Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»
статья по теме

Лихацкая Евгения Александровна

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО

Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»

на

районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya_k_mo_gotov.doc232.82 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления к МО

Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»

           У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными.
          В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

          Такая деятельность является для ребенка:

- естественным способом освоения окружающего мира;

- понимания своего места в нем, открытия себя;
- способом развития мышления, восприятия, моторики;
- развивает ребенка эмоционально и творчески.

Слайд 2

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Приоритетным направлением в нашем  детском саду является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Формирование творческих способностей дошкольников происходит через использование в образовательном процессе инновационной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

Слайд 3

Художественная  деятельность  выступает  как  ведущий  способ  эстетического  воспитания  и  развития  детей  дошкольного  возраста.

  В  художественном  развитии  дошкольников  центральной  является  способность  к  восприятию  художественного  произведения  и  самостоятельному  созданию  нового  образа (в  рисунке, лепке, аппликации), который  отличается  оригинальностью, вариативностью,  гибкостью, подвижностью.

 Слайд 4

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного воз раста эстетического отношения и ху дожественно-творческих способнос тей в изобразительной деятельности.

Слайд 5

        Основные задачи:

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве дениях искусства) и предметов (явле ний) окружающего мира как эстети ческих объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художествен ными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «язы ком» искусства - средствами художе ственно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индиви дуального художественно-эстетичес кого опыта (эстетической апперцеп ции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объек тов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстети ческого выступает цельный художест венный образ как универсальная ка тегория); интерпретация художест венного образа и содержания, заклю чённого в художественную форму.

5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспект ной и увлекательной активности де тей в художественно-эстетическом ос воении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-кон цепции- творца».

Слайд 6

 В основе программы лежит триединая  составляющая:

     Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.

     Системность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.

     Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебно – методическими, дидактическими, практическими.

Слайд 7

Принципы построения и реализации Программы         «Цветные ладошки»

Данные принципы, обусловленные единством учебно-вос питательного пространства ДОУ:  

  • принцип культуросообразности: пост роение или корректировка универ сального  эстетического  содержанияпрограммы с учетом региональных культурных традиций;
  • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательно го содержания программы с учётом природных и климатических особен ностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и после довательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логи ке «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из вестного к малоизвестному и незна комому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложне ние и расширением от возраста к воз расту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера ху дожественного образования;
  • принцип природосообразности: пос тановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индиви дуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детс кого сообщества (группы детей) в це лом.

Слайд 8

Особенности организации художественно-творческой деятельности:

- интеграции образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы»,   «Коммуникация», «Познание», «Музыка», Художественное творчество».

-   непосредственная образовательная деятельность;

-   самостоятельная деятельность детей;

-   взаимодействие с семьёй детей;

-   привлечение средств художественной литературы.

Слайд 9

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:

  • формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
  • создание развивающей среды для НОД по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
  • ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно прикладного искусства.

Слайд 10

Методы эстетического воспитания:

» метод пробуждения ярких эстетичес ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

 »  метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной    отзывчивости     на прекрасное в окружающем мире;

»метод эстетического убеждения  ;

» метод сенсорного насыщения (без сен сорной основы немыслимо приобще ние детей к художественной культуре);

» метод эстетического выбора («убеж дения красотой»), направленный  на формирование эстетического вкуса;

» метод разнообразной  художествен ной практики;

» метод сотворчества (с педагогом, свер стниками);

» метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель ности;

» метод эвристических и поисковых си туаций.

Слайд 11

Интеграция разных видов изобрази тельного искусства и художественной дея тельности детей на основе принципа взаи мосвязи обобщённых представлений (ин теллектуальный компонент) и обобщён ных способов действий (операциональ ный компонент) обеспечивает оптималь ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Слайд 12

Важным условием детского художествен ного творчества служит эстети ческая среда в детском саду. Работая по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» мы организуем предметно-развивающую среду для детей. Исходя из этого, каждый педагог нашего образовательного учреждения пытается постоянно обновлять ее в своей группе.

  • тематические плакаты для обогаще ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш огород», «Ело вый лес» и пр.);
  • дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
  • незавершённые композиции для выс тавочных коллективных работ по сю жетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
  •  технологические карты по апплика ции, лепке, конструированию из при родного материала для создания деть ми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обуче ния планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос» и т.д.);
  • серия альбомов для детского художе ственного творчества («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»).

Особое внимание уделяем созданию условий для само стоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала. Учитывая, что на формирова ние образа влияют художествен ное слово, музыка, попытаемся обогатить содержание соответ ствующих уголков, изготовляем дидактические игры, пособия, которые используем в предва рительной работе. Подготовили серии репродукций с картин ху дожников, слайды, CD-диски с музыкой, книги для детей об искусстве. Погруже ние их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволя ет прививать им чувство прекрасного.

