Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Святки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Материал занятия развивает интерес дошкольников к познанию национального быта, народных праздников через использование фольклора, способствует развитию непринужденного речевого общения на основе совместной деятельности, расширяет и обогащает словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatki.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД в старшей группе
Тема: Святки
Цель: Формирование этнического мировоззрения, как выражение национального характера.
Интеграция областей:" Социально - коммуникативное развитие", "Художественно - эстетическое развитие", "Восприятие художественной литературы и фольклора".
Задачи.
- Развивать интерес детей к познанию национального быта, народных праздников через использование фольклора.
- Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к яркому образному родному языку
- Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.
- Формировать чувство коллективизма, доброе отношение участников друг к другу.
- Развивать эстетический вкус и чувство прекрасного.
- Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, помочь каждому ребенку раскрыться творчески, застенчивым детям преодолеть неуверенность в себе.
- Учить детей передавать веселый игровой характер небылиц, колядок.
- Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движения при исполнении танцев, уметь согласовывать свои движения с движением партнера по танцу.
- Сформировать навыки выступления перед аудиторией.
Ход ОД
Воспитатель: Подошли ко мне утром Варя и Кирюша и рассказали интересные истории. Я хочу, чтобы и вы их услышали.
Кирюша: Что-то моя бабушка странной стала: купила мандарины и печенье — спрятала, приготовила домашнюю колбасу — тоже спрятала. Прячет и все повторяет: «На святки! На святки!»
Варя :Это еще ничего. Вот моя бабушка недавно стол накрыла: положила охапку сена, а меня отправила под стол и заставила пищать, как цыпленка. Что творится!
Воспитатель: С вашими бабушками все в порядке. Они к празднику готовятся, который называется Святки и продолжается 12 дней от Рождества до Крещения. Во время Святок проходили колядования, когда дети и молодежь наряжались, ходили по дворам, где они пели песни, посвященные Рождеству, желали людям здоровья, благополучия в семье и хорошего урожая в новом году, счастья. Хозяева же их угощали и приглашали на святочные посиделки, где играли, гадали.. Святок с нетерпением ждали и взрослые, и дети – в это время трудовые будни сменялись широким привольем, множеством забав и развлечений. А что вы знаете о Святках?
Викторина «Святки»
1. Как называется день перед Рождеством? (Сочельник)
2. Для чего в Сочельник встречают первую звезду? (Считается, что сбудутся желания)
3. Почему в рождественский ужин ребят заставляли лезть под стол и щебетать, как цыплята? (Чтобы куры хорошо неслись)
4. Почему на Крещение Господне девушки умывались снегом? (Считалось, что крещенский снег красоты прибавляет)
5.Как называются песни, которыми дети поздравляли хозяев, желали им добра и благополучия?(Колядки)
6.Почему вечер перед Рождеством называется Сочельник?(Варили кашу - сочиво)
7. Из чего варили сочиво?(Из крупы, яблок, изюма, орехов, меда)
Воспитатель: А почему вы, ребята, сегодня так нарядно одеты?
Дети: На посиделки хотим!
Воспитатель: Ну, раз хотите, то проходите!
Дети проходят в оформленную в русском стиле часть зала и рассаживаются на скамейки.
Воспитатель: В старину, вечерами собирались люди в избе на посиделки. А что же они там делали?
Дети: Пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, ходили колядовать, говорили шутки – прибаутки, девушки занимались рукоделием: пряли пряжу, шили, вышивали.
Воспитатель: Так давайте и мы с вами немного пошутим.
Выходят два мальчика и две девочки, становятся друг против друга и поочередно рассказывают небылицу, помогая себе мимикой и жестами.
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе:
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
Следующую небылицу рассказывает другая группа детей.
Шла лиса, мела хвостом,
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
Вдруг ворона прилетела,
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела,
Закусив грибами.
Девочка:
Ой, девчата, нынче святки,
Не пойти ли на колядки?
Мальчик: Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.
Хором: Все на святки, все на святки,
Приходите-ка, ребятки,
Три группы детей поочередно подходят колядовать к заранее установленным домикам, в которых в корзинках на стульях приготовлено угощение - конфеты.
Первая колядка
Дети:
Пришла коляда – отворяй ворота,
Ворота отворяй, да гостей принимай!
Уродись пшеничка, горох, чечевичка
В поле копнами
На столе пирогами!
Хоть рубль,
Хоть пятак
Не уйдем отсюда так!
Выходит хозяйка дома
Хозяйка:
Спасибо-спасибо
Вот вам награда:
Конфеты, печенье - кому что надо!
