  ознакомлению  с  архитектурой  детей  6-7 лет

                                     Раздел  «Памятники  архитектуры»

Беседа «Золотое  кольцо» России.

Рассказать  детям, какие  города  составляют  славу «Золотого  кольца»

Карта  «Золотого  кольца»,репродукции  картин И.Левитана  «После  дождя. Плёс», «Вечер. Золотой  плёс», К. Юон  «Весна  в  Троице-Сергиевской  лавре»,М. Изотов «Владимир. Вид  на  Успенский  собор».

Путешествие  по  городам  «Золотого  кольца»

Город  Сергиев –Посад. Рассматривание  фотографий Троице-Сергиевской  Лавры, Троицкого  Собора  с Никоновским  приделом.

Познакомить  с  памятниками  архитектуры, раскрыть  красоту  синих  в  золотых  звёздах  куполов  соборов, продолжать  знакомить  со  спецификой  храмовой  архитектуры.

Фотографии Троице-Сергиевской  Лавры, Троицкого  Собора  с Никоновским  приделом.

Путешествие  в Ростов  Великий.

Дать  знания  о  чуде города-Кремле, познакомить  с  легендой  озера  Неро; вызвать  чувство  восхищения  красотой  архитектуры.

Репродукция  картины Б. Щербакова «Тишина. Озеро  Неро», «Кремль  в  Ростове  Великом. Вечер».

Знакомство  с  памятниками  архитектуры  города  Переславля –Залесского, Ярославля. 

Дать  знания  об  истории  городов, о загадке  строительства Никитского  монастыря; развивать  интерес  к  памятникам  архитектуры, истории  России.

Репродукция  картины Д. Нечитайло «У  Никитского  монастыря  в  Переславле-Залесском»,Г. Лебедева «Святые  ворота Спасского  монастыря», фотографии  церквей  Ярославля.

Знакомство с  памятниками  архитектуры  Костромы, Суздаля.

Рассказать  легенду  о  происхождении    городов  и  их  названий (Суздаль –серебряноголовый); рассказать о  подвиге Сусанина, рассмотреть  изображения  церквей, соборов.

Фотографии, репр. картины  Н.Чернецова «Кострома», П.Попова  «Суздаль».

Рассматривание  картины  М. Изотова «Владимир. Вид  на  Успенский  собор», Г. Лебедева «Успенский  собор  во  Владимире»

Дать  знания  об  Успенском  соборе, закрепить  знание  понятия  «арка», «купол», «фасад».

Рапродукции  картин М. Изотова «Владимир. Вид  на  Успенский  собор», Г. Лебедева «Успенский  собор  во  Владимире»

Развлечение «Путешествие по  «Золотому  кольцу  России»

Закрепить  знания  об  архитектурных памятниках  «Золотого  кольца», учить  детей  выполнять  роль  экскурсоводов, продолжать  развивать  умение  детей  выражать  своё  настроение  словами, интонацией, мимикой, жестами.  

Карта «Золотого  кольца», работы  детей, репродукции  картин  с  изображением  памятников  архитектуры  городов  «Золотого  кольца».

Рассматривание  фотографий  с  изображением  кремлевских  башен.

Рассказать  детям  о  происхождении  названий  башен  Кремля, его истории; подвести  детей  к  выводу, сто  это  памятник  архитектуры.

Фотографии  Кремлёвских  башен.

Занятие «Собор  Василия  Блаженного»

Дать  понятие «памятник архитектуры»,  знания об  истории  храма, почему  его  называли «Храм  Покрова  на  рву»,все главы  башен  разные  по  окраске  и  форме, воспитывать  восхищение, работой  древних  мастеров

Иллюстрации  собора  Василия  Блаженного.

Беседа  о  памятниках  архитектуры  Республики  Коми.

Дать  знания  о  памятниках  архитектуры  РК: Воскресенской  церкви  в   селе Турья, каменная  церковь Рождества  Богородицы в Онежье; дать  детям понятие «шатёр», «кокошники», побуждать  детей  чувствовать  себя  наследниками, отвечающими  за  сохранность  памятников  архитектуры.

Фотографии  церквей – памятников  архитектуры  (церковь  с. Турья, Ляли, Онежье)

Познакомить  с  памятниками  архитектуры  г. Сыктывкара( дом  Сухановых, здание  уездной  земской  больницы,  торговый  дом  купцов  Кузьбожевых)

Дать  знание  об  истории  памятников  архитектуры  города, воспитывать  интерес  к  архитектуре,  истории  республики.

Фотографии:  дом  Суханова, здания  больницы,  бывшего торгового дома  купцов  Кузьбожевых.

Оформление  альбома с  памятниками  РК

Расширить  знание  памятников  архитектуры  республики  Коми

Фотографии, вырезки  из  журналов, газет.

