«Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством"
материал (старшая группа)

Турчанинова Татьяна Александровна

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Беседы для детей по знакомству

с русским народным декоративно-прикладным искусством

                                                                             

 

Беседа №1

«Золотая Хохлома»

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.) а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

И чего здесь только нету:

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий.

Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина _ русский шаровидный сосуд ХVI – XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братниных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).

Вот Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Братина  солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».)

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»?

Из какого материала делали посуду в Хохломе?

Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.

О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то, какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

Художественное слово о Хохломе.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Терем, терем, теремок.

Он не низок, не высок

Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит поутру,

Звери к терему идут.

ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

Рисовали травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

Сколько здесь прекрасных чаш –

Это Вам подарок наш!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                В.Боков

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

                        Н.Глазков

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

                        П.Синявский

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Надою я молока,

Напою котёнка.

Разрисую хохломою

Милую Бурёнку.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся

Попробуй, сумей-ка…

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как звёзды

В небесном раздолье.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Я всё небо разрисую,

 Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива.

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

                        П.Синявский

Беседа №2

«Сине – голубое чудо»

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

П.Синявский

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежно-голубое чудо».

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

П.Синявский

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Художественно слово о Гжели.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – ГЖЕЛЬ!

                        П.Синявский

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

                        П.Синявский

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

                 П.Синявский

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

                        П.Синявский

Ритмы чудных сине-белых красок;

Неба синь и белая метель,

Подмосковье, ты всегда прекрасно.

Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!

В нашей мастерской,

Чистота, уют, покой.

В печке обжигаются,

На весь мир прославятся

Гжельские поделки:

Кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки

Разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы,

Гжельские картины

Чудесной красоты!

                        Н.Кутузова

Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий.

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных поделок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

                        Н.Кутузова

Беседа №3

 «Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.

Скажите, пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Городецкие кони,

Молодецкие кони.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе… Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сейчас нам ребята споют частушки о Городце:

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты!

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица –

Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Городецких мастеров!

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

Городец да Городец,

Кто от туда – молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»?

Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

Художественное слово о Городце.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас!

                        И.В.Кадухина

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Листья, горлицы и кони,

Петухи, скворцы, цветы

Городецкие узоры,

Небывалой красоты!

                        О. Хренова

В Городце у нас все двери,

В Городце весь детский сад.

Городец у нас все любят,

Все в саду: и стар и млад

                        О. Хренова

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас

Ты, играй гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

                        И.В. Кадухина

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты!

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица –

Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Городецких мастеров!

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

Городец да Городец,

Кто от туда – молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

А я тоже молодец

Тоже еду в Городец.

А когда вернусь назад –

Разрисую детский сад!

Уезжаю в Городец –

Все мне так советуют.

Дайте кисточку одну

И рюкзак с конфетами!

Передаём вам привет

И подарки свои

Со сторонки родной.

Где живут журавли,

С мест, где Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где омыты ракиты

Голубою водой.                

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Городецкие кони,

Молодецкие кони.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят

Беседа №4

«Дымковская сказочная страна»

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. Там вы увидите очень красивые вещи. Он я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.)

Итак. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются? Называют ее «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные

Нравится ли вам эта игрушка?

Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.

Если зайти туда, то сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем!

Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Посмотрите, чем еще отлична эта игрушка? Что такое необычное есть у нее? Да, эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики». Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки… вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

-Ты играй, мой Ванечка,-

Просит друга Танечка.

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходит девица-краса по улице пешком.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали  веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке. (Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке). Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.

Вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

Стихи о Дымковской игрушке.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно -  расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Конь бежит

Земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

        Водоноска.

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

   

 

            Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

                Няня.

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастёшь.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходит девица-краса по улице пешком.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Беседа №5

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Вы уже знаете, как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки?

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки, у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые.

А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Посмотрите на этого оленя, барана:

Стоят все на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки?

Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

Художественное слово о филимоновских свистульках.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Сундучок тот не простой:

В нём товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Весёлые зверюшки.

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша!

Беседа №6

«Каргопольские легенды»

Стоит на реке Онеге славный город Каргополь, что в Архангельской области. В этот город я вас и приглашаю в путешествие. Хотите ли там побывать и узнать, чем он знаменит? Ну, тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город своими необыкновенными игрушками. В старину называли в этом городе игрушки – тарарушками. Это от слова тарарай, что означает шутник или сказочник.

Та-ра-руш-ки!

Та-ра-руш-ки!

Это русские игрушки,

Очень славные,

Да забавные!

Ненаглядные!

Под руками талантливых умельцев рождается праздничный, ликующий мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, играющие на гармошках и рожках; волшебно-прекрасные птицы Сирин с женскими головами; получеловек-полуконь – грозный Полкан-кентавр; беззаботные весельчаки-гуляки, барыни - уморительно танцующие пары; пестро и весело разрисованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники, верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

Теперь давайте поближе познакомимся с ними и рассмотрим. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите? Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно – конь. Один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конечки-бегуночни, верные помощники земледельца». Жители сравнивают его с богом Солнца и его слугой. На Севере в летнее время солнце называли Буркой, а в зимнее – Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют – кобылкой.

А это свистулька – утушка. Они были самыми распространенными и любимыми игрушками. На веселых гуляньях, которые устраивали в Каргополе, они назывались «городища», в первую очередь среди игрушек спрашивались утушки-свистульки. На них можно было сыграть несложную песенку, как, например, хороводная каргопольская:

-Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали невест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту величали-называли селезнем и утушкой. Образ этой птицы был так же связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Недаром ее здесь называют «моховой». В одной обрядовой песне про утушку пели так:

-Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

А как вам нравиться эта игрушка? Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он на половину бравый генерал: грудь крепкая у него, лицо круглое, с большой окладистой бородой, а туловище как у коня, и на ногах копыта. Образ Полкана в каргопольских игрушках – это неодолимо могучий богатырь, как Илья Муромец.

А этот персонаж вы конечно узнали. Про нее говорят: "Коровушка – кормилица крестьян". «Корова есть – и обед есть» - говорит народная пословица. Еще ее называют в народе ласково «красохой».

Еще один забавный герой Каргополя – Медведко – добрый хозяюшко леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:

Поляночкой

Идёт медведь с тальяночкой,

Он идёт, гармошку «рвёт»

Баску песенку поёт.

А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не забудьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в их особенного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымковских и филимоновских?

Каргопольские барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки –

Кавалеры наши.

Вот мы познакомились с коргопольскими игрушками. Понравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Верно, надо прежде накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует сначала просушить 2-3 дня в помещении, а потом обжечь в русской печке. И, наконец, расписать красками.

Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный орнамент, он идет из глубокой древности: это, как правило, крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. Цвета в основном желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый.

Сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм «Славен град на Онеге», о каргопольском промысле.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают каргопольские игрушки?

Из какого материала они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются коргопольскими?

Что любили лепить в Каргополе?

Назови любимые персонажи.

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Художественное слово о каргопольских игрушках.

Каргопольские барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки –

Кавалеры наши.

Та-ра-руш-ки!

Та-ра-руш-ки!

Это русские игрушки,

Очень славные,

Да забавные!

Ненаглядные!

-Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

Где утка шла,

Тут рожь густа,

Околосиста да обмолотиста…

Поляночкой

Идёт медведь с тальяночкой,

Он идёт, гармошку «рвёт»

Баску песенку поёт.

А теперь мы лепим дальше,

Нужно много нам успеть,

Беседа №7

«Знакомьтесь, русская матрешка»

Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку.

Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка есть про матрешек, послушайте:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

А знаете ли вы, сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

Абрамцево, Абрамцево –

Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица

Поле, мостик, речка…

Там мастера решили

Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Всели матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полхово-Майдана. Взгляните:                                         Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок - глаз.

Эта гостья из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку!

Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Эта матрешка изготовлена в городе Загорске. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды глубоко контрастный: нарядный русский сарафан с несложным геометрическим орнаментом из полосок и скрещивающимися мазками. На темно-зеленом фоне платка оранжевые «кругляши» - горошек. Для выполнения «кругляшей» - пятен можно использовать какой инструмент? («тычок») «Кругляши» получаются ровные и выразительные. У нее есть ободок-подставка.

А эта красавица приехала к нам из города Полхов-Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у ее наряд? Что особенного у матрешки из Полхов-Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками. Краски покрывают фигуру отдельными цветами. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

 Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно, их очень любят малыши и взрослые.

Все они матрешеньки,

Все они милашеньки.

С аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

На нас чуть-чуть похожие.

А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать?

Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески.

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок

Из-под рук струятся стружки

Получаются игрушки.

В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.

Мы матрёшки, мы кругляшки

Все мы ласковые, одинаковые

Как пойдём плясать

Только пыль столбом!

Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России.

Матрёшки русские по свету славятся

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Дополнительные вопросы к детям во время беседы.