 Слайд 13

Программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки» позволяет нам осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам, учитывать их желание и интерес .

Использование нетрадиционных техник способствует :

  • интеллектуальному развитию ребенка;
  •   коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  •   развивает уверенность в своих силах;
  •   развивает пространственное мышление;
  •   учит детей свободно выражать свой замысел;
  •   развивает мелкую моторику рук.

 Слайд  14

Непосредственная образовательная деятельность

реализуется через организацию различных видов детской деятельности ,а также их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

 Слайд15

В процессе НОД используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения; беседы, работа с наглядным материалом, использование художественного слова, рассматривание репродукций картин.

Методы и приёмы работы с детьми в младшего дошкольного возраста:

  • Игровой момент;
  • Художественное слово;
  • Показ;
  • Беседа;
  • Задание;
  • Объяснение;
  • Рассматривание;
  • Поощрение;

В старшем дошкольном возрасте используем следующие методы:

  • Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти);
  • Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений;
  • Исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
  • Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
  • Творческие (творческие задания, эскизы)
  • Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  • Репродуктивные (работа по образцам);

Слайд 16

        Несомненно в процессе НОД мы используем элементы здоровьесберегающих технологий  :

  • Тренировочные игры и упражнения, регулирующие силу сжимания пальцев рук. Это способствует более точной координации движений рук.
  • Создаем атмосферу доброжелательности (психологическая комфортность).
  • Поскольку   изодеятельность   связана  с  глубокими  эмоциональными
  • переживаниями детей, регулируя дозировку психической и физической нагрузки, для высвобождения эмоций, включаем в НОД психогимнастику, психологические этюды. Для  преодоления внутреннего напряжения использую  релаксацию.
  • Формируя умения согласовывать речь и движения, использую физминутки.
  • Для профилактики заболеваний глаз используем зрительную гимнастику.
  • Дыхательная гимнастика нужна нашим детям для выработки речевого

дыхания.

Слайд 17

В каждой возра стной группе проходит НОД по рисованию, лепке и апплика ции в течении всего учебного года

В младшем дошкольном возрасте НОД чаще проходит по подгруппам, а в старшем возрасте как коллективная, так и индивидуальная НОД.

В процессе НОД дошкольники:

  •  Узнают много об окружающем мире, так как НОД проходят в определенной теме. Например, «Подводный мир», «Космос», «Времена года» и т.д.
  •  Знакомятся с народными промыслами.
  •  Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы. Например, рисовать красками, использовать пластилин, элементы аппликации.
  •  Учатся рисовать кистью, палочками, губкой, пальчиками, ладошками и т.д.
  •  Используют в работе разные дополнительные материалы: скорлупки орехов, стружку, разные крупы, бисер, паетки и т.д.

В процессе работы сложилась определенная структура НОД. Первый этап — начало НОД. Ее цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый   «художник» сам пробует представить, понять собственное  отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе.  Наше участие, как педагогов, состоит в том, что бы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой   вариант.

Слайд 18

В  помощь  детям  предлагаем  различные  схемы-подсказки, которые помогают легче усвоить последовательность работы.

Слайд 19

Дети самостоятельно создают сюжетные композиции, а затрудняющимся детям оказывается индивидуальная помощь.

Заключительный этап — анализ работ. Здесь важно уме ние выразительно описать образ, передать настроение и собствен ное отношение к изображаемо му. Мы создаем условия для развития навыков общения: совместно выполненное  изображение обычно способствовало возникновению оживлённых диалогов детей, активно используем в своей практике приём обыгрывания сюжета рисунка, который сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым побуждая детей к активному речевому диалогу.  Такой метод анализа позволяет заинтересовать детей, способствует желанию общаться, находясь в роли настоящих художников, что особенно ценно для детей со сниженной речевой активности.

 Мы всегда помним, что в искус стве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности: нет жестких ра мок, которым обязательно нуж но соответствовать. Каждый раз мы стараемся избегать всякой кате горичности, понимая, что резуль татом всегда может быть мно жество разных  и  одинаково удачных решений. Именно по этому прямую оценку мы заменили похвалой, поддержкой, обсужде нием. Учим детей оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении.

