Знакомство старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми как средство формирования социально-коммуникативного развития.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Обращение к проблеме формирования социально-коммуникативного развития, любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора материала. Одним из таких материалов является почти трехвековая история Перми и ее архитектурное наследие.
Именно этот региональный компонент, имена великих земляков, принявших участие в создании неповторимого облика нашего города помогают маленьким пермякам ощутить и осознать свою принадлежность к "Малой Родине".
В своей работе по знакомству старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми я использую цикл НОД "История Перми в архитектурных памятниках города".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знакомство старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми как средство формирования социально-коммуникативного развития.
Стрелкова Инна Николаевна
Педагог I квалификационной категории
МАДОУ "Центр развития ребенка " Детский сад №272"
г. Пермь
В законе РФ "Об образовании" (ст.12,64) установлены общие требования к программам и содержанию образования, которые должны ориентироваться на "...формирование и развитие... личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями...". Одной из форм работы по социализации, формированию уважительного отношения и чувства гражданской принадлежности к своей "Малой Родине", к Пермскому краю, может стать цикл НОД по знакомству дошкольников с историей и архитектурой родного города.
В дощкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада, с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности маленького гражданина. Содержание регионального компонента дошкольного образования способствует не только социально-коммуникативному развитию, но и формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Родной край, любимый город, милые сердцу названия поселков и речушек мы узнаём с детства. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании маленьких пермяков. Мы гордимся и бережём то историческое и культурное наследие, которое оставили нам наши предки. Работая в детском саду, у педагога есть возможность передать свою любовь и знания истории родного края детям.
Обращение к проблеме формирования социально-коммуникативного развития, любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора материала. Одним из таких материалов является почти трехвековая история Перми и ее архитектурное наследие.
Именно этот региональный компонент, имена великих земляков, принявших участие в создании неповторимого облика нашего города помогают маленьким пермякам ощутить и осознать свою принадлежность к "Малой Родине".
В своей работе по знакомству старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми я использую цикл НОД "История Перми в архитектурных памятниках города".
Организация такой деятельности происходит непосредственно в группе. Тема: "История Перми в архитектурных памятниках города".
Цель: С помощью системы занятий формировать у дошкольников знания о истории родного города и его памятниках архитектуры.
Задачи: - Вызвать интерес к искусству архитектуры;
- Воспитывать гордость за художественный талант своих соотечественников – архитекторов;
- Познакомить с названиями архитектурных стилей и элементов;
- Активизировать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности детей;
- Воспитывать любовь к своему городу, бережное отношение к его культурно-историческому наследию.
Методы и формы работы:
1.Ознакомление с окружающим:
Тема 1. «Как город Пермь родился» - занятие в виде презентации, просмотр слайдов, ознакомление детей с историей основания города Перми.
Тема 2. «Достопримечательности города» - занятие в виде презентации, просмотр слайдов, ознакомление с особенностями города, архитектурными и скульптурными памятниками.
Тема 3. «Архитектор - Иван Свиязев», краткий рассказ о жизни и создании им некоторых зданий нашего города с просмотром слайдов.
Тема 4. « Архитектор – Александр Турчевич», краткий рассказ о жизни и создании им некоторых зданий города Перми с просмотром слайдов.
Тема 5. «Деревянный этнографический музей – Хохловка» (деревянная история Прикамья).
Тема 6. « Кама – главная речная артерия Прикамья», быль-сказка о богатыре Каме, краткий рассказ о реке-труженице, реке-кормилице, реке-красавице.
Тема 7. «Пермь современная» - знакомство детей с архитектурным обликом сегодняшней Перми, слайд - картинки с изображениями достопримечательностей города в прошлом; сравнение с новым городом Пермь, схожесть и различия.
2. Изобразительная деятельность детей:
Тема 1. «Достопримечательности города» - раскраска картинок, передача точного цвета, выделение архитектурной особенности.
Тема 2. «Пермская художественная галерея» - рисование гуашевыми красками.
Тема 3. «Ротонда в Горьковском саду» - рисование графическими художественными материалами - карандашами, фломастерами.
Тема 4. "Театр юного зрителя" - аппликация из цветной бумаги.
3. Игровая деятельность детей
• Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб) »;
- «Архитектурные детали»;
- «Я назову, а ты угадай»;
- «Угадай картинку».
• Настольные игры:
- «Лабиринт»;
- Игра-ходилка «Путешествие по Перми»;
-Кубики "Собери здание, построенное архитектором И.Свиязевым", "Собери здание, построенное архитектором А.Турчевичем".
• Подвижные игры:
- «Львы из камня»;
- «Горелки»;
- «С кочки на кочку».
4. Чтение художественной литературы:
- «Сказ о том, как Кам-богатырь землю спас»;
- Е.Власова «Сотни лет солнца нет».
5. Конструирование из строительного материала:
- «Пермская художественная галерея»;
- «Ротонда в Горьковском саду»;
- "Театр юного зрителя".
6. Участие родителей :
- сбор материала для оформления фотовыставки
«Достопримечательности нашего города»;
- сбор раскрасок на тему: «Мой город Пермь»;
- участие в организации автобусной экскурсии по городу "Путешествие по Перми".
В результате данной работы дети проявляют стойкий интерес к истории города Перми, знают и называют имена известных архитекторов, узнают здания и сооружения, построенные ими. Дети знают имя основателя города Перми историю образования Егошихинского завода (первое название нашего города), проявляют бережное отношение к архитектурным памятникам, проявляют желание поделиться своими знаниями с родными и близкими. Наш Пермский край богат самобытными памятниками культуры и искусства, на основе которых можно продолжать формировать патриотические чувства, любовь к своей «Малой Родине», воспитывать уважение и гордость к своему краю, к своей Отчизне, тем самым способствовать социально-коммуникативному развитию юных россиян.
Литература:
1. Верхоланцев В.С. "Город Пермь, его прошлое и настоящее: краткий историко-статистический очерк" г.Пермь, 1913г.
2. Гилев П. "Река Кама" г.Пермь, 1909г.
3. " Национальная доктрина образования в Российской Федерации"
Правительство РФ, Постановление от 04.10.2000г. №751, г.Москва
4. Терехин А.С. "Пермь. Очерк архитектуры" г.Пермь, 1980г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Формировать систему знаний об истории родного города и его памятниках архитектуры Задачи:
1 блок: Я и мой город
2 блок: История города Перми
3 блок: Архитектура моего города
Свиязев Иван Иванович - архитектор Ротонда Спасо-преображенский кафедральный собор Дом благородного собрания Обелиски сибирской заставы Дом пароходчика Мешкова
Турчевич Александр Бонавентурович Дом купца Любимова Торговый дом Ижболдиных Дом купца Грибушина Дом братьев Тупициных Женское епархиальное училище
Формы работы : Конструирование Настольно-печатные игры Чтение художественной литературы НОД и беседы Экскурсии Изобразительная деятельность Развивающая среда Выставки
Мы – Пермяки! Результаты работы: -проявляют интерес к истории города; -знают и называют имена архитекторов, узнают здания и сооружения, построенные ими; -знают имя основателя города, историю образования Перми; -проявляют бережное отношение к памятникам истории и архитектуры; -проявляют желание поделиться знаниями с родными и близкими. Детско-родительский проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место приз...
Интегрированная развивающая деятельность как средство формирования социально-коммуникативных и речевых умений у детей дошкольного возраста
«Целесообразно использовать преимущество интегрированныхзанятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дняразличные виды детской деятельности…» Минобразования РФ...
«Использование мультимедийных презентаций как средство формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»
Социально-коммуникативное развитие детей является одной из важнейших проблем в педагогике....
Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
В нашем саду уже не один год ведется работа по ознакомлению детей со сказками народов Поволжья. Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возрас...
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.
Отчёт по методической теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 2.
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»....
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 3.
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...