Конспект образовательной деятельности "Четыре стихии" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алексеева Светлана Изосимовна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад №174 "Микроша" общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей "

города Чебоксары Чувашской республики

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности

"Четыре стихии"

(старшая группа)

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Алексеева Светлана Изосимовна

воспитатель старшей группы

 

 

Чебоксары – 2015

 

Цель: Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Познакомить детей с духовно-нравственной категорией "Мудрость", с 4 стихиями природы; учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

Развивающие задачи: развивать у детей умения слушать друг друга, формировать потребность в социальном соответствии, исследовательские способности и навыки, любознательность, познавательную активность; развивать память, логическое мышление, сообразительность; обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами; расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к людям старшего поколения желания следовать их мудрым советам, воспитывать аккуратность и осторожность в работе; внимательность, наблюдательность и дисциплинированность.

Материалы и оборудование: ноутбук,  медиапроектор: слайдовая презентация; аудиозапись..., пробирки, банки, свеча, земля, песок, салфетки, лист алое, фрукт или овощ, стаканы  коктейлевые  палочки, целлофановые пакеты.

Словарная работа: активизировать в речи детей народные пословицы о земле, воздухе, огне, воде; слова: полезные ископаемые, землетрясение, камнепады, оползни, смерчи, ураганы, цунами.

Предварительная работа: Дидактическая  игра "4 стихии", чтение пословиц, поговорок, загадок о 4 стихиях, чтение сказок, былин и легенд, игры с водой, песком, камнями.

 

 

 

 

 

 

 

Методические приемы:

·        Ритуал приветствия "Здравствуйте..."

·        Художественное слово: чтение легенды, использование пословиц, загадок.

·        Опытно-экспериментаторская деятельность.

·        Игровое упражнение "4 стихии".

·        Слайдовая презентация "Благо, зло".

·        Игра «Ассоциации».

·        Оформление  "Мини - книжки" "4 стихии".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

I.       Подготовительный этап.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, предлагаю поприветствовать всех.

Ритуал приветствия:

Здравствуйте! Слово  какое чудесное,

Красивое,  доброе, чуточку нежное,

Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

Воспитатель: - Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения и удачи.

В. - Ребята, на почту нашего детского сада пришло электронное письмо, я предлагаю пройти к экрану и прочесть его. Присаживайтесь на скамейку. Это видеописьмо, посмотрите внимательно и подумайте о чем оно?

Просмотр слайдов «Жизнь человека»

В. – Что происходит с человеком в течение жизни? Я предлагаю посмотреть 1 картинку, что здесь  изображено?  Чему учится ребенок в младенчестве? (ползать, ходить). Что изображено на 2 картине? (Мальчик учится в школе.) Что происходит в юности, в зрелом возрасте?

В. – Человек в течение жизни постоянно учится, он познает, что такое хорошо и что такое плохо, добро и зло.  И в зрелой жизни – человек, который многому научился,  многое познал,  приобрел жизненный опыт; как мы его можем назвать? Мудрым. Т.е человек приобрел мудрость.

В. - Можем ли мы назвать сказки, былины, легенды, пословицы и поговорки мудрыми и почему? (В них есть ум и жизненный опыт)

 

II. Основной этап.

В. - Сегодня я хочу познакомить вас с легендой о 4-х Великих стихиях.

Чтение легенды

Все началось тогда, когда мира, который мы знаем, еще не было. Везде царили Пустота и Мрак. И неописуемая Высшая сила, нареченная нами Создателем, решила создать новый мир. И были созданы четыре противоположности совершенно не похожие друг на друга. Из Пустоты вышли четыре тени, и тогда Создатель произнес:

« Вода льется. Огонь горит. Воздух (ветер) дует. Земля сыпется».

И обрели эти тени форму. Вместе они назывались четырьмя Великими Стихиями: Вода, Огонь, Земля, Воздух.

Создатель даровал каждой Стихии огромную силу и неповторимые качества.

