Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Святки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Емельянова Елена Викторовна

        Материал занятия развивает интерес дошкольников к познанию национального быта, народных праздников через использование  фольклора, способствует развитию  непринужденного  речевого  общения на основе совместной деятельности, расширяет  и обогащает словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatki.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОД в старшей группе

Тема: Святки

Цель: Формирование этнического мировоззрения, как выражение национального характера.

Интеграция областей:" Социально - коммуникативное развитие", "Художественно - эстетическое развитие", "Восприятие художественной литературы и фольклора".

Задачи.

  • Развивать интерес детей к познанию национального быта, народных праздников через использование  фольклора.
  • Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать интерес к яркому образному родному языку
  • Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.
  • Формировать чувство коллективизма, доброе отношение участников друг к другу.
  • Развивать эстетический вкус и чувство прекрасного.
  • Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, помочь каждому ребенку раскрыться творчески, застенчивым детям преодолеть неуверенность в себе.
  • Учить детей передавать веселый игровой характер небылиц, колядок.
  • Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движения при исполнении танцев, уметь согласовывать свои движения с движением партнера по танцу.
  • Сформировать навыки выступления перед аудиторией.

Ход ОД

Воспитатель: Подошли ко мне утром Варя и Кирюша и рассказали интересные истории. Я хочу, чтобы и вы их услышали.

Кирюша: Что-то моя бабушка странной стала: купила мандарины и печенье — спрятала, приготовила домашнюю колбасу — тоже спрятала. Прячет и все повторяет: «На святки! На святки!»

Варя :Это еще ничего. Вот моя бабушка недавно стол накрыла: положила охапку сена, а меня отправила под стол и заставила пищать, как цыпленка. Что творится!

Воспитатель: С вашими бабушками все в порядке. Они к празднику готовятся, который называется Святки и продолжается 12 дней от Рождества до Крещения. Во время Святок проходили колядования, когда дети и  молодежь наряжались, ходили по дворам, где они пели песни, посвященные Рождеству, желали людям здоровья, благополучия в семье и хорошего урожая в новом году, счастья. Хозяева же их угощали и приглашали на святочные посиделки, где играли, гадали.. Святок с нетерпением ждали и взрослые, и дети – в это время трудовые будни сменялись широким привольем, множеством забав и развлечений. А что вы знаете о Святках?

Викторина «Святки»

1. Как называется день перед Рождеством? (Сочельник)

2. Для чего в Сочельник встречают первую звезду? (Считается, что сбудутся желания)

3. Почему в рождественский ужин ребят заставляли лезть под стол и щебетать, как цыплята? (Чтобы куры хорошо неслись)

4. Почему на Крещение Господне девушки умывались снегом? (Считалось, что крещенский снег красоты прибавляет)

5.Как называются песни, которыми дети поздравляли хозяев, желали им добра и благополучия?(Колядки)

6.Почему вечер перед Рождеством называется Сочельник?(Варили кашу - сочиво)

7. Из чего варили сочиво?(Из крупы, яблок, изюма, орехов, меда)

Воспитатель: А почему вы, ребята, сегодня так нарядно одеты?

Дети: На посиделки хотим!

Воспитатель: Ну, раз хотите, то проходите!

Дети проходят в оформленную в русском стиле часть зала и рассаживаются на скамейки.

Воспитатель: В старину, вечерами собирались люди в избе на посиделки. А что же они там делали?

Дети: Пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, ходили колядовать, говорили шутки – прибаутки, девушки занимались рукоделием: пряли пряжу, шили, вышивали.

Воспитатель: Так давайте и мы с вами немного пошутим.

Выходят два мальчика и две девочки, становятся друг против друга и поочередно рассказывают небылицу, помогая себе мимикой и жестами.

Дело было в январе
Первого апреля.

Жарко было во дворе:
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.

Следующую небылицу рассказывает другая группа детей.

Шла лиса, мела хвостом,

И трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом

Короб с пирогами.

Вдруг ворона прилетела,

С волчьими зубами.

Пироги с малиной ела,

Закусив грибами.

Девочка:

Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ли на колядки?

Мальчик: Там блины, козули,

И кисель в кастрюле.

Хором: Все на святки, все на святки,

Приходите-ка, ребятки,

Три группы детей поочередно подходят колядовать к заранее установленным домикам, в которых в корзинках на стульях приготовлено угощение - конфеты.

Первая колядка

Дети:

Пришла коляда – отворяй ворота,

Ворота отворяй, да гостей принимай!

