конспект занятия в средней группе "Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Занятие по познавательному развитию. Формированию целостной картины мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_voda.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебная вода» (занятие в средней группе)
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Обучать детей работать с прозрачной посудой и растворами;
- Прививать экологическую культуру;
- Развивать умственные способности: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- Воспитывать доброжелательность и аккуратность;
- Снижать психоэмоциональное напряжение;
- Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
- Прививать бережное отношение к воде.
УУД: Умение слушать и вступать в диалог, выполнять задания по условию, оценивать свои результаты.
Место занятия в изучении темы: получение новых знаний о свойствах воды.
Тип занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Форма: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование к занятию:
Демонстрационный материал - лейка с водой, малый тазик; четыре стеклянных прозрачных стакана с водой и четыре пластиковые крышки разных цветов (красная, желтая, синяя, зеленая); сахарная пудра; картинки с изображением: животных и насекомых на водопое, пустыни, берега озера, моря, ручья, реки, водопроводного крана с текущей водой, (прил.1) капельки воды с грустным и веселым настроением (прил.2); символы выводов о свойстве воды (прил.3); аудиозаписи шума дождя и журчание воды в ручейке.
Раздаточный материал - два прозрачных пластиковых стакана: один – с водой, второй с молоком; чашка с кипяченой водой и чайная ложка.
Предварительная работа: беседы о воде, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, организация игр с водой.
Формы и методы:
- наглядный (иллюстрации, картинки, символы, оборудование для опытов);
- игровой (сюрпризный момент);
- словесный (беседа, диалог, рассказ, вопросы поискового характера);
- практический (опыты).
Предполагаемый результат:
- сформированы представления о свойствах воды;
- обогащен и активизирован словарь;
- сформировано умение строить выводы;
- привито желание заниматься исследовательской деятельностью.
Ход занятия.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников (указаны предполагаемые ответы и действия детей) |
Этап 1. Задачи этапа: настроить детей на занятие, введение игрового персонажа. Продолжительность 2 мин. | |
-Ребята, вспомните, что мы наблюдали недавно на улице? Из-за чего мы не пошли гулять? | Дождик |
-давайте закроем глазки и вспомним, как капельки дождя падают на траву, листики, дома, машины, на детей и взрослых (включаю запись шума дождя, вывешиваю на доску картинку с изображением грустной капельки) | Дети слушают, закрыв глаза. |
-Представили? Откройте глаза, посмотрите, какая необычная гостья к нам сегодня пришла. Кто это? | Капелька |
-Что вы можете о ней сказать? Какая она? | Грустная, печальная, невеселая. |
-Как вы думаете, почему она грустит? | Заблудилась, страшно, холодно, одиноко |
-А что можно сделать, что бы капельке стало весело? -Мне капелька рассказала, почему она грустит. Она только что родилась и ничего о себе не знает. А это очень печально. Но мы можем ей помочь узнать о себе много интересного и стать веселой. Поможем? | Ответы детей. Да |
Этап 2. Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о воде. Продолжительность 5 мин. | |
- А кое- что вы уже знаете и можете рассказать капельке. -Из чего состоит капелька? | Из воды |
- А где мы можем встретить или найти воду (ответы детей сопровождаю показом картинок) | Озеро, море, река, ручей, водопроводный кран |
-Правильно. А, скажите, кому нужна вода? (Ответы детей сопровождаю показом картинок) | Людям, животным, насекомым, растениям, птицам |
-Для чего нужна вода людям? | Мыться, умываться, мыть посуду, пол, готовить еду, стирать белье |
-Растениям, животным, насекомым и птицам? | Чтобы пить, не умереть (погибнуть) от жажды. |
-Молодцы. Посмотрите, как выглядит место, где почти не бывает дождей, нет рек и озер (картинка пустыни). Это пустыня. Давайте вместе скажем-«пустыня» -А вот так выглядит берег реки (показ картинки). Посмотрите, какие разные места. Что вы можете сказать о них? | Дети вместе с воспитателем повторяют В пустыне песок и ничего не растет. У ручья много травы, кустов и деревьев. |
- Правильно, молодцы. А теперь давайте немножко отдохнем. Проводится пальчиковая гимнастика «Стирка»: Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку. Свитерок и брюки, Ох, устали мои руки. | Дети выполняют движения: Имитация движений при стирке Сжимать и разжимать пальцы Имитация движений при стирке Потряхивание кистей рук |
-Молодцы. Вода – самое удивительное вещество на земле. А, посмотрите – ка, у нашей капельки изменилось настроение. (Вывешиваю картинку с капелькой, которая немного улыбается). Что изменилось? | Она улыбнулась. |
-Правильно, ей стало веселей и интересней. Продолжим? | Да |
