Методическая разработка на тему: Пуговицы - какие они разные
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Любимова Светлана Павловна

Ознакомление детей с историей пуговиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pugovitsy-_kakie_oni_raznye.docx67.58 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

"Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого, но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание".

                                                                                      (Э.М.Ремарк)

Мы живём во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный пополняется и расширяется. Всё это отражается на нашей повседневной жизни, мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

У многих детей слабо развита мелкая моторика, необходимо развивать её, взаимосвязь общей и речевой моторики известна и подтверждена исследованиями многих учёных, таких как И.П. Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия.

Работу по развитию мелкой моторики надо начинать задолго до поступления ребёнка в школу, так как техника письма требует слаженности работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия, произвольного внимания и чистой речи.

Ведь не зря педагог В. Сухомлинский писал: " Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", поэтому выбор нашей темы проекта не случаен и обусловлен тем, что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Таким детям присущи некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижения скорости и ловкости выполнения.

Игра с пуговицами отлично развивает мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, внимание, мышление, зрительную память, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.


Цель проекта:

* Познакомить детей с историей возникновения пуговицы;

* Познакомить с назначением и разнообразием, с материалом из которых делают пуговицы;

* Развивать мелкую моторику;

* Развивать связную речь, мышление и творческие способности детей;

* Заинтересовать и увлечь детей группы и их родителей идеей коллекционирования пуговиц.

Задачи проекта:

1. Обогатить представление детей о многообразии пуговиц, роли пуговиц в жизни человека;

2. Активизировать речь детей;

3. Развивать мышление;

4. Расширять знания детей об окружающем мире;

5. Развивать познавательную активность, воображение, фантазию, творческие способности, коммуникативные навыки;

6. Развивать практические умения продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

7. Увлечь и заинтересовать детей и родителей идеей коллекционирования пуговиц.

Механизм реализации проекта

Первый этап (Подготовительный):

* История возникновения пуговиц;

* Рассматривание иллюстраций с одеждой, на которой есть пуговицы;

* Обследование различных видов пуговиц;

* Попросить родителей принести из дома различные пуговицы разной формы, цвета, размера и из разнообразного материала;

* Подбор материала в энциклопедиях и др. литературе.


Второй этап(Основной):

Проводились беседы с родителями о важности данной проблемы, привлечение их к организации мини-музея "Волшебная пуговица". Оформление поделок из пуговиц в группе. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Консультация для родителей "Развитие сенсорики и мелкой моторики с помощью пуговиц".

Конкурс совместного творчества родителей и детей "Пуговичные чудеса".

В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам "золото-серебро","деревянные", "цвет-форма"," специальные","детские".

Создание коллекции позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись с помощью разнообразных игр.

Третий этап (Практический):

Строился на основе интеграции образовательных областей: " Познание", "Социализация", "Безопасность", "Здоровье", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество".

Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской  деятельности.

Знакомство с пословицами и поговорками происходило тогда, когда дети одевались и им приходилось застёгивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать "коли первую пуговицу застегнёшь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк".

Для активизации активного словаря детей использовалось составление описательных рассказов о пуговицах, речевые упражнения "Какая пуговица?", "Подбери и расскажи", придумывание сказок и историй.

Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления: "Придумай и нарисуй свою пуговицу".

Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер .Развивать  умение самостоятельно определять замысел своей будущей работы, дизайн "Мы- дизайнеры".

Формировать чувство вкуса, развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу.

Игра "Мозаика из пуговиц": ребёнок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.

Игра "Выложи узор": развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.

Итоговый этап:

* Рассмотрели с детьми разные виды пуговиц;

* Подвели итог для чего нужна пуговица;

* Как можно использовать пуговицу;

* Подготовили из получившихся пуговиц экспозицию "Пуговичные чудеса".

На этапе продуктивной деятельности дети совместно с педагогами и родителями изготовили аппликации, панно и другие поделки.

Подведя итог, хочется отметить, что участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему научил проект детей и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение.

Участники проекта: Дети средней группы №6, воспитатели, родители.

Время реализации: 04.04.2017-20.04.2017

Паспорт проекта

Вид проекта

Познавательно-исследовательский проект

Продолжительность проекта

Среднесрочный

Сроки реализации проекта

04.04.2017-20.04.2017

Участники проекта

Дети средней группы 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы

Недостаточно представлений у детей об исторических событиях, связанные с пуговицами и историей её создания. Недостаточно развиты познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижение скорости и ловкости выполнения.

Цель проекта

Заинтересовать детей и родителей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо предмете (пуговице), привлечь родителей и детей к совместному, продуктивному творчеству из бросового материала.

Задачи проекта

1. Формировать представления о многообразии видов пуговиц.

2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности и творческие способности.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки: стремление в обследовании предметов в подгрупповой форме работы.

4. Привлекать родителей к совместной, продуктивной деятельности с детьми.

Содержание проекта

Проект направлен на организацию совместной деятельности педагогов и родителей с детьми по изготовлению творческих работ.

Предполагаемый результат

1. Обогащение представлений дошкольников об исторических событиях, связанные с пуговицами и историей её создания.

2. Повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики кистей, рукотворческого процесса в детском саду.

3. Развитие восприятия, мышления, речи в процессе описательных высказываний.

4. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников проекта.

Продукт проекта

1. Создание коллекции пуговиц.

2. Дидактические игры:

"Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Забавная змейка", "Подбери к одежде", "Найди пару", "Сосчитай-ка", "Подбери по цвету","Пуговичные узоры","Запомни и повтори","Подбери дереву листья".

3. Творческие работы детей:

Рисование: "Нарисуем пуговицу", "Печатаем узор"

Лепка: "Волшебный цветок", "Бабочка", составление из пуговиц узоров на пластилине.

4. Мини-музей пуговиц в группе.

Реализация проекта

1. Непосредственно-образовательная деятельность: познавательно-речевые, практическая деятельность, включающая элементы познавательной, игровой, поисково-исследовательской, продуктивной деятельности.

2. Совместная деятельность со взрослыми ( педагоги и родители).

3. Самостоятельная деятельность детей.


Перспективный план проекта

Дата

Действие, направленное на реализацию проекта

Цель мероприятия

Участники проекта

04.04.

Знакомство с пуговицами, их материалами "История пуговицы".

Знакомство с первыми пуговицами. Обследование и различение разных пуговиц, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, строении, размеров, материалов.

Воспитатель и дети

05.04.

Рисование "На кого или на что похожа пуговица?"

Развитие внимания, воображения, фантазии, творческого мышления, эстетического восприятия. Развивать умение самостоятельно определять замысел будущей работы.

Воспитатель и дети

06.04.

Лепка "Вылепи какую хочешь пуговицу".

Формирование умения лепить необычную пуговицу. Развитие чувства вкуса, воображения, формы, цвета.

Воспитатель и дети

07.04.

Аппликация "Картинки из пуговиц"

Развитие воображения, пространственного восприятия, мышления, речи, продолжать формировать чувство вкуса.

Дети и воспитатель

10.04.

Сказка о пуговке, пословицы, поговорки, загадки.

Учить выделять нужный материал анализируя литературу по данной теме ( пословицы, поговорки, загадки). Развивать наблюдательность, сообразительность.

Воспитатель и дети

11.04.

Создание мини-музея пуговиц.

Привлечь родителей участвовать в проекте. Оформление мини-музея в группе.

Родители, дети, воспитатели

12.04.

Создание коллекции видов пуговиц.

Обследование и различение пуговиц, закрепить знания о пуговицах, разнообразии их форм строения, размеров, цвета, материалов.

Воспитатель и дети

13.04.

Игра "Чудо-пуговки" (на ковролине)

Дети выкладывают по замыслу, по заданию пуговицы на ковролине, развитие мелкой моторики, точность движений.

Воспитатель и дети

14.04.

Составление узоров из пуговиц на пластилине, объёмных конструкций на нитке, леске, ковролине.

Развитие координации рук, мелкой моторики, внимания, фантазии, воображения.

Воспитатель и дети

17.04.

Логические игры с пуговицами.

Развитие точности движений, мелкой моторики, сообразительности, памяти, формирует представление о многообразии видов пуговиц.

Воспитатель и дети

18.04.

Аппликация на бумаге с применением пуговиц.

Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, эстетического восприятия, памяти, внимания, воображения.

Воспитатель и дети

19.04.

Представление мини-музея пуговиц. Выставка совместных работ детей и родителей " Пуговичные чудеса".

Привлечение детей и родителей к совместному творчеству.

Воспитатели, дети, родители

20.04.

Показ занятия "Пуговицы-какие они разные".


Приложение 1

Конспект занятия в средней группе № 6 с ТНР

"Пуговицы - какие они разные"

Цель: Пополнять и обогащать представления ребёнка о том, что непосредственно его окружает.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с историей изобретения пуговиц.