Сначала Создатель подошел к Воде. Он произнес:

«Вода – источник жизни. Дарую тебе достойные качества: спокойствие, стремительность, доброту, выносливость.

Затем Создатель подошел к Огню:

« Огонь – источник света и тепла. Дарую тебе достойные качества: импульсивность, находчивость, храбрость, упорство.

Следующая стихия, к которой подошел Создатель, была Земля:

« Земля – это дом всего живого. Дарую тебе достойные качества: мудрость, трудолюбие, справедливость, уравновешенность.

Создатель подошел к последней Стихии – стихии Воздуха:

« Воздух – незаменимый источник жизни, в котором будут нуждаться все. Дарую тебе достойные качества: безмятежность, легкость, великодушие, нежность.

Все четыре Стихии создали мир, который существует и по сей день.

Воспитатель: - Ребята, а можно назвать эту легенду мудрой?  Почему? (ответы детей)

 

Воспитатель: - О какой природной стихии мы сейчас поговорим более подробно, вы узнаете, отгадав загадку. (Воспитатель подходит к 1 столу)

Ни затылка, ни лица,

Ни начала, ни конца.

Как по ней ты не пойдешь -

Конца края не найдешь. ( Земля)

 

В. - Во все времена землю называли матушкой. Самое святое чувство - материнское. Люди, живущие и кормящиеся ее щедротами всегда относились к Матушке Земле с почтением.

Знакомство с составом почвы.

 В - Посмотрите и назовите из чего состоит почва? (показывает банку с разными слоями земли, дети дают ответы).

В. - Верхний слой земли называется перегной - это почва из перегнивших растительных и животных остатков, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.

В. - Песок.  Какими качествами обладает песок: цвет, запах, ощущение: сыпучее. Для чего используется песок? (ответы детей. Из него делают стекло, используют для получения рабочего раствора при постройке домов...)

В. - Как используют камни? (ответы детей) дороги, дома.

В. – Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о земле? («Земля кормит людей как мать детей»; «кто мать сырую землю любит, тот голоден не будет)

В. – Для человека земля – это благо, потому что… (посмотрите на подсказии). В каком случае земля может превратиться в зло …(землетрясения, камнепады, оползни.)

ВЫВОД: Земля и полезные ископаемые (песок, глины, камни) имеют большое значение в жизни человека.

 

В. - Следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

без него мы жить не можем. (Воздух)

В. - О чем эта загадка? (Воспитатель подходит к 2 столу )

В. - Каждый из нас с малых лет знает, что он дышит воздухом, что без воздуха и дыхания невозможна жизнь. 

В. - Давайте проведем опыт:

1.      (Называем ребенка, просим  набрать воздух в рот и выдохнуть в трубочку. Что вы увидели? ВЫВОД: В  пузырях находится воздух.

2.     (Называем ребенка, просим возьми пакет двумя руками за края, проведи сверху вниз...) Что внутри пакета? Чем наполнился пакет? ВЫВОД: Воздух окружает нас, он повсюду.

В. –Ребята, какие пословицы вы знаете о воздухе? («В запас воздухом не надышишься», «рыбам вода, птицам – воздух, а человеку вся земля», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».)

В. – Для человека воздух – это благо, потому что… (посмотрите на подсказки. В каком случае воздух может превратиться в зло …(смерчи, ураганы)

 

В. - Я предлагаю поиграть в  любимую  подвижную игру "4 стихии". Напомню:

Воздух - руки поднимаются вверх.

Земля - руки опускаются вниз.

Огонь - руки движутся вверх-вниз.

Вода - руки движутся влево - вправо.

 

В. - Следующая загадка:      (Воспитатель подходит к 3 столу)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю падает опять. (Вода)

В. - Зовут ее в народе не иначе как "царица". Еще на заре человеческой истории люди отчетливо осознавали великое значение водной стихии. Они обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник.

В: - Давайте проведем опыт:

1.     (Называем ребенка и просим, возьми салфетку и дотронься до нее языком) Что вы заметили? (она намокла). А вы знаете, что человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. ВЫВОД: В организме человека есть вода - это слюна, пот, слезы.

2.     (Называем ребенка и просим сломать лист растения пополам, ранкой дотронуться до салфетки). Что вы увидели? (Она намокла)

 ВЫВОД: Вода есть в растениях.

3.     (Называем ребенка и просим разрезать с помощью взрослого овощ или фрукт, дотронуться надрезанной стороной до салфетки) Что мы увидели? (Она намокла)

 ВЫВОД: Сок овощей, фруктов содержат воду.

В. –Ребята, какие пословицы вы знаете о воде? («Хлеб – батюшка, а водица - матушка», Не плюй в колодезь – пригодиться воды напиться.)

В. – Для человека вода – это благо, потому что… (посмотрите на подсказки.

В каком случае вода  может превратиться в зло … (штормы, наводнения, цунами).

 

 

 

В. - О какой природной стихии мы сейчас поговорим, вы узнаете, отгадав следующую загадку: (Воспитатель подходит к 4 столу)

 

Он гарцует при горении

Словно ярко-красный конь.

Делая золой поленья,

Согревает нас... (Огонь)

В. - С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди поняли, что огонь - это свет, тепло, защита от врагов. Но в то же время человеку не удалось до конца "приручить" огонь, иногда он вырывался и сотворял страшные беды.

В. - Давайте проведем опыт (проводит воспитатель, зажигает свечу).

В. - Посмотрите какой завораживающий язычок пламени.  От него идет свет; если поднесем к нему руки, почувствуем тепло, но если долго держать руку над пламенем - обожжет.

В. – Закройте глаза и представьте, что в темной комнате зажгли свечу. Что произойдет?

В. –Ребята, какие пословицы вы знаете об огне? («Спички - не игрушка, огонь – не забава»; Огонь друг и враг человека.»)

В. – Для человека  огонь – это благо, потому что… (посмотрите на подсказки.

В каком случае огонь  может превратиться в зло … (пожары, вулканы).

 ВЫВОД: Огонь - это тепло, свет, но в то же время и опасность.

 

III. Заключительная часть.

В. -Таким образом можно сделать вывод: только бережное отношение и мудрое поведение человека может обратить 4 стихии природы на пользу человека, а не во вред.

В. – Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Мы с вами будем кидать кубик и определять с какой стихией ассоциируется цвет.

Итог занятия.

В. – Дорогие ребята! А сейчас вас ждет сюрприз. Откройте коврики и вы увидите маленькие книжки "4 стихии природы".  Я предлагаю вам оформить их, где необходимо нарисовать стихии природы: землю, воду. огонь, воздух и подумать с родителями как правильно обращаться с ними.

 

В. – Что происходит с человеком в течение жизни? Я предлагаю посмотреть 1 картинку, что здесь  изображено?  Чему учится ребенок в младенчестве? (ползать, ходить). Что изображено на 2 картине? (Мальчик учится в школе.) Что происходит в юности, в зрелом возрасте?

В. – Человек в течение жизни постоянно учится, он познает, что такое хорошо и что такое плохо, добро и зло.  И в зрелой жизни – человек, который многому научился,  многое познал,  приобрел жизненный опыт; как мы его можем назвать? Мудрым. Т.е человек приобрел мудрость.

В. - Можем ли мы назвать сказки, былины, легенды, пословицы и поговорки мудрыми и почему? (В них есть ум и жизненный опыт)

II. Основной этап. В. - Сегодня я хочу познакомить вас с легендой о 4-х Великих стихиях.

Чтение легенды

Все началось тогда, когда мира, который мы знаем, еще не было. Везде царили Пустота и Мрак. И неописуемая Высшая сила, нареченная нами Создателем, решила создать новый мир. И были созданы четыре противоположности совершенно не похожие друг на друга. Из Пустоты вышли четыре тени, и тогда Создатель произнес:

« Вода льется. Огонь горит. Воздух (ветер) дует. Земля сыпется».

