Методическая разработка «Шары фантазий»: из каких материалов сделать и какие игры организовать
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Методическая разработка «Шары фантазий»: из каких материалов сделать и какие игры организовать
В данной методической разработке – рекомендации, как сделать многофункциональное дидактическое пособие «Шары фантазий» своими руками, и 15 вариантов игр с ним. Автор данного пособия, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 31 Калининского района Санкт-Петербурга Ваши педагоги смогут использовать эти шары в группе и во время прогулок. Также пособие подойдет для занятий с детьми с ОВЗ.
Многофункциональное дидактическое пособие «Шары фантазий» - пособие состоящее из трех шаров из безопасных для детей материалов. В зависимости от образовательной ситуации, педагогической или детской задумки дошкольники могут играть со всеми шарами сразу или с каждым из них по отдельности. «Шары фантазий» охватывают все образовательные области по ФГОС: в процессе игр дети активно взаимодействуют, выполняют задания на развитие речи, мелкой и крупной моторики, рисуют. Пособие подойдет для коллективной и индивидуальной работы с детьми.
Шары «Липучка» и «Мазилка» сделайте большими, а шар «Колючка» – маленьким и на подставке. Так детям будет удобнее с ними играть и выполнять разные задания. |
Игры с шаром «Липучка»
Игры с шаром «Липучка» способствуют познавательному развитию дошкольников. Чтобы изготовить шар, сделайте оболочку из ковролина и наполните ее поролоном. Также из ковролина вырежьте съемные детали, например, материки, геометрические фигуры, цветы.
Для игр с шаром потребуются картинки. Прикрепите их на картон или другой плотный материал. С обратной стороны приклейте липучки, чтобы прикреплять картинки к шару. С этой целью можно использовать зажимы для бумаги. Для этого сделайте круглые липучки с крючками и закрепите их на шаре, а на крючки повесьте зажимы с картинками.
Игра «Звуковой еж» для детей 3–7 лет. Для этой игры педагог надевает на шар маску ежа и крепит с обратной стороны «колючки» – капсулы от игрушек из-под шоколадных яиц. В каждую капсулу педагог кладет различные наполнители: крупы, песок, маленькие металлические предметы, один твердый предмет и т. д. Затем приклеивает к капсулам липучки, чтобы прикрепить «колючки» к шару. Во время игры дети развивают слух: учатся классифицировать звуки по громкости, определять, на что похож звук.
Игра «Цветы» для детей 4–5 лет. Педагог крепит на шар однотонные силуэты цветов из ковролина разных оттенков. Дети вспоминают, как называются эти цветы, обсуждают, какого они цвета, сколько их. Затем считают, каких цветов больше, каких меньше, как сделать, чтобы цветов было поровну. В конце игры воспитанники делают аппликацию, рисуют или лепят цветы.
Игра «Обсуждалки» для детей 4–7 лет. Педагог проводит ее на «Кругу общения». Цель – учить детей слушать друг друга и не перебивать. Педагог держит шар и задает тему для беседы, например, «Как вы провели выходные?», «Какую книгу прочитали с родителями?», «Какой дома есть домашний питомец?» и т. д. Затем передает шар детям. У кого шар в руках, тот отвечает на вопрос педагога, затем передает шар другому ребенку. Игра продолжается, пока все воспитанники группы не выскажутся.
Во время игр «Подводный мир» и «Животный мир» предложите детям самим придумать сюжетные истории или сказку. Такое задание активизирует их речь и воображение
Игра «Подводный мир» для детей 5–7 лет. Педагог крепит на шар контуры материков, и шар «превращается» в глобус. Затем раздает детям картинки с обитателями подводного мира. Дошкольники крепят картинки с жителями рек, морей, океанов в места, где они обитают. После этого педагог рассказывает или сами дети вспоминают, чем животные питаются, почему не мерзнут в воде, как видят в темноте морских глубин и другие интересные факты.
Игра «Животный мир» для детей 5–7 лет. Педагог крепит на шар контуры материков. Затем раздает детям картинки с обитателями суши. Дошкольники крепят картинки животных в места, где они обитают. После этого педагог рассказывает или сами дети вспоминают интересные факты об этих животных.
Игра «Мосты» для детей 5–7 лет. Педагог крепит на шар контуры материков, и шар «превращается» в глобус. Затем педагог крепит к материкам картинки самых известных мостов в мире, кроме мостов в России. Дети рассматривают картинки, рассуждают, зачем нужны мосты, сложно ли их строить, много ли времени уходило на строительство раньше и быстро ли строят мосты сейчас. Педагог рассказывает детям краткую историю каждого моста.