Уродись пшеничка, горох, чечевичка
В поле копнами
На столе пирогами!

Хоть рубль,
Хоть пятак
Не уйдем отсюда так!

Выходит хозяйка дома

Хозяйка:

Спасибо-спасибо
Вот вам награда:
Конфеты, печенье - кому что надо!

(Все благодарят, низко кланяются, уходят)

Вторая колядка

Дети:

Коляда, коляда
Прикатила молода.
Мы нашли коляду
У хозяйки во двору
Вели скоро подавать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром.

Хозяйка:

Вот конфеты, печенье!

Дети:

Спасибо за угощение!

(Благодарят хозяйку, уходят)

Третья колядка

Ребенок: (стучит в окошко) Дома ли, хозяюшка?

Хозяйка: Дома, дома (выглядывает в окошко). Кто стучит в мое окошко? Выгляну, да погляжу немножко. Кто там?

Ребенок: Отворяй ворота, в гости Коляда пришла!

Хозяйка выходит к колядующим.

Ребенок1:Добрый вечер, щедрый вечер, хозяюшка! Уродись пшеничка на поле стогами, на столе пирогами. Будет счастья Вам горой, урожая воз большой! С праздником поздравляем, здоровья, счастья, богатства желаем в Новом году!

Ребенок2: Дай Бог тому, кто в этом дому. У хозяюшки в дому велись бы: телятки, поросятки, козлятки, ягнятки, утятки, цыплятки. Чтоб ходили ребятки и пели колядки!

Все вместе поют: (изображая засевание зерна.) Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

 Ребенок3: Принимайте гостей, не жалейте сластей.

Ребенок4: Нам орехов и конфет, Вам счастливых долгих лет!

Хозяйка: Спасибо, что в мой дом пришли колядовать.

Хором: А мы не сами идем, мы Козу с собой ведем.

(Коза прохаживается и говорит «ме-е-е»)

Коза: Я Коза-дереза,

 за три гроша куплена,

полбока луплено.

Топ- топ ногами,

заколю рогами,

Ножками затопчу,

 хвостиком замету

 (все слова сопровождает действием) .

Хозяйка: Что же козочке надо?

Коза: Решето овса, а поверх него колбаса,

Да три кусочка сала, чтобы козочка встала!

Хозяйка дарит козе мешочек с угощением.

 Коза: Спасибо вам за угощенье – колбаску, сало и печенье!

Воспитатель: Да, очень верили люди в то, что предскажут им, нагадают на Рождество. И сейчас все погадаем, что ждёт в будущем, узнаем! Кому вынется, тому сбудется, не минуется.

Дети встают в круг, а воспитатель с мешком за круг. Звучит музыка и воспитатель идёт по кругу. По окончании музыки, ребёнок достаёт на ощупь из мешка предмет.

Нитки – к долгой и счастливой жизни.

Скрепки – к встрече с новыми друзьям.

Монетка – к богатству.

Колечко – к кругосветному путешествию.

Конфета – к сладкой, счастливой жизни.

Линейка – к интересным занятиям.

Ручка – к учёбе на пятёрки.

Матрёшки – ждут вас модные одёжки.

Рукавичка – родится скоро братик или сестричка.

Погремушка – к веселью или новоселью.

Подушка – к интересным и красочным снам.

Картошка – ждёт большое счастье.

Воспитатель: А ну, народ, становись в хоровод!

Становись, да поскорей, чтобы было веселей!

Дети танцуют под русскую народную мелодию.

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение сейчас?

Дети: Нам весело, радостно.

Воспитатель: А где живет ваша радость, веселье?

Дети: У нас в сердце.( Прижимают руки к сердцу)

Воспитатель: Давайте же поделимся нашей радостью с гостями. Уважаемые гости, протяните нам свои ладони, дети поделятся с вами своей своей радостью.

Дети идут к гостям и закрывают их ладони своими, улыбаются друг другу, смотрят в глаза, а затем возвращаются к воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Знакомство детей с правами ребенка с использованием различных форм и методов воспитания через систему упражнений и тренингов.ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦ...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка с использованием различных форм и методов  обучения и воспитания через систему упражнений. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗР...

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Потерянные нотки"

Занятие предназначено для детей старшего возраста, основанное на специально-подобранных упражнениях и видах музыкальной деятельности, а именно:- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- музык...

Тематическое занятие (итоговое занятие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Все профессии важны!»

Тематическое занятие (итоговое занятие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Все профессии важны!»...

Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тема: «Создание образа героя глазами детей»

Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...