С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?

Из каких городов у нас в гостях матрешки?

Чем они похожи? Чем отличаются?

Какие костюмы носили матрешки?

Какие матрешки в России самые известные?

Назови элементы украшения у каждой матрешки?

Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем она тебе нравится?

Как изготовляют матрешку?

Как можно назвать матрешек?

Художественное слово о матрешке.

Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Абрамцево, Абрамцево –

Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица

Поле, мостик, речка…

Там мастера решили

 Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку!

Кто Матрёшку создал, мы незнаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся.

Вот они, удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело.

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Всем понятно, что матрёшкам

Украшать будем одёжки.

Матрёшки русские по свету славятся

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок

Из-под рук струятся стружки

Получаются игрушки.

Все они матрёшеньки,

Все они милашеньки.

С аленькими щёчками

Под пёстрыми платочками

Нарядные, пригожие,

Чуть, чуть на нас похожие.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Мы матрёшки, мы сестрички

Мы толстушки невелички

Как пойдём плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская матрёшка.

Мы матрёшек отыскали

С ними польку танцевали

А теперь большой матрёшке

Нарисуем мы горошки

Жёлтый, красный, голубой –

Сарафанчик стал цветной!

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Мы матрёшки, мы кругляшки

Все мы ласковые, одинаковые

Как пойдём плясать

Только пыль столбом!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе моём живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста,

А в нутрии она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри.

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая

А внутри пустая

В ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сёстры-куколки стоят.

-Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Беседа №8

«Богородская резная игрушка»

Славилась, как славилась

Прежде издавна

Мастерами дивными наша сторона.

Все мы, сердцем чистые, как свои дела

Бережем и множим красоту Земли!

Сегодня мы отправляемся в гости к таким дивным мастерам в село Богородское, Московской области. А мастера они действительно дивные и дивные игрушки делают. Мы с вами уже познакомились с игрушками, которые делают из глины. А эти игрушки сделаны из другого материала. Из какого же? Правильно, они сделаны из дерева. Называются они – богородскими резными игрушками.

Лохматые ели, дубы, березы, липы серебристые осины плотным кольцом окружили село со всех сторон. Лес всегда помогал крестьянину. В одних селах плели на продажу кузова и корзины, лапти, в других делали деревянные ложки и посуду, а богородцы «резали» игрушки.

Тук да тук, щёлк да щёлк,

Мужик, медведь, коза и волк…

Деревянные игрушки:

И лошадки, и Старушки –

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Как вы думаете, сложно или нет вырезать такие игрушки? И что для этого надо иметь?

Вырезать из дерева даже самую нехитрую игрушку не так-то просто. Врали мастера всегда осину или липу. Сначала дерево распиливали на куски, потом каждый кусок разрубали на несколько чурок, т.е. на четыре части. Называлось это – «бить баклуши». «Баклуши получались разные, какая – уже, какая шире, но одинаковой формы. Вот из этой баклуши с помощью стамески, а потом уже с помощью остро заточенного ножа рождается игрушка.

Мастера располагаются на низеньких скамеечках – «сиделках». При этом левую ногу выше колена того обматывают тряпкой. Как вы думаете, для чего это делалось? Конечно, это предохраняло ногу от порезов во время роботы. Посмотрите на эти иллюстрации, на них вы видите те инструменты, которыми пользуются богородские мастера.

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок.

Из-под рук струятся стружки,

Получаются игрушки.

Каждый мастер воплощал, т.е. делал из дерева то, что ему больше нравилось: один – птиц, другой – фигурки людей, третий – зверей. Их так и называли: «фигурист», «птичник», «зверист».

Давайте поближе познакомимся с ними. Здесь вырезаны человеческие фигурки. Это «Народное гуляние», «Гусар», «Продавец калачей», «Дама», «Старуха за прялкой», «Пляшущая крестьянка», «Охотник с собакой», «Резчицкий колхоз».

А кто главный герой этих скульптур? Действительно, это добрый, хитрый, мастеровой мужичок, а его напарником всегда является медведь. Здесь они «гнут дуги», здесь «поводырь  с медведем», «мастеровые», «кузнецы». Они всегда соревнуются в силе, уме, ловкости, смекалке. Мужик учит медведя человеческим занятиям. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку?

Ну а эти фигурки вырезали мастера, которых называли «зверисты», «птичники». Почему? Конечно, потому что они вырезали фигурки птиц и зверей. Это: «Веселая минутка», «Олени», «Горный козел», «Журавль», «Аист». Обратите внимание, как с помощью ножа можно передать шерсть медведя, козла, оперения у птиц. Эти мелкие порезки называют мастера «фасками».

