ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка с использованием различных форм и методов обучения и воспитания через систему упражнений.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
ЗАДАЧИ:
- Дать представление дошкольникам о правах ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности;
- Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы;
- Развивать у дошкольников связную речь и моторику пальцев рук;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи, патриотизм;
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
ЗАНЯТИЕ №1
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь и подарите друг другу улыбки.
Посмотрите, на столе лежат книги, какая из них вам не нравится?
Почему?
Ответы детей: нет картинок, слишком толстая, не умеем читать и др.
Воспитатель. Эта книга для взрослых, это документ. А в документах картинок не бывает. Она называется «Декларация о правах ребенка», она о вас и ваших правах.
Хотите узнать какие ваши права?
- Звучит фонограмма песни из мультфильма «Мама для мамонтенка»
Воспитатель.
Кого ищет мамонтенок? (предполагаемые ответы)
Куда вернется мамонтенок?
Ребята, семья, родной дом-самое дорогое, что есть у человека. У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье. Попробуйте по слогам произнести слово «семь-я!»
Как вы думаете, что это значит?
Для чего люди создают семью?
Что такое согласная семья?
Самые близкие ребенку люди-его родители. И для родителей дети-смысл жизни.
Какие пословицы о семье вы знаете, объясните их смысл.
- Родительское сердце в детках.
- Дети не в тягость, а в радость.
- Семья сильна. когда над ней крыша одна.
(Рассуждения детей)
Помните, счастливы дети тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
Ребенок читает стихотворение:
Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова.
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я-
Кто? –хорошая семья!
Воспитатель: Какое право есть у вас ребята?
(закрепляем иллюстрацию на доске)
Воспитатель: в хорошей и дружной семье все друг другу помогают, заботятся о членах семьи.
Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
А у вас есть постоянные обязанности по дому?
(ответы детей)
Игра «Наши добрые дела»
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как помогают дома, какие поручения выполняют.
(в конце игры подводится итог)
Воспитатель: посмотрите, от ваших добрых дел, цветок раскрыл лепестки.
ЗАНЯТИЕ № 2
Воспитатель. Сегодня мы узнаем еще одно право ребенка.
Я буду бросать мяч, а вы называйте свое имя.
Вам нравятся ваши имена?
А известно ли вам , что имена растут вместе с вами. Вы растете и ваше имя вырастает. Например: Таня- Татьяна. У каждого человека есть свое имя. Поэтому, обращаться к друг другу нужно вежливо, ласково, по имени. И, конечно, же недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать- это нарушение его права на имя.
Игра «Назови ласково»(Лешенька, Машенька).
Ребята при рождении вы получили имя и первый документ в своей жизни- свидетельство о рождении, где записаны ваше имя и национальность. Вы не просто человечек, а гражданин своей республики, своего государства.
Как называется государство, в котором мы живем?
Значит вы граждане России и зовут вас Россияне.
(Закрепляем иллюстрацию «Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство»)
Воспитатель: У каждого есть малая Родина. У нас Кузбасс.
Изготовление альбома «Я живу в Кузбассе»
(фото достопримечательностей, природы, детей и др.)
ЗАНЯТИЕ№ 3
Воспитатель: Ребята, большую часть времени вы проживаете в детском саду. А как вы думаете, почему его назвали садом?
(Ответы детей)
Потому, что дети растут как цветы в саду. Я сейчас дотронусь до волшебной палочки и превращусь в садовника, а каждого из вас превращу в семечко.
Упражнение-тренинг
Садовник предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семечкам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Под теплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки с головы тянуться кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки и бутончики (руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя). Улыбаемся цветам-соседям (улыбки), кланяемся им, слегка дотрагиваемся до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Воспитатель: Вот так как цветы растете и вы, хорошееете с каждым днем, поэтому детей называют цветами жизни.
А что нужно, чтобы дети росли, становились крепкими, сильными, здоровыми? (ответы детей)
Дети, вы имеете право на охрану здоровья.
А от чего зависит ваше здоровье?
Игра «Найди, что нужно»
Отделить полезные продукты, вещи и дела наносящих вред здоровью.
Воспитатель: Здоровье еще зависит и от настроения. Возьмите пиктограммы и дорисуйте на них настроение при котором ваше здоровье будет хорошим (неважным)
Закрепляем иллюстрацию
№ 4
Воспитатель: Ребята, прослушайте отрывок и попробуйте угадать литературное произведение.
«Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?»
(Шарль Перро «Золушка»)
Вспомните, что ответила злая мачеха Золушке?
А что же хотелось бедняжке? (отдохнуть, поиграть, повеселиться)
Воспитатель: каждый ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Взрослые часто пергружают детей разными занятиями: занятия за компьютером, музыка, иностранные языки, спортивные секции и др. этим тоже нарушают право ребенка на отдых, игры, развлечения.