Слайд20

Вашему вниманию мы хотим представить некоторые виды изобразительной деятельности, которые мы реализуем в ходе НОД

Рисование  по представлению «Храбрый  петушок»

 Слайд 21

Аппликация-мозаика  с  элементами  рисования «Тучи  по  небу  бежали»

Рисование красками  по  мотивам  литературного  произведения «Мышь  и  воробей»

Слайд 22

Рисование  цветными  карандашами  по  замыслу «Кто-кто  в  рукавичке  живёт» (по  мотивам  сказки «Рукавичка»)

Рисование  декоративное   по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры»

Слайд 23

Рисование по замыслу «Веселый клоун» с передачей мимики и движения

Рисование  декоративное  «Роспись посуды»

Слайд 24

Рисование по представлению «Мы с мамой улыбаемся парный портрет»  (анфас)

Слайд 25

Рисование сюжетное «Лиса -кумушка»

Нетрадиционное рисование «Дед мороз» (работа с солью)

Аппликация  по  мотивам  русской  народной  сказки «Заюшкина  избушка» «Избушка  ледяная  и  лубяная»

Слайд 26

Аппликация  с  элементами  рисования:  «Воробьи  в  лужах»,«Мышонок-моряк»

Слайд 27

Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика) «Тихо ночь ложиться на вершины гор»

В ходе обучения не все дети сразу могут хорошо рисовать. И чтобы они смогли лучше раскрыть художественный образ, мы предлагаем им использовать вместо кисточки различные материалы ватные палочки, губка, трафареты. Одновременно с красками дети могут применять аппликацию, разбрызгивать капли краски по бумаге и просто обводить свои ладошки – получится дерево или голубь.

Аппликация с элементами рисования «Белые медведи любуются северным сиянием»

Воспитанники подготовительной группы рисовали Северный Полюс. Прежде чем приступить к созданию рисунка, дети вместе с педагогом вспомнили, что собой он представляет, какие там животные и природные явления. Познавательным для детей стало рассматривание северных широт нашей страны на иллюстрациях. Для более яркого восприятия было прочитано стихотворение о зиме, а дети постарались передать голосом, как завывает вьюга. Поговорили о северном сиянии. Дети его сравнили с радугой, салютом и закатом. А еще на каждый стол кроме карандашей  были положены клей, ножницы и мелко-нарезанная бумага. По просьбе педагога  каждый ребенок  обдумал, как все это можно использовать в своей работе. Фантазии детям не занимать: одни вырезали из бумаги звездочки и «усыпали» ими «небо», другие применили их для создания северного сияния.

 

Слайд 28

Декоративное  рисование по видам росписей.

Лепка  рельефная  декоративная «Цветы-сердечки».

Слайд 29

Лепка  с элементами  конструирования «По  реке  плывёт  кораблик» , «Вертолеты»

Детям очень нравится лепить из яркого пластилина, глины теста — ведь это весело и интересно! Можно создавать забавные фигурки и поделки, играть с ними, дарить друзьям и близким, украшать ими новогоднюю елку или устроить представление! Благодаря этому мы  развиваем их самостоятельное мышление, мелкую моторику рук, раскрыть внутренний мир и творческие способности.

Слайд 30

Диагностика Рисование

Рисование

Младший возраст

Исходная

43

45

47

Итоговая

81

85

Слайд 31 Диагностика Аппликация

Аппликация

Младший возраст

Исходная

45

45

47

Итоговая

83

87

Слайд 32Диагностика Лепка

Лепка

Младший возраст

Исходная

41

45

47

Итоговая

81

87

Рисование

Старший возраст

Исходная

45

47

48

Итоговая

81

85

Аппликация

Старший возраст

Исходная

45

47

48

Итоговая

81

85

Лепка

Старший возраст

Исходная

47

49

48

Итоговая

82

87

Отслеживая результаты творчества детей, мы видим только положительную динамику.

Слайд 33

По результатам освоения программы «Цветные ладошки» :

  • Повышается  интерес  детей  к  художественно-творческой    деятельности
  • Дети  умеют  планировать  свою  изобразительную деятельность: задумывать  образ, подбирать  материалы  и  инструменты, выполнять  последовательные изобразительные  действия  для  получения  результата.
  • Свои  знания  и  умения  дети  переносят  в самостоятельную  деятельность  в  группе  и  дома.
  • Довольно качественно  повысились  технические  и  изобразительные  навыки  у  всех  детей.
  • Дети умеют  сочетать  в  работах  разные  способы, приёмы  и  материалы.
  • Дети  становятся более самостоятельными, инициативными, информированными, любознательными.

Слайд 34

Успешность  художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным положительным результатам.  Все это придает нам уверенности в правильности выбора данной программы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания"

КонсультацияСовместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей как основа художественно — эстетического воспитания.Художественно — эстетическое развитие предпологает развит...

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

Консультация Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей как основа художественно — эстетического воспитания.

Художественно — эстетическое развитие предпологает развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (, мира природы; становление эстетического отно...

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности как результат успешного взаимодействия педагогов детского сада.

В статье показан опыт работы по заимодействию воспитателей и специалисто (музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога) по области художественно-эстетическое развитие...

Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания

Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания...