Конспект НОД "Как животные готовятся к зиме" в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
В процессе НОД у детей формируются представления о том, как дикие животные приспосабливаются к изменениям природных условий, как животные в лесу готовятся к зиме, что у каждого времени года свои особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kak_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 города Сим»
Ашинского района Челябинской области
Конспект
непосредственно организованной деятельности
по формированию целостной картины мира в средней группе
«Как животные готовятся к зиме»
Выполнила:
воспитатель
Морозова Татьяна Николаевна
1 квалификационная категория
Образовательные области: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”.
Программное содержание:
-Образовательные задачи: формировать представления детей о том, как дикие животные приспосабливаются к изменениям природных условий, дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме, что у каждого времени года свои особенности; учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
-Развивающие задачи: развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас.
-Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.
Словарная работа: обогащение словаря (маскируется, линяет), активизация словаря, проговаривание названий животных .
Индивидуальная работа с детьми : вопросы задавать индивидуально детям
Оборудование и материалы: деревья (или иллюстрации с изображением леса, картинки с изображением диких животных, игрушка-заяц, карточки-модели к играм “Кто, где живет?”, “Запасы для белочки”, цветные карточки (с обозначением времени года, белый и серый картон, фигурки серого зайца и белого зайца, картина “Как зимуют дикие животные”, модели-схемы: “Как животные готовятся к зиме”, “Признаки осени”, корзинки.
Примерный ход занятия.
Ребята, я сейчас вам загадаю загадки
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не шилось, и не ткалось,
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинки)
Ребята, а когда это всё бывает? Правильно, зимой.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Уточняет, что принесла с собой зима -(холод, снега, длинные ночи и короткие дни, ветер, солнце светит мало..). Ребята, а как вы думаете, всем ли нравится то, чем гордится зимушка-зима.
У зимы бывает разное настроение. То она яркая и искристая, то сварливая и даже злая. Вот что однажды произошло...
«Разозлилась старуха-зима; задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам... А птицы собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился».
Что произошло с птицами? Подводится итог: часть птиц не стала спорить с зимой и улетела в теплые страны; другая часть птиц осталась, у этих птиц есть свои секреты, как пережить зиму. Поглядите, 2 птицы прилетели к нам в гости. Как их звать? (синица и снегирь) Поговорить о помощи птицам.
: «Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают - зверей пугают.
Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют».
А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, кто-то нам даже оставили нам знак под елочкой Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам и встретится:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
- Правильно. Это белка . Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (серая)
- Она шубку поменяла на более теплую.
- А как вы думаете, почему цвет шерстки стал другим? (ответы детей)
- Так белка от врагов прячется, маскируется (например, от хищной птицы – ястреба).
- Деревья зимой какие стоят? (голые). Голые и серые.
- Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев рыжий или серый?
- Чем зимой будет питаться белка? (или какие запасы делает белка на зиму?) (грибы, орехи)
- Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.
- Скажите, какой у белки хвост? (пушистый)
- Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.
- А какие у белки коготки? (острые, цепкие)
- Зачем белке острые коготки? (ловко бегать по стволам).
Попрощаемся с белочкой и пойдём дальше.
: Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(заяц)
Посмотрим. И правда заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Повтори, Владик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Правильно, скажи красиво. Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волкЗаяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой. ,
- Кого боится заяц, от кого прячется?
- Как заяц спасается? (быстро убегает, запутывает следы).
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (длинные и сильные задние лапы)
- Где заячий дом? (ответы детей)
- Днем он спит в снежной ямке. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
- Какую? (ответы детей)
- Обгладывает кору с веток.
. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.
Воспитатель. Поем вместе:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). Отгадайте загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это? (Лиса.)
Отгадали? Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала. (Воспитатель ставит новую картинку оборотной стороной к детям.) Еще одна загадка:
Кто в лесу зубами — щелк,
Это бродит серый... (волк).
- Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся.
. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше. (Все подходят к последней картине на подставке.) Слушайте загадку:
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерет. (Медведь.)
- Чем медведь все лето и осень питается? (ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой)
- В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой.
- Медведь на зиму делает запасы? Почему?
- Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
- Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.
Поиграем в медвежат.
Понравилось вам наше путешествие в лес? А что вам запомнилось? Говорим красиво. Каких зверей мы встретили? (Ответы детей.) Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Скажи, Витя. Хорошо. А почему? (Ответы детей.) А кто делает запасы? Почему? Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть.
А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.
Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь!
Педагог продолжает чтение: «Пуще злится зима до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее».
Педагог интересуется у детей, как рыбы приготовились зиму зимовать; обращает внимание на комнатных рыб в аквариуме, которые в тепле и не замечают, что на улице зима.
Педагог продолжает чтение: «Ну, постой же,— думает зима,— дойму я людей», - и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат в стены и в двери, так что бревна лопаются. А люди затопили печки... да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примется топором махать, даже пот прошибает.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да еще мороз кличут: «Приходи-ка подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снега, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь». Никто не боится старухи-зимы.
Педагог интересуется у детей, как они относятся к проказам зимы. Что делают, когда на улице «идут морозы один другого злее»? В какие игры играют зимой на улице?
Итог.В заключение педагог говорит о том, что, несмотря на плохое настроение у зимы, которое иногда у нее появляется, она все же нравится нам - людям. А вот животным значительно труднее зимой, поэтому люди должны им помогать зиму перезимовать. Но об этом поговорим позже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Как звери готовятся к зиме" средняя группа.
Презентация на тему: "Как звери готовятся к зиме" средняя группа....
Конспект ООД " Животные готовятся к зиме"
Формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста....
Конспект НОД (с использованием ИКТ) "Как дикие животные готовятся к зиме" (средняя группа)
Конспект НОД (с использованием ИКТ) "Как дикие животные готовятся к зиме" (средняя группа)...
Занятие по экологии «Как животные готовятся к зиме» ( младшая группа)
Продолжать формировать представление о том как животные готовятся к зиме, их приспособление к сезоным измениниям...
Краткосрочный проект «Кто и как готовится к зиме» Средняя группа
проект "Кто и как готовится к зиме" средняя группа...
Конспект беседы с использованием икт «Как животные готовятся к зиме» (средняя группа)
Конспект беседы с использованием икт «Как животные готовятся ...
Конспект "Как звери готовятся к зиме" средняя группа
Конспект по ФКЦМ...