2. Расширить знания детей о пуговицах, их применении.

3. Расширять и активизировать словарь детей, лексико-грамматический строй речи.

4. Закрепление понятий "много и один", формы, цвета.

5. Систематизировать знания детей о незаметном, но очень нужном предмете. Научить видеть удивительное в обычном.

Развивающие:

1. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения.

2. Учить  определять и сортировать пуговицы по виду и по размеру.

3. Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать сообща, отвечать на поставленные вопросы.

2. Формировать атмосферу доброжелательности, желание участия в ходе занятия.

Предварительная работа: Беседа с детьми "Что мы знаем о пуговице", заучивание загадок, пословиц и поговорок о пуговице, приметы о пуговицах, нанизывание пуговиц на шнурок по цвету, форме, величине, мини-музей пуговиц, дидактические игры на развитие сенсорных способностей "Чудесный мешочек", "Что изменилось?", выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.

Материалы и оборудование: Ноутбук, телевизор, пуговицы разного размера и вида, шкатулка, космический песок.

Ход занятия.

Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте со всеми поздороваемся.

Настроение наше улучшилось, мы будем сегодня как всегда добры и внимательны друг к другу.

Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, около двери увидела вот такую красивую шкатулку.(Показывает шкатулку). Хотите посмотреть, что в ней лежит?

Ответы детей.

Воспитатель: ( Открывает и достаёт из шкатулки листок с загадкой о пуговице).Чтобы узнать, что здесь лежит, вам нужно отгадать про "это" загадку:

Одеваться соберёшься-

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети-

Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица.

Воспитатель: Верно! ( Достаёт из шкатулки пакетик с пуговицами). А как вы думаете, зачем нам нужны пуговицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте рассмотрим все пуговицы, какие здесь есть. ( Дети с воспитателемрассаживаются вокруг стола и рассматривают всё многообразие пуговиц).

В процессе рассматривания, воспитатель своими вопросами наводит детей на размышления:

- Чем пуговицы отличаются друг от друга?

- Зачем пуговицам дырки?

- Почему пуговки с разным размером и разным цветом?

- Чем отличаются детские от обычных пуговиц?

Под музыку вбегает Пуговка.

Пуговка: Я весёлая такая,

                  Деловая, озорная.

                  Вместо глазок дырочки,

                  Меня держат ниточки.

Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Скажите, вы не видели моей шкатулочки? Я туда спрятала своих сестричек пуговичек, чтобы они от меня не сбежали.

Ответы детей.

Пуговка: Вот, спасибо, что вы её нашли. А вы, ребята, уже успели рассмотреть моих сестричек?

Дети: Да.

Пуговка: Тогда я вам смогу дать задание:( Дети подходят к столам, разбиваются на пары, на середину каждого столаПуговка кладёт тарелочку с пуговицами, и по очереди просит найти загаданную пуговичку).Интерактивная технология "Работа в парах", дидактическая игра "Покажи правильно".

- Покажи пуговку с двумя дырочками.

- Покажи пуговку квадратную.

- С четырьмя дырочками.

- Самую большую.

- Круглую.

- На ножке.

- Треугольную.

- Самую красивую.

Пуговка: Молодцы! Справились с заданием. Мои сестрички непростые, они очень озорные, любят бегать и скакать и зовут вас поиграть.

Физкультминутка в виде интерактивной технологии "Карусель", "Расскажи о своей пуговице".

Пуговка раздаёт детям разные  пуговицы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать,

И шагать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Сделаем наклон вперёд,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Пуговицы в руки мы возьмём

И под музыку передаём.

Когда настанет тишина,

Скажи, какая  пуговица у тебя.

( Дети рассказывают какая у них в руках пуговица. Например: У меня красная, круглая пуговица с двумя дырочками и т. д.).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам присесть на стулья. Вас ждёт интересный и удивительный рассказ.

( Дети садятся на стулья, демонстрация слайдов по телевизору).

Воспитатель: В нашей группе мы тоже с вами создали мини-музей "Пуговка". Мы собрали вот такую коллекцию пуговиц, изготовлена она совместно с вашими родителями. Посмотрите.сколько у нас много разных пуговиц. Из какого материала они сделаны, как вы думаете?

Дети: Деревянные, металлические, пластмассовые.

Пуговка: Ой, я слышу в шкатулке какие-то звуки. Кажется мои сестрички ожили.

Дети встают, подходят к гостье.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру "Узнай по звуку".

Дидактическая игра "Узнай по звуку" ( Интерактивная технология "Цепочка").

Цель: Развитие слухового восприятия.

Ход: Несколько мелких пуговиц одного размера кладём в контейнеры и закрываем крышкой. В первый контейнер - деревянные, во второй - металлические, в третий - пластмассовые. Ребёнок должен потрясти контейнер и по звучанию должен догадаться, что внутри.

Пуговка: Какие вы молодцы! Все справились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. Какое у вас настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте выложим на песке смайлик из пуговиц с нашим настроением. Пуговка, ты тоже помогай нам.

Дети берут по одной пуговке и на песке выкладывают улыбающийся смайлик.

Воспитатель: Мы сегодня много говорили о пуговице, её внешнем виде.

Мы завершаем наш рассказ

Про пуговицы, музей, про нас!

Давайте-ка, ребята, в наш музей

Пригласим гостей скорей!

Воспитанник: Уважаемые гости, приглашаем посетить наш мини-музей, всё это мы делали своими руками! Добро пожаловать в удивительный мир пуговиц!

Приложение 2

Пословицы и поговорки о пуговицах


Маленький, горбатенький в переулке завяз. (Пуговица)

Русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница — что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
  • На чужой рот не пуговицу нашить.
  • С солдата не пуговку сорвёшь.

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица. 
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица) 
На чужой рот пуговицы не нашить.


Приложение 3

Народные приметы

  • Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.
  • Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.
  • Если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей.
  • Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.
  • Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».
  • Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте.
  • Найти на дороге пуговицу – к хорошим изменениям в жизни.
  • Лучше не связываться с пуговицами накануне Нового Года. Этим можно пришить все проблемы нынешнего года, которые с пришитой пуговицей перейдут в год следующий.




Приложение 4

Стихи о пуговице

Т.Ефимова
Пуговицы вредные 
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»

К. Брель
Пуговка
 раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.

Н. Брагина
Юра пуговки пришил.
Он потратил много сил.
Пуговицы-кнопочки 
из маминой коробочки.
На рубашке – ровный ряд.
-Мама, принимай парад!
-Молодчина, мальчик мой!
Но качает головой:
-У одной – не тот мундир…
-Мама, это командир!

В.Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Е. Менжинская
Испугались пуговки,
Растерялись,  
Раскатились по углам,
Разбежались.
Спрашиваю громко:
- Почему сбежали?
Шепчут: - «У иголки
Носик словно жало!
Тонкая, колючая,
Испугались очень мы…»
Собираю пуговки
Я в ладошку.
Говорю испуганным:
- Ах, вы, крошки!
Успокойтесь,
Я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку
Не уколю!

И. Александрова

Я в тоске. С моей рубахи
Пуговицы мчатся в страхе.
Лишь пришью, они опять
Оторвутся и бежать.
Разрешенья не спросив,
Отправляются в отрыв.
Не пойму, какого страха
Нагнала на них рубаха?

С. Видерхольд

Вчера мимо окон шел важный прохожий,
Был он высокий и очень пригожий.
Пальто на нем было из серого драпа.
«Практичная вещь!» заметил мой папа.
Но только престранным был пуговиц ряд:
Я насчитал сорок восемь подряд!
Мне интересно, за сколько минут
Может прохожий их все застегнуть!

Приложение 5

Развивающие игры с пуговицами


РОДОВОЕ ДЕРЕВО

Цель: Создать родовое дерево совместно с ребёнком, объясняя родственные связи.

Оборудование:  Нарисованное на листе бумаги дерево с симметрично расположенными на нём тремя уровнями ветвей, пуговицы.

Ребёнку необходимо выбрать пуговицу, принадлежащую маме и положить её слева от ствола дерева, выбрать «папину» пуговицу и положить её справа от ствола.

Старшее поколение обозначают самыми большими пуговицами, младшее – самыми маленькими.

БАБУШКИНА ПУГОВИЦА

Цель: Развитие воображения.

Оборудование:  Старая пуговица.

Предложить ребёнку придумать, что могла видеть эта пуговица.

РЕЖИМ ДНЯ

Цель: Формировать умение планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам.

Оборудование:  10 маленьких белых, 10 больших белых, 10 средних жёлтых, 10 средних зелёных, 10 средних коричневых, 10 средних фиолетовых (сиреневых), 10 больших синих, 10 больших красных, 10 больших чёрных.

