Методическая разработка по теме: «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования».
учебно-методический материал
Методическая разработка по теме: «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stem_-_obrazovanie_2021g._doklad_-_kopiya.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования». (Образовательный модуль «LEGO-конструирование»)
Фомина Ирина Олеговна
воспитатель МКДОУ детский сад «Сказка»
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию использование «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования».
ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете.
Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.
LEGO в переводе - играй хорошо — серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Наборы LEGO выпускает группа компаний LEGO Group, головной офис которой находится в Дании. Здесь же, в Дании, на полуострове Ютландия, в небольшом городке Биллунд, находится и самый большой LEGOLAND в мире — город, полностью построенный из конструктора LEGO. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю». Необычайная популярность LEGO объясняется просто – эта забава подходит для детей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов.
LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста. Главным преимуществом конструкторов LEGO является то, что они построены по принципу, от простого к сложному, обладают такими свойствами, как, стремление к бесконечности, заложена идея усложнения, несут полноценно смысловую нагрузку и знания.
LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники.
Основой наборов LEGO является кирпичик — деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и т. д. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов.
В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Но эта деятельность существенно отличается от предметного манипулирования на более ранних этапах детства. В конструкторской деятельности отдельные действия ребёнка подчинены основной цели — сделать заранее задуманный предмет.
Серия LEGO Education, направленная на использование конструкторов в образовательном процессе школ и детских садов, зарекомендовала себя во всём мире как высококачественные образовательные продукты. Они удовлетворяют самым строгим требованиям в отношении образовательного потенциала, эстетики, гигиеничности, прочности, долговечности.
Целью развития технических способностей детей разного возраста является: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO-конструированием.
Игровые наборы одновременно выполняют несколько задач: усиливают мотивацию к учёбе, повышают техническую грамотность, обеспечивают освоение планирующей функции любой деятельности.
Работа по Лего – конструированию строится на интегративных принципах:
- доступность и наглядность,
- последовательность и систематичность обучения и воспитания,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- от простого к сложному,
- активности и созидательности,
- интеграция.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
- объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
- поисковый – самостоятельное решение проблем;
- метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
- метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
В процессе легоконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Лего конструирование развивает и речевые навыки: дети задают вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует коммуникативные навыки. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети используют собранные модели в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями.
Серия LEGО Education содержит наборы для детей разного возраста. При этом для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали.
Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO.
Старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера LEGO System.
Начальным набором для освоения STEM-компетенций дошкольниками является проект Планета STEAM, в котором дети в игровой форме усваивают базовые понятия.
Наборы серии LEGO Education кроме традиционных кирпичиков LEGO и строительных плат, играющих роль основания для конструкции, включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это даёт детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железную дорогу, пожарную часть, зоопарк. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты, как сказочные, так и вполне жизненные.
Наборы для старших дошкольников и младших школьников уникальны тем, что позволяют получить базовые представления о современной науке и технике. В них можно найти балки, болты, оси, шестерёнки, рычаги. Важно, что ребёнок не просто собирает разного рода технику (самолёты, экскаваторы, корабли), но и знакомится в игровой форме с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов. Каждый из наборов уникальной серии LЕGО Education имеет определённую тематику и особые методические рекомендации.
LEGO Duplo — это серия конструкторов LEGO, специально созданная для малышей, различные наборы отдельно для девочек и для мальчиков. Детали LEGO Duplo вдвое крупнее обычных, поэтому традиционно используются для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Кроме того, тематическая подборка LEGO Duplo максимально соответствует жизненному опыту и возрастным характеристикам развития малышей.
Также детали наборов LEGO Duplo удобны детям с ОВЗ.
LEGO System — серия конструкторов со стандартными размерами деталей для старших дошкольников и школьников.
С детьми младшего дошкольного возраста приемлемы следующие виды конструирования:
• плоскостное;
• вертикальное;
• объемное.
Среди форм организации обучения наиболее доступными для дошкольников являются:
• конструирование по образцу;
• конструирование по модели;
• конструирование по наглядным схемам;
• конструирование по замыслу и теме
.
В работе с детьми используются такие виды игр:
1. Произвольное бессюжетное конструирование.
Дети с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, формы, счете, развивают воображение.
2. Конструирование по схеме и образцу.
Детям даются схемы-задания по строительству домов, животных, людей, транспорта и т. д. Дети закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий», «больше- меньше».
3. Интересно также использовать Лего-мозаику.
Из Лего кирпичиков можно собирать различные изображения по схеме, выполненные на плате: животных, машины, узоры и т. д. Также используются дидактические игры: «Светофор», «Столбики», «Разноцветные дорожки» и т. д. Дети учатся правильно соотносить «право – лево», «под – над».
4. Конструирование для сюжетных игр.
Созданные постройки из Лего Дупло можно использовать в играх-театрализациях, у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д. Игры создают условия для развития речи, творчества.
5. Дидактические игры с Лего Дупло на классификацию, симметрию, пространственное ориентирование, логические закономерности: «Чудесный мешочек», «Продолжи ряд» и т. д.
Оценку эффективности развития технических способностей можно выразить следующими показателями:
- сфомированность познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);
- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);
- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);
- сформированность произвольности, моторики и координации;
- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);
- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.
Таким образом, актуальность Лего-технологии и значима в свете внедрения ФГОС, так как:
-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
РППС - развивающая предметно – пространственная среда по легоконструированию в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда по легоконструированию и робототехнике создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых особенностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Развивающая предметная среда обеспечивает развитие деятельности ребенка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску. Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка, обеспечивающим такие направления как: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Среда, не только создает благоприятные условия жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей.
К развивающей предметно- пространственной среде относятся:
-Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Lego Education »,
подобные отечественным конструкторам;
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоаппарат;
- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
К организационно-педагогическим условиям легоконструирования в ДОУ относятся:
1) целенаправленная система обучения легоконструированию;
2) наличие обустроенной среды для легоконструирования;
3) использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные;
4) поэтапное знакомство детей с материалом для конструирования в детском саду.
Вашему вниманию представляю комплекс базовых наборов.
Базовые наборы для детей 3–5 лет «Дикие животные», «Городские жители», «Транспорт» DUPLO. Представляют собой атрибуты для сюжетно ролевых игр по темам ≪Профессии≫, ≪Семья≫.
Базовый набор «Моя первая история». Представляет собой атрибуты для творческой игры, которые позволяют придумывать различные рассказы, истории, сказки, объединять сюжеты и создавать дополнительные ≪гаджеты≫ для их обыгрывания.
Базовый набор для детей 3–5 лет «Кирпичики». DUPLO для творческих занятий. Представляет собой набор из 160 кирпичиков DUPLO. Включает технологическую карту, 6 инструкционных карточек и 3 видео презентации с идеями для творчества. Совместим со всеми наборами DUPLO.
Базовый набор «Наш родной город». DUPLO Представляет собой набор для конструирования городских сюжетов.
Большие и малые платформы для строительства. DUPLO Применяются в качестве основания для построек и выполнения различных заданий со строительными кирпичиками LEGO
«Гигантский набор». DUPLO для детей старшего возраста. Представляет собой набор для конструирования любых построек, воссоздания разнообразных моделей окружающей среды.
«Первые механизмы». DUPLO Представляет собой набор для изучения деталей простых механизмов (зубчатые колёса, рычаги, ролики, оси, колёса), создания механических моделей.
Базовый набор для детей 5–7 лет «Моя первая история». Представляет собой атрибуты для творческой игры, которые позволяют продумывать различные рассказы, истории, сказки, объединять сюжеты и создавать дополнительные ≪гаджеты≫ для их обыгрывания.
«Сказочные и исторические персонажи». LEGO Представляет собой набор для конструирования различных сказочных сюжетов и историй, позволяет создать любую обстановку, ситуацию и персонажей.
«Космос и аэропорт». LEGO Представляет собой набор для конструирования по темам: ≪Аэропорт≫, ≪Воздушный транспорт≫, ≪Космос≫.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».
работа музыкального руководителя и педагогов над развитием творческих способностей детей разного возраста....
педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».
работа музыкального руководителя и педагогов над развитием творческих способностей детей...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
Методическая разработка на тему "Использование нетрадиционных приемов рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...
Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как,...
Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...
Презентация к методическому материалу по теме: «Lego- конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования».
Презентация к докладу на тему: «Lego- конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и ...