Методический семинар
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
1 слайд: тема
Уважаемые коллеги, тема моего методического семинара - проект «Экологическая тропа» Который направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
В проекте представлен материал из опыта работы нашего дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.
Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.
2 слайд: актуализация темы
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде.
В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
3,4,5,6,7 слайды. Обоснование выбора
Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах.
Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
8 слайд: Опыт других авторов. При организации работы над данной темой, мной был изучен опыт работы таких педагогов : Кондратьева Наталья Николаевна, Рыжова Наталья Александровна, Воронкевич О.А.
Ознакомление с современными разработками педагогов-новаторов убедило меня в том, что наиболее приемлемым для решения педагогической проблемы может стать программа «МЫ» (Азбука экологии) автор Кондратьева Н.Н. Суть этой программы позволяет развить у ребенка системное знакомство с миром природы.
Деятельность педагога строится в соответствие с принципом научности. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Раскрыта идея единства человека и природы.
Программа : «Добро пожаловать в экологию» авт .Воронкевич О.А. разработана в соответствии с программой «ДЕТСТВО». «Воздух-невидимка» авт. Рыжова Н.А. рекомендован для детей старшего дошкольного возраста. Это пособие поможет воспитателям познакомить с таким компонентом природы как воздух.
В программах предложен интегрированный подход в экологическом обучении и воспитании детей, что соответствует ФГТ.
9 слайд
Для себя я определила следующую цель:
- познакомить детей с многообразием растительного мира (деревьями, кустарниками, травами, цветами, их особенностями);
- познакомить детей с многообразием животного мира (насекомые, птицы, их особенностями)
- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой;
- воспитывать бережное отношение к природе.
10 слайд.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
- Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.
- Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
11 слайд.
Для реализации данной цели необходимо было создать предметно-развивающую среду:
- Экологическая тропа
- Экологические уголки в группах
Этапы создания и оформления тропинки:
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
12, 13, 13, 14 слайд - Маршрут экологической тропы (карта схема)
Видовые точки:
- Ива плакучая;
- Рябина, цветник;
- Липа;
- Береза;
- Уголок нетронутой природы;
- Огород;
- Кустарники;
- Муравейник;
- Сосна
- Птичий столб (абрикоса);
- Фитоклумба;
15 слайд - общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
16 слайд
Проект может быть использован
- в системе дошкольного образования,
- в системе дополнительного образования дошкольника,
- в индивидуально-домашнем обучении,
- в повышении квалификации специалистов дошкольного и начального обучения
Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую необыкновенность природы, которая незаметна в городской суете.
Почувствовал в груди огонек желания защитить свою родную природу от неразумного обращения с ней.
17 слайд Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АППО СПб, участие в городском методическом семинаре
Развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и физического воспитания 21 февраля 2012 г....
Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"
В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....
Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...
Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»
Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
доклад на районном методическом семинаре "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Материал предназначен для старших воспитателей, воспитателей. специалистов ДОУ....
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Организация методической работы с педагогами образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Интегрированный подход по изготовлению светоотражающих элементов»...