А здесь у меня сюжеты. Какие? Молодцы, это сказочные сюжеты. Вот этот по сказке А.С.Пушкина «Золотой петушок», а это «Илья Муромец», «Генерал Топтыгин».

Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро клюют зерно. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они приносят людям, и все большое спасибо мастерам богородским говорят.

В наши дни организована фабрика «Богородска игрушка». Много мастеров работает на ней. Богородская игрушка нравится и взрослым и детям.

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися,

Богородскими игрушками

Сражённые осталися.

И.В.Кадухина

Дополнительные вопросы к детям во время беседы.

А вам понравились эти игрушки? Чем?

Как они называются и где их делают?

Из какого материала сделаны игрушки?

Какие основные инструменты для изготовления игрушек нужны мастерам?

Как называли богородских мастеров?

Что особенного в этой игрушке?

Художественное слово о богородской игрушке.

Тук да тук, щёлк да щёлк,

Мужик, медведь, коза и волк…

Деревянные игрушки:

И лошадки, и Старушки –

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок.

Из-под рук струятся стружки,

Получаются игрушки.

Славилась, как славилась

Прежде издавна

Мастерами дивными наша сторона.

Все мы, сердцем чистые, как свои дела

Бережем и множим красоту Земли!

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися,

Богородскими игрушками

Сражённые осталися.

И.В.Кадухина

 

«Красота вологодских кружев»

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры!

Все в букетах белых роз!

Может, вывел их мороз?

Что за скатерть получилась?

Может, это всё приснилось?

Посмотрите, какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Вот в него-то мы и отправимся сегодня в путешествие. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Так возникло кружевоплетение. Раньше это был тяжелый труд. Были небольшие мастерские, в которых с раннего утра до ночи, часто при слабом свете лучины, девушка пели и плели кружева. Как вы думаете, зачем они были нужны? Кружева пришивали к одежде, ими украшали белье, жилые интерьеры. Тяжелый труд был у кружевниц, но они любили свое дело, и каждая чувствовала себя художником. Она сама создавала свои узоры, сама разрабатывала технику.

Кружева, как белые ромашки.

Распустили лепестки свои,

А над ними весело, как в сказке.

Первые запели соловьи

Как вы думаете, что для работы могло понадобиться мастерицам, чтобы сплести такое чудесное кружево?

Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика.

На плотный валик прикрепляют «сколок» - рабочий рисунок, который в виде точек линий нанесен на плотную бумагу или картон, т.к. он много раз употребляется в работе.

Нитки при плетении используют самые разнообразные: хлопчатобумажные, льняные, шелковые (показ образов ниток).

Стучат коклюшки:

Стук – стук – стук!

Платочек получился вдруг

И он из белой нити

Прекрасно выполнен взгляните!

Сидит кружевница, а перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева. Постукивают коклюшки в ее руках. Если простое кружево плетет мастерица. Ей хватает всего 6 пар коклюшек, а если сложное, то и все 300 пар. Пальцы быстро перебирают коклюшки, на глазах возникает сложный кружевной узор, в одних местах густой и плотный, а в других – тонкая прозрачная решетка. Трудно поверить, но помнит кружевница все 300 пар коклюшек и никогда не собьется, не спутается.

Мотивы рисунков самые разные. Посмотрите, может какие-то вы узнали? Верно, это разнообразные звери, предметы окружающего мира (люди, деревья, дома т.д.) изображают солнце, древо жизни, птиц. Плетут узоры из раскидистых деревьев с пышными ветвями и с многолепестковыми цветами.

Вологодскому кружевоплетению присуще свои элементы узоров. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Главный – «тесьма – полотнянка». Когда она начинает виться, то ее называют «вилюшкой». Не менее важный элемент «сетка-решетка», является своего рода фоном. Сейчас известно более 200 видов решеток. «Плетешок» - напоминает собой шнурочек. Есть в кружеве элемент «насновки». Это набольшие фигурки очень плотного плетения. В вологодском кружеве можно выделить самостоятельные элементы – рисунки: снежинки, елочки, цветы, птицы.

Узоров вологодских кружева

Украсят кофты, скатерти, салфетки

И создают руками мастера

Из белой тонкой нити эти чудеса.

Кружевница, как в твоих руках

Волшебной сказки ниточки играют.

Мы говорим на разных языках

Но красота нас всех объединяет!