(Все благодарят, низко кланяются, уходят)
Вторая колядка
Дети:
Коляда, коляда
Прикатила молода.
Мы нашли коляду
У хозяйки во двору
Вели скоро подавать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром.
Хозяйка:
Вот конфеты, печенье!
Дети:
Спасибо за угощение!
(Благодарят хозяйку, уходят)
Третья колядка
Ребенок: (стучит в окошко) Дома ли, хозяюшка?
Хозяйка: Дома, дома (выглядывает в окошко). Кто стучит в мое окошко? Выгляну, да погляжу немножко. Кто там?
Ребенок: Отворяй ворота, в гости Коляда пришла!
Хозяйка выходит к колядующим.
Ребенок1:Добрый вечер, щедрый вечер, хозяюшка! Уродись пшеничка на поле стогами, на столе пирогами. Будет счастья Вам горой, урожая воз большой! С праздником поздравляем, здоровья, счастья, богатства желаем в Новом году!
Ребенок2: Дай Бог тому, кто в этом дому. У хозяюшки в дому велись бы: телятки, поросятки, козлятки, ягнятки, утятки, цыплятки. Чтоб ходили ребятки и пели колядки!
Все вместе поют: (изображая засевание зерна.) Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
Ребенок3: Принимайте гостей, не жалейте сластей.
Ребенок4: Нам орехов и конфет, Вам счастливых долгих лет!
Хозяйка: Спасибо, что в мой дом пришли колядовать.
Хором: А мы не сами идем, мы Козу с собой ведем.
(Коза прохаживается и говорит «ме-е-е»)
Коза: Я Коза-дереза,
за три гроша куплена,
полбока луплено.
Топ- топ ногами,
заколю рогами,
Ножками затопчу,
хвостиком замету
(все слова сопровождает действием) .
Хозяйка: Что же козочке надо?
Коза: Решето овса, а поверх него колбаса,
Да три кусочка сала, чтобы козочка встала!
Хозяйка дарит козе мешочек с угощением.
Коза: Спасибо вам за угощенье – колбаску, сало и печенье!
Воспитатель: Да, очень верили люди в то, что предскажут им, нагадают на Рождество. И сейчас все погадаем, что ждёт в будущем, узнаем! Кому вынется, тому сбудется, не минуется.
Дети встают в круг, а воспитатель с мешком за круг. Звучит музыка и воспитатель идёт по кругу. По окончании музыки, ребёнок достаёт на ощупь из мешка предмет.
Нитки – к долгой и счастливой жизни.
Скрепки – к встрече с новыми друзьям.
Монетка – к богатству.
Колечко – к кругосветному путешествию.
Конфета – к сладкой, счастливой жизни.
Линейка – к интересным занятиям.
Ручка – к учёбе на пятёрки.
Матрёшки – ждут вас модные одёжки.
Рукавичка – родится скоро братик или сестричка.
Погремушка – к веселью или новоселью.
Подушка – к интересным и красочным снам.
Картошка – ждёт большое счастье.
Воспитатель: А ну, народ, становись в хоровод!
Становись, да поскорей, чтобы было веселей!
Дети танцуют под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение сейчас?
Дети: Нам весело, радостно.
Воспитатель: А где живет ваша радость, веселье?
Дети: У нас в сердце.( Прижимают руки к сердцу)
Воспитатель: Давайте же поделимся нашей радостью с гостями. Уважаемые гости, протяните нам свои ладони, дети поделятся с вами своей своей радостью.
Дети идут к гостям и закрывают их ладони своими, улыбаются друг другу, смотрят в глаза, а затем возвращаются к воспитателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по социальному развитию.
Тема: «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Знакомство детей с правами ребенка с использованием различных форм и методов воспитания через систему упражнений и тренингов.ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦ...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка с использованием различных форм и методов обучения и воспитания через систему упражнений. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗР...
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Потерянные нотки"
Занятие предназначено для детей старшего возраста, основанное на специально-подобранных упражнениях и видах музыкальной деятельности, а именно:- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- музык...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНОЙ ИНСТРУКЦИИ НА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (пояснения к занятию «РИСОВАНИЕ ВОЛШЕБНЫМИ КРАСКАМИ (Т.Д. Евстигнеева, Т.М. Грабенко)»
Даны пояснения по использованию "Сказочной инструкции" на занятиях с детьми старшего докольного возраста...
Тематическое занятие (итоговое занятие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Все профессии важны!»
Тематическое занятие (итоговое занятие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Все профессии важны!»...
Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста.ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВТема: «Создание образа героя глазами детей»
Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...