Игра «Помоги Золушке»
Поможем золушке разобрать фасоль и горох, чтобы она смогла использовать право на отдых и успеть на бал.
Закрепляем иллюстрацию
ЗАНЯТИЕ № 5
Входит Буратино, с большой книгой.
- Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Какая у тебя красивая книга, это, наверное, та самая, которую купил Папа Карло?
Буратино: Да, та самая и я с ней пойду в школу, но мне нужны учебные принадлежности, но я не знаю, что взять с собой. Помогите, ребята!
Игра «Собери портфель»
Буратино: спасибо, ребята, вы знаете что необходимо в школе. Скоро и вы пойдете учиться в школу.
У каждого ребенка есть право на образование.
Закрепляем иллюстрацию
Буратино плачет.
Воспитатель: что с тобой Буратино?
Буратино: я вспомнил как Карабас-Барабас обижал своих кукол. Издевался над ними.
Воспитатель: ребята, как можно успокоить Буратино?
(ответы детей)
Игра «Спасем кукол»
Подобрать ключи к замкам, которые закрывают коробки с куклами.
Воспитатель: и последнее право которое мы узнали- право на защиту от пыток или другого жестокого бесчеловечного обращения.
Закрепляем иллюстрацию
Вспомните все права по иллюстрациям.
Воспитатель: Ребята, вот мы и узнали, что написано в этой важной книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». Взрослые решили записать все ваши права, чтобы вы были защищены законом от многих неприятностей.
Чтобы стать полноценным членом общества, нужно знать свои права и обязанности перед обществом. Нужно вести себя так, чтобы права не мешали правам других людей.
Воспитатель Константинова Наталья Алексеевна
Детский сад №1 «Речецветик» г. Прокопьевска
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
ЗАДАЧИ:
- Дать представление дошкольникам о правах ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности;
- Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы;
- Развивать у дошкольников связную речь и моторику пальцев рук;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи, патриотизм;
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
ЗАНЯТИЕ №1
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь и подарите друг другу улыбки.
Посмотрите, на столе лежат книги, какая из них вам не нравится?
Почему?
Ответы детей: нет картинок, слишком толстая, не умеем читать и др.
Воспитатель. Эта книга для взрослых, это документ. А в документах картинок не бывает. Она называется «Декларация о правах ребенка», она о вас и ваших правах.
Хотите узнать какие ваши права?
- Звучит фонограмма песни из мультфильма «Мама для мамонтенка»
Воспитатель.
Кого ищет мамонтенок? (предполагаемые ответы)
Куда вернется мамонтенок?
Ребята, семья, родной дом-самое дорогое, что есть у человека. У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье. Попробуйте по слогам произнести слово «семь-я!»
Как вы думаете, что это значит?
Для чего люди создают семью?
Что такое согласная семья?
Самые близкие ребенку люди-его родители. И для родителей дети-смысл жизни.
Какие пословицы о семье вы знаете, объясните их смысл.
- Родительское сердце в детках.
- Дети не в тягость, а в радость.
- Семья сильна. когда над ней крыша одна.
(Рассуждения детей)
Помните, счастливы дети тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
Ребенок читает стихотворение:
Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова.
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я-
Кто? –хорошая семья!
Воспитатель: Какое право есть у вас ребята?
(закрепляем иллюстрацию на доске)
Воспитатель: в хорошей и дружной семье все друг другу помогают, заботятся о членах семьи.
Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
А у вас есть постоянные обязанности по дому?
(ответы детей)
Игра «Наши добрые дела»
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как помогают дома, какие поручения выполняют.
(в конце игры подводится итог)
Воспитатель: посмотрите, от ваших добрых дел, цветок раскрыл лепестки.
ЗАНЯТИЕ № 2
Воспитатель. Сегодня мы узнаем еще одно право ребенка.
Я буду бросать мяч, а вы называйте свое имя.
Вам нравятся ваши имена?
А известно ли вам , что имена растут вместе с вами. Вы растете и ваше имя вырастает. Например: Таня- Татьяна. У каждого человека есть свое имя. Поэтому, обращаться к друг другу нужно вежливо, ласково, по имени. И, конечно, же недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать- это нарушение его права на имя.
Игра «Назови ласково»(Лешенька, Машенька).
Ребята при рождении вы получили имя и первый документ в своей жизни- свидетельство о рождении, где записаны ваше имя и национальность. Вы не просто человечек, а гражданин своей республики, своего государства.
Как называется государство, в котором мы живем?
Значит вы граждане России и зовут вас Россияне.
(Закрепляем иллюстрацию «Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство»)
Воспитатель: У каждого есть малая Родина. У нас Кузбасс.
Изготовление альбома «Я живу в Кузбассе»
(фото достопримечательностей, природы, детей и др.)
ЗАНЯТИЕ№ 3
Воспитатель: Ребята, большую часть времени вы проживаете в детском саду. А как вы думаете, почему его назвали садом?
(Ответы детей)
Потому, что дети растут как цветы в саду. Я сейчас дотронусь до волшебной палочки и превращусь в садовника, а каждого из вас превращу в семечко.
Упражнение-тренинг
Садовник предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семечкам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Под теплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки с головы тянуться кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки и бутончики (руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя). Улыбаемся цветам-соседям (улыбки), кланяемся им, слегка дотрагиваемся до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Воспитатель: Вот так как цветы растете и вы, хорошееете с каждым днем, поэтому детей называют цветами жизни.
А что нужно, чтобы дети росли, становились крепкими, сильными, здоровыми? (ответы детей)
Дети, вы имеете право на охрану здоровья.
А от чего зависит ваше здоровье?
Игра «Найди, что нужно»
Отделить полезные продукты, вещи и дела наносящих вред здоровью.
Воспитатель: Здоровье еще зависит и от настроения. Возьмите пиктограммы и дорисуйте на них настроение при котором ваше здоровье будет хорошим (неважным)
Закрепляем иллюстрацию
№ 4
Воспитатель: Ребята, прослушайте отрывок и попробуйте угадать литературное произведение.
«Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?»
(Шарль Перро «Золушка»)
Вспомните, что ответила злая мачеха Золушке?
А что же хотелось бедняжке? (отдохнуть, поиграть, повеселиться)
Воспитатель: каждый ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Взрослые часто пергружают детей разными занятиями: занятия за компьютером, музыка, иностранные языки, спортивные секции и др. этим тоже нарушают право ребенка на отдых, игры, развлечения.
Игра «Помоги Золушке»
Поможем золушке разобрать фасоль и горох, чтобы она смогла использовать право на отдых и успеть на бал.
Закрепляем иллюстрацию
ЗАНЯТИЕ № 5
Входит Буратино, с большой книгой.
- Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Какая у тебя красивая книга, это, наверное, та самая, которую купил Папа Карло?
Буратино: Да, та самая и я с ней пойду в школу, но мне нужны учебные принадлежности, но я не знаю, что взять с собой. Помогите, ребята!
Игра «Собери портфель»
Буратино: спасибо, ребята, вы знаете что необходимо в школе. Скоро и вы пойдете учиться в школу.
У каждого ребенка есть право на образование.
Закрепляем иллюстрацию
Буратино плачет.
Воспитатель: что с тобой Буратино?
Буратино: я вспомнил как Карабас-Барабас обижал своих кукол. Издевался над ними.
Воспитатель: ребята, как можно успокоить Буратино?
(ответы детей)
Игра «Спасем кукол»
Подобрать ключи к замкам, которые закрывают коробки с куклами.
Воспитатель: и последнее право которое мы узнали- право на защиту от пыток или другого жестокого бесчеловечного обращения.
Закрепляем иллюстрацию
Вспомните все права по иллюстрациям.
Воспитатель: Ребята, вот мы и узнали, что написано в этой важной книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». Взрослые решили записать все ваши права, чтобы вы были защищены законом от многих неприятностей.
Чтобы стать полноценным членом общества, нужно знать свои права и обязанности перед обществом. Нужно вести себя так, чтобы права не мешали правам других людей.
Воспитатель Константинова Наталья Алексеевна
Детский сад №1 «Речецветик» г. Прокопьевска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Знакомство детей с правами ребенка с использованием различных форм и методов воспитания через систему упражнений и тренингов.ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦ...
Цикл занятий с детьми дошкольного возраста "Ознакомление с декларацией о правах ребенка".
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»ЗАДАЧИ:· Дать представление дошкольникам о п...
Тематический план занятий с детьми старшего дошкольного возраста «О правах и обязанностях ребенка»
Перспективный план поможет воспитателю познакомить детей с правами и обязанностями. Уже в дошкольном возрасте детям важно знать, какие права помогут им существовать в социуме, помимо этого, существуют...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "День прав ребенка"
Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«День прав ребёнка»Цель:Обобщить знания детей об их граждански...
ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста по обеспечению психологической безопасности личности ребенка «Давайте жить дружно»
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста по обеспечению психологической безопасности личности ребенка «Давайте жить дружно»...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как хорошо, что есть права»
Цель: Обобщение знаний детей о гражданских правах. Задачи: Образовательные: 1.Закреплять знания детей о некоторых правах (право на жизнь, право на имя, право на отдых, право на образование, право ...