Сейчас на фабрике «Снежинка» в городе Вологда мастерицы плетут разные вещи: дорожки, скатерти, косынки, салфетки, воротники, покрывала, занавески, шарфы.

Послушайте частушки о вологодском кружеве, которые споют наши девочки:

Мастерица – кружевница,

Девочка учёная,

Научи меня плести,

Кружево кручёное!

У меня на кофте белой

Кружево «снежиночка»

Как по улице пойду –

Мною все любуются.

Мы с подружкой повстречались

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружево сплету.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Как называются эти изделия?

Где их плетут?

Как называются инструменты кружевниц?

Назовите элементы, которые запомнили?

Что плетут на фабрике «Снежинка»?

Хотели бы вы научиться плести кружево?

Художественное слово о вологодском кружеве.

Узоров вологодских кружева

Украсят кофты, скатерти, салфетки

И создают руками мастера

Из белой тонкой нити эти чудеса.

Кружевница, как в твоих руках

Волшебной сказки ниточки играют.

Мы говорим на разных языках

Но красота нас всех объединяет!

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры!

Все в букетах белых роз!

Может, вывел их мороз?

Что за скатерть получилась?

Может, это всё приснилось?

Стучат коклюшки:

Стук – стук – стук!

Платочек получился вдруг

И он из белой нити

Прекрасно выполнен взгляните!

Мастерица – кружевница,

Девочка учёная,

Научи меня плести,

Кружево кручёное!

У меня на кофте белой

Кружево «снежиночка»

Как по улице пойду –

Мною все любуются!

Заплету я судьбу

В свой узор кружевной,

В перевить заведу

Вечер тот голубой!

Мы с подружкой повстречались

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружево сплету.

Что за праздник?

Что случилось?

Кружевам все удивились

Шутки, смех со всех сторон

И коклюшек перезвон.

Кружева, как белые ромашки.

Распустили лепестки свои,

А над ними весело, как в сказке.

Первые запели соловьи.

Вы скажите нам откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал те узоры?

Кружевные все подзоры.

 «Праздничный русский народный костюм».

Скажите, дети, вы любите наряжаться? А одевать красиво своих кукол? Конечно, все и дети, и взрослые любят красиво одеваться. А куда мы наряжаемся? Верно, на праздники, в гости, в День рождения, в поездку, в кино и т.д. а знаете ли вы, как одевались раньше люди, когда наши бабушки и дедушки были еще маленькими? Хотите, я вам сегодня об этом расскажу? Тогда слушайте.

Национальная одежда может много рассказать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков, чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке. У донских казачек достаток мерялся, например, по числу юбок, которых бывало по 15 – 20 штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета. Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в тоже время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовали различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно, сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Давайте рассмотрим этот праздничный девичий костюм. Он включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» - так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Это летний девичий костюм. В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи – «епанечки», «коротены» - коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.

Традиционная для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во все времена, когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно было ноги держать в тепле, и поэтому, ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики про запас имели даже меховую обувь.

Еще хочу показать вам мужской крестьянский костюм. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве отделки материала и отделки.

Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

Дополнительные вопросы для детей во время беседы:

С какой одеждой мы сегодня познакомились?

Какой наряд понравился?

Назови, какие элементы костюмы запомнил.

Назови знакомые элементы узоров.

Если бы ты шила для себя праздничный костюм, то какой и как бы его украсила

Словарь старинных русских слов русского костюма

Армяк – крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.

Душегрея – женская  короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда с мехом и застежкой спереди.

Зипун – крестьянский кафтан из грубого сукна.

Китайка – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.

Кожух – верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы.

Косоворотка – мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине, а сбоку.

Крашенник – специалист, умелец в краске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.

Кумач – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.

Кушак, или пояс – обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времена пояса выполняли много разных функций – служили показателем благосостояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.

Онучи – кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого надевали лапти и перевязывали веревками.

Позумент – золотая, серебряная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.

Рубище – грубая, толстая  будничная одежда.

Сафьян – тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.

Сермяга – так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна – сермяжным.

Убрус – нарядный женский головной убор, свадебная фата.

Телогрея – женская верхняя одежда, которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.

Пословицы для использования при знакомстве с праздничным русским народным костюмом:

Хвалят на девке шелк, когда в самой есть толк.

По одежке встречают, по уму провожают.

У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи.

Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

Девичья коса – всему миру краса.

Друг лучше старый, а платье новое.

Шуба тепла и мохната – жить вам легко и богато.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам: "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свисту...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...