Если дети играют впервые, педагог спрашивает, чего не хватает на шаре-глобусе, затем знакомит дошкольников с самыми известными мостами России. Если воспитанники уже с ними знакомы, они вспоминают их самостоятельно. В конце игры с шаром «Липучка» педагог предлагает детям построить собственные мосты из конструктора.
Совместная деятельность в подгруппах «Загадки» для детей 5–7 лет. Дети сами или с помощью педагога делят шар на равные части. Затем каждая подгруппа детей на своем поле изображает общеизвестную загадку с помощью липучек, веревочек, геометрических фигур из ковролина и других предметов, которые можно прикрепить к шару. Задача других игроков – по картинке вспомнить загадку и отгадать ее. Игра развивает коммуникативные навыки и воображение.
Образовательные ситуации с шаром «Мазилка»
Чтобы изготовить шар «Мазилка», возьмите резиновый мяч и обмотайте его пищевой пленкой. Дети будут разрисовывать его красками и делать на нем аппликации из кусочков ткани. Такие игры с шаром дадут дошкольникам возможность делиться своими эмоциями, учиться самовыражаться через творчество и развивать воображение. Образовательные ситуации с шаром «Мазилка» педагоги могут организовать с детьми любой возрастной группы.
Образовательная ситуация «Мои эмоции» для детей 4–7 лет. Педагог предлагает дошкольникам нарисовать красками на шаре свое настроение, а потом объяснить, с чем оно связано. Задача педагога в этой игре – поддерживать воспитанников, не говорить, что их настроение неправильное, неоправданное. При необходимости формировать у детей позитивный настрой.
Тематическое декорирование «Новый мир» для детей 4–7 лет. Педагог предлагает детям выбрать тему, которая им интересна. Затем дошкольники вместе с педагогом разукрашивают шар рисунками по теме или декорируют его с помощью клея, кусочков ткани или бумаги. Педагог предлагает детям декорировать шар в разных техниках: рисовать кистями, пальцами, использовать природные или бросовые материалы и делать оттиски. Важно проследить, чтобы у кисточек было много ворса, а материалы не были острыми, чтобы дети не поранились и не порвали пищевую пленку, которой обмотан шар. Дети могут изображать как что-то конкретное, так и узоры, абстракции.
Образовательная ситуация «Дорисуй» для детей 5–7 лет. Педагог или кто-то из воспитанников рисует геометрическую фигуру или другой схематический объект. Другой воспитанник дорисовывает этот объект и усложняет его. Например, дорисовывает желтую окружность до солнца, а красный прямоугольник – до пожарной машины. Данная игра развивает у детей ассоциативное мышление и воображение.
Образовательная ситуация «Вторая половинка» для детей 5–7 лет. Это более простой вариант игры «Дорисуй». Воспитатель изображает только правую или левую половину предмета или образа. Ребенок дорисовывает вторую половину, зеркальную первой.
Тематическое рисование «Большая печать» для детей 5–7 лет. Педагог делает маленькие шары «Мазилки»: обматывает пищевой пленкой несколько мячей. Дети рисуют на шарах гуашью, затем отпечатывают рисунки на листах бумаги. Чтобы дети не перепачкались, используйте фартучки. Чтобы защитить мебель в группе от краски, застелите столы клеенкой или газетами.
|
|
|
Игры с шаром «Колючка»
Для шара «Колючка» используйте пенопласт. Обмотайте его тканью и вставьте смазанные суперклеем канцелярские кнопки с крупными головками. Кнопки крепите на расстоянии 5 см друг от друга. Чтобы кнопки не выпали из шара, и дети не могли их вытащить, закрепите их с помощью клея – это сделает шар безопасным.
Для шара «Колючка» используйте веревочки и шнурки, старые растянутые или канцелярские резинки, чтобы дети могли легко их цеплять за кнопки. |
Игра «Составь схему» для детей 4–7 лет. Педагог заранее подбирает или составляет схемы различных предметов, которые можно получить, если соединить несколько соседних точек. Дети выбирают схему и повторяют ее на шаре с помощью резиночек или веревочек: натягивают их между головками кнопок. Если дети играют в такую игру впервые, сделайте для них облегченный вариант. Покрасьте отдельные участки на схеме тем же цветом, что и кнопки на шаре.
