конспект занятия в средней группе "Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Орлова Полина Леонидовна

Занятие по познавательному развитию. Формированию целостной картины мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voda.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебная вода» (занятие в средней группе)

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

  • Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Обучать детей работать с прозрачной посудой и растворами;
  • Прививать экологическую культуру;
  • Развивать умственные способности: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • Воспитывать доброжелательность и аккуратность;
  • Снижать психоэмоциональное напряжение;
  • Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
  • Прививать бережное  отношение к воде.

УУД: Умение слушать и вступать в диалог, выполнять задания по условию, оценивать свои результаты.

Место занятия в изучении темы: получение новых знаний о свойствах воды.

Тип занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование к занятию:

Демонстрационный материал -  лейка с водой, малый тазик; четыре стеклянных прозрачных стакана с водой и четыре пластиковые крышки  разных цветов (красная, желтая, синяя, зеленая); сахарная пудра; картинки с изображением: животных и насекомых на водопое, пустыни, берега озера,  моря, ручья, реки,  водопроводного крана с текущей водой, (прил.1) капельки воды с грустным и веселым настроением (прил.2); символы выводов о свойстве воды (прил.3); аудиозаписи шума дождя и журчание воды в ручейке.

Раздаточный материал - два прозрачных пластиковых стакана: один – с водой, второй с молоком; чашка с кипяченой водой и чайная ложка.

Предварительная работа: беседы о воде, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, организация игр с водой.

Формы и методы:

  • наглядный  (иллюстрации, картинки, символы, оборудование для опытов);
  • игровой (сюрпризный момент);
  • словесный (беседа, диалог, рассказ, вопросы поискового характера);
  • практический (опыты).

Предполагаемый результат:

  • сформированы представления о свойствах воды;
  • обогащен и активизирован словарь;
  • сформировано умение строить выводы;
  • привито желание заниматься исследовательской деятельностью.

Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников (указаны предполагаемые ответы и действия детей)

Этап 1. Задачи этапа: настроить детей на занятие, введение игрового персонажа. Продолжительность  2 мин.

-Ребята, вспомните, что мы наблюдали недавно на улице? Из-за чего мы не пошли гулять?

Дождик

-давайте закроем глазки и вспомним, как капельки дождя падают на траву, листики, дома, машины, на детей и взрослых (включаю запись шума дождя, вывешиваю на доску картинку с изображением грустной капельки)

Дети слушают, закрыв глаза.

-Представили? Откройте глаза, посмотрите, какая необычная гостья к нам сегодня пришла. Кто это?

Капелька

-Что вы можете о ней сказать? Какая она?

Грустная, печальная, невеселая.

-Как вы думаете, почему она грустит?

Заблудилась, страшно, холодно, одиноко

-А что можно сделать, что бы капельке стало весело?

-Мне капелька рассказала, почему она грустит.  Она только что родилась и ничего о себе не знает. А это очень печально. Но мы можем ей помочь узнать о себе много интересного и стать веселой. Поможем?

Ответы детей.

Да

Этап 2. Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о воде.

Продолжительность 5 мин.

- А кое- что вы уже знаете и можете рассказать капельке.

-Из чего состоит капелька?

Из воды

- А где мы можем встретить или найти воду

(ответы детей сопровождаю показом картинок)

Озеро, море, река, ручей,  водопроводный кран  

-Правильно. А, скажите, кому нужна вода? (Ответы детей сопровождаю показом картинок)

Людям, животным, насекомым, растениям, птицам

-Для чего нужна вода людям?

Мыться, умываться, мыть посуду, пол, готовить еду, стирать белье

-Растениям, животным, насекомым и птицам?

Чтобы пить, не умереть  (погибнуть) от жажды.

-Молодцы. Посмотрите, как выглядит место, где почти не бывает дождей, нет рек и озер (картинка пустыни).  Это пустыня. Давайте вместе скажем-«пустыня»

-А вот так выглядит берег реки (показ картинки). Посмотрите, какие разные места. Что вы можете сказать о них?

Дети вместе с воспитателем повторяют

В пустыне песок и ничего не растет. У ручья много травы, кустов и деревьев.

- Правильно, молодцы. А теперь давайте немножко отдохнем.

Проводится  пальчиковая гимнастика «Стирка»: Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку.

Свитерок и брюки,

Ох, устали мои руки.

Дети выполняют движения:

Имитация движений при стирке

Сжимать и разжимать пальцы

Имитация движений при стирке

Потряхивание кистей рук

-Молодцы. Вода – самое удивительное  вещество на земле. А, посмотрите – ка,  у нашей капельки изменилось настроение. (Вывешиваю картинку с капелькой, которая немного улыбается). Что изменилось?

Она улыбнулась.

-Правильно, ей стало веселей и интересней. Продолжим?

Да

Этап 3. Задачи: Познакомить детей со свойствами воды, обучить детей навыкам проведения лабораторных опытов, закреплять умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, учить быть аккуратным. Продолжительность 10 мин.

-Представьте, что вы умные ученые, в лаборатории. Мы будем делать опыты, изучать воду.

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

-Что у меня в руках?

Лейка

-В ней вода. Как вы думаете, вода из лейки польется?

Нет, да

-Давайте проверим, мы же ученые и должны все проверять. Льется. Почему?

Она жидкая.

Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла течь из крана, в реках, в ручейках. Чтобы вам легче было запомнить это свойство, я приготовила вот такой символ (вывешиваю на доске)

(При затруднении помогаю детям сделать вывод). Несколько детей повторяют свойство воды с места.

Опыт №2 «Вода прозрачная»

-На столах у вас два стакана. В одном вода, во втором – молоко. Возьмите ложку и положите в стакан с водой. Что вы заметили?

Ложку видно.

-А теперь положите ее в стакан с молоком. Что вы можете сказать теперь?

Ложку не видно.

-Какой вывод можно сделать?

Чистая вода прозрачная.  (При затруднении – помогаю детям сформулировать вывод).

-Молодцы. Вот и второй символ (вывешиваю)

Опыт №3 «Определение цвета воды»

- А скажите, какого цвета вода?

Дети затрудняются дать правильный ответ.

-Давайте узнаем вместе, мы же ученые. Посмотрите, у меня на столе стаканы с водой. Я по очереди в каждый из них буду опускать вот такие крышки разных цветов, помогайте мне, называйте цвета крышек . (Сопровождаю слова действием).

- Подошла какая-нибудь крышка по цвету с водой, совпала?

Красная, желтая, зеленая, синяя

Нет

-Правильно. Какой вывод можно сделать? Есть у воды цвет? Значит она бесцветная. Давайте все вместе скажем.  Чтобы лучше запомнить это, я повешу этот символ.

Нет

Бесцветная.

Физкультминутка:

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.

Чтоб обсохнуть, погуляем.

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок.

Дети выполняют движения:

Плавательные движения руками.

Плавательные движения руками.

Руки поднять вверх.

Руки через стороны вниз.

Ходьба на месте.

Дети делают вдох.

Садятся на места.

Опыт №4 «Определение вкуса воды»,

-А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус. У каждого  из вас есть чашечка с водой. Сделайте глоточек. Какая она на вкус: сладкая, соленая, горькая, кислая?

-Есть у нее вкус?

Нет.

Нет.

Вывод: вода своего вкуса не имеет, значит, она – безвкусная. И вот еще символ (вывешиваю)

_ А сейчас я загадаю вам загадку. Я положу каждому в чашечку немного вот этого белого порошка. Вы аккуратно размешайте его в воде. Теперь попробуйте на вкус и  скажите – что я вам добавила?

Сахар

-Правильно. Как вы догадались? Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить что –то, то вода приобретет вкус того, что в нее положили.

Если положить соль, то вода станет…

Если положить лимон, то она станет…

Вода стала сладкая.

Соленой

Кислой

Этап № 4. Задачи: снять психоэмоциональное напряжение, подвести итог занятия.

Продолжительность 2 мин.

-Молодцы. Много вы вместе с капелькой сегодня узнали о воде. Смотрите,  какая она стала? (вывешиваю широко улыбающуюся капельку).

-Давайте напомним капельке, что мы узнали.

Радостной, веселой.

Дети повторяют свойства воды с использованием символов.

-Наша капелька стала радостная и веселая, она расскажет своим подружкам о том, что узнала у вас в гостях. Послушайте, как они разговаривают  (ставлю аудиозапись журчание воды в ручейке).

Дети прощаются с капелькой и слушают запись.

Информационные ресурсы:

1. Е.В. Черемных «Картотека игр и опытов с водой»  (детсадклуб.ру)

2.Ппальчиковая гимнастика ( дошколенок.ру)

3.Сборник физкультминуток для детей 4-5 лет (ped – kopilka.ru)

4.Наглядный материал из библиотеки детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «Водичка-вода»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды ...

План-конспект занятия в средней группе "Вода-водица"

Занятие в средней группе по ознакомлению детей со свойствами воды (прозрачность, без запаха) и по окрашиванию воды красителем....

Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе "Вернём воду золотой рыбке"

Конспект занятия по эксперементированию с водой в средней группе "Вернём воду золтой рыбке"...

Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Свойства воды»

Цель: сформировать представления о свойствах водыРазвитие речи:    -развивать связную речь    - активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет    ...

Конспект занятия в средней группе. Вода - помощница

Программное содержание:• Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха; используя модели, закрепить знания детей о воде, как среде обитания для некоторых животных.• Ра...