Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядом с нами. Проблема заключается в том, что дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, творческие способности, поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimushka_zima_v_starshey_gruppe2.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимушка – зима!» в старшей группе.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации: декабрь.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядом с нами. Проблема заключается в том, что дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Повысить эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка.
Задачи проекта:
1.Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
2.Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.
3.Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц медведь, лиса)
4. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.
5. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
6.Закрепить знания о зимних забавах.
Список литературы:
1.Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010
2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
3.Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; Издательство: Сфера Год: 2002
Форма реализации проекта:
Занятия и беседы по заданной теме.
Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Презентации «Зимующие птицы», «Как звери готовятся к зиме», «Зимние забавы», «Зимушка – зима».
Работа с родителями.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Разработка и накопление методических материалов.
2.Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми.
3.Сотрудничество с родителями: предложить родителям сделать кормушки для птичек.
4.Подбор художественной литературы по теме.
5.Разработка занятий.
Основной этап:
Комплексно-тематическое планирование
1.ФЦКМ «Как звери готовятся к зиме».
Цель: Систематизировать знания детей о жизни диких животных; как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
Уточнить грамматическое понятие слов, обозначающие предметы, группировка слов по вопросу кто?, работать над развитием словарного запаса Развивать мышление, зрительную память, внимание.
Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.
2. Развитие Речи «Путешествие в зимний лес»
цель: Упражнять в описывании предметов зимней одежды; упражнять в назывании частей тела птиц; совершенствовать умение правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение; упражнять в разрешении проблемных ситуаций; формировать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов; развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу; воспитывать в детях гуманное отношение к птицам.
3.ФЦКМ «Зимующие птицы»
цель: Закреплять представления о жизни и способах обитания зимующих птиц . Развивать умение организовывать игры и исполнять роль ведущего. Продолжать знакомить с цветами спектра, развивать эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику, сенсомоторные способности. Способствовать развитии диалогической речи.
4.ФЦКМ Зеленова, 50 «Новогодние традиции».
Цель: Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов; познакомить с новогодними традициями России и других стран; формировать гражданско- патриотические чувства.
5.Развитие Речи Составление рассказа из опыта: «Игры зимой».
Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта. способствовать развитию умения составлять рассказ (по плану) и придерживаться его. Формировать умение логично, четко, последовательно излагать свои мысли. Совершенствовать монологическую форму речи.
6.ФЦКМ «Проказы матушки – зимы»
цель: Обогащать и расширять знания детей о зиме, о его первом месяце, учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы. Воспитывать умение видеть красоту родной природы, бережное отношение к ней.
7. Викторина «Кто больше знает о птицах». Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать. Умение общаться в коллективе, дружеские взаимоотношения.
Беседы:
1.Беседа о том, кто как зимует.
Цель: расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Совершенствовать умение отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать любовь к животным.
2. Беседа: «Что бывает зимой» Цель: учить детей поддерживать беседу.
3. Беседа «Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого это плохо?» Цель: учить детей рассуждать.
4.Беседа «Зимние явления природы».
Цель: закреплять знания о зимних явлениях природы, расширять знания об осадках зимой, уточнить знания о свойствах воды.
5. Беседа: «Почему проезжую часть и тротуары посыпают в гололед песком?»
Цель: обобщение представлений детей об основных источниках и видах опасности на улице, в природе.
6. Беседа о снеге. Загадать детям загадку: «Бел, а не сахар, ног нет, а идёт.». выяснить, что такое снег, какой он? (холодный, белый и т.д.). Развивать интерес к наблюдению, способность анализировать и делать выводы. Развивать связную речь.
7. Беседа о жизни птиц зимой. Цель: Обогащение и систематизация знаний детей.
8. Беседа на тему «Подкормите птиц зимой». Цель: Развивать диалогическую речь.
9. Беседа Кто такой Дед Мороз?, «Что такое Новый год»
цель: обобщить представление детей по теме, развивать речь, мышление.
10. Беседа с детьми на тему «Как люди в Новый год поздравляют друг друга» Цель: Развивать диалогическую речь.
11. Беседа с детьми «Кто такой Дед Мороз и Снегурочка»
цель: обобщить представления о главных героях праздника, развивать речь.
12. Беседа с детьми «Зачем люди дарят друг другу подарки?»
цель: воспитывать желание делать друг другу приятное.
13. Беседа: «Можно ли зимой есть снег?»
Цель: учить высказывать свое мнение.
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
1.Рассматривание картины К. Юона «Русская зима». Цель: сформировать представление детей о пейзажной живописи, воспитывать любовь к зимним явлениям природы.
2.Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных в условиях зимнего периода.
3.Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Цель: Уточнять представления детей о зимующих птицах.
4.Рассматривание иллюстраций Деда Мороза, Снегурочки.
5.Рассматривание фотографии зимние забавы и зимние виды спорта.
Дидактические игры:
«Чего не бывает зимой», «Кто что делает зимой». «Найди по следу».
«Найди такую же снежинку». «Зимние забавы». «Что забыл нарисовать художник?», «Где и как зимуют звери?». «Что сначала, что потом». «Узнай птицу по силуэту». «Голоса птиц».
Подвижные игры:
П/и «Два мороза» Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту
П/и «Снег кружится» Цель: прививать умение выполнять характерные движения
П/и «Льдинки, ветер и мороз» Цель: формировать интерес к физическим упражнениям.
П/и «Я мороза не боюсь» Цель: учить соблюдать правила в игре.
П/и «Мороз-красный нос» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре.
П/и «Снежная карусель» Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя.
Подвижная игра «Снегири-синицы», отрабатывать быстроту реакции, придерживаться правил.
Игра «Лыжники». «Бездомный заяц».
Игра «Веселые санки». Цель: Закреплять умение играть с правилами.
Подвижная игра «Воробьи –вороны». Цель: Упражнять в беге по прямой.
П/и «Мороз, Красный нос» - развивать двигательную активность детей на прогулке.
П/и «Хоккей» цель: обучение элементам игры.
Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Суд над декабрём»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Е. Трутнева «Первый снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
Г. Снегирёв «Про птиц»
Н Сладков «Еловая каша»
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Рассказа Е. Тарасовской «Новый год».
Загадки о зимних явлениях в природе.
Просмотр мультфильмов дома по заданной теме.
Творческая мастерская.
Конструирование Куцакова,18 «Сказочный дом».
Цель: Закреплять умение строить сказочный домик по замыслу, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал: разнообразные по форме и величине пластины, бруски, цилиндры, конусы и др. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций, использовать умения планировать процесс создания сказочного дома.
Рисование Комарова 38-61 «Зима» Цель: Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
Аппликация Богатеева, 133 «Сказочный дом в лесу между ёлками»
Цель: Познакомить с новой техникой аппликации из полосок бумаги (торцевая аппликация). Научить скручивать полоски бумаги в рулончики и плотно наклеивать на форму, создавая нужный образ (дом). Закрепить навыки пользования ножницами. Развивать мелкие мышцы рук, воображение и умение сотрудничать в группах. Воспитывать усидчивость, исполнительность. Материал и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, картон, кисти, карандаш, линейка.
Рисование Комарова 40-63 «Большие и маленькие ели» Цель: Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и нише по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
Конструирование «Разнообразные дома». Цель: Дать детям представление о домах, их назначении, упражнять в строительстве домов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстраций; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Учить договариваться и делать дело сообща.
Рисование «Зимующие птицы на кормушки». Цель: Учить детей передавать в рисунке образ птиц, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления.
Лепка «Птицы». цель: Формировать умение у детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет. Умение дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв. Продолжать учить лепить птиц крупно. Подбирать пластилин, соответственно цвету птиц. Закреплять знакомые приемы лепки . Сглаживать места скрепления пальцами. Путем вытягивания делать хвост. Примазывать крылья. Путем налепа делать глаза и клюв. Продолжать учить работать с пластилином. Делить пластилин на равные части.
Конструирование «Ёлочные игрушки» цель: совершенствовать умение работать с бумагой; создавать из бумаги объёмные фигуры; развивать творческое воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.
Рисование «Лес и его обитатели». Цель: Учить детей передавать в рисунке образ. Закреплять умение изображать животных, используя навыки работы с кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Учить видеть разнообразие изображении, вира и цельность образа.
Аппликация Комарова 47-68 «Новогодняя поздравительная открытка». Цель: Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные — из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение.
Рисование Комарова 48-69 «Наша нарядная ёлка» Цель: Формировать умение детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков. Развивать образное восприятие, эстетические чувства ритма, образные представления.
Рисование Комарова 46-67 «Снежинка» цель: Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка.
Лепка Комарова 45-67 «Девочка в зимней шубке». Цель: Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения деталей, сглаживания мест скрепления.
Рисование «Зимние забавы». Цель: Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор.
Конструирование из бумаги (оригами) «Дед Мороз и Снегурочка». Цель: продолжить знакомство детей с искусством «оригами», отрабатывать навыки работы с бумагой.
Закреплять умение последовательно складывать из квадратных листов бумаги, используя план-схему. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание. Прививать любознательность, интерес к работе, аккуратность.
Исследовательская деятельность.
1.«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ?»
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Оборудование: 2 пластиковые бутылки с теплой водой.
2. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ НА МОРОЗЕ» Цель: Познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой Оборудование: раствор с мыльными пузырями, воронка для переливания жидкости. Внимание опыт нужно проводить при температуре –3...–7°C.
3. «ТАЯНИЕ И ЗАМЕРЗАНИЕ ВОДЫ»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды.
4. «КАК РАБОТАЕТ ТЕРМОМЕТР»
Цель: Посмотреть, как работает термометр. Оборудование: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
5.Исследовательская деятельность: определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
6.Опыт «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием t – помочь установить причинно – следственные зависимости и сделать выводы.
Театральная деятельность.
1.Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Цель: продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам. Совершенствовать исполнительские способности. Воспитывать любовь к животным.
2.Театрализация русской народной сказки «Рукавичка» ( кукольный театр).
Цель: вызвать желание внимательно слушать, понимать, запоминать сказку с опорой на наглядность.
3.Инсценирование потешки «Вороны» с использованием настольного театра: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны, карр-карр, карр-карр! Из-за корочки подрались, во всё горло разорались, карр-карр, карр-карр! Вот собаки прибегают, и вороны улетают». цель: Развивать способность подбирать слова-действия к существительному (ворона).
Работа с родителями:
1.«Столовая для птиц" .Предложить родителям изготовить кормушки для птиц.
2.Оформление папки-передвижки «Как одевать ребёнка зимой на прогулку».
3.Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы», «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении».
Итоговые мероприятия:
Оформление стенда «Зимушка - зима».
Конкурс новогодних поделок «Новогодняя игрушка».
Третий этап заключительный:
Итоговое мероприятие – новогоднее представление для детей и родителей.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта у детей расширились знания о природе зимой, о зимующих птицах, о животных леса, о зимних забавах, сформировались умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для старшей группы " Зимушка зима"
Проект для старшей группы " Зимушка зима" в соответствии ФГОС...
Среднесрочный проект для старшей группы «Зимушка – зима»
Цель проекта:Формирование представлений о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реал...
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима»
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недел...
Проект в старшей группе "Зимушка-зима"
Проект в старшей группе "Зимушка-зима"...
Проект для старшей группы "Зимушка -зима"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей...
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима»
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима» Тип проекта: информационный, краткосрочный, творческий Участники проекта: воспитатели, дети,...
Проект в старшей группе «Зимушка-зима»
Проект «Зимушка – зима» (старшая группа)Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, си...
- Мне нравится (1)