Игра «Придумай карту» для детей 4–7 лет. Дети изображают на шаре карту, например группы, прогулочного участка, своего маршрута от дома до детского сада с помощью резиночек или веревочек. Затем на небольших листочках они рисуют «остановки» – то, что есть на территории, карту которой они делают. После дошкольники делают в бумажках с рисунками небольшие дырочки и надевают картинки «остановок» сверху на головки кнопок.
Игра «Цифры и буквы» для детей 5–7 лет. Педагог предлагает детям составить на шаре схему буквы или цифры. Игру можно усложнить и сделать командной. Дети делятся на две группы. Участники команд по очереди составляют схему буквы или цифры, затем переворачивают шар так, чтобы цифра или буква оказалась перевернутой или «лежала на боку» и показывают другой команде. Задача команд – отгадать, какую букву или цифру составили на схеме их соперники. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети и чтобы они правильно изображали цифры и буквы.
Как с помощью «Шаров фантазий» учить детей планировать свою деятельность в группе в течение дняОдно из условий успешного обучения в школе – умение ребенка планировать свою деятельность. «Шары фантазии» помогут педагогам формировать это умение у воспитанников 5–7 лет. Для этого утром разместите на каждом шаре задания. Они должны соответствовать направлениям шаров. После завтрака предложите детям познакомиться с заданиями и нарисовать свой маршрут на листах А4 или А5. На маршруте дети рисуют шары в том порядке, в котором планируют с ними играть в течение дня. Шары могут повторяться. На вечернем кругу общения дошкольники с воспитателем обсуждают, какие задания они выполнили, успели ли пройти весь маршрут, который планировали, что им больше всего понравилось, что показалось трудным и т. д. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Шары фантазий»: из каких материалов сделать и какие игры организовать
В данной методической разработке – рекомендации, как сделать многофункциональное дидактическое пособие «Шары фантазий» своими руками, и 15 вариантов игр с ним. Автор данного пособия, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 31 Калининского района Санкт-Петербурга Ваши педагоги смогут использовать эти шары в группе и во время прогулок. Также пособие подойдет для занятий с детьми с ОВЗ.
Многофункциональное дидактическое пособие «Шары фантазий» - пособие состоящее из трех шаров из безопасных для детей материалов. В зависимости от образовательной ситуации, педагогической или детской задумки дошкольники могут играть со всеми шарами сразу или с каждым из них по отдельности. «Шары фантазий» охватывают все образовательные области по ФГОС: в процессе игр дети активно взаимодействуют, выполняют задания на развитие речи, мелкой и крупной моторики, рисуют. Пособие подойдет для коллективной и индивидуальной работы с детьми.
Шары «Липучка» и «Мазилка» сделайте большими, а шар «Колючка» – маленьким и на подставке. Так детям будет удобнее с ними играть и выполнять разные задания. |
Игры с шаром «Липучка»
Игры с шаром «Липучка» способствуют познавательному развитию дошкольников. Чтобы изготовить шар, сделайте оболочку из ковролина и наполните ее поролоном. Также из ковролина вырежьте съемные детали, например, материки, геометрические фигуры, цветы.
Для игр с шаром потребуются картинки. Прикрепите их на картон или другой плотный материал. С обратной стороны приклейте липучки, чтобы прикреплять картинки к шару. С этой целью можно использовать зажимы для бумаги. Для этого сделайте круглые липучки с крючками и закрепите их на шаре, а на крючки повесьте зажимы с картинками.
Игра «Звуковой еж» для детей 3–7 лет. Для этой игры педагог надевает на шар маску ежа и крепит с обратной стороны «колючки» – капсулы от игрушек из-под шоколадных яиц. В каждую капсулу педагог кладет различные наполнители: крупы, песок, маленькие металлические предметы, один твердый предмет и т. д. Затем приклеивает к капсулам липучки, чтобы прикрепить «колючки» к шару. Во время игры дети развивают слух: учатся классифицировать звуки по громкости, определять, на что похож звук.
Игра «Цветы» для детей 4–5 лет. Педагог крепит на шар однотонные силуэты цветов из ковролина разных оттенков. Дети вспоминают, как называются эти цветы, обсуждают, какого они цвета, сколько их. Затем считают, каких цветов больше, каких меньше, как сделать, чтобы цветов было поровну. В конце игры воспитанники делают аппликацию, рисуют или лепят цветы.
Игра «Обсуждалки» для детей 4–7 лет. Педагог проводит ее на «Кругу общения». Цель – учить детей слушать друг друга и не перебивать. Педагог держит шар и задает тему для беседы, например, «Как вы провели выходные?», «Какую книгу прочитали с родителями?», «Какой дома есть домашний питомец?» и т. д. Затем передает шар детям. У кого шар в руках, тот отвечает на вопрос педагога, затем передает шар другому ребенку. Игра продолжается, пока все воспитанники группы не выскажутся.
Во время игр «Подводный мир» и «Животный мир» предложите детям самим придумать сюжетные истории или сказку. Такое задание активизирует их речь и воображение
Игра «Подводный мир» для детей 5–7 лет. Педагог крепит на шар контуры материков, и шар «превращается» в глобус. Затем раздает детям картинки с обитателями подводного мира. Дошкольники крепят картинки с жителями рек, морей, океанов в места, где они обитают. После этого педагог рассказывает или сами дети вспоминают, чем животные питаются, почему не мерзнут в воде, как видят в темноте морских глубин и другие интересные факты.
Игра «Животный мир» для детей 5–7 лет. Педагог крепит на шар контуры материков. Затем раздает детям картинки с обитателями суши. Дошкольники крепят картинки животных в места, где они обитают. После этого педагог рассказывает или сами дети вспоминают интересные факты об этих животных.
Игра «Мосты» для детей 5–7 лет. Педагог крепит на шар контуры материков, и шар «превращается» в глобус. Затем педагог крепит к материкам картинки самых известных мостов в мире, кроме мостов в России. Дети рассматривают картинки, рассуждают, зачем нужны мосты, сложно ли их строить, много ли времени уходило на строительство раньше и быстро ли строят мосты сейчас. Педагог рассказывает детям краткую историю каждого моста.
Если дети играют впервые, педагог спрашивает, чего не хватает на шаре-глобусе, затем знакомит дошкольников с самыми известными мостами России. Если воспитанники уже с ними знакомы, они вспоминают их самостоятельно. В конце игры с шаром «Липучка» педагог предлагает детям построить собственные мосты из конструктора.
Совместная деятельность в подгруппах «Загадки» для детей 5–7 лет. Дети сами или с помощью педагога делят шар на равные части. Затем каждая подгруппа детей на своем поле изображает общеизвестную загадку с помощью липучек, веревочек, геометрических фигур из ковролина и других предметов, которые можно прикрепить к шару. Задача других игроков – по картинке вспомнить загадку и отгадать ее. Игра развивает коммуникативные навыки и воображение.
Образовательные ситуации с шаром «Мазилка»
Чтобы изготовить шар «Мазилка», возьмите резиновый мяч и обмотайте его пищевой пленкой. Дети будут разрисовывать его красками и делать на нем аппликации из кусочков ткани. Такие игры с шаром дадут дошкольникам возможность делиться своими эмоциями, учиться самовыражаться через творчество и развивать воображение. Образовательные ситуации с шаром «Мазилка» педагоги могут организовать с детьми любой возрастной группы.
Образовательная ситуация «Мои эмоции» для детей 4–7 лет. Педагог предлагает дошкольникам нарисовать красками на шаре свое настроение, а потом объяснить, с чем оно связано. Задача педагога в этой игре – поддерживать воспитанников, не говорить, что их настроение неправильное, неоправданное. При необходимости формировать у детей позитивный настрой.
Тематическое декорирование «Новый мир» для детей 4–7 лет. Педагог предлагает детям выбрать тему, которая им интересна. Затем дошкольники вместе с педагогом разукрашивают шар рисунками по теме или декорируют его с помощью клея, кусочков ткани или бумаги. Педагог предлагает детям декорировать шар в разных техниках: рисовать кистями, пальцами, использовать природные или бросовые материалы и делать оттиски. Важно проследить, чтобы у кисточек было много ворса, а материалы не были острыми, чтобы дети не поранились и не порвали пищевую пленку, которой обмотан шар. Дети могут изображать как что-то конкретное, так и узоры, абстракции.
Образовательная ситуация «Дорисуй» для детей 5–7 лет. Педагог или кто-то из воспитанников рисует геометрическую фигуру или другой схематический объект. Другой воспитанник дорисовывает этот объект и усложняет его. Например, дорисовывает желтую окружность до солнца, а красный прямоугольник – до пожарной машины. Данная игра развивает у детей ассоциативное мышление и воображение.
Образовательная ситуация «Вторая половинка» для детей 5–7 лет. Это более простой вариант игры «Дорисуй». Воспитатель изображает только правую или левую половину предмета или образа. Ребенок дорисовывает вторую половину, зеркальную первой.