И обрели эти тени форму. Вместе они назывались четырьмя Великими Стихиями: Вода, Огонь, Земля, Воздух.

Создатель даровал каждой Стихии огромную силу и неповторимые качества.

Сначала Создатель подошел к Воде. Он произнес:

«Вода – источник жизни. Дарую тебе достойные качества: спокойствие, стремительность, доброту, выносливость.

Затем Создатель подошел к Огню:

« Огонь – источник света и тепла. Дарую тебе достойные качества: импульсивность, находчивость, храбрость, упорство.

Следующая стихия, к которой подошел Создатель, была Земля:

« Земля – это дом всего живого. Дарую тебе достойные качества: мудрость, трудолюбие, справедливость, уравновешенность.

Создатель подошел к последней Стихии – стихии Воздуха:

« Воздух – незаменимый источник жизни, в котором будут нуждаться все. Дарую тебе достойные качества: безмятежность, легкость, великодушие, нежность.

Все четыре Стихии создали мир, который существует и по сей день.

Воспитатель: - Ребята, а можно назвать эту легенду мудрой?  Почему? (ответы детей)

 

Воспитатель: - О какой природной стихии мы сейчас поговорим более подробно, вы узнаете, отгадав загадку. (Воспитатель подходит к 1 столу)

Ни затылка, ни лица,

Ни начала, ни конца.

Как по ней ты не пойдешь -

Конца края не найдешь. ( Земля)

В. - Во все времена землю называли матушкой. Самое святое чувство - материнское. Люди, живущие и кормящиеся ее щедротами всегда относились к Матушке Земле с почтением.

Знакомство с составом почвы.

 В - Посмотрите и назовите из чего состоит почва? (показывает банку с разными слоями земли, дети дают ответы).

В. - Верхний слой земли называется перегной - это почва из перегнивших растительных и животных остатков, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.

В. - Песок.  Какими качествами обладает песок: цвет, запах, ощущение: сыпучее. Для чего используется песок? (ответы детей. Из него делают стекло, используют для получения рабочего раствора при постройке домов...)

В. - Как используют камни? (ответы детей) дороги, дома.

В. – Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о земле? («Земля кормит людей как мать детей»; «кто мать сырую землю любит, тот голоден не будет)

В. – Для человека земля – это благо, потому что… (посмотрите на подсказии). В каком случае земля может превратиться в зло …(землетрясения, камнепады, оползни.)

ВЫВОД: Земля и полезные ископаемые (песок, глины, камни) имеют большое значение в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

В. - Следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

без него мы жить не можем. (Воздух)

В. - О чем эта загадка? (Воспитатель подходит к 2 столу)

В. - Каждый из нас с малых лет знает, что он дышит воздухом, что без воздуха и дыхания невозможна жизнь. 

В. - Давайте проведем опыт:

1.      (Называем ребенка, просим  набрать воздух в рот и выдохнуть в трубочку. Что вы увидели? ВЫВОД: В  пузырях находится воздух.

2.     (Называем ребенка, просим возьми пакет двумя руками за края, проведи сверху вниз...) Что внутри пакета? Чем наполнился пакет? ВЫВОД: Воздух окружает нас, он повсюду.

В. –Ребята, какие пословицы вы знаете о воздухе? («В запас воздухом не надышишься», «рыбам вода, птицам – воздух, а человеку вся земля», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».)

В. – Для человека воздух – это благо, потому что… (посмотрите на подсказки. В каком случае воздух может превратиться в зло …(смерчи, ураганы)

 

В. - Я предлагаю поиграть в  любимую  подвижную игру "4 стихии".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. - Следующая загадка:      (Воспитатель подходит к 3 столу)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю падает опять. (Вода)

В. - Зовут ее в народе не иначе как "царица". Еще на заре человеческой истории люди отчетливо осознавали великое значение водной стихии. Они обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник.