Этап 3. Задачи: Познакомить детей со свойствами воды, обучить детей навыкам проведения лабораторных опытов, закреплять умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, учить быть аккуратным. Продолжительность 10 мин. | |
-Представьте, что вы умные ученые, в лаборатории. Мы будем делать опыты, изучать воду. | |
Опыт №1 «Вода – это жидкость» -Что у меня в руках? | Лейка |
-В ней вода. Как вы думаете, вода из лейки польется? | Нет, да |
-Давайте проверим, мы же ученые и должны все проверять. Льется. Почему? | Она жидкая. |
Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла течь из крана, в реках, в ручейках. Чтобы вам легче было запомнить это свойство, я приготовила вот такой символ (вывешиваю на доске) | (При затруднении помогаю детям сделать вывод). Несколько детей повторяют свойство воды с места. |
Опыт №2 «Вода прозрачная» -На столах у вас два стакана. В одном вода, во втором – молоко. Возьмите ложку и положите в стакан с водой. Что вы заметили? | Ложку видно. |
-А теперь положите ее в стакан с молоком. Что вы можете сказать теперь? | Ложку не видно. |
-Какой вывод можно сделать? | Чистая вода прозрачная. (При затруднении – помогаю детям сформулировать вывод). |
-Молодцы. Вот и второй символ (вывешиваю) | |
Опыт №3 «Определение цвета воды» - А скажите, какого цвета вода? | Дети затрудняются дать правильный ответ. |
-Давайте узнаем вместе, мы же ученые. Посмотрите, у меня на столе стаканы с водой. Я по очереди в каждый из них буду опускать вот такие крышки разных цветов, помогайте мне, называйте цвета крышек . (Сопровождаю слова действием). - Подошла какая-нибудь крышка по цвету с водой, совпала? | Красная, желтая, зеленая, синяя Нет |
-Правильно. Какой вывод можно сделать? Есть у воды цвет? Значит она бесцветная. Давайте все вместе скажем. Чтобы лучше запомнить это, я повешу этот символ. | Нет Бесцветная. |
Физкультминутка: Тихо плещется вода, Мы плывем по теплой речке. В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. Чтоб обсохнуть, погуляем. А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. | Дети выполняют движения: Плавательные движения руками. Плавательные движения руками. Руки поднять вверх. Руки через стороны вниз. Ходьба на месте. Дети делают вдох. Садятся на места. |
Опыт №4 «Определение вкуса воды», -А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус. У каждого из вас есть чашечка с водой. Сделайте глоточек. Какая она на вкус: сладкая, соленая, горькая, кислая? -Есть у нее вкус? | Нет. Нет. |
Вывод: вода своего вкуса не имеет, значит, она – безвкусная. И вот еще символ (вывешиваю) | |
_ А сейчас я загадаю вам загадку. Я положу каждому в чашечку немного вот этого белого порошка. Вы аккуратно размешайте его в воде. Теперь попробуйте на вкус и скажите – что я вам добавила? | Сахар |
-Правильно. Как вы догадались? Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить что –то, то вода приобретет вкус того, что в нее положили. Если положить соль, то вода станет… Если положить лимон, то она станет… | Вода стала сладкая. Соленой Кислой |
Этап № 4. Задачи: снять психоэмоциональное напряжение, подвести итог занятия. Продолжительность 2 мин. | |
-Молодцы. Много вы вместе с капелькой сегодня узнали о воде. Смотрите, какая она стала? (вывешиваю широко улыбающуюся капельку). -Давайте напомним капельке, что мы узнали. | Радостной, веселой. Дети повторяют свойства воды с использованием символов. |
-Наша капелька стала радостная и веселая, она расскажет своим подружкам о том, что узнала у вас в гостях. Послушайте, как они разговаривают (ставлю аудиозапись журчание воды в ручейке). | Дети прощаются с капелькой и слушают запись. |
Информационные ресурсы:
1. Е.В. Черемных «Картотека игр и опытов с водой» (детсадклуб.ру)
2.Ппальчиковая гимнастика ( дошколенок.ру)
3.Сборник физкультминуток для детей 4-5 лет (ped – kopilka.ru)
4.Наглядный материал из библиотеки детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе «Водичка-вода»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды ...
План-конспект занятия в средней группе "Вода-водица"
Занятие в средней группе по ознакомлению детей со свойствами воды (прозрачность, без запаха) и по окрашиванию воды красителем....
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе "Вернём воду золотой рыбке"
Конспект занятия по эксперементированию с водой в средней группе "Вернём воду золтой рыбке"...
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Свойства воды»
Цель: сформировать представления о свойствах водыРазвитие речи: -развивать связную речь - активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет ...
Открытое занятие в средней группе "Вода, вода кругом вода"
В занятиии показаны опыты с водой....
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе компенсирующей направленности «Свойства воды»
Обобщить, уточнить знания детей о воде, ее свойствах....
Конспект занятия в средней группе. Вода - помощница
Программное содержание:• Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха; используя модели, закрепить знания детей о воде, как среде обитания для некоторых животных.• Ра...