Маленькие белые пуговицы означают чистоту, гигиенические процедуры,

большие белые – чистота в доме, домашние дела,

жёлтые – солнце, завтрак,

зелёные – покой, обед,

коричневые – физическое здоровье, сон,

фиолетовые – сумерки, ужин,

синие – чувства, социальные контакты,

красные – активность, добрые поступки,

чёрные – плохо сделанные дела или отказ от выполнения задания.

Накануне обговорить следующий день, составить пуговичный режим дня, нанизав пуговицы на держатель сверху вниз. По окончании дня оцениваете его поступки, выдавая ему красную или чёрную пуговицу.

ПОЕЗД

Цель: Развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

Оборудование: Пуговицы разных размеров и цветов.

Сложить пуговицы в виде дорожки. Чем больше пуговиц выстроено в дорожке, тем длиннее поезд. 

 


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ

Цель: Научить соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговиц, развивать глазомер и навыки сопоставления.

Оборудование: Пуговицы разных цветов и размеров, пластиковая бутылка.

Показать ребёнку, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самостоятельно.

 

ПУГОВИЧНАЯ КОПИЛКА

Оборудование: Банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы.

На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!

 

СОРТИРОВКА, ДА И ТОЛЬКО

Пуговицы прекрасно подходят для заданий по сортировке. Вместе с ребенком отбирайте только самые крупные пуговицы или, напротив, пуговки-малютки, либо пуговицы определенного цвета, а когда ребенок подрастет и научится считать - отбирайте пуговицы с различным количеством дырок на них, пересчитывайте их и т.п.

 

ПУГОВИЧНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Цель: Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. Позже, с помощью этого ожерелья, можно проводить обучающие занятия, к примеру, такие как: «Изучаем цвета», «Учимся считать», «Большие – маленькие», «Найди одинаковые пуговички» и т.п.

Оборудование:  Пуговичное ожерелье. Возьмите толстую прочную нитку (лучше веревку). Она должна быть такой длины, чтобы ожерелье по диаметру было меньше головы ребенка. Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку при помощи иглы только в одно отверстие). Крепко завяжите нитку.

НЕОБЫЧНОЕ НАНИЗЫВАНИЕ

Оборудование: Плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.

  1. Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку, предварительно отрезав острые кончики. Предложите ребенку нанизывать пуговицы на необычный стерженек.
  2. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов.
  3. Воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них.
  4. Играя с ребенком постарше, спросить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

 

КАРТИНКИ ИЗ ПУГОВИЦ

Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности.

  • большая - маленькая, большая - маленькая и т.д.,
  • красная - синяя, красная - синяя и т.д.,
  • красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая,
  • одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т.п.

КОВРИКИ

Оборудование: Небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона. Выложить узор. В этой игре отрабатываются математических понятия: внизу, вверху, слева, справа, в верхнем (нижнем) левом (правом) углу, в центре и т.п.

ТРИ ЦВЕТОЧКА

Оборудование: Три набора пуговиц разных цветов, или их размеров. Эта игра направлена на изучение цвета или размера. В зависимости от цели подбираем и задачу, которую ставим перед.

  • Выложи из пуговиц три цветочка, которые будут отличаться друг от друга по цвету
  • Выложи три цветочка: маленький – из маленьких пуговиц, средний – из средних, большой – из больших.

ПОЙМАЙ РЫБКУ

Оборудование:  Таз с водой, сачки, пуговицы.

Даем ребенку сачок и просим его выловить только красных «рыбок» (красные пуговицы), потом только желтые и т.п. Для деток, которые уже учат счет, можно усложнить задачу: поймать 3 красных и 2 желтых «рыбки».

ВЫЛОЖИ ЦИФРУ

Оборудование:  Карточки с цифрами.

Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц.

ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК

Оборудование:  Домики разных цветов, пуговицы.

Вернуть пуговицы в свои домики по цвету.

ОБЕЗЬЯНКИ


Оборудование:  Два одинаковых комплекта пуговиц (желательно, чтобы пуговицы были различного цвета, формы, размера) 9 штук, две карточки из 9 клеточек – 3 на 3.

 Вначале рассмотрите с ребенком пуговицы – где самая большая, где самая маленькая, есть ли пуговицы одинакового цвета, формы.