В: - Давайте проведем опыт:

1.     (Называем ребенка и просим, возьми салфетку и дотронься до нее языком) Что вы заметили? (она намокла). А вы знаете, что человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. ВЫВОД: В организме человека есть вода - это слюна, пот, слезы.

2.     (Называем ребенка и просим сломать лист растения пополам, ранкой дотронуться до салфетки). Что вы увидели? (Она намокла)

 ВЫВОД: Вода есть в растениях.

3.     (Называем ребенка и просим разрезать с помощью взрослого овощ или фрукт, дотронуться надрезанной стороной до салфетки) Что мы увидели? (Она намокла)

 ВЫВОД: Сок овощей, фруктов содержат воду.

В. –Ребята, какие пословицы вы знаете о воде? («Хлеб – батюшка, а водица - матушка», Не плюй в колодезь – пригодиться воды напиться.)

В. – Для человека вода – это благо, потому что… (посмотрите на подсказки.

В каком случае вода  может превратиться в зло … (штормы, наводнения, цунами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. - О какой природной стихии мы сейчас поговорим, вы узнаете, отгадав следующую загадку: (Воспитатель подходит к 4 столу)

 

Он гарцует при горении

Словно ярко-красный конь.

Делая золой поленья,

Согревает нас... (Огонь)

В. - С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди поняли, что огонь - это свет, тепло, защита от врагов. Но в то же время человеку не удалось до конца "приручить" огонь, иногда он вырывался и сотворял страшные беды.

В. - Давайте проведем опыт (проводит воспитатель, зажигает свечу).

В. - Посмотрите какой завораживающий язычок пламени.  От него идет свет; если поднесем к нему руки, почувствуем тепло, но если долго держать руку над пламенем - обожжет.

В. – Закройте глаза и представьте, что в темной комнате зажгли свечу. Что произойдет?

В. –Ребята, какие пословицы вы знаете об огне? («Спички - не игрушка, огонь – не забава»; Огонь друг и враг человека.)

В. –Для человека  огонь – это благо, потому что… (посмотрите на подсказки.

В каком случае огонь  может превратиться в зло … (пожары, вулканы).

 ВЫВОД: Огонь - это тепло, свет, но в то же время и опасность.

 

III. Заключительная часть.

В. -Таким образом можно сделать вывод: только бережное отношение и мудрое поведение человека может обратить 4 стихии природы на пользу человека, а не во вред.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_storony_sveta_ispravl.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №174 «Микроша»  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей»  города Чебоксары Чувашской республики

Конспект образовательной деятельности

«Четыре стороны света»

(подготовительная группа)

Выполнила:

Алексеева Светлана Изосимовна

воспитатель подготовительной группы

Чебоксары – 2016

Программное содержание:

Образовательные  задачи:

Познакомить детей с элементами профессиональной деятельности картографа через экспериментирование и практическую деятельность

Познакомить детей с компасом, с историей возникновения компаса

Развивающие задачи:

развивать способность к моделированию пространственных отношений  между объектами в виде плана;

 развивать познавательно- исследовательский интерес, привлекая  к простейшим экспериментам;

формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;

Воспитательные задачи:

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм;

Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение спокойно отстаивать свое мнение

Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитии , речевое развитие

Материалы и оборудование: ноутбук, медиапроектор: видеозапись отрывка из мультфильма «Смешарики», «Картография»; рисунок карты Смешариков; мерки (лента, полоска бумаги, шнурок, деревянная палочка, фишки); презентация «История изобретения компаса», глобус, географический атлас.

Словарная работа: ввести в словарь детей названия и термины: компас, магнит, север, запад, восток, юг, стороны света, картограф, картография.

Предварительная работа: знакомство детей с географическим атласом, природными зонами; организация сюжетно-ролевых игр с использованием различных конструкторов по теме «Путешественники - мореплаватели»; ориентирование по графическим планам помещений, выполненных на бумаге в разных масштабах; знакомство дошкольников с различными видами транспорта  и средствами передвижения.