Тематическое рисование «Большая печать» для детей 5–7 лет. Педагог делает маленькие шары «Мазилки»: обматывает пищевой пленкой несколько мячей. Дети рисуют на шарах гуашью, затем отпечатывают рисунки на листах бумаги. Чтобы дети не перепачкались, используйте фартучки. Чтобы защитить мебель в группе от краски, застелите столы клеенкой или газетами.
|
|
|
Игры с шаром «Колючка»
Для шара «Колючка» используйте пенопласт. Обмотайте его тканью и вставьте смазанные суперклеем канцелярские кнопки с крупными головками. Кнопки крепите на расстоянии 5 см друг от друга. Чтобы кнопки не выпали из шара, и дети не могли их вытащить, закрепите их с помощью клея – это сделает шар безопасным.
Для шара «Колючка» используйте веревочки и шнурки, старые растянутые или канцелярские резинки, чтобы дети могли легко их цеплять за кнопки. |
Игра «Составь схему» для детей 4–7 лет. Педагог заранее подбирает или составляет схемы различных предметов, которые можно получить, если соединить несколько соседних точек. Дети выбирают схему и повторяют ее на шаре с помощью резиночек или веревочек: натягивают их между головками кнопок. Если дети играют в такую игру впервые, сделайте для них облегченный вариант. Покрасьте отдельные участки на схеме тем же цветом, что и кнопки на шаре.
Игра «Придумай карту» для детей 4–7 лет. Дети изображают на шаре карту, например группы, прогулочного участка, своего маршрута от дома до детского сада с помощью резиночек или веревочек. Затем на небольших листочках они рисуют «остановки» – то, что есть на территории, карту которой они делают. После дошкольники делают в бумажках с рисунками небольшие дырочки и надевают картинки «остановок» сверху на головки кнопок.
Игра «Цифры и буквы» для детей 5–7 лет. Педагог предлагает детям составить на шаре схему буквы или цифры. Игру можно усложнить и сделать командной. Дети делятся на две группы. Участники команд по очереди составляют схему буквы или цифры, затем переворачивают шар так, чтобы цифра или буква оказалась перевернутой или «лежала на боку» и показывают другой команде. Задача команд – отгадать, какую букву или цифру составили на схеме их соперники. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети и чтобы они правильно изображали цифры и буквы.
Как с помощью «Шаров фантазий» учить детей планировать свою деятельность в группе в течение дня Одно из условий успешного обучения в школе – умение ребенка планировать свою деятельность. «Шары фантазии» помогут педагогам формировать это умение у воспитанников 5–7 лет. Для этого утром разместите на каждом шаре задания. Они должны соответствовать направлениям шаров. После завтрака предложите детям познакомиться с заданиями и нарисовать свой маршрут на листах А4 или А5. На маршруте дети рисуют шары в том порядке, в котором планируют с ними играть в течение дня. Шары могут повторяться. На вечернем кругу общения дошкольники с воспитателем обсуждают, какие задания они выполнили, успели ли пройти весь маршрут, который планировали, что им больше всего понравилось, что показалось трудным и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Экспериментально-практическая работа по реализации проекта "Вода. Какая она".
Проект ориентрован на детей младшего дошкольного возраста, он позволят расширить представления детей о воде, ее свойствах, значении для человека и мира животных....
Методическая разработка на тему "Что из чего сделано"
В методической разработке представлены материалы для мотивировации детей на исследовательскую деятельность по изучению предметов из дерева, металла, пластмассы, Создаем условия для ознакомления детей ...
Методическая разработка: Видеоролик по литературному произведению С.Маршака «Вот какой рассеянный» как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников по средствам записи видео ролика "Вот такой рассеянный"...
Методическая разработка. Викторина на тему: "Разные материалы. Что из чего сделано?"
Методическая разработка. Викторина на тему: "Разные материалы. Что из чего сделано?"...
Консультация для педагогов "Шары фантазий": из каких материалов сделать и какие игры организовать.
Представить педагогам многофункциональное дидактическое пособие «Шары фантазии» и варианты игр....
Методическая разработка для детей второЙ младшей группы «Сделаем куклам бусы»
Цель: • Учить детей различать близкие цветовые тона, соотносить предметы по цвету. • Активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету»; • Закреплять представление об отдельных цвета...
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «В какой сказке?» Круг «Луллия».
Цель. Учить детей называть сказки, героев сказок, подбирать пословицы к сказкам, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее ...