Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей.
методическая разработка по рисованию на тему

фролова Елена Николаевна

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Знакомство  с русским народным декоративно-прикладным искусством  в художественном  творчестве детей.            

                           «Самым высоким видом искусства,

                                                                 Самым талантливым, самым  гениальным

                                                                  Является народное искусство, то есть то,

                                                                  Что сохранено, что народ  перенес через  столетия».

                     

                                                                                                  М.И. Калинин. (слайд)

В настоящее время  в жизни  происходят  различные политические и социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на коммерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость, грубость.

Воспитание гражданина  и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная на сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного  богатства своего народа, освоения народной культуры (слайд).

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает

Исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития

Личности. (слайд).  Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции , на основе которых возникают более глубокие чувства: радости,

Восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление  передать воспринятую красоту, запечатлеть те

 предметы народно-декоративного искусства , которые им понравились, у них  пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства в нашем детском саду

Осуществляется в соответствии  с «Программой воспитания и обучения в д/саду»  ( под

Редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Однако я посчитала целесообразным использовать в своей работе  программу «Радость творчества» О.А.Соломенниковой, как дополнительную, целью которой является: (слайд)

« развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и

Декоративно-прикладного искусства».

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования,

которые вы видите на слайде.(слайд).

- Развитие интереса к различным видам искусства, формирование первых  представлений

Об искусстве, способность воспринимать его;

- Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству, воспитание эстетического вкуса;

- Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

-Развитие мелкой моторики рук детей;

- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

- Приобщение детей к лучшим образцам искусства.

 Изучив задачи обучения детей с народным искусством, я составила  перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами в средней, старшей и подготовительной группах, в котором указаны конкретные задачи обучения  (слайд), темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми (слайд).

Данное  планирование способствует взаимосвязи в образовательном  процессе педагога по изодеятельности и воспитателей, помогает проводить последовательную и предварительную работу с детьми при ознакомлении с различными видами народного искусства с усложнениями в каждой возрастной группе.

В средней группе в течении года по декоративному рисованию выделяется 8- 10 занятий.

Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке

Ритмичности движений при повторении однородных элементов узора. Прежде всего дети должны получить представление о том , как можно украсить вещь узором и для чего это нужно. Дети этой группы продолжают знакомство с дымковской игрушкой,

знакомятся с филимоновскими игрушками, загорской матрешкой , в конце года начинают

знакомство с городецкой росписью (слайд)

В старшей группе продолжается знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками, с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания городецких цветов. (слайд). Расширяются представления детей о разнообразии русской матрешки- Полхов-Майданская матрешка. Происходит знакомство с новыми народными промыслами: Гжелью, Хохломой, с росписью Полхов-Майдана.

В подготовительной группе  углубляются знания и умения в городецкой

Гжельской, дымковской, хохломской росписи.Дети знакомятся с жостковской росписью. .

С целью решения поставленных задач я начала с организации разви-

Вающей среды. Подобрала практический материал и методические

Пособия, имеющиеся в д/саду , куда входят подлинные предметы

Народных промыслов (слайд)- хохлома, гжель, дымковские игрушки,

Жостово, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации,

Альбомы по каждому виду народного искусства. Многие дидактические пособия созданы своими руками: дидактические  игры- «Откуда эта птица?», «Назови  элементы узора»,

(слайд), таблицы  с элементами народных  росписей ,папка с  силуэтами из бумаги.

В группах создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности

(слайд), где имеется доступный материал для творчества, наличие его разных видов-

Краски, гуашь, карандаши цветные ,восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,

Штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополняются центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-

Прикладного искусства.

  Весь образовательный процесс делится на два этапа: ( слайд)

  1. этап – Подготовительный

Задачи:

  - Познакомить детей с образцами  народных промыслов;

  -Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;

  -Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных

    Средств;

 - Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

  1. этап – Практический

Задачи :

 - Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике

    В разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

 - Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

 - Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе

    Знаний о характерных особенностях росписей;

 - Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

 

 Тщательно изучив  материалы,  касающиеся истории развития различных  промыслов;

 Уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Используются такие методы

 ( слайд) – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практичес-кий, Применяются приемы ( слайд) – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, называние  элементов узора, связь рассматривания

Изделия мастеров с последующим составлением узоров, « жест руки».

 Для развития творческих способностей детей использую нетрадиционную технику рисования ( слайд)- рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка,.

Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных  промыслов стараюсь научить видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь

Вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать,

любить.(слайд).

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождаю художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки), народная музыка, русские песни. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему. Учу рассматривать предмет,обводя рукой по контуру, т.е. использую « жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковый формы, но другого цвета , сравнивает с другими элементами.

Постепенно от более крупных основных элементов перехожу к более мелким. В геометрическом орнаменте учу детей выделять знакомые  элементы

И их украшения, чередование , ритмичность.(слайд)-показываю геометрические элементы

( круг, овал, треугольник), которые входят в изображение растительных элементов- ягод ,цветов, листьев в городецкой, хохломской  росписи. Стараюсь показать, что сложный  узор состоит из простейших  знакомых  частей- точки, кружки, кольца, прямые и волнистые линии. Объясняю как нарисовать несложный   узор, а затем предлагаю его выполнить самому. Тем, у кого не получается, предлагаю рассмотреть таблицы с элементами и компановку их в узоре. (слайд)

Стараюсь подбодрить их пословицами и поговорками о труде: « Терпенье и труд все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе, и людям славу приносит» и другие. Учу детей работать с палитрой, дети сами смешивают краски для  получения разных оттенков.

Этот  прием рисования необходим в гжельской и городецкой росписи ( слайд).

Подбираю для занятий по декоративному рисованию физминутки близкие по теме,

Например «Конь»-дымковская роспись, «Мак» - Полхов-Майдан, « Алые цветы» -

Хохлома и другие.

Формы  проведения занятий выбираю разные: путешествие  по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, превращение

В мастеров – художников, экскурсии в сказку.Стараюсь проводить занятия в игровой форме, каждому придумываются названия : «Шарфик для Машеньки», « Салфетка для зайчика», « Ложка для Жихарки» и другие. Перед детьми ставится интересная и мотивированная  изобразительно-игровая задача,в занятие включается комплекс игровых действий: раскрасить чашку или блюдо, Подарить шарфик, нарядить матрешку.

 . Использование наглядного  материала,

Художественного слова, музыки – все это помогает мне помочь попасть детям   в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре.(слайд).Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются  яркие, красочные работы (слайды).-

Хохломское блюдо, русские матрешки, дымковские  барыни, городецкая доска, гжельский чайник.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей:  музыка, чтение худо-

Жоственной литературы, познание, коммуникация и другие. На таких занятиях

Хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования  (слайд).Вы видите проведение таких занятий:

  1. « Птицы» ( дети подготовительной группы расписывают вылепленных из глины дымковской росписью);
  2. « Вот они сказочные  кони» (дети средней группы раскрашивают бумажные

Силуэты коней элементами дымковской росписи нетрадиционной техникой рисования « тычок»);

  1. «Русская матрешка» ( дети подготовительной  группы расписывают бумажные силуэты матрешек Полхов-Майданской росписью).

Итоговая работа по ознакомлению с каким-либо видом народной росписи отражается и в коллективных работах детей, которые используются для оформления групповых комнат или раздевалки ( слайд).: «В царстве Дымки», « Кони на лугу»,»Волшебная Дымка».

Очень мало времени отводится по программе на занятия по декоративному рисованию.

Поэтому стараемся организовывать разностороннюю работу с детьми в свободной деятельности, в которой используем  рассматривание иллюстраций народных промыслов, беседы (слайд), дидактические игры (слайд), народные игры, развлечения.

Организуются выставки совместного творчества детей и их родителей о народных промыслах (слайд) « Родные мотивы».

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию.

Воспитателям предлагается примерное планирование занятий с детьми с декоративно-прикладным искусством по разным тематикам: «Веселый Городец», « Дымковская  игрушка» и другие, где предусмотрены беседы, народные игры.

Как руководитель РМО  по изодеятельности я поделилась опытом работы с педагогами других детских садов по данному направлению (слайд) на тему: « Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческой  активности детей дошкольного возраств».

При диагностическом обследовании детей по декоративному искусству в средней группе я опираюсь на задачи программы М.А.Васильевой, в старшей и подготовительной группах

Диагностирую по критериям рекомендуемым программой О.А.Соломенниковой «Радость творчества» (слайд). Критерии сформированности знаний  детей о народном  декоративно-прикладном искусстве: ( их вы видите на экране).

- знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- знания о характерных особенностей народных промыслов;

- умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;

-умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.

Диагностика  детей по данным критериям позволяет мне определить результаты обучения детей  по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. Результативность педагогического процесса  вы видите на экране, стабильно чуть более  50%  детей имеют высокий уровень развития.

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей: они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах, из которых мастера создают произведения искусства, расширился  словарный запас. ( слайд)

А самое главное, дети поняли: богатство самобытного искусства – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....

Русское народное декоративно-прикладное искусство в развитии художественного творчества детей

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художест...

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....