Методические  приемы:

  • Ритуал приветствия «Здравствуйте…»
  • Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Смешарики» «Картография»)
  • Моделирование карты
  • Художественное слово: использование загадки про компас
  • Слайдовая презентация  «История возникновения компаса»
  • Опытно-экспериментаторская деятельность
  • Игра «Север-юг»
  • Ритуал прощания «Досвидания»

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, предлагаю поприветствовать всех.

Ритуал приветствия:

Здравствуйте! Слово какое чудесное,

Красивое, доброе, чуточку нежное,

Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

Воспитатель: - Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения и удачи.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Нюша. Вы знаете, Нюша очень хотела сегодня с вами увидеться, у нее есть к вам просьба. С ней еще осенью приключилась одна не очень приятная история, да что ее рассказывать, давайте вместе вспомним.

(Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Смешарики», «Картография»)

Воспитатель: - Ребята, карту, которую нарисовал Нюше Ёжик я вам сейчас еще раз покажу, а вы мне скажите: почему же Нюша не нашла грибную поляну по нарисованной карте? Давайте посмотрим и выясним, что не было указано на карте? Правильно ли был указан маршрут?

Нюша :- Да, ребята, расскажите почему?

(На экране появляется изображение карты Ежика.)

 Дети высказывают свои предположения, почему так трудно пользоваться такой неточной картой: по такой карте трудно сориентироваться (соотнести ее с участком ; на карте не указаны направления; не точно указаны ориентиры (ручей, родник, утес) ; непонятны условные обозначения предметов; не указано расстояние от одного предмета до другого)

Воспитатель: - Ребята, если не владеешь навыком пользования взрослых измерительных приборов (линейка, метр, рулетка) то,как можно измерить расстояние между ориентиров?

Нюша: - Вы знаете, ребята, после такого неудачного поиска грибов и «помощи» друзей Смешариков в рисовании карты, я хочу сама научиться составлять карты. Пожалуйста, научите меня правильно обращаться с картой, указывать направления движения, передвигаться по указанным направлениям, измерять расстояния. А главное, я хочу научиться находить выход из сложной ситуации так, как умеете вы, и делать все это обдуманно, обсудив решение вопроса с друзьями.

Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь Нюше? Я предлагаю рассказать Нюше о последовательности составления маршрута на примере карты Ёжика.

(Воспитатель предлагает детям присесть на ковер в центре групповой комнаты, посмотреть на карту и рассказать Нюше:

- Есть ли на карте Ёжика указание начала маршрута Нюши? (дом Нюши) - воспитатель ставит на карте в указанном месте точку.

- До какого первого указателя должна была дойти Нюша? (до 2 дубов)

- Какое расстояние между началом маршрута и первым поворотом? (оно не указано)

- Указал ли Ёжик, в какую сторону повернуть Нюше у дубов? (налево)

- Какие еще ориентиры называл Ёжик Нюше? (родник, ручей, утес, грибная поляна)

- Указывал ли Ёжик между ними расстояния? (не указывал)

- Что обозначают рисунки на карте на пути движения Нюши? (елки, деревья,

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь Нюше исправить неточности на карте? Что вы можете предложить Нюше? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята я предлагаю  вам смоделировать карту Ёжика у нас на ковре, мы можем расставить в группе все ориентиры указанные Ёжиком, измерить все расстояния, зарисовать карту на бумаге, а Нюше останется повторить все действия, но уже на местности, у себя в лесу.

(Воспитатель расставляет указанные ориентиры на ковре (дом, 2 дуба, родник, утес, грибную поляну)

Воспитатель: - Ребята, проверьте, все ли мы расставили и скажите, какими мерками мы можем пользоваться при измерении расстояний между ориентирами? (лента, полоска бумаги, шнурок, палка и т. д.) .

Воспитатель: - Я хочу предложить сегодня вам использовать такую мерку, как шаги человека: «короткие и длинные».Скажите, пожалуйста, какими шагами удобнее пользоваться нам при измерении расстояний между ориентирами и почему? (короткими, у нас очень маленькие расстояния между ориентирами)

Воспитатель: - Какими шагами удобнее будет пользоваться Нюше в лесу? (длинными, там расстояния между ориентирами длиннее)

Воспитатель: - Я предлагаю вам объединиться по парам, Договоритесь, кто у вас в паре будет измерять расстояние, а кто – откладывать фишки. Зачем нам понадобятся фишки, что может быть фишками? (фишки нужны, чтобы зафиксировать, сколько мерок было отмерено на данном отрезке пути; фишками могут быть любые мелкие предметы.) И не забудьте, правило: фишка ставиться в конце каждой отложенной мерки – сегодня это будет носок вашей обуви. (Воспитатель расставляет пары детей между указанными ориентирами на ковре (дом - 2 дуба, 2 дуба - родник, родник - утес, утес – грибная поляна.Дети,  взяв с собой фишки, приступают к работе)

Воспитатель: - Какое расстояние пути прошла первая пара от начала пути до 2 дубов? (ответ детей) - Какое количество мерок было отмеряно у второй пары от 2 дубов до родника? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у третьей пары от родника до утеса? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у четвертой пары от утеса до грибной поляны? (ответы детей)

Воспитатель:- Нюша, ребята узнают каждый раз что-то новое и полезное, необходимое в картографии.

Нюша: - А что такое картография? Ребята, а вы догадались, что обозначает это  слово «картография»?

Воспитатель:- Правильно, картография — (от греческого - «карта» и– «рисовать») наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества.

Предметами изучения картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Результатом труда картографов являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов.

(Показ карт , глобусов.)

 Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.

Картография появилась, вероятно, ещё до появления письменности в первобытном обществе. Об этом свидетельствует, например, то, что у народов, не имевших письменности в момент их открытия, имелись развитые картографические навыки. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов северной Америки о расположении окрестных островов и берегов, получали от них сравнительно внятные описания, в виде карт, нарисованных на кусочках коры, на песке или на бумаге (если она была). Сохранились карты в форме наскальных рисунков. Первые известные карты относятся к небу, а не к земле. Точки (наскальный рисунок, найденные на стенах пещеры в Турции изображают часть ночного неба, три яркие звезды Вега, Денеб и Альтаир (созвездие Летний треугольник) .

Самые ранние карты в Китае были найдены во время археологических раскопок гробниц, это были шелковые карты, и карты, нарисованные черными чернилами на деревянных блоках.

(Показ древнейших карт на доске:Туринская папирусная карта — древнейшая бумажная карта в мире; Вавилонская карта мира.)

Нюша:-Значит человек, который занимается картографией называется картограф.

Воспитатель:- правильно Нюша картограф – это профессия, связанная с рисованием карт. Ребята, вы желаете узнать секреты картографов при составлении карт? Если не знать этих секретов, то у нас с вами получится карта очень похожая на карту Смешариков. Я приглашаю вас с Нюшей в «Школу картографов».

(Детям предлагается сесть за стол)

Воспитатель:- Для точного изображения карт еще с древности человек определял стороны света.Какие стороны света вы знаете? (запад, север, восток, юг); примерное южное направление -  по положению солнца в зените, восточное — по месту восхода, а западное — по месту заката солнца.

Воспитатель: - Знание сторон света – было одним из секретов картографов.А вот изобретение одного загадочного предмета позволило морякам и путешественникам прокладывать курс в открытом море. Послушайте загадку:

На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодиться - С ним нигде не заблудиться.

(Компас)

Воспитатель: - Я предлагаю  послушать историю изобретения компаса.

Просмотр слайдов «История возникновения компаса»

1. Первый компас, в переводе с китайского языка назывался “ведающий югом” и имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.

2. В Китае установлен памятник первому компасу.

3. Следующим изобретением считался намагниченный компас в виде железной рыбки. Рыбка нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. В воде она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. (При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.)