  • Одну карточку берет педагог, другую ребенок. Таким же образом распределяем и пуговицы. На своем поле педагог выкладывает комбинацию из 2-3 пуговиц. Предложите ребенку повторить это на своей карточке.
  • Выложенные пуговицы покажите ребенку, давая возможность запомнить их. Затем накройте карточку чем-нибудь. Задача ребенка – по памяти выложить на своем игровом поле аналогичную комбинацию. Открываем, проверяем.

ПУГОВИЧНЫЕ УЗОРЫ

Оборудование:  Пластиковые тарелочки.

Выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов.

ПОДБЕРИ ЛИСТЬЯ К ДЕРЕВУ


Оборудование:  Пуговицы зелёных и желтых оттенков.

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

ПОДБЕРИ КОЛЁСА К МАШИНАМ

Оборудование:  Силуэты автомобилей без колёс.

Предложить подобрать колеса по цвету, величине.

С ПАЛЬЦА НА ПАЛЕЦ


Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.


ПУГОВИЧНЫЙ ФУТБОЛ

Оборудование:  7 пуговиц. 
Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра. 
Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.

В РАССЫПНУЮ

Оборудование: Нечетное количество пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков. 
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.

ЕЩЁ ДАЛЬШЕ


Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу. Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.



БОЛЬШЕ - МЕНЬШЕ

  • Ищем самую большую пуговицу,
  •  Ищем самую маленькую пуговицу,
  •  Ищем пуговицу в тремя дырочками,
  •  Ищем треугольную пуговицу,
  • Ищем самую большую красную пуговицу.
    Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее). 

ШНУРОВКА



Оборудование:  Нитка (около 40 см), по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. 

Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки. 

ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ


Заполните просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

  • опустите руки в коробку;
  •  поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц, отпустите;
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  • те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
    А теперь переместите коробку на пол:
  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  •  перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

ПУГОВИЧНАЯ РЫБАЛКА

Опустить руки в «пуговичное море» и выловить «рыбку».
(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
— Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
— Какого цвета твоя «рыбка»?
— Она легкая или тяжелая?
— Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»


ПУГОВИЧНОЕ ЛОТО


Оборудование: Красочно иллюстрированная книга.

Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.

Приложение 6

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детейсреднего дошкольного возраста» 

   

Цель: Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой моторики.

 На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

 Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

 - Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

 У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

 Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

 Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

 Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

 К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

 Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

 Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

 Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

 Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

 Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

 Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.

 Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

 Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

 Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

 Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

 Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

 Мелкую моторику рук развивают:

 • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

 • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ;

 • игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия т. д. ;

 • рисование;

 • застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.


 Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей.

 В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. Д.

 Для этого необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

 Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.

 Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.

 Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

 Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.

 Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.


Приложение 7

Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики рук у детей.

  Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вопрос развития мелкой моторики детей  дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей  дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как много аспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.  Педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей через разнообразные технологии развития . Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста. Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

   Вывод:

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен тем, что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Таким детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижения скорости и ловкости выполнения.

Особое внимание требует рассмотрение мелкой моторики пальцев рук. Наблюдение за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает пояс или ленты , шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев кисти. Конечно, развитие мелкой моторики не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка прекрасно будет развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребенка будет недостаточно развита. Т.е. необходимо развивать речь ребенка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому развивать мелкую моторику.

Дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонение в развитии движений пальцев рук, так же они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы сыграла в выборе проекта с участием родителей и детей.


Список использованной литературы:

  1. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. СПб.,2005
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,2003.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,2003.
  4. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для— застёгивание пуговиц, кнопок, крючков
  5. Материалы журнала «Дошкольное воспитание».
  6. Материалы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к игре-драматизации «Какая машина всех нужней» по теме «Знакомство с компьютером»

Основная цель занятия: через игру привить детям представления о компютере, как об одном из полезных окружающих нас технических устройств....

Методическая разработка на тему "Такие разные грибы." (старшая группа)

Закрепление знаний о сьедобных и ядовитых грибах....

Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...

Методическая разработка "Рисование солью и клеем "Эти разные рыбки"

Материал полезен для воспитателей старшей группы...

Методическая разработка. НОД по развитию речи "Животные разных стран" во второй младшей группе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ“РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ”С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 ГОДА)Тема: Животные разных стран.Цель: закрепление и систематизация...

Методическая разработка «Шары фантазий»: из каких материалов сделать и какие игры организовать

Методическая разработка «Шары фантазий»: из каких материалов сделать и какие игры организоватьВ данной методической разработке – рекомендации, как сделать многофу...

Методическая разработка по теме: «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования».

Методическая разработка по теме: «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и...