Заключение

Программу  можно  считать  усвоенной  детьми, если: ребёнок 6-7 лет  выделяет  виды  архитектуры, может  рассказать  о  профессии  архитектора, видит, называет  особенности  архитектурных  сооружений  и  соотносит  их с  функциональным  назначением, знает  разнообразие  строительных  материалов, украшений (колонны, арки, портики  и др.), может  рассказать  о  строительстве  домов  в  древности, знает  традиции, особенности  строительства  домов  в республике  Коми, может  рассказать  о  памятниках  архитектуры  России, своей  республики, умеет  самостоятельно с  помощью  шаблонов  чертить  проекты  зданий  и  строить  их. Важным   показателем успешности  усвоения  программы является  наличие  у  детей  устойчивого  интереса  к  искусству  архитектуры,   и  чувство  того, что  они  являются  наследниками, отвечающими  за  сохранность  памятников  архитектуры.

   Работа по программе «Знакомим дошкольников с архитектурой», которая  осуществлялась в течение 2-х лет дала:

1. Положительные изменения в качестве знаний детей:   уровень представлений детей об архитектуре и её видах повысился на 40%, знание памятников архитектуры повысилось на 15%, республики коми на 80%, знание храмовой архитектуры на 26%, знание истории архитектуры жилых построек коми 60%, знание зависимости видов постройки от различных условий на 60%.

2.  Положительные изменения в практических умениях: умеют самостоятельно с помощью шаблонов чертить проекты зданий и строить их, создавать макеты коми-керки, русской избы, жилище древнего человека, сказочных домиков, улицы коми села; конструировать из бумаги и строительного материала. Рассказывать о строительных профессиях, об истории родного города, о памятниках архитектуры республики коми. У детей возник интерес к архитектуре домов мира, к истории возникновения памятников республики коми и архитектуре жилых построек коми. В художественной деятельности у детей наблюдается творческая активность, инициативность, самостоятельность.

Список литературы

  1. Брофман В. Архитектурная  школа  имени  папы  Карло :книга  для  детей  и  взрослых. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2001.
  2. Данилина Г.Н.. Дошкольнику- об  истории  и культуре  России: Пособие  для  реализации  государственной  программы «патриотическое  воспитание  граждан  РФ на 2001-2005 годы» - М.:АРКТИ,2005.
  3. Жеребцов П.Н. К  истории народного  жилища  коми. – Сыктывкар,1960.
  4. Жеребцов П.Н..Конаков Н.Д..Королёв К.С. Из  жизни  древних  коми. – Сыктывкар,1985.
  5. Клейман Т.В.Детям  о  культуре  народа  коми/Под ред. Харитоновой В.В.-Сыктывкар,1994.
  6. Куцакова  Л.В.Конструирование  и  художественный  труд  в  детском  саду: Программа  и  конспекты  занятий. –М.:ТЦ Сфера,2006.
  7. Куцакова Л.В. Москва  златоглавая (пособие  по  моделированию  и  макетированию). М.,1999.
  8. Комарова Т.С. Изобразительная  деятельность  в  детском  саду. Программа  и  методические  рекомендации. – М.: Мозаика –Синтез,2006.
  9. Орлова Н. Золотое  кольцо  России.- М.: Белый  город,2006.
  10. Потапова Т.В.Беседы  с  дошкольниками  о  профессиях.- М.:ТЦ Сфера,2005.
  11. Стеркина Р.Рекомендации  по  экспертизе  образовательных  программ  для  дошкольных  образовательных  учреждений  РФ//Дошкольное  воспитание. 1995. № 8.С.2
  12. Шевчук Л.В. Дети  и  народное творчество. –М.: Просвещение,1985.
  13. Родники  Пармы. Научно-популярный сборник/Под ред. Напалкова А.Д.- Сыктывкар6Коми  книжное  издательство,1989.
  14. Энциклопедия  для  детей.Т.7. Искусство.Ч.2. Архитектура, изобразительное  и  декоративно-прикладное  искусство 17-20 веков/Глав. ред. М.Н.Аксёнова.- М.:Аванта+,1999.
  15. Ликум А. Всё  обо  всём. Популярная  энциклопедия  для  детей. Т.6./Под  ред. В.Славкина –М.: Компания «Ключ –С»,1994. С.16 -18,136.
  16.  Всё  обо  всём. Популярная  энциклопедия  для  детей. Т. 10/ Сост. Г.Шалаева.- М.: Компания  «Ключ –С»,1995.С.209,268-270.
  17. Я  познаю  мир:Дет. Энцикл.: История /Сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов – М.: ТКО «АСТ»,1996. С.137,173-179.
  18. Микляева Н.В. Программа  развития  и  образовательная  программа  ДОУ: технология  составления, концепция .- М.: Айрис-пресс,2006.
  19.  Письмо  Минобразования  России  от 18.06.2003 №28-02-484/16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с архитектурой

Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широки...

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...

Знакомство старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми как средство формирования социально-коммуникативного развития.

Обращение к проблеме формирования социально-коммуникативного развития, любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора мат...

Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой

Происходит от латинского слова «architectura», которое состоит из двух корней: «архи» — «главный» и «тектон»— «строитель»....

Методическая разработка " Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России"

Данная методическая разработка направлен на создание варианта практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитекту...

Педагогический проект для старших дошкольников «В мире архитектуры»

Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы детского сада используется крайне редко, в о...