Далее ученые попробовали намагнитить о природный магнит обычную швейную иглу, прикрепить ее с помощью воска в центре корпуса к свободно висящей шелковой нити. Этот компас указывал направление более точно, чем плавающий, так как испытывал гораздо меньшее сопротивление при своем повороте. Другая конструкция компаса, предложенная китайским ученым ШэньГуа, была еще ближе к современному компасу: намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку.

Воспитатель:- Ребята, в настоящее время существует разнообразное количество компасов.

Воспитатель:- Ребята, а вы хотели бы сегодня поучавствовать в роли изобретателей компаса? (Воспитатель предлагает детям пройти к столу и посмотреть опыт)

ОПЫТЫ С НАМАГНИЧЕННЫМИ ИГОЛКАМИ

Воспитатель:- Ребята, а теперь вы возьмите 5 кружков картона с проколотыми точно по центру намагниченными иголками. На поверхность воды в своей тарелке (не железной) опустите 2 кружка с иголками острием вверх. Расположите их рядом на расстоянии 1 см. Что произошло с иголками?

(Иголки отплыли друг от друга на некоторое расстояние и замерли.)

- Магнитные силы уравновешены. Опустите на воду поплавок с третьей иголкой. В форме какой фигуры расположились ваши поплавки? (В форме треугольника)

- Добавляйте по одному поплавку и каждый раз рассматривайте образовавшиеся фигуры. Три иголки образуют треугольник, 4 – квадрат, 5 - пятиугольник или квадрат с одной иголкой в центре. (показ слайда)

(Если степень намагниченности иголок и сами картонные кружочки будут одинаковыми, то получатся симметричные фигуры.)

Воспитатель: - Ребята, вот вы и стали настоящими изобретателями. Я предлагаю вам рассмотреть современный компас и сравнить его показания с показаниями нашего «водного компаса»

(Дети получают каждый по компасу, рассматривают его. Взрослый рассказывает об устройстве и назначении компаса. Рассказывает, что стрелка компаса всегда указывает в одну и ту же сторону, ее нельзя повернуть в другую сторону (если она свободна и ее не зажимает специальный затвор, называет направления указанные на компасе: север, юг, восток, запад. Указывает, что стрелка всегда указывает на север, а противоположный конец стрелки указывает на юг, если встать лицом к северу, то справа будет находиться восток, а слева - запад, за спиной - юг.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, кому компас необходим в работе?

(Ответы детей: путешественникам, морякам, летчикам, туристам.)

Нюша: - Ребята, а я знаю игру про части света, которая  так и называется «Север, юг».

Игра «Север-юг»

(Дети строятся в одну колонну и двигаются друг за другом по кругу, в центре «Земной шар».Оказавшись около Севера, они осуществляют образное перевоплощение «Холодно» (голова втянута в плечи, руки согнуты, дрожание – трясут головой, звук «У-у-у» - холодно); оказавшись около Юга, они изображают с помощью движений и мимики, что им «жарко» ,обмахиваются, дуют, говоря: «Уф, жарко!»)

Воспитатель: - Ребята, как хорошо мы с вами поработали, а заодно и Нюша узнала много нового. Нюша, ты действительно была хорошей ученицей.

Нюша: – Ребята, большое спасибо от меня и от всех Смешариков за то, что вы научили меня пользоваться компасом, я узнала о существовании 4 основных сторон света, узнала, как нужно измерять расстояния, как правильно наносить условные обозначения и обязательно использовать эти знания при рисовании карты.

Воспитатель: - Пришла пора прощаться , Ребята повернитесь к соседу справа, повернитесь к соседу слева, возьмитесь за руки, улыбнитесь самой доброй улыбкой и давайте дружно скажем всем «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе с применением ЭОР образовательная область «Речевое развитие» тема занятия «Волшебный лес звуков"

Конспект образовательной деятельности в средней  группе с применением ЭОР тема занятия «Волшебный лес звуков"Конспект составлен воспитателем: Волковой Е.Ю.Задачи:Образовательная область: «Речевое...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тема: «Кукольники – мультипликаторы»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группеОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Тема: «Кукольники – мультипликаторы»Це...